Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / экологическая осведомленность / дошкольный возраст / всестороннее развитие личности / environmental education / environmental awareness / preschool age / comprehensive personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Надежда Васильевна

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения. Вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать. Ребенок должен осознать какие действия человека наносят природе непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи. В дошкольном возрасте очень важна роль воспитателя в познании мира природы. Воспитатель должен сформировать не только положительное отношение к природе, любовь к Родине, но и сформировать экологические знания об окружающем мире. Знания об окружающем мире помогут детям подготовиться к обучению в школе изучать такие науки, как физику, природоведение, географию и т.д. Экологическое воспитание дошкольников это процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, опирающийся на основные понятия и идеи экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the priorities in the modern standard of preschool education has received environmental education. A child begins to know the world from birth. Together with studying the environment, he should get an idea of its fragility, learn to love, protect and protect nature, and learn. The child must realize what human actions cause irreparable harm to nature. Environmental education classes in kindergarten are designed to solve these problems. At preschool age, the role of the educator in the knowledge of the natural world is very important. The educator should form not only a positive attitude to nature, love for the Motherland, but also form ecological knowledge about the surrounding world. Knowledge about the world around them will help children prepare for school — to study such sciences as physics, natural history, geography, etc. Ecological education of preschoolers is the process of familiarizing children with nature, which is based on an ecological approach based on the basic concepts and ideas of ecology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Самостоятельность в выборе направления творческого поиска, предоставляемая руководством, обеспечивает рациональное использование педагогическими работниками времени и энергии для профессионального развития. Любой новый педагогический навык, предназначенный для реализации в ходе педагогической деятельности, должен быть результатом исследования потенциальных вариантов решения той или иной педагогической проблемы и выбора конкретной стратегии, направленной на помощь обучающимся в освоении учебной программы.

Кроме того, необходимо отметить, что в основе преобразований в любом педагогическом коллективе лежит наличие педагогов-лидеров, стремящихся инициировать перемены, с энтузиазмом принимающих позитивные изменения, тем самым поощряя коллег присоединиться к их усилиям. Именно они обеспечивают высокую мотивацию, заражают коллектив страстью к работе, оказывают влияние на профессиональное развитие педагогического сообщества, стимулируют обмен идеями по решению актуальных профессиональных задач. Лидерство преподавателей является в значительной степени недооцененным и недостаточно полно используемым ресурсом повышения профессионального мастерства всего коллектива. Однако важно понимать, что неформальное лидерство обладает огромным потенциалом, а влияние преподавателя-лидера на деятельность педагогического коллектива, его развитие и преобразование нельзя не учитывать. С другой стороны, опыт показывает, что попытки ограничивать действия педагога-лидера, навязать ему узко определенные области ответственности не могут снизить влияние уважаемого коллеги на культуру и функционирование педагогического коллектива. Педагогов-лидеров отличает повышенная ответственность перед профессией, забота и уважение к коллегам и обучающимися, а также уникальная способность бросать вызов сложившимся убеждениям и педагогическим практикам. Руководству необходимо учитывать эти преимущества и поощрять развитие у сотрудников лидерских качеств, выражающихся в высокой личной эффективности, профессионализме, авторитете и умении увлечь коллектив.

Выводы. Вопросы профессионального развития педагогов, разработки и распространения новых приемов и методик обучения широко обсуждаются представителями педагогического сообщества как условие обеспечения высокого качества обучения. Непрерывное образование позволяет педагогам постоянно совершенствовать свои навыки, приобретать уникальный опыт решения конкретных педагогических задач, расширять свои профессиональные возможности. Задача руководства структурных подразделений заключается в том, чтобы стимулировать педагогическое творчество и профессиональное развитие педагогов, целью которого является не только достижение планируемых результатов обучения и повышение эффективности педагогической деятельности, но и рост уровня удовлетворенности ею самих преподавателей. Профессиональное совершенствование формирует педагогов-лидеров, готовых к постоянному обогащению своей базы знаний в различных областях, нацеленных на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, осознанно стремящихся расширить не только свои возможности, но и круг своих обязанностей, то есть выйти на качественно новый уровень осуществления профессиональной деятельности. Руководителям структурных подразделений необходимо создавать условия для коллективного педагогического творчества, поощрять инициативу и самостоятельность преподавателей при выборе индивидуального образовательного маршрута, поддерживать вовлеченность педагогов в собственное профессиональное саморазвитие.

Аннотация. Профессиональное развитие - это любой вид непрерывного образования, которое позволяет преподавателям более эффективно планировать и осуществлять профессиональную деятельность. Самостоятельное совершенствование знаний, умений и навыков в соответствии с собственными потребностями влияет на личностно-профессиональное развитие педагогов и стимулирует поиск оптимальных подходов для решения стоящих перед ними педагогических задач. В статье рассмотрены некоторые условия успешного профессионального роста преподавателей, обеспечивающего переход на более высокий уровень профессионального самосознания, и роли руководства в создании психологических условий поддержки педагогов как субъектов личностно-профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагогическое мастерство, творчество, образовательные потребности, эффективность деятельности.

Annotation. Professional development is any type of continuing education that allows teachers to plan and carry out professional activities more effectively. Independent improvement of knowledge and skills in accordance with their own needs affects the personal and professional development of teachers and stimulates the search for optimal approaches to solve their pedagogical tasks. The article considers some conditions of successful professional growth of teachers, providing transition to а higher level of professional self-awareness, and the role of leadership in the creation of psychological conditions to support teachers as subjects of personal and professional development.

Key words: professional development, pedagogical skills, creativity, educational needs, efficiency of activity.

Литература:

1. Алексеева, П.М. Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза / П.М. Алексеева // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. -Т.8.- № 1. - С. 99-105

2. Артюхина, А.И. Творческое развитие педагога в образовательной среде университета / А.И. Артюхина // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. - Т. 23. - № 5. - С. 4-11

3. Кириллова, Т.В. Развитие научного потенциала преподавателя высшей школы как условие обеспечения преемственности в системе непрерывного образования / Т.В. Кириллова // Перспективы науки. - 2022. - № 8 (155). -С. 225-227

4. Teacher Professional Growth. - URL: https://www.nea.org/professional-excellence/professional-learning/teachers (дата обращения 01.09.2023)

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мартыненко Надежда Васильевна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. В дошкольном возрасте, который считается одним из важных годов жизни, начинают формироваться различные навыки и личные установки, которые будут сопровождать человека на протяжении всей жизни. Ответственное отношение к окружающей среде также формируется с раннего возраста. Повышение осведомленности детей об окружающей среде является важным шагом на пути к принятию мер, необходимых для устойчивого развития более благоприятных условий для жизни.

Изложение основного материала исследования. Дошкольный образовательный процесс дает нам большие возможности сделать этот важный шаг. Дошкольное образование - это базовый образовательный период, который способствует социальному, языковому, психомоторному, когнитивному и социальному развитию детей в возрасте от 0 до 6 лет во всех аспектах. В то же время дошкольный период - один из самых быстрых периодов развития. В этот период скорость обучения и способности детей довольно высоки. У детей есть естественное любопытство и желание узнать "что", "почему" и "как" в окружающем их мире. Они всегда задают вопросы об изменениях, которые они видят в своей среде. Потому что дошкольники любопытны и любознательны.

Первые годы жизни имеют решающее значение для того, чтобы ребенок приобрел позитивное отношение и поведение в отношении окружающей среды, как и во многих других сферах. Руководствуясь этими качествами с помощью эффективного экологического образования, дети могут развить экологически ответственное поведение.

Экологическое образование определяется несколькими способами:

- как развитие взглядов, оценочных суждений, знаний и навыков в области защиты окружающей среды и демонстрацию экологически чистого поведения;

- как привитие ценностей, взглядов и концепций, связанных с биологической, социальной и физической средой человека.

Принимая во внимание особенности дошкольного возраста в свете всех этих определений, можно сказать, что экологическое образование, которое должно проводиться в дошкольном учреждении, должно в первую очередь способствовать повышению осведомленности детей об окружающей среде, а затем передаче этих достижений личным взглядам, ценностям и поведению.

Существуют различные мнения о дошкольном экологическом образовании. На наш взгляд существует два основных момента, на которых основано экологическое образование в дошкольном учреждении: первый из которых заключается в обеспечении взаимодействия ребенка с внешним миром, а другой - в поддержке здорового развития ребенка. В соответствии с этим дети, которые узнают свое окружение и развивают чувствительность к окружающей среде, также будут в мире с собой и будут уважать себя.

Экологическое образование положительно влияет на личность и умственное развитие, развивает навыки наблюдения, классификации и общения, которые также будут поддерживать академические навыки.

Отметим пять основных целей, которые необходимо достичь в экологическом образовании: осведомленность, знания, отношение, навыки, вовлеченность.

Используя игру в дошкольном учреждении, можно повысить осведомленность детей о различных предметах и добиться правильного отношения к ним. Потому что с помощью игровой среды обучения, можно облегчить обучение детей, устранив трудности с визуализацией концепций, которые необходимо донести до детей. Врожденное чувство любопытства детей, которое существует для того, чтобы исследовать, учиться и переживать, может быть поддержано лучшим игровым методом в дошкольном возрасте. Игра - это обогащенная естественная, а иногда и структурированная среда обучения.

Мы утверждаем, что экологическое образование, которое будет практиковаться летом в полевых условиях путем поддержки естественного любопытства с помощью игрового процесса, который является наиболее важным инструментом обучения ребенка, может принести эффективные и долгосрочные выгоды. Многие исследования показывают, что игра в дошкольных учреждениях является одним из лучших инструментов для обучения детей.

Различные проведенные исследования сходятся в том, что тренинги по повышению экологической осведомленности и основному отношению к защите окружающей среды, проводимые в дошкольных учреждениях, имеют долгосрочные последствия. Отмечаем, что дети могут максимально использовать свои способности в игровой сфере. Игровая экологическая деятельность играет важную роль в способности детей устанавливать причинно-следственные связи и повышать осведомленность об окружающей среде. Вся эта информация и результаты исследований показывают, что дошкольный период является одним из "лучших периодов" для поддержки развития у детей экологической осведомленности, а программы дошкольного образования, если их обучение поддерживается игрой, являются одной из "наиболее благоприятных почв" для развития экологической осведомленности.

Однако на этом этапе необходимо глубоко понять, как действия окружающей среды, которые будут доступны ребенку с использованием игрового языка, влияют на осведомленность детей. Таким образом, можно найти правильные занятия, а затем увеличить периодичность таких занятий в существующих программах. Это исследование важно как для понимания влияния игровой экологической деятельности на экологическую осведомленность детей, так и для выявления таких видов деятельности, которые могут служить руководством и примером для учителей, обмена рекомендациями в этом направлении.

Цель нашей статьи - понять влияние игровой учебной деятельности на экологическую осведомленность дошкольников. Мы использовали метод ситуационного исследования. Это метод исследования, основанный на вопросах о том, как и почему, который позволяет глубоко изучить явление или событие.

Это исследование было направлено на получение подробных данных, направленных на понимание влияния игровой экологической деятельности на экологическую осведомленность детей посредством исследования на индивидуальной основе. Рабочая группа была определена методом типичной выборки. С этой целью были выбраны 15 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих детское образовательное учреждение. Из детей 7 - девочки и8 - мальчики.

Данные были собраны в ходе исследования методом полуструктурированного интервью. В качестве инструмента сбора данных для интервью использовалась "Форма детского интервью", разработанная исследователями и состоящая из открытых вопросов, направленных на определение экологической осведомленности детей. При создании формы интервью были изучены шкалы и другие инструменты сбора данных, используемые в этих исследованиях, с исследованиями, в которых в первую очередь изучались взгляды, осведомленность и чувствительность детей к окружающей среде.

После этой проверки были определены три основные темы: "Уважение к живым существам. Переработка. Очистка окружающей среды", по этим темам были составлены черновики вопросов для интервью. Приведем примеры вопросов: "Как вы думаете, что загрязняет окружающую среду? Что вы делаете, чтобы защитить нашу окружающую среду? Как вы думаете, что такое переработка? Как мы можем защитить живые существа вокруг нас? и т.д.

При подготовке к игровым экологическим мероприятиям были проведены подробные исследования, в первую очередь об экологической осведомленности детей. Всего было разработано 6 интегрированных мероприятий, по два мероприятия, связанных с каждой темой. Мероприятия запланированы в соответствии с общими рамками Программы дошкольного образования. Поскольку "игра" была определена в качестве основного вида деятельности в исследованиях, игровые действия были интегрированы (поочередно) с другими видами деятельности.

Было обращено внимание на то, чтобы материалы, используемые на мероприятиях, состояли из как можно большего количества натуральных материалов.

Данные исследования были собраны в полуструктурированных конечных интервью с детьми.

Интервью проводились лицом к лицу в свободном классе, где, как считалось, дети могли комфортно общаться. Интервью длились около 15 минут каждое и были записаны как в письменной, так и в голосовой форме.

При анализе полученных данных использовались контент-анализ и метод описательного анализа. Описательный анализ - это обобщение и интерпретация полученных данных в соответствии с некоторыми ранее установленными темами. Контент-анализ - это научный подход, который позволяет объективно и систематически изучать данные. Данные, обобщенные и интерпретированные в описательном анализе, подвергаются более глубокой обработке в контент-анализе. На первом этапе анализа данных набор данных, состоящий из ответов детей на вопросы интервью до и после практики, был независимо проанализирован обоими исследователями. В этих анализах набор данных считывался снова и снова, чтобы получить кодировки, классификации.

Данные были проанализированы в соответствии с вопросами исследования, ответы были оцифрованы в соответствии с их частотой, и таким образом были получены результаты исследования.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что практика игровых занятий обогащает экологическую осведомленность детей и расширяет их кругозор.

следует отметить, что после мероприятия они стали более осведомленными о том, что они будут делать для защиты окружающей среды, и расширили свою точку зрения по этому вопросу. Основываясь на этих результатах, можно сказать, что игровые экологические мероприятия, проводимые на основе игр, укрепляют, повышают существующую осведомленность детей о том, что они сами могут сделать для защиты окружающей среды, и формируют новую осведомленность об утилизации отходов.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Экологическое образование направлено на решение двух главных задач:

• воспитание любви к природе, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;

• создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Выводы. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Аннотация. Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения. Вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать. Ребенок должен осознать какие действия человека наносят природе непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи. В дошкольном возрасте очень важна роль воспитателя в познании мира природы. Воспитатель должен сформировать не только положительное отношение к природе, любовь к Родине, но и сформировать экологические знания об окружающем мире. Знания об окружающем мире помогут детям подготовиться к обучению в школе - изучать такие науки, как физику, природоведение, географию и т.д. Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, опирающийся на основные понятия и идеи экологии.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая осведомленность, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. One of the priorities in the modern standard of preschool education has received environmental education. A child begins to know the world from birth. Together with studying the environment, he should get an idea of its fragility, learn to love, protect and protect nature, and learn. The child must realize what human actions cause irreparable harm to nature. Environmental education classes in kindergarten are designed to solve these problems. At preschool age, the role of the educator in the knowledge of the natural world is very important. The educator should form not only a positive attitude to nature, love for the Motherland, but also form ecological knowledge about the surrounding world. Knowledge about the world around them will help children prepare for school — to study such sciences as physics, natural history, geography, etc. Ecological education of preschoolers is the process of familiarizing children with nature, which is based on an ecological approach based on the basic concepts and ideas of ecology.

Keywords: environmental education, environmental awareness, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Шлычкова, Д.С. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста / Д.С. Шлычкова // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

УДК 5.8.3

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Машлакова Ирина Николаевна магистрант

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный Федеральный Университет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. В последние годы значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра, эта неутешительная статистика наблюдается как в зарубежных странах, так и в России, что повышает социальную значимость исследований по этой проблеме. Спектр аутистических расстройств охватывает все стороны развития ребенка. В большей степени, это сложности в коммуникации и социальном взаимодействии, обусловленные искаженным восприятием сенсорной информации, в однообразных интересах и повторяющемся поведении. Таким образом, понятие аутизма охватывает большой пласт нарушений, которые затрудняют взаимодействия ребенка с людьми и окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.