Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ВЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / СТЕРЖНЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА / СТРУКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ECOLOGICAL-ECONOMIC CULTURE / ECOLOGICAL-ECONOMIC CONSCIOUSNESS OF THE INDIVIDUAL / RATIONAL BEHAVIOR / RATIONAL THINKING / OVERCOMING STEREOTYPES / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC RESOURCES / HIERARCHY OF VALUES / IDEOLOGICAL VECTOR / ECONOMIC PLATFORM / CORE CONCEPTS / REFORM OF THE ECONOMIC STRUCTURE / STRUCTURAL CONCEPT OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / NATURAL-RESOURCE POTENTIAL / URBANIZED TERRITORIES / ADJACENT TERRITORIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пачикова Людмила Петровна, Власова Екатерина Яковлевна

В данной статье рассматриваются вопросы эколого-экономического воспитания человека, необходимость формирования рационального мышления и поведения как каждого гражданина, вступающего в реальную социально-производственную среду, так и специалиста, ответственного за принятие грамотных управленческих решений в обеспечении социально-эколого-экономической безопасности жизнедеятельности территорий. В рыночной экономической системе ситуация меняется быстро и резко, и от всех экономических агентов, будь то физическое или юридическое лицо, требуется умение преодоления стереотипов, скорости отбора необходимой информации и обеспечения нового состава надежных партнеров. Особенно это важно, когда во внешней политической обстановке происходят кардинальные перемены, в значительной степени влияющие на результаты использования ресурсов и структуру международных экономических связей, требующих изменения производственного и экономического ландшафта. В процессе формирования сознания и самосознания личности в общественной системе в целом и хозяйственной деятельности в частности необходимо рассматривать то пространство, в котором общество определяет последующие векторы своего развития: социальное, экологическое, экономическое, геополитическое. Пространственный подход необходимо учитывать особенно при понимании комплексного характера использования ресурсов и новых современных вызовов к формированию рационального мышления личности в определяемом пространстве. Изучая разнозначность, но в то же время взаимообусловленность пространств жизнедеятельности, авторы выделяют понятие экологического и экономического пространства как условия рационального подхода к комплексному использованию и воспроизводству ресурсного потенциала территории. Одним из определяющих методов формирования рационального мышления зрелой, гармонично сориентированной на эколого-экономические пропорции личности при принятии хозяйственных решений в управлении природно-хозяйственными комплексами различного территориального и ресурсного масштаба в статье предлагается рассмотретьструктурный подход и разработку структурной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пачикова Людмила Петровна, Власова Екатерина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC CONSCIOUSNESS OF PERSONALITY

This article discusses the issues of environmental and economic education of a person, the need to form rational thinking and behavior of both every citizen entering the real social and production environment, and the specialist responsible for making competent management decisions in ensuring the socio-ecological and economic safety of life on the urban territories. In a market economic system, the situation changes quickly and dramatically, and all economic agents, whether an individual or a legal entity, are required to be able to overcome stereotypes, quickly select the necessary information, and provide a new set of reliable partners. This is especially important when the external political situation changes dramatically, significantly affecting the results of resource use and the structure of international economic relations, requiring changes in the production and economic landscape.In the process of forming the consciousness and self-awareness of an individual in the social system as a whole and in economic activity in particular, it is necessary to consider the space in which society determines the subsequent vectors of its development: social, environmental, economic, geopolitical. The spatial approach must be taken into account especially when understanding the complex nature of the use of resources and new modern challenges to the formation of rational thinking of the individual in a defined space. Studying the diversity, but at the same time the interdependence of spaces of life, the authors highlight the concept of ecological and economic spaces as conditions for rational approaches to the integrated use and reproduction of the resource potential of the territory. One of the defining methods for the formation of rational thinking of a mature, harmoniously oriented individual on ecological and economic proportions when making economic decisions in the management of natural-economic complexes of various territorial and resource scales, the article proposes to consider the structural approach and the development of a structural concept.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

ПАЧИКОВА Людмила Петровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой права, экономики и методики их преподавания, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

ВЛАСОВА Екатерина Яковлевна

доктор экономических наук, профессор кафедры права, экономики и методики их преподавания, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III мм мм мим

УДК 332 1 статья поступила 15.04.2024

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2024_02_108

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

FORMATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC CONSCIOUSNESS

OF PERSONALITY

В данной статье рассматриваются вопросы эколого-экономического воспитания человека, необходимость формирования рационального мышления и поведения как каждого гражданина, вступающего в реальную социально-производственную среду, так и специалиста, ответственного за принятие грамотных управленческих решений в обеспечении социально-эколого-экономи-ческой безопасности жизнедеятельности территорий. В рыночной экономической системе ситуация меняется быстро и резко, и от всех экономических агентов, будь то физическое или юридическое лицо, требуется умение преодоления стереотипов, скорости отбора необходимой информации и обеспечения нового состава надежных партнеров. Особенно это важно, когда во внешней политической обстановке происходят кардинальные перемены, в значительной степени влияющие на результаты использования ресурсов и структуру международных экономических связей, требующих изменения производственного и экономического ландшафта.

В процессе формирования сознания и самосознания личности в общественной системе в целом и хозяйственной деятельности в частности необходимо рассматривать то пространство, в котором общество определяет последующие векторы своего развития: социальное, экологическое, экономическое, геополитическое. Пространственный подход необходимо учитывать особенно при понимании комплексного характера использования ресурсов и новых современных вызовов к формированию рационального мышления личности в определяемом пространстве. Изучая разнозначность, но в то же время взаимообусловленность пространств жизнедеятельности, авторы выделяют понятие экологического и экономического пространства как условия рационального подхода к комплексному использованию и воспроизводству ресурсного потенциала территории. Одним из определяющих методов формирования рационального мышления зрелой, гармонично сориентированной на эколого-экономические пропорции личности при принятии хозяйственных решений в управлении природно-хозяйственными комплексами различного территориального и ресурсного масштаба в статье предлагается рассмотреть структурный подход и разработку структурной концепции.

Ключевые слова: эколого-экономическая культура, эколого-экономическое сознание личности, рациональное поведение, рациональное мышление, преодоление стереотипов, экономическое воспитание, экономические ресурсы, иерархия ценностей, мировоззренческий вектор, экономическая платформа, стержневые концепции, реформирование экономического устройства, структурная концепция природопользования, природно-ресурсный потенциал, урбанизированные территории, сопредельные территории

Key words: ecological-economic culture, ecological-economic consciousness of the individual, rational behavior, rational thinking, overcoming stereotypes, economic education, economic resources, hierarchy of values, ideological vector, economic platform, core concepts, reform of the economic structure, structural concept of environmental management, natural-resource potential, urbanized territories, adjacent territories

Экономика формирует рациональный тип мышления, и у экономики нет конкурентов, поскольку ни обществознание, ни математика не обладают необходимым инструментом для обеспечения экономической образованности. Многие ученые, в частности В.С. Автономов, считают, что экономическое воспитание дает не только познавательный и навыкообразующий эффект, но и выполняет ценнообра-зующую функцию, которая обеспечивает развитие способности к рациональному поведению, ответственному выбору и готовности отвечать за последствия. Рациональное поведение - это выверенное, продуманное, структурированное действие. Особую важность приобретает рациональное поведение в переходной экономике или как сейчас, в период разрушенных экономических связей в силу применения экономических санкций Европейским Союзом и США, когда ситуация меняется резко и часто: от экономических агентов требуется умение преодоления стереотипов, навыки скорости и отбора необходимой информации, гибкого поведения в обеспечении нового состава надежных партнеров. Именно этому должна учить экономика в школе [2, 3].

Однозначно можно констатировать, что входя в реальную производственно-экономическую среду, каждый человек должен ответить на ряд, на первый взгляд, простых вопросов: какой работой должен сейчас заниматься, какую плату могут предложить, сколько продуктов на нее можно купить, есть ли у государства средства для поддержания населения во время пандемии, какие налоги будут увеличены, как можно оформить покупку движимого и недвижимого имущества, можно ли владеть землей, чтобы получить выгоду, и другие. Как точно определил в своей монографии Пол Самуэльсон, человек, не получивший экономического воспитания, будет выглядеть как глухой, пытающийся оценить музыку.

Наш президент В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно проводил мысль о том, что к образованию не нужно относиться как к накоплению знаний, необходимо в процессе обучения развивать аналитические способности и формировать практическое мышление. Знания не только необходимо воспринимать, но и успевать за переменами.

Наиболее эффективным путем формирования экономической культуры является процесс обучения через реализацию дополнительных образовательных программ экономического воспитания, способствующих определению системы взглядов, созданию иерархии ценностей, т.е. определению мировоззренческого вектора - экономической платформы для свободного индивидуального ориентирования в актуальной экономической среде. Исследуя практические результаты экономического обучения и воспитания, можно утверждать, что это диалектический процесс социализации личности в определенном историческом периоде. Поэтому можно считать обогащение содержания педагогического процесса стержневой концепцией реформирования экономического устройства и общепедагогическим фактором формирования экономических интересов, характеризующих качество и производителя, и потребителя, в статусе которых мы постоянно будем находиться. В свою очередь, это приведет к экономическому подходу, максимально интегрирующему множество разнообразных форм человеческого поведения. И человек в экономической среде должен быть не в роли гостя, а в роли творца. Однако, данный подход должен быть обогащен информацией для мирного производства. К сожалению, не всегда это так, к примеру, трудно определить мотивы, заставившие НАТО развязать агрессию против Югославии. Хотя можно найти множество причин экономического характера: корыстные планы использования богатства земли - разнообразие полезных ископаемых, принадлежащих Югославии... Сейчас они тоже есть, только размещены по разным собственникам и уже не равным тому производственному потенциалу крупного развитого государства [1, 5, 13].

По мнению Г.С. Беккера, экономический подход исходит из того, что преступная деятельность для некоторых людей, а как показала практика, для некоторых государств, становится «профессией». Уголовные преступления совершаются, в основном, менее самостоятельными людьми и не вследствие отчуждения, а из-за недостатка общего образования и профессиональной подготовки, что сокращает их возможность получить может быть даже большие доходы от законно осуществляемых обычных видов деятельности [4].

Формирование экономического мышления должно осуществляться не в ущерб другим направлениям обучения, а посредством повышения научно-методического уровня работы с учащимися. До сих пор дефиницией экономической науки считалось изучение распределения материальных благ для удовлетворения материальных потребностей и распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих потребностей. Определение экономической теории с точки зрения вышеопределенных распределений ресурсов и созданных благ не дает полного представления о рыночной экономической системе и о эмпирической экономике. В большинстве развитых государств сфера материальных благ занимает меньший удельный вес, чем сфера услуг. Учебные планы экономического обучения должны не только определять границы предмета экономической теории, но и способствовать формированию экономического подхода в поведении, т.е. нацеливать общественность на выполнение задач стержневого концептуально важного реформирования экономического устройства. В частности, реальный сектор экономики разворачивается на возрождение основных отраслей промышленности: станкостроение, автостроение, авиастроение, а также на восстановление разрушенных хозяйств территории, где проходили военные действия. Владея очень крупным потенциалом человеческих и материальных ресурсов земли, а также развивая новые технологии их использования, экономика должна обратить особое внимание на экологию и развивать экологическую экономику. Для развития инноваций нужны эксперты с эколого-экономическим потенциалом, их можно подготовить путем эколого-экономического обучения и воспитания [11, 12].

Рассуждая об эффективности использования ресурсного потенциала и выделяя при этом роль главной производительной силы - человека, необходимо отметить важность формирования эколого-экономического сознания личности в определении основных траекторий социально-эколого-экономического развития территорий и формирования экологического пространства для обеспечения экономической безопасности жизнедеятельности.

Понятие экологического пространства представляет собой, по мнению авторов, сочетание свойств и качеств природных ресурсов и возможной хозяйственной деятельности, она предполагает существование (в периоде) и обновление материально-вещественной базы, которая воздействовала на природу и обусловила происходящие в ней изменения [5]. В таком случае уместно представить аспект экологического пространства такими базовыми общепринятыми научными категориями, как «географическое пространство» (по Э.Б. Алаеву, В.Д. Сухорукову), «географическое поле» (по М.Д. Шарыгину), «экономическое пространство» (по Н.М. Сурниной) [5]. Трансформация географического пространства в результате процессов антропогенеза в социально-экономическую систему или в пространственную систему осознается обществом в целом и личностью в частности как территориальная социально-экономическая среда или территориально-общественная система. Очевидными характерными признаками названных категорий являются географические составляющие - гидросфера, атмосфера, литосфера и территориальная, пространственная комплексная их траектория функционирования [5].

Суть понятийного аппарата экологического пространства обусловлена тем, что общество воспринимает экологическое пространство в аспекте специфической формы и направления использования природного, антропогенного ресурса в конкретном территориально-производственном комплексе. Поскольку экологическое пространство формируется как синтез естественного природного ресурсного потенциала и хозяйственной деятельности человека, то уместно представить его как эколого-экономико-социальную структуру, то есть совокупность видов антропогенного влияния в конкретных формах проявления с учетом особенных направлений территориальной организации общества: масштабов и траекторий расселения, размещения производительных сил, производственной инфраструктуры и специфики территориальной организации хозяйственной деятельности.

Представление о концепциях территориальных социально-экономических систем, которые обусловили главный предмет в исследовании пространственной организации общества и в синтезе с природно-ресурсным потенциалом территории, было заложено в трудах Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, в их исследованиях, касающихся, в первую очередь, социальной и экономической географии, региональной экономики, урбанистики. Данные исследования предполагали комплексный подход в экономическом развитии общества. Он явился основой изучения сферы взаимодействия природы и человека (по P.M. Кабо) и объяснял комплексный характер жизнедеятельности на основе материального производства. Сочетания жизнедеятельности общественных объектов и совокупности соответствующих явлений и процессов во времени и в пространстве с естественным природным окружением образуют целостность, которая получила название «территориальная система» [6, 15].

Концепция социально-экономического пространства исходит из взглядов В.И. Вернадского на энергетику человечества (ноосфера, естественные производительные силы): мысли и воля людей являются основным, определяющим условием национального богатства [15].

Данные концепции послужили основой возникновения и развития большого количества дефиниций, которые стали впоследствии характерными признаками кластерного подхода в научных исследованиях пространственных методов: появились такие понятия, как «социально-экономическое пространство», «социально-экономическая пространственная система», «социально-экономический пространственный комплекс», «территориальный производственный комплекс», «социально-экономическая структура» и пр., включающие в свою семантику как равнозначные, так и разнозначные характеристики.

При формировании эколого-экономического сознания личности во времени и в пространстве особое место занимает понимание и принятие ей характера целостности, гармоничного комплексного развития и существования безопасной жизнедеятельности в территориальном аспекте.

Поскольку личность как элемент системы общественно-экономических отношений в окружающей природно-антропогенной среде сама является частью природного потенциала, необходимо воспитывать ее профессиональные качества в неотрывной связи с аналитической направленностью мышления в отношении комплексного и структурного характера взаимосвязей и взаимообусловленностью всех элементов экосистемы в конкретном природно-хозяйственном комплексе с учетом сопредельных территорий.

По мнению авторов, процессы синтеза, ведущие к пониманию личностью эколого-экономического пространства, основных взаимообусловленностей его развития, могут осуществляться по основным трем различающимся моделям со-циально-эколого экономической реальности (по Й. Шумпетеру):

1) мира (пространства) деятельности (поведения);

2) заимствующих субъектов (неоклассическая школа);

2) кругооборота ресурсов, доходов, продуктов (классическая и кейнсианская школы);

3) совокупности экономических институтов («новоинституционалистский» подход, сочетающий идеи неоклассической и неоавстрийской теоретических традиций, неортодоксальной) [5, 15].

Данные модели предполагают описание социально-эколого-экономической реальности в ее сущности, дополняя и обуславливая друг друга, поскольку выделяют определенные экономические явления и структурные взаимосвязи между ними. Так как экономика как система в целом рассматривается наукой как единая и одновременно многомерная реальность, стоит отметить необходимость восприятия ее с учетом макроисторических, социально-генетических парадигм аналогично с «мирами-экономиками» в концепции мировых экономических и геополитических систем [15].

Экологическое пространство необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи экологии самого человека, самой личности; основные параметрические показатели безопасности личности как природного элемента анализируются в существующих условиях жизни. Наиболее важные направления и ресурсы, обеспечивающие формирование и развитие эколого-экономического сознания и самосознание личности в процессе жизни в контексте удовлетворения его потребностей, исследуются в условиях динамики показателей качества жизнедеятельности в аспекте адаптации человека к природной естественной основе экологического пространства и изменений значимых показателей гармоничного существования человека в процессе его хозяйственной деятельности. Практическое значение, по мнению авторов, имеет характер ограниченности составляющих экологического пространства, в пределах которых сегодня на уровне современных научно-практических знаний и технических и технологических инструментов может обеспечиваться взаимодействие всех элементов, их свойств и качеств в системе «общество - природная среда» на основе взаимообусловленности компонентов естественного природного базиса [15].

Общественное воспроизводство в современных условиях обусловлено неразрывными взаимосвязями, а также взаимным влиянием и формированием культуры жизнедеятельности производительных сил и производственных отношений. Производительные силы - это сегодня комплексное понятие, включающее системные характеристики природно-техногенных условий, факторов производства, объективных и субъективных свойств, качеств элементов экосистемы, которые необходимы для преобразования энергии, природных веществ в аспекте удовлетворения потребностей человека (личности) - главной производительной силы. При этом формирование у специалистов с эколого-экономического сознанием управленческих навыков в разработке и внедрении стратегических планов развития территорий и природно-хозяйственных комплексов с учетом пропорционального размещения производительных сил должно поддерживаться на всех уровнях самоуправления: федеральном, региональном, местном [6, 8].

В процессе составления дорожных карт для реализации государственных программ обеспечения социально-эколого-экономической безопасности структуры территориальных хозяйственных комплексов должны учитываться урбанизированные и сопредельные территории из-за общих природных ресурсов.

Поскольку хозяйственная деятельность всегда сопряжена и зависит от природ-но-ресурсного потенциала и носит структурный характер, то при принятии управленческих решений руководителям предприятий необходимо поддерживать пропорции между мощностью ресурсных затрат и сохранением природно-ресурсного потенциала территорий и учитывать этот аспект при составлении планов развития

потенциала предприятия. Личность управляющего хозяйственной деятельностью на урбанизированных территориях, где, в основном, сконцентрированы производственные мощности и представлена разветвленная социально-экономическая инфраструктура, должна обладать эколого-экономическим сознанием в интересах повышения эффективности мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в эколого-экономическом аспекте.

В анализе формирования и развития природно-хозяйственных комплексов (ПХК) урбанизированных территорий как социально-эколого-экономических систем можно выделить структурную концепцию, которая достаточно объективно отражает определенный подход к их пониманию и возможности управления ими [5].

В основе структурного подхода к подобным системам лежат отношения (соотношения) между элементами, между собой и каждого элемента с системой. Раскрытие сущности структурной концепции предполагает исследование ее организации, под которой понимается упорядочение внутренней структуры применительно к особенностям организации экосистемы (естественной базы социально-эколого-экономической системы). Структура экосистемы - это «совокупность связей и отношений между элементами и функционирование в соответствии с этой структурой, т.е. приблизительно то же, что и организованность; управляющая подсистема в системе» [5, 15]. Внутренняя структура (организованность) системы выступает, согласно этой концепции, основным объектом изучения в процессе ее познания. При этом (особенно это характерно для экосистемы и ПХК) каждая подсистема и ее подуровни, элементы являются частью других, более сложноорганизованных систем и находятся в корреляционной связи.

Анализ развития ПХК, особенно на урбанизированных территориях с ярко выраженной ориентацией на добычу и первичную обработку природного вещества (сырья), обнаруживает, что за весь предыдущий период в рассматриваемом регионе принцип системного подхода (идея самой концепции) не реализовывался, а развился в некий абсолют доминирования узкого (ведомственного) подхода к природопользованию [9, 10].

На современном этапе выделяют три основных характеристики системного метода, подхода, которые обусловили реализацию практических процессов природопользования на территориях с высокоурбанизированным развитием:

1) в интересах одного градообразующего предприятия моноспециализированных городов, то есть по сути одного (часто единственного) производителя, особенно в малых и средних муниципальных образованиях - в интересах «главного виновника» негативного воздействия на природную экосистему, без учета рационального понимания использования комплексного, многокомпонентного ресурса, добывается и используется только один ресурсный компонент, необходимый производству в качестве сырья, а остальные свойства и качества ресурсных компонентов либо не задействуются в производственном процессе вообще либо изменяются до состояния полной непригодности;

2) в интересах экономики одной страны или территории предполагается использование одного свойства или ограниченного количества свойств природного ресурса, а остальные попросту игнорируются;

3) в интересах одной территории используется объект природы без учета интересов сопредельных территорий, которым наносится социальный, экологический и экономический ущерб [7, 14].

Идея структурной концепции, воспринятая формально и оформленная в виде организации управления природопользованием в стране и регионах, весь предыдущий период централизованного планирования (причем по важнейшим функциям как законодательное, хозяйственное (исполнительное), контрольно-регулирующее

и надзорное) сохраняла ведомственный принцип и не реализовывалась в виде целенаправленного установления и поддержания пропорций в природопользовании. Такие принципы реализации структурной концепции проявились в нарушении пропорций между сферами производства (материальная, нематериальная), отраслями, регионами, отдельно-обособленными локальными зонами и ПХК, между элементами необходимого рационального природопользования:

1) нарушение пропорций между звеньями экономики повлияло на гармоничное развитие регионов с соответствующей специализацией, особенно на урбанизированных территориях, это, в свою очередь, привело к усилению разрушающего воздействия на экосистему, так как в территориальном производстве преобладали в основном добыча и первичная обработка природных ресурсов;

2) нарушение отраслевых пропорций привело к чрезмерному увеличению добывающих отраслей в ущерб обрабатывающим. Сохранение специализации урбанизированных территорий рассматриваемого региона на добыче металлургического, химического, лесного сырья и его экспорта усилило разрыв в межотраслевых пропорциях, причем не только увеличивая доли добывающих отраслей, но и ослабляя позиции и объемы перерабатывающих отраслей и производств при экспорте сырья и ресурсов [15].

Структурная концепция распоряжения природно-экономическими ресурсами на урбанизированных территориях предполагает - при принятии управленческих решений и составлении прогнозов социально-эколого-экономической безопасности жизнедеятельности - основываться на знаниях, умениях и навыках зрелой, гармонично сориентированной на эколого-экономические пропорции личности грамотного специалиста.

Подготовка специалистов такого уровня требует дальнейшего совершенствования сложившейся системы экономического образования, развития и повсеместного внедрения в жизнь ее главных принципов: непрерывности, междисциплинарности и профессиональной направленности.

Библиографический список

1. Автономов, В. С. Общая теория «споров о методах» экономической науки / В. С. Автономов, Ю. В. Автономов - Текст : непосредственный // Общественные науки и современность. - 2016. - № 4. - С. 5-20.

2. Автономов, В. С. Ценностнообразующие аспекты школьного курса экономики / В. С. Автономов. - Текст : непосредственный // Экономика в школе. - 2002.

- № 4. - С. 19-28.

3. Ахметшина, А. И. Актуальность экономического воспитания подростков / А. И. Ахметшина. - Текст : электронный // Международный вестник фундаментальных исследований. - 2019. - № 3. - URL: https://fundamental-messenger.ru/ journal/issue-3/article-16/ (дата обращения: 10.04.2024).

4. Беккер, Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. С. Беккер. - Текст : непосредственный // Школьный экономический журнал. -1998. - № 8. - С. 32.

5. Власова, Е. Я. Экологический каркас урбанизированных территорий / Е. Я. Власова. - Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета, 2018. - 235 с. - Текст : непосредственный.

6. Львов, Д. С. Экономика развития. / Д. С. Львов. - Москва : Экзамен, 2002.

- 512 с. - Текст : непосредственный.

7. Методологические основы разработки концепции и программы экологической безопасности города / Я. Я. Яндыганов, Е. Я. Власова, Л. Д. Васильева [и др.]; под общей редакцией академика РАН В. Н. Большакова. - Екатеринбург : АМБ, 2003 - 179 с. - Текст : непосредственный.

8. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. - Москва : Языки русской культуры, 2000. - С. 224. - Текст : непосредственный.

9. Пачикова, Л. П. Модели взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования : проблемы социально-педагогической эффективности / Л. П. Пачикова, Ф. Т. Хаматнуров, В. И. Пачиков // Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду. Материалы международной научно-практической конференции УрГЭУ. - 2017. - С. 24-33. - Текст : непосредственный.

10. Пачикова, Л. П. Некоторые подходы к формированию системы профессиональной подготовки рабочих кадров / Л. П. Пачикова, Т. А. Обшивалкина // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности : тенденции и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции УрГЭУ. - 2016. - С. 252-256. - Текст : непосредственный.

11. Пачикова, Л. П. Экономическая грамотность как основа развития экономических отношений в производственно-социальной среде / Л. П. Пачикова, В. И. Пачиков // Право и личность : история, теория, практика. Сборник научно-методических работ кафедры права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук УрГПУ. - 2019. - С. 146-150. - Текст : непосредственный.

12. Прутченков, А. С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований / А. С. Прутченков, Т. С. Терюкова. -Текст : электронный // Novalnfo, 2010. - № 1. - URL: https://novainfo.ru/article/22 (дата обращения: 03.04.2024).

13. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. - Москва : БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 1997. - 800 с. - Текст : непосредственный.

14. Яндыганов, Я. Я. Инвестиции в рациональное природопользование / Я. Я. Яндыганов. - Екатеринбург : АМБ, 2004. - 219 с. - Текст : непосредственный.

15. Яндыганов, Я. Я. Природно-ресурсный потенциал региона (оценка и использование) / Я. Я. Яндыганов. - Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета, 2000. - 379 с. - Текст : непосредственный.

16. Яндыганов, Я. Я. Экология города (проблемы, решения) / Я. Я. Яндыга-нов, Е. Я. Власова. - Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета, 2002. - 208 с. - Текст : непосредственный.

17. Яндыганов, Я. Я. Экономика природопользования : учебник / Я. Я. Яндыганов. - Москва : КноРус, 2005. - 576 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Avtonomov, V. S. Obshchaya teoriya «sporov o metodah» ekonomicheskoj nauki / V. S. Avtonomov, Yu. V. Avtonomov - Tekst : neposredstvennyj // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. - 2016. - № 4. - S. 5-20.

2. Avtonomov, V. S. Cennostnoobrazuyushchie aspekty shkol'nogo kursa ekonomiki / V. S. Avtonomov. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika v shkole. - 2002. - № 4. - S. 19-28.

3. Ahmetshina, A. I. Aktual'nost' ekonomicheskogo vospitaniya podrostkov / A. I. Ahmetshina. - Tekst : elektronnyj // Mezhdunarodnyj vestnik fundamental'nyh issledovanij. - 2019. - № 3. - URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-3/ article-16/ (data obrashcheniya: 10.04.2024).

4. Bekker, G. S. Ekonomicheskij analiz i chelovecheskoe povedenie / G. S. Bekker.

- Tekst : neposredstvennyj // Shkol'nyj ekonomicheskij zhurnal. - 1998. - № 8. - S. 32.

5. Vlasova, E. Ya. Ekologicheskij karkas urbanizirovannyh territory / E. Ya. Vlasova.

- Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. - 235 s.

- Tekst : neposredstvennyj.

6. L'vov, D. S. Ekonomika razvitiya. / D. S. L'vov. - Moskva : Ekzamen, 2002. -512 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Metodologicheskie osnovy razrabotki koncepcii i programmy ekologicheskoj bezopasnosti goroda / Ya. Ya. Yandyganov, E. Ya. Vlasova, L. D. Vasil'eva [i dr.]; pod obshchej redakciej akademika RAN V. N. Bol'shakova. - Ekaterinburg : AMB, 2003 -179 s. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Moiseev, N. N. Sud'ba civilizacii. Put' razuma / N. N. Moiseev. - Moskva : Yazyki russkoj kul'tury, 2000. - S. 224. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Pachikova, L. P. Modeli vzaimodejstviya rynka truda i sistemy professional'nogo obrazovaniya : problemy social'no-pedagogicheskoj effektivnosti / L. P. Pachikova, F. T. Hamatnurov, V. I. Pachikov // Aktual'nye problemy social'nogo i professional'no-ekonomicheskogo vhozhdeniya molodezhi v regional'nuyu obshchestvenno-proiz-vodstvennuyu sredu. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii UrGEU. - 2017. - S. 24-33. - Tekst : neposredstvennyj.

10. Pachikova, L. P. Nekotorye podhody k formirovaniyu sistemy professional'noj podgotovki rabochih kadrov / L. P. Pachikova, T. A. Obshivalkina // Ekonomika, pravo i obrazovanie v usloviyah riska i neopredelennosti : tendencii i perspektivy razvitiya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii UrGEU. - 2016. - S. 252-256. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Pachikova, L. P. Ekonomicheskaya gramotnost' kak osnova razvitiya ekono-micheskih otnoshenij v proizvodstvenno-social'noj srede / L. P. Pachikova, V. I. Pachikov // Pravo i lichnost' : istoriya, teoriya, praktika. Sbornik nauchno-metodicheskih rabot kafedry prava, ekonomiki i metodiki ih prepodavaniya Instituta obshchestvennyh nauk UrGPU. - 2019. - S. 146-150. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Prutchenkov, A. S. Ekonomicheskoe vospitanie molodezhi v kontekste sov-remennyh social'nyh preobrazovanij / A. S. Prutchenkov, T. S. Teryukova. - Tekst : elektronnyj // Novalnfo, 2010. - № 1. - URL: https://novainfo.ru/article/22 (data obrashcheniya: 03.04.2024).

13. Samuel'son, P. Ekonomika / P. Samuel'son, V. Nordhaus. - Moskva : BINOM, Laboratoriya Bazovyh Znanij, 1997. - 800 s. - Tekst : neposredstvennyj.

14. Yandyganov, Ya. Ya. Investicii v racional'noe prirodopol'zovanie / Ya. Ya. Yandyganov. - Ekaterinburg : AMB, 2004. - 219 s. - Tekst : neposredstvennyj.

15. Yandyganov, Ya. Ya. Prirodno-resursnyj potential regiona (ocenka i ispol'zovanie) / Ya. Ya. Yandyganov. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2000. - 379 s. - Tekst : neposredstvennyj.

16. Yandyganov, Ya. Ya. Ekologiya goroda (problemy, resheniya) / Ya. Ya. Yandyganov, E. Ya. Vlasova. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2002. - 208 s. - Tekst : neposredstvennyj.

17. Yandyganov, Ya. Ya. Ekonomika prirodopol'zovaniya : uchebnik / Ya. Ya. Yandyganov. - Moskva : KnoRus, 2005. - 576 s. - Tekst : neposredstvennyj.

PACHIKOVA Lyudmila Petrovna

Professor, Head of the Department of Law, Economics and Methods of teaching them, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg E-mail: pachikova49@mail.ru

VLASOVA Ekaterina Yakovlevna

Professor of the Department of Law, economics and methods of teaching them, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg E-mail: katjav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.