УДК 374:502.051
Дмитриева А.А., Соколова Н.Н.
Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы «Московское городское управление природными территориями»
г. Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАБОТЫ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИХ КРУЖКОВ НА БАЗЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА
МОСКВЫ
Аннотация
В статье рассматривается образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий города Москвы для формирования экологической культуры молодежи. Какое влияние оказывают эколого-просветительские центры ООПТ на экологическое просвещение населения города. Какие образовательные ресурсы применяются, и какова их эффективность.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическая безопасность, просвещение, образовательный ресурс, особо охраняемые природные территории, мегаполис
Dmitrieva A.A., Sokolova N.N.
GPBU «Mospriroda» Moscow, Russia
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE POPULATION THROUGH THE PRISM OF THE WORK OF NATURALISTIC GROUPS ON THE BASIS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF
THE CITY OF MOSCOW
Abstract
The article considers with the educational potential of the specially protected natural areas of the city of Moscow to form an ecological culture of the youth. What impact does the environmental education centers of OOPT have on environmental education of the city's population. What educational resources are used, and what is their effectiveness.
Keywords: the ecological culture, the ecological security, education and educational resources, protected areas, metropolis
Вопрос о необходимости формирования экологической культуры населения не теряет своей актуальности, поскольку становится основой национальной безопасности и перехода общества к устойчивому развитию.
Экологическое неблагополучие оценивается большинством российских граждан лишь, как проблема мусорных свалок и загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Но, при всех масштабах информационного и научного пространства, мало кто осознаёт роль экологической культуры в системе взаимодействия человека и природы!
Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание, определяющее значение поступков индивидов, социальных групп, культуру общества в целом. Все экологические, социальные и экономические проблемы современной цивилизации лежат в самом человеке - прежде всего в его сознании, которое определяет его действия во всех областях.
Одним из эффективных методов решения экологических проблемы является выделение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в пределах городской застройки. Тем самым становится возможным обеспечить неприкосновенность природных объектов, имеющих природоохранное, рекреационное, эстетическое, культурное, научно-исследовательское, образовательное значение.
В 1995 году Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (№ ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995) наряду с охраной и изучением природы, важной задачей было определено экологическое просвещение населения [3].
Как отмечает Н.А. Соболев, главной задачей создания ООПТ является эколого-просветительская деятельность - сохранение и использование информационных ресурсов для экологического образования, воспитания и просвещения, в том числе вовлечение широкой общественности в содействие территориальной охране природы.
В г. Москве уголки дикой природы - это сеть ООПТ с уникальными природными ландшафтами. В настоящее время в городе насчитывается 120 ООПТ федерального и регионального значения общей площадью более 17,5 тыс. га, к которым относятся 1 национальный парк, 4 государственных природных заказника, 10 природно-исторических парков, 4 ландшафтных заказника, 100 памятников природы и 1 ботанический сад [2].
В настоящее время Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы совместно с Государственным природоохранным бюджетным учреждением города Москвы «Московское городское управление природными территориями» (ГПБУ «Мосприрода») ведет активную деятельность по экологическому просвещению и образованию населения, что является фундаментом формирования экологической культуры москвичей в системе ООПТ [1].
Одной из главных задач природных и природно-исторических парков, заказников является создание условий для экологического просвещения во время отдыха посетителей ООПТ. На базе ООПТ созданы эколого-просветительские центры (ЭПЦ), где приоритетной работой является организация эколого-просветительских мероприятий для населения.
Одним из главных направлений эколого-просветительской деятельности экоцентров является работа с детьми дошкольного и школьного возраста. На базе экоцентра «Царская пасека», расположенном на территории природно-исторического парка «Измайлово» осенью 2016 года был организован орнитологический кружок «Пернатые +», образовательная деятельность которого рассчитана на детей в возрасте 8-12 лет. Однако занятия приобрели семейный формат: вместе с детьми занимаются и их родители. Возрастной критерий расширился и в сторону минимального - 5-6 лет. Была набрана группа из 7 детей (родители не учитываются), которые завершили один год обучения, и перешли на 2 курс. На данный момент в кружке занимаются 13 детей, из них 5 - старшая группа, а также 10 взрослых принимают активное участие в жизнедеятельности кружка.
Основной целью кружка стало создание условий для знакомства учащихся с основами общей орнитологии, видовым разнообразием птиц, характерных для московского региона и мира в целом, поведением птиц, а также создание условий для формирования натуралистического интереса и бережного отношения к природе.
Каждое занятие состоит из трёх блоков:
- экскурсии в природу,
- теоретическая часть, посвящённая общим вопросам орнитологии,
- теоретическая часть, посвящённая систематическим группам птиц.
В конце занятий ребята получают домашние задания на закрепление пройденного материала, а также на изучение нового (подготовка докладов на заданную тему, заполнение рабочей тетради).
В рамках формирования образовательного процесса в орнитологическом кружке была разработана рабочая тетрадь как вспомогательный ресурс для восприятия и усвоения нового материала. Тетрадь включает в себя вопросы по изученным темам, а также раскраски с птицами, которых необходимо узнать, «одеть» в правильные цвета и рассказать о них интересные факты. Целью разработки рабочей тетради было создание условий для формирования навыков самостоятельного поиска информации и самообразования.
Анализ деятельности и результатов работы орнитологического кружка «Пернатые +» приводит к выводу, что общим ядром, на которое направлено решение задач - это формирование экологической культуры личности. Основные средства: экологическое образование и экологическое просвещение
[4].
Результаты первого года работы кружка: весной команда родителей и детей, занимающихся в кружке, заняли 1 место в Кубке Столицы по спортивной орнитологии в номинации «Юниоры». Один из участников кружка принял участие в телевизионной передаче «Лучше всех», на которой проявил свои умения и навыки в определении птиц по голосам.
Вся команда ребят участвует в зимних учётах водоплавающих птиц, осенних днях наблюдения за птицами. Ученики создали стенгазету о дневных
хищных птицах, которых можно встретить на территории Москвы и Подмосковья, сезонно готовят съедобные кормушки для птиц.
На базе ЭПЦ «Царская пасека» в рамках кружка был создан проект «Подкормочная станция для птиц», который реализуется по сей день. Место расположения оказалось очень удачным: среди птиц-посетителей станции мы наблюдали как типичных больших синиц, обыкновенных лазоревок, полевых воробьёв, больших пёстрых дятлов и обыкновенных поползней, так и таких гостей как средний пёстрый дятел, седой дятел, обыкновенная сойка, обыкновенный дубонос, обыкновенный вьюрок, обыкновенная зеленушка, зарянка и другие виды птиц. Рядом со станцией встречались и хищные птицы, такие как ястреб-перепелятник, серая неясыть, воробьиный сыч. Подкормочная станция является ресурсом создания благоприятных условий для зимовки птиц, а также научно-исследовательской базой для ребят.
Ежегодно отчетным мероприятием кружка является участие в организации и проведении праздничного мероприятия «День птиц», который проходит 1 апреля в экоцентре. Ребята проводят лектории для всех желающих, рассказывают о живущих в парке птицах, об интересных фактах из жизни пернатых. Таким образом, заинтересовывают и привлекают новых детей для посещения занятий кружка.
Главным положительными результатами можно считать вовлеченность детей и взрослых в процесс занятий и желание их посещать, формирование навыков позитивной коммуникации со своими сверстниками и взрослыми людьми. А также главным итогом является то, что дети проявляют любовь к окружающему миру, гуманное отношение к природе и всему живому, что немало важно в условиях жизни в мегаполисе. Дети - это наше будущее! Вкладывая свои знания, передавая свои навыки и опыт новому молодому поколению, мы можем быть спокойны за устойчивое развитие нашей планеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сайт Государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосприрода» [Электронный ресурс], URL: http: //mo spriroda.ru/ (дата
http://fzrf.su/zakon/ob-os обращения: 24.03.2018)
prirodnyh-territoriyah-33 -fz/ (дата
4. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры: пособие по региональной экологической политике / В. А. Ясвин. - М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. 196 с.