Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС'

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

97
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Система дошкольного образования / экологическое образование / этапы образования / эстетическое отношение / эмпатия / кластер / добрый спонсор / объекты природы / Pre-school education system / environmental education / stages of education / aesthetic attitude / empathy / cluster / good sponsor / objects of nature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д Закиров, Татаева Р., Хамраев

В статье освещены задачи, направленные на экологическое воспитание детей дошкольных учебных заведений, пробуждение в них уважения к окружающей среде, бережного и ответственного отношения к природе, на развитие экологических знаний детей дошкольного возраста. Также освещена суть задачи системной организации обучения природных предметов между системой дошкольного и школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the tasks aimed at the environmental education of children of preschool educational institutions, the awakening in them of respect for the environment, careful and responsible attitude to nature, the development of environmental knowledge of children of preschool age. The essence of the task of systematic organization of teaching natural subjects between the system of preschool and school education is also highlighted

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ -

ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Д. Закиров, Д. Татаева, Р. Хамраев

Чирчикский государственный педагогический университет, преподаватели кафедры генетики и эволюционной биологии

d.zakirov_76@mail .т

АННОТАЦИЯ

В статье освещены задачи, направленные на экологическое воспитание детей дошкольных учебных заведений, пробуждение в них уважения к окружающей среде, бережного и ответственного отношения к природе, на развитие экологических знаний детей дошкольного возраста. Также освещена суть задачи системной организации обучения природных предметов между системой дошкольного и школьного образования.

Ключевые слова: Система дошкольного образования, экологическое образование, этапы образования, эстетическое отношение, эмпатия, кластер, добрый спонсор, объекты природы.

ABSTRACT

The article highlights the tasks aimed at the environmental education of children of preschool educational institutions, the awakening in them of respect for the environment, careful and responsible attitude to nature, the development of environmental knowledge of children of preschool age. The essence of the task of systematic organization of teaching natural subjects between the system of preschool and school education is also highlighted.

Keywords: Pre-school education system, environmental education, stages of education, aesthetic attitude, empathy, cluster, good sponsor, objects of nature.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня система дошкольного образования является первичным, самым основным звеном непрерывного образования. Согласно научным выводам специалистов и педагогов, 70 процентов всей информации и сведений, которые получает человек в течение своей жизни, поступает к возрасту 5 лет. Уже один этот факт ясно показывает, какое значение имеет детсадовское воспитание в развитии наших детей как зрелых и всесторонних личностей. Поэтому в соответствии с указом

September, 2022

370

Academic Research in Educational Sciences ISSN: 2181-1385

Volume 3 | Issue 9 | 2022 Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» и решением «Об организации деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан Республики Узбекистан», в этой сфере была создана новая система [3].

Перед новым министерством поставлены задачи по разработке и реализации единой государственной политики в сфере дошкольного образования, расширению государственной и негосударственной сети дошкольных образовательных учреждений и укреплению материально -технической базы, обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, резкому увеличению охват детей в дошкольных образовательных учреждениях, а также совершенствование образовательных процессов за счет внедрения современных образовательных программ и технологий, решения задач интеллектуального, духовно-эстетического, физического развития детей во всех аспектах, а также коренного повышения качества их подготовки для школы были установлены

Исходя из вышеизложенного, дети должны:

- нравственное и интеллектуальное развитие путем воспитания отношения человека к природе, формирования системы экологических знаний и представлений

- развивать эстетические чувства, видя и чувствуя красоту природы, любуясь ею и стремясь ее сохранить

- организация системного воспитательного процесса, включающего в себя развитие ремесленного образования через участие детей в деятельности по уходу за растениями и животными, а также участие в охране и сохранении природы, является актуальным вопросом на сегодняшний день. [2,4].

Как сформировать у детей человеческое отношение к природе? Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная чувствительность, чувство сострадания и сопереживания, что помогает ребенку проникнуть «из внутренней жизни другого существа», за счет того, что он чувствует боль других, чувство сострадания, сопереживание детей природе помогает выявить последствия стресса, заботиться о нуждающемся, защищать обиженного, помогать нуждающемуся, как правило, ухаживать за комнатными растениями, домашними животными, птицами и т. д. Кроме того, способность к сопереживанию должна постепенно быть

направлена на развитие противоположных чувств к

September, 2022

действиям, причиняющим страдания всем живым существам. [4, 5].

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» на 2017-2021 годы «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки работников образования и их профессиональное развитие», обеспечение преемственности и последовательности образовательных этапов, создание современной методики обучения, совершенствование государственных стандартов образования на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение учебно-методических комплексов нового поколения, и далее совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогов [1,3].

Также в статье «Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта», предоставленной Дош возраст.ру исследователем Е. С. Трусовой, прозвучал ряд предложений о реформах, направленных на формирование у детей гуманного отношения к природе. , развитие впечатлительности и эмоционального чувства дошкольников, или статья Г.А. Мелекесова, Н.Е. Ерофеевой «Образовательный кластер подготовки педагогических кадров» в Вестнике № 3 Оренбургского государственного университета, вышедшая в марте 2014 г., полностью освещает критерии формирования сознательного активное отношение человека у детей к природе.

Основная цель данной работы - сформировать у детей дошкольных образовательных учреждений понятие об окружающей среде, расширить их представления о природе, помочь им осознать, что все живое и неживое в природе связано друг с другом. Ведь очень важно показать детям, что они должны покровительствовать природе, беречь ее и замечать поступки других людей, сверстников и взрослых, давать им должную нравственную оценку и давать им должную оценку.

Объясняя детям, что все живое на земле взаимосвязано сложными системами, все они необходимы, взаимозависимы, потеря какой-либо связи есть потеря цепи, то есть нарушение биологического равновесия, и в то же время экологического состояния каждого из них и в то же время целенаправленно учить тому, что он должен существовать. [5].

Известно, что при формировании у детей осознанных и активных отношений человека с природой следует опираться на следующие критерии. Это:

September, 2022

372

- понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе, имеющей нравственное, эстетическое и практическое значение для человека;

- выработка норм поведения в природной среде и соблюдение их в практике и быту;

- проявление активных отношений с природными объектами, в том числе действенного ухода, умения оценивать действия других по отношению к природе [4].

В этом вопросе рекомендуется использовать ряд мероприятий и методов в дошкольных образовательных учреждениях.

• По возможности создание площадок с природными пейзажами во дворе учреждения. На участке рекомендуется безопасно размещать модели различной флоры и фауны, различных ландшафтов, макеты-прототипы гор, водопадов, рек, озер и других природных ландшафтов.

• Организация комнаты природы в учреждении. В первую очередь рекомендуется установить в комнате картины с изображением сцен природы, модели экологических ландшафтов, аквариумов, модели и изображения представителей флоры и фауны, а также различные модели других природных объектов.

• Не реже одного раза в неделю рекомендуется проводить мероприятия по произвольному сценарию в данном помещении или на площадке, организовывать использование установленного инвентаря в организуемых мероприятиях.

• Рекомендуется организация различных мероприятий, таких как игры, конкурсы рисунков, на которых показаны вредные последствия экологического ущерба, особенно химического, техногенного, природного и антропогенного воздействия.

• При участии большой группы детей посадка цветов в горшок, уход за маленькими растениями, предоставление информации о домашних животных не только повышает любовь детей к природе, но и создает основу для эффективного использования природных ресурсов.

Вышеуказанные мероприятия проводились в разных дошкольных образовательных учреждениях в несколько иной форме, и не исключено, что они будут проводиться и в дальнейшем, но вопрос регулярности, отсутствие установленного срока в достаточной мере тормозит разработку. сознания ребенка о природе. Потому что этот образовательный процесс является важным фактором

September, 2022

373

освоения специального кластера, т.е. предметов «Окружающий мир», «Естествознание», «Ботаника», «Зоология», «География», «Физика» и «Биология», преподаваемых в средние школы. [6,7].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Организовав во дворе дошкольного образовательного учреждения детскую площадку или комнату природы, возрастет кругозор детей на природу и мыслительная активность в отношении жизни. Образовательная деятельность, проводимая на данной игровой площадке или в природной комнате, особенно использование в этом образовательном процессе установленных моделей, моделей, картинок и другого инвентаря, будет способствовать дальнейшему повышению интереса ребенка к природе. Образовательный процесс посадки цветов в горшки большими группами, ухода за маленькими растениями, предоставления сведений о домашних животных привлекает ребенка к продуктивному использованию продуктов природы, к изучению значения природы в жизни человека. Путем организации различных мероприятий, таких как игры и конкурсы рисунков, где показаны вредные последствия химического, техногенного, природного и антропогенного воздействия, формируется отношение человека к охране природы. Самое главное, что наши дети с детства сталкиваются с индустрией, которая окружает человечество. Психическое напряжение ребенка стремится познать мир. Знания служат для увеличения знаний. Организация различных мероприятий, таких как игры, конкурсы рисунков, в широком смысле, с силой воспитательного воздействия, показывающие вредные последствия ущерба природе, в частности, химического, техногенного, природного и антропогенного воздействия.

ВЫВОДЫ

Этот образовательный процесс ведет к тому, чтобы в будущем стать совершенным человеком. Потому что в большинстве случаев наблюдается снижение качества естественнонаучного образования в общеобразовательной школе, особенно в старших классах, снижение интереса к биологии, химии и физике. Самое главное, что нашей молодежи сложно применять полученные знания на практике, концептуально совмещать знания и практику. Развитие экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях позволит в будущем использовать современные биологические технологии, снизить химический ущерб

September, 2022

374

природе и различные антропогенные повреждения, создать базу для выращивания натуральных экологически чистых продуктов в производстве и сельском хозяйстве.

REFERENCES

1. 2017-2021-йилларга мулжалланган "Узбекистан Республикасини янада ривожлантириш буйича Хдракатлар стратегияси

2. Закиров, Д. У., & Гулямов, Ж. Х. (2020). ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛАХ. Science and Education, 1(Special Issue).

3. Закиров, Д. У. (2020). ЭКОЛОГИК ТАЪЛИМДА МАНТЩИЙ ФИКРЛАШ ВА МУСТАКДЯ ТАЪЛИМДАН УНУМЛИ ФОЙДАЛАНИШНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).

4. Закиров, Д. У. (2020). МАКТАБЛАРДА БИОЛОГИЯ ФАНИНИ УТКАЗИШДА УКУВЧИЛАРНИНГ МУСТАКИЛ ФИКРЛАШИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ. Science and Education, 1(7), 540-551.

5. Татаева, Д. А., & Закиров, Д. У. (2021). ЭФФЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ЭКСКУРСИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ. Academic research in educational sciences, 2(12), 1413-1418.

6. Закиров, Д. У., Хамроев, Р., & Татаева, Д. (2022). ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ. Academic research in educational sciences, 3(2), 630-636.

7. Закиров, Д. У. (2021). КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ. Academic research in educational sciences, 2(CSPI conference 1), 72-78.

8. Zakirov, D. (2020). ECOLOGICAL EDUCATION IN PRESCHOOL INSTITUTIONS. ACTA NUUz, 1(4), 72-74.

9. " Закиров, Д. У., & Нурметов, Х. С. (2021). ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 2).

10. Трусова Е.С., «Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интелекта» http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac09.htm

11. http://www.lex.uz

13. "Илк кадам" мактабгача таълим муассасасининг давлат укув дастури

14. Соколова Т.А., «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

September, 2022

375

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.