Научная статья на тему 'Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг'

Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева И.А.

В сфере жилищно-коммунальных услуг ценообразование и тарифное регулирование выступают как базовые элементы трансформируемого финансового механизма отрасли. Это связано с тем, что, с одной стороны, перевод сферы ЖКХ на самофинансирование влияет на усиление обеспечивающей функции тарифов, с другой стороны, социальная значимость услуг определяет, сохранение их регулируемого характера. В то же время с особой остротой проявляется необходимость повышения стимулирующей роли тарифного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of pricing and tariff regulation in the financial mechanism of the housing and communal services

In the area of housing and communal services pricing and tariff regulation act as the basic elements for transformation of financial mechanism of this industry. This is due to the fact that, on the one hand, the transformation of the sphere of housing and communal services to self-financing affects the tariff providing function, on the other hand, the social significance of services determines the preservation of their regulated nature. At the same time, with particular urgency manifested the need to enhance the stimulative role of tariff regulation.

Текст научной работы на тему «Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг»

тарифное регулирование

в жкх

роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме

сферы жилищно-коммунальных услуг

__Аннотация

В сфере жилищно-коммунальных услуг ценообразование и тарифное регулирование выступают как базовые элементы трансформируемого финансового механизма отрасли. Это связано с тем, что, с одной стороны, перевод сферы ЖКХ на самофинансирование влияет на усиление обеспечивающей функции тарифов, с другой стороны, социальная значимость услуг определяет сохранение их регулируемого характера. В то же время с особой остротой проявляется необходимость повышения стимулирующей роли тарифного регулирования.

Болдырева И.А.

канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Ростовской академии сервиса Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса inbold@rambler.ru

Создание стабильных финансовых условий функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг невозможно без формирования адекватной тарифной политики и решения, тесно связанных с ней проблем ценообразования. Ценовой компонент - неотъемлемый атрибут практической реализации финансов хозяйствующих субъектов. Цена и ценовые соотношения задают основные контуры не только обмена, но и денежного распределения в экономике государства, предприятий, фирм, компаний [1, С.91].

Финансовый механизм может предусматривать и обеспечивать регулирование ценовых соотношений, либо в принципе отвергать целесообразность такого регулирования. В финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг ценообразование и тарифная политика воплощают одновременно обеспечивающую и регулирующую функции.

Деформация ценообразования на услуги предприятий ЖКХ

В советский период величина цены (тарифа) предоставляемых жилищно-коммунальных услуг носила чисто условный характер. Термин «квартплата» был введен в СССР в 1928 году, предусматривал покрытие затрат за пользование жилыми помещениями и включал расходы по техническому обслуживанию домовладения. В 1928 году величина квартплаты для населения составляла 13,2 коп. за 1 кв.м. общей площади жилья и не пересматривалась до 1992 года, что требовало значительных государственных ассигнований. Стоимость жилищно-коммунальных услуг рассматривалась как инструмент определения размера государственных дотаций на содержание предприятий ЖКХ. При этом величина платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по установленным тарифам не играла практически никакой роли в финансовом обеспечении предприятий отрасли.

В 1993-2004 годах в процессе перевода сферы ЖКХ на самофинансирование и увеличения доли платежей населения, цена на жилищно-коммунальные услуги стала выступать своего рода «разменной монетой» в тарифной политике местных органов самоуправления. В условиях сохранявшегося бюджетного дотирования процедура утверждения экономически-обоснованных тарифов (ЭОТ) и тарифов для оплаты населением носила ярко выраженный политизированный характер, приводивший к тому, что тарифы, зачастую, устанавливались на уровне, не позволявшем предприятиям ЖКХ покрывать свои издержки, что становилось причиной образования у них «плановых» убытков.

Рассматривая, цену (тариф) на жилищно-коммунальные услуги в качестве основной их характеристики как экономического блага, А.В. Ермишина отмечает, что «регулируемый тариф на ЖКУ оказывается результатом трехстороннего договора между органами регулирования, используемыми в реализации политических интересов власть держащих, регулируемыми

Ключевые слова

сфера жилищно-коммунальных услуг; тарифное регулирование

Keywords:

sphere of housing and communal services; tariff regulation

фирмами и потребителями» [2, С.92]. По мнению специалистов Бюро экономического анализа «...сложившаяся деформация ценообразования на услуги предприятий ЖКХ тормозит развитие всей экономики» [3, С.10].

в финансовом

механизме

сферы жилищно-

коммунальных услуг ценообразование

и тарифная

политика

воплощают

одновременно

обеспечивающую

и регулирующую

функции

Недостатки затратного метода ценообразования в сфере ЖКХ

Одним из главных недостатков ценообразования в сфере ЖКХ признается его затратная основа. Формирование тарифов на услуги осуществляется либо на основе фактически сложившихся затрат, либо на основе нормативно-расчетной себестоимости. Использование нормативов при определении себестоимости приводит к несоответствию уровня тарифов реальной картине финансовых потребностей предприятия. Это связано с тем, что применяемые отраслевые нормативы материальных и трудовых затрат по большей части являются устаревшими и не учитывают требований аучно-технического прогресса, природно-климатических, градостроительных особенностей территорий и тем более не могут учитывать специфики деятельности отдельного предприятия. В то же время фактические затраты могут отражать несоответствующее требованиям качество предоставления услуг, например, в случае невыполнения в необходимом объеме ремонта основных средств и оборудования, применения устаревшей технологии и т.д.

Сложившиеся затратные тенденции в ценообразовании на услуги ЖКХ до недавнего времени усугублялись использовавшимся способом включения прибыли в тарифы. Определение прибыли путем умножения затрат на нормативный процент рентабельности, означало, что снижение издержек приведет к уменьшению абсолютной величины прибыли коммунального предприятия, то есть к изъятию экономии затрат регулирующим органом. Как следствие, такой подход являлся одной из причин незаинтересованности предприятий ЖКХ в снижении текущих издержек. По этой же причине сфера ЖКХ долгое время оставались непри-

влекательной в плане инвестиций. Поскольку нормативный процент рентабельности в большинстве случаев устанавливался произвольно, тариф не учитывал реальные потребности предприятия в прибыли для финансирования инвестиций в основные средства.

Современные тенденции тарифного регулирования

Анализ нормативно-правовой базы, определяющей процесс ценообразования и тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на современном этапе, позволяет обозначить следующие тенденции тарифного регулирования:

1) достижение полной платности жилищно-коммунальных услуг для потребителей с одновременной ликвидацией перекрестного субсидирования между группами потребителей (население и коммерческие потребители);

2) обеспечение баланса интересов субъектов формирующегося рынка жилищно-коммунальных услуг (потребителей, предприятий и организаций сферы ЖКХ, государства в лице органов местного самоуправления);

3) ориентация на рыночное саморегулирование в ценообразовании на услуги по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту в жилищной сфере (в первую очередь в сегменте, где созданы ТСЖ);

4) сохранение государственного регулирования цен (тарифов) в коммунальной сфере при изменении методических подходов к процессу ценообразования и тарифного регулирования за счет возможности применения методов: установления фиксированных тарифов, установления предельных тарифов, индексации установленных тарифов;

5) применение надбавок к тарифам и тарифов на подключение в коммунальной сфере, предполагающее обеспечение (частичное или полное) финансовых потребностей организаций, необходимых для реализации инвестиционных программ.

Рассматривая функциональное значение цен (тарифов) в финансовом механизме сферы

в 1928 году величина квартплаты для населения составляла 13,2 коп. за 1 кв.м. общей площади жилья

и не пересматривалась до 1992 года

ЖКХ, необходимо отметить их стимулирующую роль.

В этой связи следует признать, что современная модель ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ не достаточно полно учитывает реализацию таких основополагающих принципов как:

1) стимулирование снижения издержек коммунальных предприятий и повышения экономической эффективности производства услуг за счет применение энергосберегающих технологий, оптимизации организации производства и структуры управления;

2) создание условий для привлечения частных инвестиций в целях модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры;

3) обеспечение доступности, прозрачности и полноты информации о формировании тарифов и надбавок для различных групп потребителей.

_формирование

тарифов на услуги _осуществляется

либо на основе

фактически

сложившихся

затрат,

либо на основе

нормативно-

.расчетной

себестоимости

люсы среднесрочных тарифов

В рамках государственного регулирования задача стимулирования поставщиков коммунальных услуг к экономии затрат может решаться посредством установления фиксированных тарифов и применения среднесрочных тарифных планов. Установление среднесрочных тарифов представляется целесообразным с позиции рассмотрения изменения поведения и интересов субъектов коммунальной сферы.

С позиции проявления интереса к коммунальной сфере частного бизнеса среднесрочные тарифные планы позволяют:

- обеспечить прогнозируемость доходов частного поставщика услуг на среднесрочную перспективу, что создаст стимул к оперативному определению направлений снижения производственных и управленческих издержек (внедрение новых энергоресурсосберегающих технологий, реорганизация и оптимизация структуры управления предприятием и т.д.);

- уменьшить риски потерь, связанные с пересмотром тарифов и изъятием экономии на издержках регулирующим органом (при усло-

вии индексации тарифов в части изменения цен на энергоносители).

В случае привлечения частных компаний к эксплуатации и инвестированию коммунальных объектов методика определения тарифов может согласовываться между частной компанией и органами местного самоуправления в рамках действующих нормативно-правовых актов в области ценообразования и тарифного регулирования коммунальной сферы. При этом методика определения тарифов должна обеспечивать достижение следующих основных критериев:

1) полной компенсации экономически-обоснованных затрат частной компании;

2) возможности частной компании вовремя погашать любую текущую задолженность и формировать резерв денежных средств для поддержания ликвидности;

3) возможности получения акционерами справедливой доходности на вложенные собственные средства и прибыли, возникающей в результате повышения эффективности и снижения издержек частной компании в процессе эксплуатации коммунальных систем.

Литература

1. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. - М.: Книжный мир, 2005. -617 с.

2. Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - Т.2. -№ 4. - С.87- 95.

3. О ситуации в жилищно-коммунальной сфере / под ред. А.Е Шаститко // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. - 2002. - № 31. - 24 с.

Boldyreva I.A. _

Cand. of Econ. Sci, assistant professor of«Finance and credit» Department, _

Rostov Academy of Service of South-Russian State University

of Economics and Service _

Tariff regulation of housing and communal services _

The role and place of pricing and tariff regulation in the financial _

mechanism of the housing and communal services _

_Annotation _

In the area of housing and communal services pricing and tariff regulation _

act as the basic elements for transformation offinancial mechanism of this _

industry. This is due to the fact that, on the one hand, the transformation _

of the sphere of housing and communal services to self-financing affects the _

tariff providing function, on the other hand, the social significance of services _

determines the preservation of their regulated nature. At the same time, with _

particular urgency manifested the need to enhance the stimulative role of _

tariff regulation. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.