Научная статья на тему 'Особенности формирования экологической культуры личности студентов средствами изобразительного искусства и дизайна'

Особенности формирования экологической культуры личности студентов средствами изобразительного искусства и дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / БИОАДЕКВАТНЫЙ / BIOADEQUACY / РЕЛАКСАЦИОННО-АКТИВНЫЙ МЕТОД / RELAXATION-ACTIVE METHOD / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / АЛЬФАСОСТОЯНИЕ / ALPHASITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева И.В., Ромашкова О.В.

В статье обосновываются особенности формирования экологической культуры личности студентов средствами изобразительного искусства и дизайна. Раскрывается актуальность проблемы, которая заключается в выполнении важной функции духовного, нравственного, эстетического отношения личности к окружающей среде как особой ценности. В контексте исследования предлагается авторский метод обучения творческим дисциплинам биоадекватный релаксационно-активный, основанный на чередовании релаксационных и активных форм обучения при экологическом альфасостоянии работы мозга в процессе творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева И.В., Ромашкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of aggressive behavior in education in the context of teacher training

In the article features of formation of ecological culture of personality of students through art and design. Reveals the urgency of the problem, which is to perform the essential functions of the spiritual, moral, aesthetic relationship of the individual to the environment as of little value. In the context of the research the author's method of teaching creative disciplinesbioadequacy relaxation-active, based on the alternation of relaxation and active forms of learning in environmental alpha state of the brain during creative activities.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экологической культуры личности студентов средствами изобразительного искусства и дизайна»

Особенности формирования экологической культуры личности студентов средствами изобразительного искусства

и дизайна

И.В. Алексеева1, О.В. Ромашкова2

1-2Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: дизайн, экологическая культура, изобразительное искусство, биоадекватный, релаксационно-активный метод, обучение, альфасостояние.

Key words: design, ecological culture, fine arts, bioadequacy, relaxation-active method, training, alphasituation.

Резюме: В статье обосновываются особенности формирования экологической культуры личности студентов средствами изобразительного искусства и дизайна. Раскрывается актуальность проблемы, которая заключается в выполнении важной функции духовного, нравственного, эстетического отношения личности к окружающей среде как особой ценности. В контексте исследования предлагается авторский метод обучения творческим дисциплинам - биоадекватный релаксационно-активный, основанный на чередовании релаксационных и активных форм обучения при экологическом альфасостоянии работы мозга в процессе творческой деятельности. Abstract: In the article features of formation of ecological culture of personality of students through art and design. Reveals the urgency of the problem, which is to perform the essential functions of the spiritual, moral, aesthetic relationship of the individual to the environment as of little value. In the context of the research the author's method of teaching creative disciplines- bioadequacy relaxation-active, based on the alternation of relaxation and active forms of learning in environmental alpha state of the brain during creative activities.

[Alekseeva I.V.1, Romashkova O.V.2 The problem of aggressive behavior in education in the context of teacher training]

В традиционной модели обучения студентов вузов по направлению подготовки Дизайн предусматривается формирование и развитие общекультурных,

общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В них отсутствует понятие формирования экологической культуры личности, которое является актуальной задачей современной высшей школы, что способствует развитию

духовного, нравственного, эстетического отношения личности к окружающей среде как особой ценности.

Формирование эстетических и изобразительных знаний, направленных на развитие экологического сознания и организацию природоохранной деятельности обучающихся, исследовали С.В. Алексеев, С.А. Герасимова, С.Г. Додонова, Т.В. Кучер, Г.А. Мустафина, В.И. Наденшина, С.В. Тихонов, В.Б. Подрезков, но исследований, посвященных данной проблеме, еще недостаточно.

Исходя из профессиональной и компетентностой направленности высшего образования при подготовке дизайнеров, основанной на ценностных ориентациях, требуется обеспеченность их экологического роста средствами изобразительного искусства и дизайн-проектирования. Решение данной проблемы возможно путем разработки содержания заданий на тему исследования экологических проблем современности.

В качестве примера можно привести задание по графическому дизайну, которое заключается в разработке плаката на экологическую тему или задание по дизайн-проектированию, направленное на создание проекта эко-дизайна архитектуры малых форм, интерьера или ландшафтного дизайна, где уделяется особое внимание защите окружающей среды. Именно при создании проекта в стиле эко-дизайна студенты исследуют не только проблемы экологии, но и стараются выразить свою собственную позицию единения с окружающей средой и протеста против загрязнения природы и потребительской культуры современного человека. В настоящее время при проектировании средового городского пространства актуально решение проблемы безбарьерной предметно-пространственной среды на основе экологического подхода, что активно изучается и внедряется в образовательный процесс подготовки будущих дизайнеров Н.И. Барсуковой (Распопова, Барсукова, 2012). Подобные задания направлены на реализацию собственного творческого, духовного, эстетического потенциала личности.

Экологическая культура студентов художественно-промышленных направлений приобретается в процессе

изучения профессиональных дисциплин. Это художественная обработка материала, проектирование, эко-дизайн, ландшафтный дизайн, дизайн-проект городской среды и другие, включая учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, производственную практику и др.

Современные исследователи проблем в сфере обучения дизайну в вузе, такие как В.И. Паллотта, Е.А. Кольцова, предлагают ряд апробированных инновационных методов и принципов обучения, например, метод проектов и его применение в формировании проектного мышления у будущих дизайнеров или метод композита при обучении студентов дизайн-проектированию (Кольцова, Паллотта, 2012; Кольцова, Паллотта, 2014).

В контексте данного исследования необходимо остановиться на авторском методе обучения творческим дисциплинам - биоадекватном релаксационно-активном, основанным на чередовании релаксационных и активных форм обучения (Алексеева, 2005).

Представленный метод основан на новейших исследованиях в области двойственной природы работы мозга и его функциональной асимметрии. Именно функциональная асимметрия способствует свободному переключению мозговой активности с правого полушария на левое и обратно в процессе художественно-творческой деятельности дизайнеров. Биоадекватный релаксационно-активный метод обучения является экологическим, энергосберегающим и абсолютно безопасным для обучающихся. При применении некоторых психологических и дыхательных упражнений обучающиеся входят в «альфасостояние», когда работа мозга происходит с длинной волны от 8 до 14 Гц. Это состояние наиболее благоприятное для восприятия информации, для работы творческого образно-ассоциативного мышления, образно-ассоциативного восприятия и развития художественно-творческих способностей, по утверждению В. Ротенберга, К. Прибрам, Л. Попова, Н. Бехтеревой, И. Белозерской (Бехтерева, 1994; Ротенберг, 1982; Прибрам,1975).

При релаксации обучающиеся входят в «альфасостояние» - экологическое и самое безопасное состояние человека -психологического равновесия, спокойствия, умиротворения и уверенности.

Метод релаксационного обучения направлен на накопление информации и загрузку художественно-творческого, образно-ассоциативного правого полушария. Ученые нейропсихологи установили, что альфасостояние является самым экологическим и совершенным биокомпьютером мозга человека. Совокупность творческой работы мозга при применении экологического биоадекватного релаксационно-активного метода обучения творческим направлениям деятельности в период прохождения стадий творческого процесса позволяет студентам получить высокий творческий результат. Это определяется как цикл творческого процесса, который возможно рассматривать как технологию живого творчества при возрастании роли активной пропаганды экологических идей во взаимодействии с изобразительным искусством и дизайном.

Особенности формирования экологической культуры личности каждого человека средствами изобразительного искусства и дизайна с применением биоадекватного релаксационно-активного метода обучения - путь к развитию и становлению экологической безопасности, самореализации творческого потенциала в экологической, эстетической, художественной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева И.В. 2005. Некоторые особенности расположенности личности к творчеству в сфере декоративно-прикладного искусства. Гуманитарные и социально-экономические науки. - Научно-образовательный и прикладной журнал. 2(17): 104-107. Барсукова Н.И. 2004. Психофизиологические основы эстетического воспитания дизайнеров в вузе. - Стандарты и мониторинг в образовании: научно-информационный журнал. М.: «Русский журнал». № 6. 64 с.

Бехтерева Н. П. 1994. О мозге человека: Размышления о главном. СПб. 348 с. Кольцова Е.А., Паллотта В.И. 2012. Метод проектов и его применение в формировании проектного мышления у студентов вузов

специальности Дизайн. - В сб. «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства». Материалы II Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.Б. Зиновьевой, Л.К. Сагитовой. Ростов-на-Дону. С. 191-198.

Кольцова Е.А., Паллотта В. И. 2014. Композит метод в методической системе обучения дизайн-проектированию студентов вузов факультета дизайна в условиях модернизации системы образования. - В сб. «Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития». Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.П. Гриценко, И.В. Алексеевой. С. 265-275. Распопова А.В., Барсукова Н.И. 2012 Организация безбарьерной предметно-пространственной среды на основе экологического подхода. - В сб. Наука - промышленности и сервису. Материалы VII Международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2012 г.). Тольятти, ПВГУС, С. 767-770. Ротенберг В.С. 1982. Психологические аспекты изучения творчества. - В сб.

Художественное творчество. Ленинград. С. 53-72. Прибрам К. 1975. Языки мозга. 1975- М.: Прогресс. 236 с.

Получена / Received: 15.07.2017 Принята/Accepted: 21.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.