Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингалеева Милеуша Талгатовна

Введение. Формирование экологической культуры личности в современном мире актуализируется в связи с необходимостью подготовки современного молодого человека к адекватному поведению в условиях экологического кризиса и возрастания включенности в глобальный мир. Цель - раскрыть особенности формирования экологической культуры обучающихся школы сучетом этнокультурного компонента в условиях полиэтнического образования. Теоретический анализ. Теоретический анализ проблемы формирования экологической культуры в полиэтнической среде позволяет сделать вывод о том, что для формирования экологической культуры необходимо искать опору в традиционных этических нормах и ценностях, касающихся взаимоотношений в системе человек-природа. В статье обосновывается необходимость реализации полиэтнического образования в школах Поволжского региона, в процессе которой происходит приобщение детей к этнической культуре и вырабатывается умение жить в многонациональной стране. Заключение. Изучение этнокультурного компонента способствует формированию у каждого обучаемого жизненно востребованной системы знаний, выработки умений решать региональные экологические проблемы с опорой на традиционные ценности рационального природопользования. В результате учебно-воспитательной работы выпускник школы проявляет гражданскую ответственность, уважение к национальным традициям, толерантность, обладает высокой экологической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL INTERACTION

Introduction. The formation of the ecological culture of the individual in the modern world is being updated due to the need to prepare a modern young person for adequate behavior in an environmental crisis and an increase in involvement in the global world. The goal is to reveal the features of the ecological culture formation in school students, taking into account the ethno-cultural component in the conditions of multi-ethnic education. Theoretical analysis. The concept of “ecological culture” is a cumulative unity of ecology and culture; in order to form an ecological culture, it is necessary to seek support in traditional ethical norms and values regarding relationships in the human-nature system. The modern school requires the introduction of new educational paradigms, taking into account ethno-regional characteristics and ethno-cultural values of the educational environment. In the schools of the Volga region, an educational strategy called multi-ethnic education is being successfully implemented, during which children are introduced to ethnic culture and the ability to live in a multinational country. Conclusions. The study of the ethno-cultural component contributes to the formation of a vitally demanded knowledge system for each student and the development of skills to solve regional environmental problems based on the traditional values of environmental management. As a result of educational work, a school graduate shows civic responsibility, respects national traditions, shows tolerance, and has a high ecological culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 464-468 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 464-468

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-464-468, EDN: BPGKON

Научная статья УДК 37.013

Формирование экологической культуры в условиях полиэтнического образования

М. Т. Мингалеева

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьский сельский лицей», Россия, 433435, Ульяновская область, с. Абдуллово, ул. Школьная, д. 1

Мингалеева Милеуша Талгатовна, кандидат педагогических наук, учитель биологии и географии, mil383@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8465-0857

Аннотация. Введение. Формирование экологической культуры личности в современном мире актуализируется в связи с необходимостью подготовки современного молодого человека к адекватному поведению в условиях экологического кризиса и возрастания включенности в глобальный мир. Цель - раскрыть особенности формирования экологической культуры обучающихся школы с учетом этнокультурного компонента в условиях полиэтнического образования. Теоретический анализ. Теоретический анализ проблемы формирования экологической культуры в полиэтнической среде позволяет сделать вывод о том, что для формирования экологической культуры необходимо искать опору в традиционных этических нормах и ценностях, касающихся взаимоотношений в системе человек-природа. В статье обосновывается необходимость реализации полиэтнического образования в школах Поволжского региона, в процессе которой происходит приобщение детей к этнической культуре и вырабатывается умение жить в многонациональной стране. Заключение. Изучение этнокультурного компонента способствует формированию у каждого обучаемого жизненно востребованной системы знаний, выработки умений решать региональные экологические проблемы с опорой на традиционные ценности рационального природопользования. В результате учебно-воспитательной работы выпускник школы проявляет гражданскую ответственность, уважение к национальным традициям, толерантность, обладает высокой экологической культурой.

Ключевые слова: экологическая культура, полиэтническое образование, национальные традиции, экологический императив, этнокультурный компонент

Для цитирования: Мингалеева М. Т. Формирование экологической культуры в условиях полиэтнического образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 464-468. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-464-468, EDN: BPGKON

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Formation of ecological culture in the context of multicultural interaction M. T. Mingaleeva

Branch of the municipal educational institution "Oktyabrsky rural lyceum", 1 Shkolnaya St., village Abdullovo, Ulyanovsk region 433435, Russia Mileusha T. Mingaleeva, mil383@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8465-0857

Abstract. Introduction. The formation of the ecological culture of the individual in the modern world is being updated due to the need to prepare a modern young person for adequate behavior in an environmental crisis and an increase in involvement in the global world. The goal is to reveal the features of the ecological culture formation in school students, taking into account the ethno-cultural component in the conditions of multi-ethnic education. Theoretical analysis. The concept of "ecological culture" is a cumulative unity of ecology and culture; in order to form an ecological culture, it is necessary to seek support in traditional ethical norms and values regarding relationships in the human-nature system. The modern school requires the introduction of new educational paradigms, taking into account ethno-regional characteristics and ethno-cultural values of the educational environment. In the schools of the Volga region, an educational strategy called multi-ethnic education is being successfully implemented, during which children are introduced to ethnic culture and the ability to live in a multinational country. Conclusions. The study of the ethno-cultural component contributes to the formation of a vitally demanded knowledge system for each student and the development of skills to solve regional environmental problems based on the traditional values of environmental management. As a result of educational work, a school graduate shows civic responsibility, respects national traditions, shows tolerance, and has a high ecological culture. Keywords: ecological culture, polyethnic education, national traditions, ecological imperative, ethno-cultural component

For citation: Mingaleeva M. T. Formation of ecological culture in the context of multicultural interaction. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 464-468 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-464-468, EDN: BPGKON

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0) © Мингалеева М. Т., 2022

Введение

Формирование экологической культуры личности в современном мире актуализируется в связи с необходимостью подготовки современного молодого человека к адекватному поведению в условиях экологического кризиса и возрастания включенности в глобальный мир. Основные принципы охраны окружающей среды прописаны в основном экологическом законе страны «Об охране окружающей среды»: организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры [1]. Экологическое просвещение реализуется посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности в числе прочих организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В школах Поволжского региона обучаются дети разных этнических групп. Учебно-воспитательный процесс приобретает полиэтнический образовательный характер: уделяется внимание обычаям, самобытной культуре, предусматривается проведение занятий, в которых используются языковые и культурные ресурсы, формируется межкультурное взаимопонимание.

Теоретический анализ

Экологическая культура представляет собой совокупное единство культуры и экологии и может быть рассмотрено в психолого-педагогической плоскости, в региональном и этно-педагогическом аспектах [2, 3]. Экологическая культура личности - это качество личности, субъекта культуры, обладающего экологическими знаниями и выражающего свое отношение к природе в рациональном природопользовании. Системный подход позволяет рассмотреть понятие «экологическая культура» как интегра-тивный феномен, состоящий из когнитивного, аксиологического и деятельностного компонентов. Данные компоненты составляют целостность экологической культуры в диалектическом единстве. Когнитивный компонент включает систему экологических знаний, аксиологический - эмоционально-ценностное отношение к природной среде, деятельностный - практическую и творческую деятельность экологической направленности. Экологическая культура охватывает не только осознание экологических проблем и поиск выхода из экологического кризиса, но и представление о культуре в целом как о выстраивании отношений в социуме и развитии поликультурной личности в системе общего и экологического образования [4].

В условиях многообразия и богатства мировой и отечественной культуры человеку открываются истинные общечеловеческие ценности. Для воспитания духовной культуры и формирования целостного представления о человеке и мире необходимо приобщение к рациональной, эмоциональной и аксиологической формам мировоззрения, которые представлены в науке, искусстве и религии. Мировоззрение синтезирует естественные и гуманитарные знания, которые изначально имеют философскую основу. В поле зрения всеобщей экологии оказываются проявления экологии в биологии и географии, этнографии и культурологии, этике и эстетике [5, с. 3]. Поэтому при определении понятия «экологическая культура» нужно понимать, что оно является синтетическим, межпредметным результатом выражения качественной личностной характеристики человека. Концепция общего школьного экологического образования рассматривает экологическую культуру как результат экологического образования и воспитания. Новым его вектором выступают идеи образования для устойчивого развития.

Для реализации идей устойчивого развития предусмотрены интеграция экологического, экономического и социально-гуманитарного содержания образования, достижение качественно нового образовательного продукта - ноосфер-ного интеллекта [6, с. 57]. Европейской экономической комиссией ООН принята «Стратегия для образования в интересах устойчивого развития». Согласно документу «Повестка 21 века» образование является важнейшим механизмом реализации устойчивого развития. Главный принцип устойчивого развития провозглашает, что наше развитие должно проходить без ущерба окружающей среде в интересах нынешних и будущих поколений [7, 8].

В школах Поволжского региона успешно реализуется образовательная стратегия, которая называется полиэтническим образованием, в процессе которого происходят приобщение детей к этнической культуре и формирование умения жить в многонациональной стране, развитие толерантности к другим культурам, создание условий для становления этнической идентичности и самоактуализации. К учебно-воспитательным направлениям полиэтнического образования относятся: способствование усвоению знаний о своей культуре и культуре других народов, становление этнической толерантности, умение поддерживать межнациональный диалог. Современная школа требует внедрения новых образовательных парадигм с учетом этноре-гиональных особенностей и этнокультурных

ценностей образовательной среды. В этой связи проблема формирования экологической культуры в полиэтнической среде становится особенно актуальной. Полиэтническое образование включает организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культур, отличающихся по языковому, этническому признаку, и направлено на формирование человека, способного жить в мире и согласии с людьми разных национальностей в многонациональной поликультурной среде [9].

Важным фактором развития образовательных моделей в полиэтнической среде являются миграционные процессы в стране. Поэтому образовательные модели данного направления стали внедряться в странах с высоким сальдо миграции, таких как США, Канада, ФРГ. В странах Европы и США решением проблем обучения для детей разных национальностей стала реализация концепции «плавильного котла», согласно которой современный мир есть интеграция разных культур, способствующая стиранию различий между ними. Национальные школы в отличие от школ «плавильного котла» ориентированы на сохранение национальной специфики разных культур. Значима роль образовательных институтов в преодолении межэтнической напряженности в регионах Запада и Востока. Межнациональное воспитание направлено на борьбу с национальными предрассудками, обеспечение межкультурного диалога обучающихся. Согласно проведенному исследованию ЮНЕСКО такие ценности, как национальная идентичность и национальная культура, являются наиболее притягательными для граждан нашей страны.

Анализ проблемы по формированию экологической культуры в условиях полиэтнического образования позволил нам сформулировать ряд положений:

1. Решение глобальных экологических задач требует становления этического мировоззрения в условиях региона с различием культур для осуществления программы устойчивого развития. Среди условий успешного формирования экологической культуры школьников можно выделить воспитывающую роль учебного процесса, его национально-региональную направленность, взаимосвязь школы и семьи в воспитательной работе, экологически ориентированную педагогическую среду в семье и школе. На успешность формирования экологической культуры школьников оказывают влияние следующие средства: познавательные (система экологических знаний); этноориентированные (использование экологических традиций рационального

природопользования в учебно-воспитательной работе по формированию экологической культуры); практикоориентированные (деятельность экологической направленности, решение экологических проблем, экологические акции). Экологическое образование для устойчивого развития выступает в качестве обязательного элемента в проведении школьных занятий. В школе проводятся экологические уроки, направленные на решение проблем рационального энергосбережения, охраны почв, растительного и животного мира, организация акций по посадке деревьев. Учащиеся должны задуматься над вопросами возможных альтернативных сценариев будущего, важно лично принять участие в решении реальных экологических проблем местности. Народы Поволжья издавна проживают на единой территории, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. При изучении фольклорных и литературных произведений народов Поволжья важно выделить экологическое содержание для полиэтнического воспитания и формирования полиэтнического мировоззрения личности. На занятиях особое внимание должно уделяться изучению региональных экологических особенностей и взаимосвязи глобальных и местных проблем.

2. Нравственные понятия, содержащиеся в произведениях устного народного творчества (великодушие, сострадание к беззащитным, уважение человеческого достоинства), составляют основу народного гуманизма. В произведениях народного творчества отражаются этнические принципы рационального отношения к природе. Основой экологоориентированных ценностей выступает нравственный императив, объединяющий владение знаниями естественных законов природы и реализацию коэволюции природы и общества. Экологический императив формирует систему ценностей экологической культуры, направленных на гармоничное развитие человека и природы. Он представляет собой форму запретов и ограничений, распространяющихся на человеческую деятельность. В народном творчестве этнические принципы отражены в пословицах, сказках, сказаниях. «Береги землю родимую, как мать любимую», - гласит пословица. В сказках торжествуют ум и смекалка, добро всегда побеждает зло. Сказки позволяют понять характер народа, его понимание природных и социальных явлений. Возрождение традиций единения народов Поволжья с природой - необходимый ресурс решения экологических проблем региона. На-

родные знания обращены к самым жизненным сферам человеческой деятельности: земледелию, скотоводству, строительству. Культ природы существует у всех народов. Вокруг родника не рубят деревья. Для каждого народа существуют священные рощи и деревья. Марийцы к березе обращались с просьбами, было принято при рождении внука высаживать березу. Рябина является самым мощным средством, оберегающим человека от колдунов. Во время пасхи сеяли зерновой хлеб, наблюдали, как колосится рожь, совершали ритуалы, способствовавшие возрождению и расцвету природы.

3. Многообразные факторы окружающей природы, психологический склад этноса формируют традиции, обычаи, религиозные верования, создавая экоэтническую среду, определяющую этническое самосознание. Для изучения и сохранения памятников народной культуры в системе школьного воспитания используются этнографические материалы, экспонаты и фонды краеведческих музеев. Уголок природы в школе призван знакомить детей с растительным и животным миром. Через духовную культуру в процессе воспитания и практической совместной жизни передаются психические переживания этноса, историческая память. Поэзия, литература, мифология, музыка, народное творчество, развивая историческую намять этноса, оказывают влияние на душевные переживания и настроение людей. Характер воспитания отличается сложившимися традиционными особенностями. Ребенок растет и развивается в родной языковой среде, на примере своих родителей и традиций народа.

4. Этнокультурный компонент в содержании учебных предметов позволяет включить обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции. Освоение этнокультурного компонента в школе - важнейшее средство связи с жизнью, направленное на воспитание культуры межнационального общения, патриотических чувств, воспитание экологической культуры в процессе приобщения к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа. Интеграция этнокультурного компонента с предметами естественнонаучного, гуманитарного и эстетического направлений позволяет расширить познавательные потребности ребенка, рассматривать предмет изучения с разных сторон. На интегрированном занятии всесторонне изучаются природные сообщества, объекты и явления природы. Дети описывают объект природы, дают биологическую характеристику, находят литературное описание, сочиняют стихи, рисуют, делают

презентации. В процессе изучения устанавливаются причинно-следственные связи, творческое восприятие предмета. Коллективное творческое дело предполагает межличностное общение и межэтнический диалог. В ходе усвоения фольклорных жанров устанавливаются толерантные отношения и обмен культурными и личностными ценностями, что способствует нравственному развитию детей. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, своеобразии национальных норм поведения, одежды, быта, художественного творчества. На занятиях дети получают экологические знания о целостном динамично изменяющемся мире. Очень важно проводить коллективные формы занятий для установления межнациональных взаимоотношений на основе экологических идей природопользования. Приобщение к культуре своего народа и культурной жизни других народов региона целесообразно проводить в игровой и праздничной форме, используя фольклорные сценические образы.

Заключение

Особенности природы в разных регионах во многом определили разнообразие этносов, культур, систем ценностей. Культура мира и согласия обусловливает гармонию людей и природы. Тематический способ усвоения краеведческой информации помогает получить сведения о разных народах и создает целостную картину прошлой и современной жизни. Использование этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе дает возможность приобщить человека к национальной культуре, знаниям и умениям. Изучение этнокультурного компонента способствует формированию у каждого обучаемого жизненно востребованной системы знаний, что помогает в выработке умений решать региональные экологические проблемы.

В процессе полиэтнического образования происходит приобщение детей к этнической культуре и формируется умение жить в многонациональной стране. Личность не может развиваться вне коллектива, поэтому обновляются формы и методы работы в группе для развития продуктивного общения на примере диалога культур региона. В результате проводимой воспитательной работы выпускник должен видеть и решать общественно значимые проблемы, уважать национальные традиции, проявлять толерантность, воспитывать в себе высокую гражданскую ответственность, быть носителем экологической культуры.

Список литературы

References

1. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № У-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34B23/ (дата обращения: 2В.0В.2022).

2. Горлачев В. П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: дис. ...д-ра пед. наук. Чита, 200S. ЗУб с.

3. Пазова Р. И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2010. 1В4 с.

4. Матис В. И. Поликультурное образование: учебное пособие. Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 201б. 331 с.

5. Солодухо H. М. Теоретико-методологические основы «Всеобщей экологии» // Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с. Малая Цильна, 20-21 декабря 2013 г.). Казань : К(П)ФУ, 2013. С. 3-4.

6. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Грачев В. А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. Вернадского. 2012. № 3S. С. SS-SS.

У. Colucci-Gray L., Perazzone A., Dodman M., Camino E. Science Education for Sustainability, Episte-mological Reflections and Educational Practices: From Natural Sciences to Trans-Disciplinarity // Cultural Studies of Science Education. 2013. Vol. В. P. 12У-1ВЗ.

В. Filho W. L., Raath S., Lazzarini B. The Role of Transformation in Learning and Education for Sustainability // Journal of Cleaner Production. 200В. Vol. MS. P. 286-295.

S. Ибрагимова Л. А. Поликультурное образование в многонациональном обществе. М. : Редакционно-издательский центр, 200б. 210 с.

1. On Environmental Protection. Federal Law of10.01.2002. no. 7-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34823/ (accessed 28 August 2022) (in Russian).

2. Gorlachev V. P. Formation of the Ecological Culture of the Individual in the Educational Process: The Regional Aspect. Diss. Dr. Sci. (Ped.). Chita, 2005. 376 p. (in Russian).

3. Pazova R. I. Formation of Ecological Culture of Younger Schoolchildren by Means of Abaza Folk Pedagogy. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Pyatigorsk, 2010. 184 p. (in Russian).

4. Matis V. I. Polikulturnoe obrazovanie : uchebnoe posobie [Multicultural Education: Textbook]. Barnaul, Altaiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 2016. 331 p. (in Russian).

5. Solodukho N. M. Theoretical and methodological foundations of "General ecology". In: Formirovanie ekologo-ge-ograficheskoj kul'tury uchashchejsya molodezhi v shkole i vuze [Formation of Ecological and Geographical Culture of Student Youth at School and University: Proceedings of the All-Russian Scientific and Methodological Conference (Malaya Tsilna village, December 20-21, 2013)]. Kazan, K(P)FU Publ., 2013, pp. 3-4 (in Russian).

6. Zakhlebny A. N., Dzyatkovskaya E. N., Grachev V. A. The concept of general environmental education for sustainable development. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. Vernadskogo [Problems of Contemporary Science and Practice. V. Vernadsky University], 2012, no. 39, pp. 55-59 (in Russian).

7. Colucci-Gray L., Perazzone A., Dodman M., Camino E. Science Education for Sustainability, Epistemological Reflections and Educational Practices: From Natural Sciences to Trans-Disciplinarity. Cultural Studies of Science Education, 2013, vol. 8, pp. 127-183.

8. Filho W. L., Raath S., Lazzarini B. The Role of Transformation in Learning and Education for Sustainability. Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 199, pp. 286-295.

9. Ibragimova L. A. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonatsional'nom obshchestve [Multicultural Education in a Multinational Society]. Moscow, Redaktsionno-izdatel'skii Tsentr, 2006. 210 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 05.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 17.10.2022 The article was submitted 05.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 17.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.