Научная статья на тему 'Экологический дизайн: программа (модуль) и методические материалы'

Экологический дизайн: программа (модуль) и методические материалы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазачев С. Н., Глазачева А. О.

Развивая идеи Концепции современного гуманитарного образования на основе теории и технологий контекстного обучения в условиях компетентностного подхода, разработан курс «Экологический дизайн». Проблемное поле курса неизбежная экологизация всех сфер общественного развития, проектный характер современной культуры и преодоление противоречий в высшем профессиональном образовании. Эти противоречия общественного развития как бы соединяются в профессиональной подготовке будущего дизайнера и требуют преодоления. В проектной деятельности дизайнер должен быть способен гармонично соединять творческий, художественный замысел и практическое воплощение, продукт его деятельности призван быть природосообразным, соответствовать экологическим критериям. Развивая способности, предстоит воплотить их в профессиональной деятельности, одним из важнейших компонентов которой является экологическая компетентность. Представлена программа курса, структура, алгоритм его реализации по его проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Design: the Program (Module) and Methodical Materials

Developing ideas of modern arts education Concept on the basis of the theory and technologies of contextual training in conditions of competence approach, the course «Ecological design» is developed. Problem field of the course inevitable ecologization of all spheres in social development, design character of modern culture and overcoming of contradictions in the higher education. These contradictions of social development as though incorporate in education of the future designer and demand to be overcame. In his project activity the designer should be capable to connect harmoniously a creative, art plan and practical embodiment, the product of its activity urged to be nature-adherent, to correspond to ecological criteria. Developing abilities, it is necessary to embody them in the professional work, one of which major components is ecological competence. The course program, structure, algorithm of its realization are presented

Текст научной работы на тему «Экологический дизайн: программа (модуль) и методические материалы»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН: ПРОГРАММА (МОДУЛЬ) И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

С. Н. Глазачев, А. О. Глазачева

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, Москва

Ecological Design: the Program (Module) and Methodical Materials

S. N. Glazachev, A. O. Glazacheva

M. A. Sholokhov Moscow State University ofHumanities, Moscow, Russia

Развивая идеи Концепции современного гуманитарного образования на основе теории и технологий контекстного обучения в условиях компетентностного подхода, разработан курс «Экологический дизайн». Проблемное поле курса — неизбежная экологизация всех сфер общественного развития, проектный характер современной культуры и преодоление противоречий в высшем профессиональном образовании. Эти противоречия общественного развития как бы соединяются в профессиональной подготовке будущего дизайнера и требуют преодоления. В проектной деятельности дизайнер должен быть способен гармонично соединять творческий, художественный замысел и практическое воплощение, продукт его деятельности призван быть природосообразным, соответствовать экологическим критериям. Развивая способности, предстоит воплотить их в профессиональной деятельности, одним из важнейших компонентов которой является экологическая компетентность. Представлена программа курса, структура, алгоритм его реализации по его проведению.

Developing ideas of modern arts education Concept on the basis of the theory and technologies of contextual training in conditions of competence approach, the course «Ecological design» is developed. Problem field of the course — inevitable ecologization ofall spheres in social development, design character of modern culture and overcoming of contradictions in the higher education. These contradictions of social development as though incorporate in education of the future designer and demand to be overcame. In his project activity the designer should be capable to connect harmoniously a creative, art plan and practical embodiment, the product of its activity urged to be nature-adherent, to correspond to ecological criteria. Developing abilities, it is necessary to embody them in the professional work, one of which major components is ecological competence. The course program, structure, algorithm of its realization are presented.

«Жизнь — это непрекращающаяся игра природы и культуры, где попеременно выигрывает то одна, то другая сторона» К. Кантор

Введение

Место курса в учебном плане, в системе подготовки дизайнера

Важнейшая роль в решении современных экологических проблем принадлежит образованию, в частности, экологизации профессиональной деятельности будущих специалистов. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовной — целостной среды бытия человека, необычайно возрастает его значение в экологической компетентности личности, проектировании качества жизни человека. Подготовка дизайнеров, уровень их экологической компетентности, выдвигаются на передний край педагогической науки и вузовской практики.

Масштабная задача по формированию экологической компетентности дизайнера не может быть решена только путем разработки и включения в учебный план одного специального курса. Исследования убедительно показали, что воспитывающим, образовательным, развивающим экологическим потенциалом обладает все содержание учебного плана, каждый из блоков (разделов) государственного образовательного стандарта может и должен внести свой вклад в формирование экологической компетентности как ключевой, имманентной, надпредметной и надпрофессиональной. По мнению специалистов при отсутствии экологической компетентности — способности и готовности реализовать в деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, прогнозировать целостную предметную среду — другие (самоценные!) качества профессионализма «обнуляются», утрачивают смысл. Проект, создающий угрозу жизни, не способный эту угрозу устранить или минимизировать — не соответствует экологическим требованиям, не сообразен природе.

При подготовке студентов по специальности 052400 ГОС ВПО «Дизайн» учебный план предусматри-

вает освоение дисциплины «Экологический дизайн» на 5 курсе (10 семестр) в блоке ОПД. В объеме 50 ч. после освоения студентами предметов гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), общепрофессиональных (ОПД — для дизайнеров это блок общехудожественных дисциплин) и специальных дисциплин (СД). Исходя из теории контекстного обучения и ком-петентностного подхода экологическая компетентность дизайнера уже должна быть в основном сформирована: в блоке ГСЭ — целостное мировоззрение на основе экологической культуры мира, экологическое сознание личности; в блоке ОПД — экологическая культура, экологическая эстетика и этика, чувственное восприятие и любовь к природе; блок СД — способность к экологоориентированной проектной деятельности.

Примерный список экологических компетенций Примерный список экологических компетенций, которыми должен овладеть специалист-дизайнер при освоении содержания учебного плана:

Блок СГЭ:

• Обладает способностью ответственно относиться к природной среде на основе признания ее универсальной ценности;

• Понимает сущность природных пределов современного социально-экономического развития и причины экологического кризиса;

• Обладает целостным мировоззрением и миро-отношением.

Блок ОПД:

• Способен эмоционально-чувственно воспринимать угрозу разрушения природной среды, проявлять волю к ее защите и охране;

• Обладает «чувством природы», способен воспринимать ее величие и красоту;

• Обладает эстетической и художественной культурой, экологической этикой;

• Обладает потребностью общения с природой, нахождения в естественных ландшафтах.

Блок СД:

• Способен оценивать результаты и последствия своей проектной деятельности с точки зрения природосообразности (биосферосовместимости), ненанесения или минимизации вреда природе;

• Обладает навыками природосообразной проектной деятельности и поведения.

Все сказанное позволяет предложить алгоритм формирования экологической культуры, задает функции и структуру курса.

Операциональную роль в функционировании всей системы формирования экологической компетентности играет диагностика. В настоящее время на основе теоретического и эмпирического исследований обоснованы компоненты, критерии и показатели, позволяющие выявлять уровни сформированности компонентов экологической компетентности.

Пилотные исследования показали, что к началу 10 семестра у будущих дизайнеров недостаточный уро-

вень экологической компетентности по причине крайней дифференциации учебного материала, не включения экологических ценностей в приоритеты жизненных сфер, дизайн-образования.

Таким образом, образовательная программа курса «Экологический дизайн» призвана выполнить коррекционную и интегрирующую функции, используя экологоориентированное содержание и социокультурные, педагогические технологии.

Структура курса

Теоретический блок (24 ч)

Лекции по темам курса — 10 ч.

Диагностический и координирующий блок (4 ч)

Входной контроль:

— тестирование — 1 ч.

— корректирующее собеседование — 2 ч.

Теоретический блок (24 ч)

Практические занятия — 14 ч.

Диагностический и координирующий блок (4 ч)

Итоговый тест — 1 ч.

Самостоятельная работа студентов по выполнению экодизайн проектов (обязательных и по выбору (см. Приложение 1) — 18 ч.

Итоговая конференция (зачет) — 4 ч.

Три главных принципа освоения экологических компетенций и формирование экологической компетентности:

— понимание;

— креативность;

— деятельность.

Программа и тематический план курса «Экодизайн»

Лекции

Введение в экодизайн

Экологизация современного мира, экологическая культура, дизайн как отражение культуры. Место курса в учебном плане, цели и задачи. Экологические компетенции дизайнера.

Время — 2 ч.

Практические

Экологические компетенции дизайнера: диагностика; тестирование: входной контроль (пропедевтика)

Время — 1 ч.

Самостоятельные

Экодизайн: анализ сайтов экологической направленности.

Время — 2 ч.

Лекции

Экология в современном мире

Этапы становления экологии, система современного экологического знания, биосфера, экосистема, основные законы экосистем, биотическая регуляция, природные пределы устойчивого развития. Идеи В. И.

Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу. Идеи коэволюции Н. Н. Моисеева.

Время — 2 ч.

Практические

«Венок экологических законов» Б. Коммонера.

Время — 1 ч.

Дизайн — «рацио- или эмоцио-»: идеи коэволюции.

Время — 2 ч.

Самостоятельные

Портфолио достижений: мультимедиа-презентация.

Время — 4 ч.

Гротеск в экологии: тур карикатур.

Время — 2 ч.

Лекции

Экологическая культура как основа экодизайна: определения, сущность, структура, компоненты, критерии. Язык, пространство, время, экокультура. Экологические измерения социокультурных изменений. Индекс развития человеческого потенциала. Потребление и качество жизни. Здоровье среды — здоровье человека.

Время — 2 ч.

Практические

Компьютерный проект «фут-принт» — твой экологический след.

Время — 2 ч.

Экологическая этика как нравственная основа культуры. А. Швейцер «Этика благоговения перед жизнью».

Время — 2 ч.

Самостоятельные

Международные документы в области экологии «Хартия Земли», «Повестка дня на XXI век» Московская декларация об экологической культуре

Время — 2 ч.

Сеульская декларация об экологической этике. Р. Лоув Последний ребенок в лесах

Время — 2 ч.

Лекции

Экодизайн: история становления, культурные истоки отечественного дизайна, современные концепции экодизайна, сущность экодизайна, определение, наполнение смыслом.

Время — 2 ч.

Практические

Концепции экодизайна в западной и восточной культурах.

Время — 2 ч.

Отечественные корни экодизайна: философия положительного всеединства, русский космизм, проектирование целостной предметной и духовной среды (П. А. Флоренский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров и др.).

Время — 2 ч.

Самостоятельные

Поиск истоков дизайна: анализ высказываний известных дизайнеров.

Время — 2 ч.

Идеи космизма в японской культуре: Григорьева ТЭНРИ: чарующая радость жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время — 2 ч.

Лекции

Экологическая компетентность дизайнера: новая парадигма образования — компетентностный подход, компетенция и компетентность, сущность экологической компетиентности дизайнера, компоненты, критерии диагностика. Механизмы развития экологической компетентности.

Время — 2 ч.

Практические

Тестирование, анализ тестов, графическое оформление. Освоение методики самоаудита экологической компетентности. Самоактуализация.

Время — 1 ч.

Самостоятельные

Обработка промежуточного тестирования:

— твое отношение к природе;

— мотивы отношений к природе.

Время — 2 ч.

Задания (проекты) для самостоятельной работы студентов

Обязательные:

1. Конкурс эссе «Я — дизайнер» (рефлексивный взгляд).

2. Портфолио достижений: дизайн в зеркале экологии (компьютерная презентация).

3. Видеоэкология: визуальная среда города. Конкурс фотрографий — природа в городе: покорение или содружество.

4. Экодизайн-проект: замысел и воплощение.

По выбору:

1. Фирменный стиль экодвижения МГГУ им. М. А. Шолохова (конкурс).

2. Гротеск: тур карикатур — выставка.

3. Бионика: подражание природе.

4. Фотогалерея: природа в городе (вернисаж).

5. Биоклиматическая архитектура.

6. Социальная эко-реклама.

7. Толерантность: рефлексия слайд-фильма «Адажио».

8. Конкурс плакатов «Спаси и сохрани!».

9. Красная книга природы: презентация.

10. Биоклиматическая архитектура: презентация проектов.

11. Пермакультура: Билл Моллисон «Система комплексного дизайна».

12. Презентация книг: Мурутаев «Золотое сечение», У. Каттон «Конец техноутопии», Е. Б. Панов «Бегство от одиночества», В. П. Эфроимсон «Генетика эстетики и этики», Э. Ласло «Макросдвиг», А. Швейцер «Этика благоговения перед жизнью».

13. Фирменный стиль (логотипы) молодежных экологических движений.

14.

проектов.

15.

16. 17.

Экологическая архитектура: презентация 12' Каттон у. Конец техтоутопии. Киш, 2000. 255.

Экологическая маркировка.

Экоупаковка.

«Эко-Вестник» — специальный выпуск га-

зеты на тему «Экодизайн».

Рекомендуемая литература

1. Аксенов Г. П. Вернадский (ЖЗЛ). М., 2001. 485.

2. Биоклиматическая архитектура. М., 1989. 105.

3. Гачев Г. Д Национальные образы мира. М., 1998. 238.

4. Генисаретский О. И. Дизайн и культура. М.: ВНИИТЭ, 1994.

5. Глазачев С Н, Игнатова В. А., Игнатов С. Б., Марченко А. А. Экологическая культурология М., 2005. 324.

6. Глазачев С Н, Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. М., 2008. 123.

7. Глазачев С Н, КозловаО. Н. Экологическая культура: экология для гуманитариев. М.: Горизонт, 1997. 168.

8. Глазачев С Н, Косоножкин В. И. Введение в экологию: Образовательный модуль. Книга 1, 2. М., 2009. 247.

9. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. М., 2006. 320.

10. Григорьева Т. П. Чарующая радость жизни. Японское учение ТЭНРИ — Закон Неба. М., 1998. 200.

11. Кантор К Проектность русской культуры. М., 1980.

13. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. — Смоленск,

2003. 380.

14. Ласло Э. Макросдвиг: к устойчивости мира курсом перемен. М., 2004. 229.

15. Лихачев Д С. Экология культуры // Прошлое — будущему. М, 1985.

16. Мазур И. И., Козлова О. Н, Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001. 194.

17. Моисеев Н. Н. Универсум, информация, общество. М, 2001. 198.

18. Моллисон Б. Пермакультура // Архитектура и строительство России. 1998.

19. Московская международная декларация об экологической культуре. М., 1998.

20. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. 302

21. Программа действий: повестка дня на XXI век, документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

22. Сеульская декларация по экологической этике // Зеленый мир. 1998. № 8.

23. Сосунова И. А. Экологическая культура и современная концепция экодизайна //Вестник экологического образования в России. 2009. №2.

24. Филин В. А. Видеоэкология: что для глаза хорошо, а что плохо. М, 2006. 512.

25. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М., 1996. 285.

26. Хартия Земли //http://ra. wikipedia. org/wiki

27. Экология и культура //На пути к устойчивому развитию. М., 2007. №38.

28. Эпштейн М Н. Природа, мир, тайник Вселенной. М, 1990. 298.

29. Эфроимсон В. П. Генетика эстетики и этики. СПб.: «Талисман», 1995. 281.

30. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры. М, 2004. 195.

31. Библиотека дизайна (электронный ресурс). Режим доступа: www. url:http://sreda. boom. ru/libr. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.