Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки'

Формирование экологической культуры студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЕCOLOGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИЗАЙН / DESIGN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРОЦЕСС / PROCESS / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / КОМПОЗИТ / COMPOSITE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольцова Е.А.

В статье рассматривается механизм формирования экологической культуры студентов-дизайнеров в единстве проектной и исследовательской деятельности. Приводится пример организации учебного процесса на основе авторского принципа композита, формирующий компетенции и экологическую культуру будущих специалистов в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of environmental culture of students - designers in the process of professional training

The article discusses the mechanism of forming of ecological culture of students-designers in unity of design and research activity. There is given the example of the organization of the educational process on the basis of the author's principle of composite is forming the competence and ecological culture of future specialists in the field of design.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 4, 2017: 728-733

Формирование экологической культуры студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки

Е.А. Кольцова

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: elen112008@yandex.ru

Ключевые слова: экология, культура, дизайн, обучение, процесс, профессиональная подготовка, компетенция, принцип, композит. Key words: еcology, culture, design, training, process, vocational training, competence, principle, composite.

Резюме: В статье рассматривается механизм формирования экологической культуры студентов-дизайнеров в единстве проектной и исследовательской деятельности. Приводится пример организации учебного процесса на основе авторского принципа композита, формирующий компетенции и экологическую культуру будущих специалистов в области дизайна. Abstract: The article discusses the mechanism of forming of ecological culture of students-designers in unity of design and research activity. There is given the example of the organization of the educational process on the basis of the author's principle of composite is forming the competence and ecological culture of future specialists in the field of design.

[Koltsova E.A. Formation of environmental culture of students - designers in the process of professional training]

Глобальные проблемы современности, вызванные экологическим кризисом и его последствиями, активировали процесс экологизации культуры человечества, обусловили актуальность таких качеств личности как экологическая культура и экологическая образованность. В связи с чем, первостепенной задачей образования становится формирование экологического сознания, экологической культуры подрастающего поколения, основанного на ответственном отношении к окружающей среде, осознанности себя субъектом природы.

Основоположник учения экологии культуры Д.С.

Лихачев акцентирует, что экология культуры и экология природы составляют единое целое, т. к. для жизни человека одинаково важно сохранение и биологической среды и среды, созданной культурой его предков и им самим (Лихачев, 1985). Культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его нравственной самодисциплины и социальности. Таким образом, встает вопрос о нравственной экологии человека, т.е. экологии культуры. Н.Г. Бибикова экологическую культуру трактует как подлинно интеллигентное и цивилизованное отношение человека к окружающей среде и социуму. А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова, соотнося с профессиональной деятельностью человека, в том числе дизайн-деятельностью, определяют экологическую культуру как способ самореализации в экологических рамках, как культуру нового качества, воплощающую одухотворенный разум человека (Глазачева, Перфилова, 2012).

Дизайн-культура как форма преобразующей деятельности человека оказывает влияние на все стороны жизни современного общества. Дизайн, как творческая проектная деятельность, связывающая духовную и материальную культуру личности, имеет важное социокультурное значение. При помощи средств и методов проектирования дизайн решает социальную проблему нарушения экологического равновесия в биотехносфере: обеспечение экологичности конструкций и отделочных материалов, процессов потребления. Этим обусловлена необходимость формирования представления об экологически целесообразном взаимодействии человека с окружающей средой у будущих специалистов в области дизайна на стадии профессиональной подготовки. И здесь огромное значение имеет мотивация личного участия студентов в решении проблем улучшения качества среды жизни, о чем отмечает в своей статье об особенностях психолого-педагогических основ формирования человеческого капитала средствами как изобразительного, декоративного искусства, так и дизайна. (Алексеева, 2014).

Изучая проблему процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, автор разработала и апробировала технологическую карту учебного

модуля подготовки студентов-дизайнеров, направленную на формирования экологической культуры личности обучающихся средствами принципа композита. Учебный модуль входит в структуру модульной программы подготовки студентов направления дизайн уровня бакалавриата «Интегративное проектирование», основанную на интеграции содержания предметов (проектирование, конструирование, эргономика, материаловедение, цветоведение) и профессиональных умений, формируемых в процессе учебной деятельности по выполнению проекта на заданную тему. Содержание модулей программы сформировано с учетом специфики дизайн-деятельности, направленной на формирование экологической культуры личности студентов.

В переводе с английского языка «composite» означает: смесь; составной, сложный. Композиционный материал (composite material) или композит - это комбинации из двух или более материалов, отличающихся по форме, композиции, размерам. Организуя процесс обучения на принципе композита, преподаватель путем замены сочетаний дидактических методов, организационных форм с одной стороны и принципов с другой стороны в соответствии с задачами образовательного процесса получает более качественный результат обучения. Таким образом, студентам-дизайнерам предлагаются для изучения различные темы интегрированных дисциплин, разные объекты исследования, учебные задания. Базу принципа композита составляет интерактивная трактовка педагогического принципа связи теории с практикой, основанная на включении студентов-дизайнеров в квазипрофессиональную деятельность путем исследования реальных средовых объектов и создания дизайн-проектов их преобразования (реорганизации), осуществляемых в результате анализа имеющихся и синтеза вновь приобретенных знаний. В качестве примера приведем задание «Реорганизация средового объекта города средствами дизайн-проектирования и современными отделочными материалами» наукоемкой модульной программы «Интегративное проектирование». Цель задания- в максимально сжатые сроки освоить определённый объем учебного материала, сформировать навыки проектной и исследовательской

деятельности во взаимосвязи с экологической культурой личности студента. Преподаватель подбирает для задания объекты городской среды, имеющие определенные эстетические проблемы. Студентам предлагается гармонизировать проблемные объекты, применив средства дизайн-проектирования и отделочные материалы. Для выполнения данного задания им необходимо восполнить недостающие знания - изучить рынок современных отделочных материалов; провести научную работу - выделить проблему, цель, задачи, гипотезу исследования. Выполненную работу—необходимо оформить в виде презентации и защитить свой проект, доказав гипотезу проведенного исследования.

Изучение студентами-дизайнерами нового учебного материала на узнаваемых объектах городской среды позволяет им по-новому взглянуть на проблемы своего города, включая экологические, осознать социальную значимость своей будущей профессии, воспитывает уважительное и бережное отношение к историческому наследию, т.е. формирует экологическую культуру личности.

Желание сделать среду своего города лучше, привлекательнее мотивирует искать пути совершенствования ее эстетизации, возможности более долгосрочного сохранения привлекательного вида, заставляет тщательно изучить рынок современных материалов их характеристики, свойства, состав. Обозначенная проблема включает аналитическое и экологическое мышление: применение современных композитных материалов увеличивает срок службы изделия, конструкции, сохраняет его от агрессивного воздействия внешней среды; антивандальные отделочные материалы позволяют сохранить объект от действий несознательных сограждан.

В процессе выполнения студентами-дизайнерами данного задания решаются следующие дидактические задачи:

1) Освоение учебного материала предметов Проектирование и Материаловедение в интеграции.

2) Формирование исследовательской компетенции студентов-дизайнеров.

3) Развитие экологической культуры будущих

специалистов в области дизайна.

Интегрированное освоение дисциплин восстанавливает естественную целостность познавательного процесса, развивает способности к самоконтролю и самореализации. Интегративность способствует повышению качества профессионального образования путем сближения различных областей знания за счет их конвергентности- неявно выраженной общности в структуре, функциях (Кашекова, 2012).

Современные требования к выпускникам вузов включают умение углубленной самостоятельной работы, в том числе и научно-исследовательской, культуры научного мышления, владение методами получения, анализа и трансформации полученных знаний. То есть развитое исследовательское поведение является неотъемлемой характеристикой личности, входящей в структуру компетенций специалиста любого направления.

Кроме того, выполнение учебного задания по реорганизации городского средового объекта способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: стремление проектировать объекты более долговечные, создавать экологически безопасные и благоприятные условия для физического и психического здоровья человека. Приведенный пример наглядно демонстрирует, как обучение студентов-дизайнеров, организованное на принципе композита не только генерирует профессиональные компетенции студентов-дизайнеров, но и развивает экологическую культуру будущих специалистов в области дизайна, следуя позиции Д.С. Лихачева - «любовь должна быть действенной». Становление экологической культуры у студентов-дизайнеров начинается с понимания ими того, что решение проблем экологии зависит от деятельности, в том числе профессиональной, каждого человека в том конкретном месте, где он живет, учится, работает; с ответственного отношения к окружающей среде, к наследию предков. Формирование эко-мышления специалиста в области дизайна среды происходит через усвоение эстетических ценностей, профессиональных навыков и образа жизни, необходимых для развития личности в единстве экологического сознания и поведения, как отмечает Н.И. Барсукова в статье

«Психофизиологические основы эстетического воспитания дизайнеров в вузе» (Барсукова, 2004).

Ценностные представления о гармоничном взаимодействии окружающей среды и человека, знакомство с приемами экологизации особенно актуальны для будущих дизайнеров, которые будут создавать предметно-пространственную среду, организовывать жизненное пространство и социокультурные коммуникации общества.

ЛИТЕРАТУРА

Лихачев Д.С. 1985 Прошлое - будущему: Статьи и очерки. Л.: «Наука». 575 c. Бибикова Н.Г. Сущность экологического образования обучающихся

[Электронный ресурс]. - URL: www.superinf.ru. Глазачева А.О., Перфилова О.Е. 2012. Экологический дизайн: инструменты и критерии проектирования глобального социокультурного пространства. - Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. № 2: 27-37. Алексеева И.В. 2014. Психолого-педагогические основы формирования человеческого капитала средствами изобразительного искусства. - В сб. Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2014 г.). Под ред. Гриценко В.П., Алексеевой И.В., Еникеева А.А.: В 2-х ч. Ч. 1. Краснодар, КГУКИ. С. 20-27. Кашекова И.Э. 2012. Условия развития творческой индивидуальности ребенка в современном мире. - Педагогика искусства. № 2. - URL: www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/kashekova_12_june.pdf. Барсукова Н.И. 2004. Психофизиологические основы эстетического воспитания дизайнеров в вузе. - Стандарты и мониторинг в образовании. № 6: 32-38.

Получена / Received: 14.07.2017 Принята/Accepted: 06.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.