20/£/з
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В. А. Лей
УДК [378.034:502](470-13+571)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КРЫМА
В современной педагогике экологическая культура личности рассматривается как единство развитого экологического сознания, эмоциональных состояний и осознанной деятельности по развитию экологических ценностей и любви к природе. Экологическая культура способствует формированию устойчивых связей в системе «человек-природа-общество» и тесно связана с эколого-социально-экономической ситуацией.
Изменчивость природной среды, экономических условий и социально-культурной ситуации предъявляют повышенные требования к уровню экологической культуры студенческой молодёжи. Будущие специалисты должны быть способны к качественному экологичному выполнению производственных функций, иметь развитое экологическое сознание и позитивное отношение к природе. Всё это порождает новый социальный заказ к системе высшего профессионального образования и актуализирует задачу повышения экологической культуры студенческой молодёжи с учётом региональных кульльтурных ценностей и условий. Известный девиз экологического образования Рене Дюбо «Мыслить глобально -действовать локально» хорошо отражает данную стратегию.
Цель статьи - рассмотреть проблему формирования экологической культуры у студенческой молодёжи Крыма в связи с биоландшафтной спецификой полуострова.
В современных условиях глобализации формируется эколого-социально-экономи-ческая мегасистема, доминирующими фак-
торами которой являются:
- экономизация как переход к ресурсосберегающим технологиям;
- экологизация как переход к природо-щадящим технологиям и формированию природоохранных мероприятий;
- социализация как активное становление в социуме системы общечеловеческих ценностей.
Основные параметры эколого-социаль-но-экономической метасистемы пока неизвестны. Вместе с тем, у человечества нет времени на ожидание теоретических построений и выявление закономерностей. Кризисная экологическая ситуация требует адекватных усилий по сохранению биоландшафтного разнообразия, предотвращению парникового эффекта, модернизации мировой экономики и систем образования.
Главной целью экологического образования является формирование у общества и отдельной личности экологического мировоззрения на основе единства научных знаний и практической деятельности, ценностно-ответственного отношения к природе, собственному здоровью и качеству жизни. Для достижения данной цели акценты в учебно-воспитательном процессе должны быть сосредоточены на ценностной мотивации, экологических знаниях и значимых умениях, а именно:
- на воспитании ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения к природе;
- на выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве причастности к решению социально-экологических проблем;
- на формировании знаний, необходимых для понимания процессов в системе «человек-общество-техника-природа»;
- на содействии в решении локальных эколого-социально-экономических проблем;
- на умении анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия человеческой деятельности в природе;
- на способности реализовывать экологически значимые решения.
В настоящее время практически все экосистемы контактируют с социумом и существуют в неразрывной связи с ним. Многие из них перестали быть только экологическими и стали социально-экологическими системами. В таких условиях определяющим фактором функционирования экосистем является социальная составляющая. Оценивая влияние новых технологий на биосферу, Б. Коммонер отмечает, что человечество должно научиться у природы основному уроку: на планете ничто не может выжить, если оно не входит в единое глобальное целое как неотъемлемая часть. Учёный сформулировал в нарочито упрощённой форме четыре важнейших закона, раскрывающих сущность экологии [1]:
- «Всё связано со всем»;
- «Всё должно куда-то деваться»;
- «Природа знает лучше»;
- «Ничто не даётся даром».
Эти универсальные законы экологии могут быть применимы к различным областям природопользования, равно как и к формированию экологической культуры личности, то есть непосредственно в процессе реализации экологического образования.
В связи с тем, что экологическое образование содержит обязательный практический компонент взаимодействия личности с природой, предусматривающий формирование ответственного поведения, знаний и умений по охране и защите природной среды, мы предлагаем к использованию в крымском регионе ландшафтно-педагоги-ческий подход, обозначающий процесс воспитания личности посредством ландшафта, который, на наш взгляд, может заслуженно претендовать на активное использование в практике экологического образования как адекватный природосообразный методический подход.
Отметим, что принцип природосообраз-ности в воспитании предполагает взаимосвязь естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, культивирование эти-
20/£/з
ческих установок по отношению к природе, природоохранное мышление и поведение. Данный принцип культивировался многими классиками педагогики: Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинским, В. А. Сухо-млинским, Г. С. Сковородой и др. Так, Ж.-Ж. Руссо в своём романе «Эмиль или О воспитании» настаивал на воспитании ребёнка вблизи природы и в изоляции от испорченного общества, «уродующего» детскую душу. В. А. Сухомлинский называл свои уроки на природе «школой под голубым небом». К. Д. Ушинский считал ландшафт «лучшим учителем». Ландшафтно-педагогический подход построен в русле классических идей при-родосообразности и экологической этики, но вместе с тем конкретизирован применительно к современным проблемам экологического кризиса и требованиям предотвращения утраты биоландшафтного разнообразия Крыма.
Ландшафтно-педагогический подход актуален для Крымского полуострова, обладающего неповторимой ландшафтно-эколо-гической спецификой и нуждающегося в щадящем режиме природопользования. Согласно классификации ООН, Крым с его уникальной природой представляет «фрагмент Всемирного Природного наследия». Такой статус полуостров получил за счёт своего ландшафтно-биологического разнообразия на локальной территории, которое обусловлено наличием двух климатических поясов (умеренного и субтропического) и трёх природных зон (степей умеренного пояса, сухих субтропиков Южного берега Крыма и высотной поясности). В последние десятилетия крымские учёные-географы В. А. Боков, В. Г. Ена, Е. А. Позаченюк выделяют четвёртую природную зону в северном и восточном Крыму - антропогенные полупустыни, сформировавшиеся в результате нерационального природопользования [4]. Данный факт наглядно свидетельствует о ранимости и уязвимости крымских экосистем к антропогенному давлению.
Особое место занимает Севастопольский район с разнообразной мозаикой уни-
кальных ландшафтов. Треть подведомственной территории района принадлежит к природно-заповедному фонду, что предусматривает природоохранный режим пользования и соответствующий экологический императив. В таких условиях ландшафтно-педагогический подход может способствовать оптимизации эколого-социально-эко-номической ситуации в Большом Севастополе и Крыму, формировать «новую породу» людей с экологичным сознанием и поведением.
В условиях современной эколого-соци-ально-экономической ситуации новое понимание ландшафта предполагает объединение когнитивных аспектов познания с ценностными и практическими. Категория «ландшафт» является ёмкой и многомерной, включающей духовные, природные и социальные составляющие. В этом смысле её можно отнести к универсалиям культуры наряду с такими универсальными категориями, как «пространство», «время», «деятельность», «человек». Данное утверждение базируется на том, что:
- во-первых, ландшафт комплексно охватывает всю триаду «человек-природа-общество» и эта особенность имеет исключительное значение для раскрытия коэволюцион-ных идей концепции устойчивого развития;
- во-вторых, все природные и социальные процессы, явления, объекты имеют ландшафтную привязку.
Психологическую основу ландшафтно-педагогического подхода составляют холистический подход и так называемая «островная психология», согласно которой у граждан-островитян или полуостровитян (в случае слабой связи с материком) формируется «локализованное мышление», выражающееся в осознании особой ценности ограниченного природного окружения, человеческого потенциала и специфичного социально-экономического развития. «Островная психология» крымчан, на наш взгляд, удачно сопрягается с ландшафтно-педагогическим подходом. Что касается холистического подхода
(от англ. whole - весь, целый), то, во-первых, он отражает идею целостности окружающей среды, а, во-вторых, - идею целостного «дву-полушарного» рационально-эмоционального мышления как наиболее адекватного способа познания ландшафта.
В методическом плане ландшафтно-педагогический подход направлен на:
- знание ландшафтно-экологических закономерностей;
- знание культурно-исторических особенностей;
- знание природных объектов, типичных растений и животных;
- знание культурно-исторических объектов, колоритов эпох;
- знание местных охраняемых территорий;
- знание геологических объектов;
- узнавание охраняемых и редких растений и животных;
- различение съедобных и ядовитых растений;
- фенологические наблюдения;
- ландшафтные и гидрологические изыскания;
- ботанические и зоологические исследования;
- умения по организации биотехнических мероприятий сохранения и восстановления экосистем;
- умения по оптимизации условий жизни растений и животных;
- умения по формированию экологичного общественного мнения;
- «импринтинг природы» путём запе-чатления эстетики ландшафта в литературном, художественном и других видах творчества;
- духовно-физическое развитие и оздоровление;
- актуализацию жизненных смыслов.
Организационными формами могут быть
традиционные походы, ландшафтные экскурсии, исследовательские проекты, «экологические десанты», посещения городских зелёных зон, полевые практики и др. В дополне-
ние к традиционным формам возможно проведение занятий типа «Геометрия природы», «Язык природы», «Творчество природы», «Вдохновение природы», практических и лабораторных занятий, творческих встреч, торжественных мероприятий на природе.
Основной организационной формой в Севастопольском государственном университете стала ландшафтная экскурсия. Цель ландшафтной экскурсии - осуществить комплексный подход к изучению социо-природных систем, закрепить экологические знания и умения.
Задачи ландшафтных экскурсий:
- знакомство с флорой и фауной крымских экосистем, получение наглядных представлений о видовом биоразнообразии, развитие умений «видения» сложнейших взаимосвязей компонентов природной среды и способов адаптации к её условиям растений и животных;
- развитие у студентов наблюдательности, ориентации в природе, формирование навыков мониторинга природной среды;
- приобретение и развитие навыков исследовательской работы в области природоохранной деятельности;
- развитие умения применять теоретические знания в практической деятельности;
- воспитание эмоционально-ценностных качеств личности путём эстетического восприятия природы, гармоничного познания окружающего мира через различные каналы восприятия.
Важным преимуществом ландшафтных экскурсий является то, что с помощью экс-терорецептивной системы, направленной на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), студенты ощущают мир более полно, многомерно, многоаспектно. Всё это благотворно влияет на их физическое, нравственное и психическое состояние.
В целях просвещения общественности, создания в учебном заведении предметной экологической среды и популяризации
20/S/3
природоохранной тематики целесообразно организовывать студенческие выставки пейзажных фотографий, созданных ими в ходе ландшафтных экскурсий. Как правило, такие выставки получают позитивные отзывы посетителей и отражают высокое эмоционально-художественное восприятие крымских красот, запечатлённых на фотографиях.
Реальная экологическая ситуация в Республике Крым характеризуется как умеренно благополучная с нарастанием угрозы утраты ландшафтного и биологического разнообразия. На основе положений ландшафт-но-педагогического подхода нами были разработаны и внедрены в учебный процесс актуальные рекомендации для студентов. Приведём некоторые из них.
Преподавателям, осуществляющим руководство полевой практикой студентов, мы рекомендовали отказаться от сбора гербария как неэкологичного вида учебной деятельности и заменить его на фотографирование растений в разных ракурсах для дальнейшей работы с определителем растений. Данную рекомендацию мы назвали «фотография вместо гербария». Она достаточно актуальна, так как полевая практика обычно проводится на заповедных территориях, где расположены уникальные экосистемы с редкими и исчезающими растениями Крыма. Гербарий же является основой отчётов студентов по полевой практике, причём каждому из них нужно заготовить не менее двадцати образцов.
Следующей актуальной рекомендацией по организации занятий, воспитательных мероприятий и отдыха на природе была простая рекомендация, которую мы назвали «мусорный пакет». Всё, что здесь требуется - захватить с собой индивидуальный пакет для решения проблемы сбора мусора. Ещё один пример - рекомендация тушения кострища, которую мы назвали «ведро воды для костра». Проблема состоит в том, что заповедные территории легкодоступны, поэтому нередко случаются локальные пожары по причине неграмотного тушения кострищ. Такой меры, как засыпание землёй,
для условий Крыма недостаточно, так как в этом случае продолжаются процессы тления. Чрезвычайно важно заливать кострище ведром воды. Подобного рода рекомендации популяризировались нами среди преподавателей, доносились до групп студентов и общественности.
Для решения проблемы формирования экологической культуры у студенческой молодёжи Крыма целесообразно использовать ландшафтно-педагогический подход, нацеленный на сохранение биоландшафтной специфики полуострова. Ведущей формой воспитательной работы экологической направленности может стать ландшафтная экскурсия.
Ландшафтно-педагогический подход способствует повышению экологической культуры и эмпатии к природе, формированию у студентов природоохранных навыков. Вместе с тем активизируется их гражданская позиция, творческий потенциал и эколого-на-туралистическая компетентность.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена проблема формирования экологической культуры у студенческой молодёжи Крыма в связи с биоландшафтной спецификой полуострова. Представлены наработки автора по внедрению в практику экологического образования ланд-шафтно-педагогического подхода. Раскрыты педагогическая сущность и значение ландшафтной экскурсии как ведущей формы воспитательной работы экологической направленности. Приведены актуальные примеры и методические материалы по формированию экологической культуры у студенческой молодёжи вузов Севастополя.
Ключевые слова: экологическая культура, студенческая молодёжь, республика Крым, ландшафтно-педагогический подход.
SUMMARY
The problem of environmental education for young students of Crimea as related to the environmental and landscape peculiarities of the peninsula is considered. The author's findings concerning putting into practice the
approach to landscape study as part of the environmental education have been presented. The educational principle and significance of the landscape excursion as an essential form of the environmental education has been described. Some currently important methods and techniques for shaping the environmental consciousness of young higher school students of Sevastopol have been proposed.
Key words: environmental culture, young students, Crimea, approach to landscape study.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коммонер Б. Замыкающийся круг: природа, человек, технология: пер. с англ.-М.: Гидрометеоиздат, 1974. - 232 с.
2. Лей В. А. Ландшафтная педагогика как инструмент педагогической подготовки студентов инженерно-экологического профиля // Вюн. СевНТУ: зб. наук. пр. / М-во освгги i науки Украши, Севастоп. нац. техн. ун-т. -Севастополь, 2011. - Вип. 124: Педагопка. -С. 27-33.
3. Лей В. А. Проблема сохранения биоландшафтного разнообразия Крыма в контексте педагогики: Материалы между-нар. науч. конф. Столыпинские чтения 2011 г , Севастополь 27-28 сент. 2011 г. -Севастополь: РА «Телескоп», 2012. -С. 102-103.
4. Современные ландшафты Крыма и сопредельных акваторий / под ред. Е. А. По-заченюк. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2009. - 672 с.
М. В. Иванникова
УДК 37.035.3 + 377.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ктуальность исследования состоит в том, что изменения в окружающем мире и социуме, быстрые темпы роста объёма информации и необходимость её переработки предъявляют сегодня повышенные требования к интеллектуальным качествам личности. Общество нуждается в людях профессионально компетентных, предприимчивых, имеющих активную жизненную позицию, обладающих гибким и нестереотипным мышлением, способных к самостоятельной творческой деятельности. Творческая личность может обеспечить не только себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Данный социальный заказ усиливает внимание социальных институтов к созданию более перспективных моделей формирования творческих способностей.
Государственная политика Российской Федерации направлена на поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности в творческой деятельности. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ поставил задачу по организации и проведению мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, пропаганду научных знаний и творческих достижений. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования реализует качественно новую личностно-ориентированную модель развития творческих способностей, содействует