Научная статья на тему 'Методологические основы формирования оптимальной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Методологические основы формирования оптимальной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамаев Мурат Майранович

Затронуты вопросы осуществления сбалансированной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рассмотрены проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также процедура и этапы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of formation of an optimum tariff policy in housing and communal services

Questions of realization of the balanced tariff policy in housing and communal services are mentioned. Pricing problems in housing and communal services, and also procedure and stages of formation of tariffs for housing-and-municipal services are considered.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования оптимальной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве»

^КамаеВ Мурат Майра/нюВич

Методологические осноВы формирования оптимальной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве

о рр

Си И

к

о

1=3 <<

к

ад к

г

о к о

ад

Затронуты вопросы осуществления сбалансированной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рассмотрены проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также процедура и этапы формирования тарифов на жилищ-

Тарифная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, ценообразование.

Я илищно-коммунального хозяйство (ЖКХ) является одной из важ-

/ \ЁШ нейших сфер современной социально-экономической системы, в

которой формируются многие параметры качества жизни населе-Ш ш ■ У ния и экономического потенциала территориальных подсистем государства, во многом определяющие инвестиционную привлекательность последних. Однако долгие годы реформирования российского ЖКХ не привели к повышению эффективности его функционирования [1-5]. В нем не завершено формирование рыночных отношений, остается неэффективной система управления, признаками чего служит неудовлетворительное финансовое положение отрасли, порождаемое высокими производственными затратами, отсутствием серьезных стимулов для снижения издержек и внедрения принципов конкурентного рынка.

Неприемлемо высокий уровень физического и морального износа инженерной инфраструктуры этой сферы влечет за собой непроизводительные потери энергии, воды и других видов материальных ресурсов, рост неудовлетворенности потребителей качеством получаемых услуг, параметры которых все больше отстают от потребностей современного цивилизованного общества. Такая ситуация входит в противоречие с объективными причинами увеличения цен на жилищно-коммунальные услуги, что происходит на фоне социальных проблем, вызываемых опережением темпа роста издержек содержания жилищно-коммунального хозяйства над увеличением общих доходов большинства категорий населения страны.

Со значительными препятствиями сталкивается реализация предложенного обществу направления формирования конкурентной среды в сфере ЖКХ как важнейшего инструмента снижения общественных издержек и повышения эффективности использования финансовых ресурсов [2]. Несмотря на объективно присущие отрасли преимущества объекта инвестиций, именно это направление реформ не вызывает существенного интереса со стороны частных инвесторов, без включения которых в процесс формирования нового финансового механизма не представляется возможной институциональная перестройка этого сектора экономики.

-г/ . -1.-Н '.имн-II-НА-, ri.i4j.ri;

пг н-гч1.-ш.-не

|и,-.|ь--г« — / - таг- .,_1

ГТрч'ч'ККЫ ЦДОЁГртШАШСЧН З-УКХ

К.

У

1:11г; : 4.-1--Н1-

нишни цк*УЬД; ; и

[а^^гычг'м.м^

(■1-; I и-.-нЧм.-.1 ■

■ГЫ- ЬУ-н^-нг :н.1 |мч н! 1..К-Ш. IгI!-■ г

4 идпиУл

Рис. 1. Основные причины недостаточности капитальных вложений в жилищно-коммунальное хозяйство

г

Совершенствование ценообразования и определение рациональной тарифной политики в ЖКХ - одна из ключевых задач, которую необходимо решить в процессе осуществления экономических преобразований. Сегодняшнее понимание тарифа - компромисс между финансовыми возможностями потребителей и необходимостью поддержания производства в рабочем состоянии, его дальнейшего технического развития. Однако на практике формирование оптимальной тарифной политики сводится к простейшему суммированию затрат на производство той или иной услуги для потребителя и имеет своим следствием отсутствие серьезного инвестирования в жилищно-коммунальный сектор (ЖКС). Последнее не дает возможности осуществлять техническое перевооружение и модернизацию ЖКХ, снижать издержки и производить качественные услуг. Можно обозначить следующие проблемы тарифной политики, характерные для большинства муниципальных образований:

1. Затратный метод формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), в основе которого лежат фактические затраты без их анализа и корректировки, а также без учета задач по повышению качества и надежности предоставляемых услуг, развитию и модернизации объектов ЖКХ.

2. Заниженный уровень платежей населения за ЖКУ не отражает объективно необходимую цену, так как нарушено соотношение между нормативами потребления (они в основном значительно завышены) и тарифами (они занижены).

3. Имеет место неадекватное финансирование текущей деятельности и развития предприятий ЖКХ.

4. Отсутствие или низкий уровень инвестиционной составляющей в тарифе не обеспечивает условий для восстановления и развития предприятий.

5. На предприятиях не формируется ремонтный фонд, позволяющий в достаточной степени аккумулировать средства, необходимые для поддержания инфраструктуры в состоянии, обеспечивающем надлежащий уровень надежности и качества предоставляемых услуг.

6. Учитываемая при расчете амортизация, включаемая в тариф, является причиной недостатка средств на восстановление основных фондов или ведет к завышению уровня тарифа, так как стоимость основных фондов не соответствует рыночной.

7. Имеет место бюджетное недофинансирование относительно завышенных и не анализируемых потребностей предприятий.

8. Отсутствие понимания при формировании и применении оптимальной тарифной политики как экономической категории, используемой для определения уровня оплаты ЖКУ, финансовой потребности предприятий, размера бюджетных ассигнований, приводит к существенному искажению при расчете этих показателей.

9. Отсутствует практика расчета необходимой прибыли (установление предельного уровня рентабельности), что отрицательно сказывается на обеспечении реальных потребностей предприятий в прибыли в целях реализации мер по развитию и модернизации производства.

10. 10. Имеет место нерациональное соотношение нормативов потребления, установленных тарифов и реальных платежей населения.

11. Тариф не отражает цену товара (потребляемого ресурса - воды, тепловой и электрической энергии, газа) и цену услуги (работы предприятий по поддержанию надежности основных фондов, их замене и модернизации, а также доставке ресурса потребителю).

12. Практикуется формирование и утверждение тарифов отдельно для различных категорий потребителей (населения, бюджетофинансируемых предприятий и прочих потребителей), что приводит к перекрестному субсидированию.

13. Отсутствует четкая регламентация прозрачной и официально признанной сторонами процедуры согласования, утверждения и пересмотра тарифов, т.е. «формулы цены» (когда они должны оставаться стабильными и при каких условиях изменяться).

14. Существующие условия формирования тарифов не обеспечивают сбалансированности требований к надежности и качеству услуг с реальными финансовыми возможностями территории (платежеспособность потребителей и возможности бюджета).

15. Наличие избыточных в ряде случаев производственных мощностей приводит в условиях применения затратного метода формирования тарифов к их необоснованному росту.

16. Наблюдаются сверхнормативные потери материального носителя услуги из-за переиз-

О ¡□С

О ^

К

^

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

носа основных фондов и невыполнения рационального масштаба их ежегодной замены.

17. Отсутствие приборов учета материального носителя услуги на стадии производства, транспортировки и реализации не позволяет определять уровень нерациональных потерь.

18. Отсутствие раздельного учета затрат на отопление и горячее водоснабжение приводит к перераспределению затрат в сторону их увеличения на отопление.

19. Низкая ценовая чувствительность тарифов на некоторые виды ЖКУ приводит к тому, что суммарный платеж для населения по завышенным нормативам не вызывает серьезных возражений с их стороны и способствует нерациональному потреблению ресурсов и списанию сверхнормативных потерь предприятия на потребителя.

Таким образом, действующая система формирования тарифов на ЖКУ, ориентированная на экстраполяцию сложившегося уровня затрат, должна быть переориентирована на обеспечение достаточного уровня финансирования предприятий ЖКХ. При этом необходимо учитывать, что процесс установления тарифов затрагивает интересы многих сторон (муниципалитета как собственника имущества и регулирующего органа, предприятий ЖКХ, потребителей, инвесторов и др.). В связи с этим он должен заключаться в поиске компромисса между объективными финансовыми потребностями предприятий ЖКХ - исполнителей услуг, платежеспособным спросом потребителей и возможностями бюджета МО.

В условиях преобладания нормативно-затратного метода финансирования ЖКХ низкие цены на многие виды КУ населению удавалось поддерживать за счет повышенных тарифов для промышленных потребителей, которые превышали экономически обоснованные тарифы в 3 раза и более [2].

В настоящее время установление цен на ЖКУ, находящееся в совместном ведении субъектов Федерации и МО, производится на основе затрат, необходимых для производства и реализации услуг в соответствии с требуемым уровнем качества и надежности, с учетом прибыли, обеспечивающей рентабельную работу подрядных организаций всех форм собственности, функционирующих в этом секторе экономики. Расчет плановых затрат при определении экономически обоснованных тарифов на ЖКУ должен осуществляться на основе нормативной базы. Затраты, включаемые в себестоимость услуг, должны иметь предельно допустимые нормы расходов по следующим статьям: издержки на ремонт и эксплуатацию, управление, налоговые платежи, страхование, амортизационные отчисления и др. Следовательно, необходимо проводить жесткую линию на снижение затрат при предоставлении услуг предприятиями ЖКХ. Планирование расходов следует осуществлять на основе данных исполнения смет за предшествующий период с документальной проверкой статей затрат, сопоставления их уровня с ресурсными и материальными нормативами. Важным звеном проводимых в ЖКХ преобразований при переходе на полную систему оплаты жилого помещения и КУ является осуществление мер по энергосбережению как экономической основе снижения издержек производителей КУ [3].

С целью стимулирования ресурсосбережения необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Разработать и утвердить постановлением ОМС двухуровневую систему нормативов потребления услуг:

- минимальные социальные стандарты (нормативы) потребления услуг, т.е. нормативы, характеризующие минимально необходимый и достаточный для поддержания жизнедеятельности объем потребления КУ, который должен быть реально обеспечен всем гражданам за счет личных средств и целевых субсидий малоимущим. Исходя из этих нормативов предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и КУ. Использование завышенных нормативов (по сравнению с минимально необходимыми объемами потребления КУ) ведет к увеличению расхода бюджетных средств на выплату субсидий;

- среднестатистические нормативы, которые используются для расчета платежей за услуги и устанавливаются путем анализа показаний приборов учета, а также контрольных замеров на домах, не имеющих таковых.

2. Обеспечить контроль объемов производства и потребления ресурсов на всех технологических этапах, что требует установки приборов учета как в диктующих точках сетей водо-, тепло- и газоснабжения, так и на домовых вводах. На первом этапе может быть рекомендована установка

г

приборов учета на наиболее ресурсоемких объектах (20-25% от общего количества).

3. С целью стимулирования повышения заинтересованности граждан, проживающих в многоквартирных домах, в экономном расходовании воды и установке приборов в собственных квартирах можно рекомендовать установить их на домовых вводах и в квартирах малообеспеченных семей за счет бюджетных средств, фондов ресурсосбережения. Затем объем потребления воды по показанию домового счетчика за вычетом объема воды, расходуемого теми гражданами, в квартирах которых установлены приборы учета, распределить между остальными гражданами, проживающими в доме.

4. При определении объемов производства КУ следует также учитывать прогнозную оценку сокращения потерь материального носителя услуги в процессе его производства и доведения (транспортировки) до потребителя за счет мероприятий по совершенствованию технологии, замене изношенных фондов и т.д.

5. Перейти к безусловному расчету с потребителями услуг, в домах или квартирах которых установлены приборы учета, по показаниям приборов, а не по нормативам потребления услуг.

С этой целью необходимо утвердить постановлением администрации субъекта Методику по расчету платежей за ЖКУ при комбинированной системе учета по приборам и нормативам.

Кроме упоминавшихся мероприятий по энергоресурсосбережению, весьма эффективным средством снижения (точнее, оптимизации) величины тарифов является аудит последних. С точки зрения экспертов, необходимо изменить процедуру утверждения тарифа (цены) на услуги жилищно-коммунальных предприятий, особенно если они являются естественными (локальными) монополистами и не испытывают конкурсного давления. По данным Росстата, тарифы на содержание жилья по МО могут различаться в ту или иную сторону до 30 (!) раз. Это означает, что существуют значительные резервы в плане снижения стоимости единицы услуги в процессе конкурсных торгов на текущее обслуживание и проведение капитальных ремонтов жилья, а также при корректировке составляющих затрат без изменения качества производимых услуг.

Тарифы должны иметь в своей структуре элементы, способные поддерживать условия самоокупаемости, развития и прибыльности хозяйствующего субъекта. С этой целью предприятия ЖКХ постоянно должны изыскивать пути снижения стоимости и повышения качества услуг ЖКХ и обеспечивать их реализацию за счет проведения комплекса мероприятий. Действующая система формирования тарифов на ЖКУ, ориентированная на сложившийся уровень затрат, должна быть переориентирована на обеспечение достаточного уровня финансирования коммунальных предприятий. Новый подход к ценообразованию в сочетании с совершенствованием организации оплаты КУ предусматривает как решение задач повышения надежности и устойчивости систем инженерной инфраструктуры, так и стимулирование реализации ресурсосберегающих мер жилищно-коммунальными предприятиями и потребителями услуг (в частности, перехода к приборному учету).

Анализ показал, что основными причинами повышения цен и тарифов на ЖКУ являются рост цен на энергоносители, регулируемых на федеральном рынке: стоимости электроэнергии на федеральном оптовом рынке, оптовых цен на природный газ; включение в состав затрат при формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию инвестиционной составляющей, направленной на модернизацию основных фондов предприятий; повышение цен на нерегулируемом рынке товаров и услуг: бензин, дизельное топливо, технологические и строительные материалы, реагенты; увеличение ПМ и приведение системы оплаты труда в организациях ЖКХ в соответствие с отраслевым тарифным соглашением; изменение налогового законодательства, связанное с увеличением налоговых платежей и сборов, включаемых в тарифы (НДС, водный налог, налог за сброс сточных вод и др.) в бюджеты всех уровней. В целях проведения сбалансированной тарифной политики в условиях перехода на 100%-ную оплату ЖКУ, повышения обоснованности принимаемых на местах решений и сокращения непроизводительных и сверхнормативных затрат, включаемых в цены и тарифы на услуги ЖКХ, необходимо:

- проводить комплексно экспертизы и аудиты тарифов на ЖКУ с анализом результатов проверок;

- РЭК и другим регулирующим органам региона и ОМС проводить согласованную политику изменения тарифов на энергоносители, ЖКУ с учетом возможностей бюджетного финан-

О

из

о ^

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

л 1

о •<

ей К

сирования, направленного на обеспечение социальной защиты граждан;

- проводить тарифную политику в непосредственной увязке с политикой по установлению реально получаемых потребителями объемов (норм) этих услуг;

- осуществлять постоянный мониторинг соблюдения федеральных и региональных стандартов оплаты жилого помещения и КУ.

Последовательное и повсеместное осуществление мер по организации социальной защиты населения, проведению сбалансированной тарифной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволит нормализовать финансовое положение этой социально значимой сферы, улучшить ее работу по обслуживанию населения и других потребителей, существенно сократить бюджетные расходы, что будет способствовать оздоровлению национальной экономики в целом.

Литература

[1] Основы энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере / Под общ. ред. проф. Л.Н. Чернышова. -Иркутск, 2008.

[2] Казаков В.В. Вопросы осуществления сбалансированной тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика. - 2009. - №5. - С. 34-45.

[3] Гусев А.Б. Тарифная политика и инвестиционные стратегии предприятий ЖКХ // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №4.

[4] Гусев А.Б. Технологическая модернизация жилищно-коммунального хозяйства / Альманах "Наука. Инновации. Образование". - М.: Знак, 2008. - Вып. 4.

[5] Леванович И.В. Методологические основы формирования финансового механизма тарифной политики в сфере ЖКХ // Вестник ОГУ. - 2008. - №10.

К

I—,

О

ас к

о ас о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.