УДК 373.3
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье обосновывается актуальность и значимость исследования как для повышения уровня профессионализма будущих учителей начальных классов, так и для совершенствования процесса обучения младших школьников. Автором проведен теоретический анализ понятий «экологическая культура», «готовность к профессиональной деятельности», «экологическое образование», «экологические знания». Рассматиривается сущность и возможности экологического воспитания учащихся начальных классов; определены специфические средства экологического воспитания учащихся начальных классов разного возраста; описаны условия, необходимые для эффективного решения проблем формирования экологической культуры учащихся на основе совместных действий педагогического коллектива, семьи, и школы; определены условия, необходимые для работы, представлены содержание, формы, методы, средства экологического воспитания младших школьников и методические указания по формированию экологической культуры учащихся. На основе теоретического анализа источников автор делает выводы, что формирование экологической культуры всегда берет свое начало в воспитании и развитии экологического сознания личности и поднимается до уровня экологического образования для широкой публики. Поэтому формирование экологической культуры - очень сложный процесс. Для этого необходимо передать сознание, мышление, отношение учащихся к миру, заставляя чувствовать себя нужным для себя и общества. В процессе структурного формирования экологической культуры приобретенные индивидом экологические знания, убеждения становятся правилами поведения и определяют характер его деятельности в природной среде. Мы считаем, что «экологическая культура - это совокупность экологических знаний, умений, взглядов, убеждений и практических действий личности в природной среде, связанных с охраной природы, экономным использованием природных ресурсов, восстановлением природных богатств как неотъемлемой части общей культуры».
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, природа, экология, экологические отношения, природные ресурсы, познавательные процессы.
Введение. Современный мировой научно-технический прогресс и деятельность человека нарушают баланс в природе и создают глобальные экологические проблемы перед будущими поколениями. Вместо того, чтобы систематически создавать богатство природы для наших нужд, источником этой экологической катастрофы являются испытания ядерного, экологического, биологического оружия, пожары леса, неисчислимое уничтожение зверей и птиц, распространение алкоголя и наркотиков, угнетающих человеческий разум, которые в последующие годы представляют для него огромную угрозу.
На сегодняшний день среди важнейших педагогических проблем рассматривается дифференцированное совершенствование содержания формирования экологической культуры, путей и методов ее организации в соответствии с возрастными особенностями учащихся на каждой ступени непрерывного образования.
Решение проблемы непрерывного экологического образования и воспитания напрямую зависит, в основном, от уровня качественной профессиональной подготовки педагогов, осуществляющих ее на практике.
Г.Т.АЗАНБЕКОВА1 А.Т. КАЛДЫБАЕВА2
Жетысуский университет имени И.Жансугурова1 Талдыкорган, Казахстан Кыргызский Государственный У имени И.Арабаева, Бишкек, Кыргызстан
i
2
Воспитание об окружающей природной среде можно понимать как попытку ответственно подойти к состоянию природной среды, связанной с ней проблеме и позаботиться об их ограничении, сделать попытку. Для этого мы считаем, что необходимо дать учащимся начальных классов достаточно основательные знания, чтобы они могли решать повседневные проблемы, связанные с окружающей средой, и наладить формирование навыков, чтобы они могли выполнять индивидуальную или коллективную работу в этом направлении.
Методология исследования. Формирование экологической культуры всегда берет свое начало в воспитании и развитии экологического сознания личности и поднимается до уровня экологического образования для широкой публики. Поэтому формирование экологической культуры-очень сложный процесс. Для этого необходимо передать сознание, мышление, отношение учащихся к миру, заставляя чувствовать себя нужным для себя и общества.
На сегодняшний день теоретические и методологические основы экологического образования и воспитания не остались незамеченными казахстанскими учеными и рассмотрены в трудах Н.С. Сарыбекова, А. С. Бейсеновой, М. Н. Сарыбекова, М. А. Лигай, Г. К. Дилимбетовой, У.Есназаровой, Ж. Ж. Жаганбаева, Ж. Б. Чилдибаева, А. Г. Сармурзиной, В. В. Егорова, А. К. Сатынская и др.
В научных трудах исследователей методологические, аксиологические, дидактические основы развития и формирования экологической культуры заложены в формировании экологической культуры детей младшего школьного и дошкольного возраста (Н. И. Сперсова, Н.С. Сайлауова и др.), подростков (В. Ю. Львова, К. И. Исламова, А. М. Испандирова и др.), В работах по формированию экологической культуры будущих специалистов и студентов (Л. А. Ситак и др.).
В зарубежной педагогике ярко проявляется дисциплинарный подход к формированию экологической культуры личности, который предполагает экологизацию общего образования на основе изменения содержания учебных дисциплин (Айскер, Чакмен, Циммерман, Броуди).
В исследованиях определены сущность и возможности экологического воспитания учащихся начальных классов и показатели данного воспитания; определены специфические средства экологического воспитания учащихся начальных классов разного возраста; определены условия, необходимые для эффективного решения проблем формирования экологической культуры учащихся на основе совместных действий педагогического коллектива, семьи, общественности микрорайона и внешкольных учреждений; определены условия, необходимые для во внеклассной работе представлены содержание, формы, методы, средства экологического воспитания младших школьников и методические указания по формированию экологической культуры учащихся.
Наиболее близкой к проблеме нашего исследования является труды исследователей, как К. А. Исламовой, А. М. Испандияровой, Э. О. Сагындыковой, Н.С. Сайлауовой, изучавших проблемы формирования экологической культуры, а также К. Х. Койбагаровой, Н.Т. Есеналиной, рассматривающая реализацию проблем экологического воспитания на основе народной педагогики надо отметить поиски и труды Арзымбетовой Ш. Ж. по внешкольному экологическому воспитанию.
Начальная школа является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры, так как в эмоционально-чувственном освоении окружающего мира преобладает возрастная стадия. В этом возрасте в сознании детей начинает формироваться наглядно-образный образ мира и нравственно-экологическая позиция, определяющая их отношение к природной, социальной среде и к себе.
Интерес младших школьников к знаниям, стремления, впечатлительность, желание воспринимать окружающий мир эмоциональным образом имеют широкие возможности в воспитании их экологического сознания. То есть, выбор учащимися начальных классов того, каким должно быть их отношение к природе, сложившееся поведение в защите природных богатств, отражает степень их экологического сознания.
Б. Т. Лихачев оценивает экологическое сознание как усвоенное человеком знание природы, общества и личности о взаимозависимости живых организмов с окружающей средой и друг с другом, в постоянном равновесии[13, С. 19-23].
Экологическое образование формируется в результате учебно-воспитательного процесса. Междисциплинарность, непрерывность обучения, осуществляемая из года в год, помогают овладеть полными знаниями об отношениях общества и природы.
Экологические знания - знания о структуре окружающей нас живой природы. Представляет, как жизнь живого покрова Земли функционирует в биосферной целостности.
Поскольку влияние деятельности человека на жизнь биосферы растет день ото дня, экологические знания играют роль теоретических основ эффективного природопользования. Экологические знания - основа понимания человеком тесной связи настоящего и завтрашнего дня природы, истинной необходимости организации охраны природы, рационального использования природных ресурсов, воспитания у каждого человека ответственности за состояние окружающей среды, сохранения растительного и животного мира.
Можно выделить четыре основных элемента содержания экологического образования: -система знаний о природе, экологии, обеспечивающая формирование экологического сознания, восприятие образа окружающей природы, вооружающая способами материально-практической, духовно-интеллектуальной деятельности.
-система общих интеллектуальных, практических навыков, умений, которые могут стать основой общения учащихся с природой и обеспечить природоохранные способности.
-самостоятельное применение усвоенных знаний, умений и навыков в экологической ситуации, формирование новых приемов действий на основе ранее усвоенных действий. - эмоционально-волевой, ценностно-позитивный опыт общения с природной средой. Результаты. В процессе освоения учащимися экологических знаний формируются ценностные ориентации, индивидуализируются не только материальные, но и эстетические ценности животных и растений, ландшафтов, они влияют на душу человека, способствуют возникновению у человека чувства радости. Чем более осознанными и прочными становятся знания, тем глубже погружаются мысли учащихся, глубже погружаются в сущность научных понятий, законов и закономерностей, расширяются их взгляды и убеждения. Поверхностное усвоение изучаемого материала, бессистемность в знаниях негативно влияют на формирование веры. Формирование доверия-это формирование у ученика полной и научной системы нравственных, эстетических, экономических, философских взглядов на развитие природы и общества. Вера относится к жизненной позиции человека, основанной на прочных и известных понятиях. Экологическая уверенность является составной частью мировоззрения человека. Вера проявляется у детей в процессе усвоения знаний о природе. Однако знания и вера-понятия, которые далеки друг от друга. В большинстве случаев учащиеся знают, как вести себя в определенной ситуации, какую позицию нужно занять в диспуте, споре, но эти знания не являются необходимыми и сознательными. Речь такого ученика находится далеко от дела, в его знаниях и поведении нет единства, то есть его знания не превратились в убеждения.
Формирование доверия в экологическом образовании и воспитании-формирование осознанного мотива, придающего четкую ориентацию и значение деятельности личности. В превращении образования в веру экономические ценности должны стать для учащихся важнейшей проблемой, внешние требования общества должны стать его внутренней потребностью.
Например, в то время как Г. Е. Зелесский определяет деятельность личности по координации, регулированию, иерархизации интересов как исполнительную и составляющую, Б. И. Дозонов рассматривает устойчивое наблюдаемое поведение, то есть убеждения как поведенческую программу. Автор выделяет его на три типа: смысл жизни, служащей людям, Родине, идеям, смысл жизни, служащей в самовыражении, самоутверждении; смысл жизни, служащей наслаждению жизнью.
Бережное отношение к природе лежит в основе экологической веры в сохранение природы как блага не только сегодняшних, но и будущих поколений.
Для формирования экологической уверенности большое значение имеет применение результата теории в практической деятельности. Участвуя в конкретных работах по охране природной среды, учащийся не только знакомится со спецификой этой деятельности, но и понимает и чувствует необходимость соблюдения экологических законов и правил на конкретных примерах, размышляет о результатах экологически значимых ситуаций различного характера. Он затрагивает эмоциональную сферу личности и оставляет глубокий след в ее сознании. В результате учащийся привыкает к устойчивому личностному отношению к фактам и явлениям, связанным с практикой природопользования, формируется уверенность в необходимости соблюдения экологических принципов и правил, охраны окружающей среды. Таким образом, экологическая вера служит связующим звеном между теорией и практикой, знаниями и целенаправленной деятельностью.
Экологические отношения - важная часть экологической культуры, выполняющая познавательные, регуляторные и природоохранные функции, направленные на познание, изменение и сохранение природных условий жизнедеятельности человека. Гуманизация отношений в системе» человек-общество-природа " невозможна без экологизации различных сфер деятельности человека.
Проблемы отношения детей к природе рассматриваются в трудах таких наук, как А. Н.Захлебный, И. А. Зверев, И. Т. Суравегина. Ученые считают, что важно формировать ответственное общение, характеризующееся «высокой степенью позитивного отношения, основанного на осознании человеком своих собственных ценностей и социальной роли в экологических ситуациях с глубоким, осознанным пониманием требований общества, своих действий». Потому что, как говорил А. Н.Захлебный, точное, позитивное отношение к природе проявляется не только в экономических ценностях природы, но и в мировоззренческой позиции, вытекающей из экологической и социальной значимости общества и личности для гармоничного развития в рамках природы. А. Н. Захлебный выделяет три сферы проявления общения:
1) культура индивидуального поведения;
2) активное участие в общественно полезном труде по охране окружающей среды, содержанию, цветению;
3) пропаганда новых идей в охране природы, символов экологической культуры в профессиональном труде[19,с14.].
Экологическая деятельность характеризуется осознанием человеком природной среды, ее преобразованием и сохранением. Она составляет основу экологической культуры, является рациональным решающим действием экологических проблем. Например, в области техники-экологизация производства, в экономике-оценка ущерба окружающей среде новыми изменениями, в науке -накопление интеллектуальных сил вокруг экологической проблемы, в области права - разработка законов по охране природы, в педагогике - формирование стиля экологического мышления и поведения и др.
В процессе формирования экологической культуры важное место занимает процесс познания. Для определения роли познавательных процессов в формировании экологической культуры младших школьников необходимо учитывать ее особенности. Первая особенность познавательных процессов заключается в том, что они представляют собой запас общественно-исторического опыта, передаваемого от старшего поколения к молодому поколению; вторая особенность заключается в том, что знания, получаемые через познавательный процесс, являются универсальным средством познания окружающей среды; третья особенность познавательного процесса заключается в том, что полученные знания группируются в непрерывные практические и теоретические компоненты с целью «использования» в повседневной жизни; четвертая особенность заключается в том, что познавательные процессы определяются творческим характером. Мы рассматриваем
творчество как познавательные процессы для создания или создания какого - либо нового продукта и самостоятельного поиска».
Учебно-познавательная деятельность способствует решению проблемы формирования важнейшего компонента экологической культуры личности по мере формирования и развития научного мировоззрения учащихся. Формирование экологической культуры личности осуществляется в трудовых коллективах или группах.
Выводы. Экологические отношения складываются в отношениях людей с природой, в процессе их взаимодействия и постепенно перерастают во внутренние изменения. Можно сделать вывод, что этот внутренний процесс формирует оценочные отношения, определяющие человеческое дело и поведение, взаимодействие, этические, эстетические и т. д. Содержание экологического воспитания определяется спецификой экологической культуры. В процессе структурного формирования экологической культуры приобретенные индивидом экологические знания, убеждения становятся правилами поведения и определяют характер его деятельности в природной среде. Мы считаем, что «экологическая культура - это совокупность экологических знаний, умений, взглядов, убеждений и практических действий личности в природной среде, связанных с охраной природы, экономным использованием природных ресурсов, восстановлением природных богатств как неотъемлемой части общей культуры».
1. Лихачев Б.Т., Дженикова Н.С. Экопсихтерапевтические аспекты воспитания//Педагогика.-1995.№1.-С.17-28.
2. Лихачев Б.Т: Экология личности //Педагогика. -1993.№12.-С.19-23.
3. Искакова М.О. Формирование экологической компетентности будущих учителей начальных классов (на примере ВУЗ-ов Казахстана): авторф.дисс. ... канд.пед.наук.-Москва, 2017.-187 с.
4. Чилдибаев Ж. Окушылардьщ экологиялык бшм мазмуныньщ гылыми- педагогикалык непздерг Пед.гыл.докт.-Алматы. 2005.-283 б.
5. Скалон В.Н. Формирование экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности): авторф.дисс. ... канд.пед.наук.-Саратов, 2001.-190с.
6. Егенисова АД. Бастауыш сынып окушыларына экологиялык бшм мен тэрбие берудщ педагогикалык шарттары.дис. ... пед.гыл.канд. -Алматы, 2000.-8 б.
7. Есеналина Н.Т. Бастауыш сынып окушыларына экологиялык бшм мен тэрбие берудщ этнопедагогикалык шарттары.Автореф. ...пед.гыл.канд.-Астана, 2004.
8. Икрмова А.Ш. 1970-2001 жылдар арасындагы ^азакстандагы экологиялык тэрбие тарихы: пед.гыл.канд. ...дис.-Алматы, 2001.-12 б.7
9. Арзымбетова Ш.Ж. Роль шолы, семьи и внешкольных учреждениий в экологическом воспитании младших школьников в работе по месту жительства (на материале ЮжноКазахской области): дис. ... канд.пед.наук.-13.00-01-Тараз, 1999.-137 с.
10. Испандиярова А.М. Форма экологическойй культуры учашихся общеобразовательных школ в процессе обучения (аксиологический аспект): дис....канд.пед.наук -Шымкент,2005-4 б.
11. Сагындыкова Э.О. Оку жобалык ю-эрекет процесшде болашак мамандардыц экологиялык мэдениетiн калыптастыру (аймактык материалда): пед.гыл.канд. ... дис.автореф.-Алматы,
12. Есеналина Н.Т. Бастауыш сынып окушыларына экологиялык бшм мен тэрбие берудщ этнопедагогикалык шарттары.Автореф. ...пед.гыл.канд.-Астана, 2004
13. Сарыбеков М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов.-Алматы: Еылым, 1997.-152
14. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. «Окушыларга сыныптан тыс экологиялык бшм беру жумысы». «Просвещение» 1984 ж.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
2006.-9 б.