Научная статья на тему 'Формирование экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию в профильной школе'

Формирование экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазитова Л. А., Галимов Р. Ф.

In this article is clearly shown the theoretical and practical aspects of ecological attitude towards the nature in the primary school. This article presents us the analysis of teachers work and the experimental researches in different methodical developments that help us to mould ecological attitude towards the nature in the primary school during the lessons and extracurricular time. This article is addressed to those people who work with the primary school aged children: teachers, tutors and students of teacher's training universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию в профильной школе»

сти.

способность специалиста - это интегратив-ный результат качественного общего образования и профессиональной подготовки студентов в НИМБе обеспечивается тремя педагогическими условиями:

1.Образовательный процесс сопровождается современными учебно-методическими комплексами, разработанными ведущими преподавателями вуза на основе мультимедийных технологий.

2.Обеспечена горизонтальная и вертикальная мобильность студента, т.е. студент имеет возможность одновременного освоения различных образовательных программ по всему спектру направлений и специальностей вуза, так и продолжить свое обучение в магистратуре, аспирантуре, выбрав индивидуальное научное направление деятельности.

Исследование показало, что конкуренто 3.Создано единое культурно-образовательное пространство по приобретению социального опыта, опыта маркетинговых исследований и т.д.

Литература:

1. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера.- Казань:КГУ, 1992.

2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.:МПСИ, 2003.

3. Мухаметзянова Г.В., Масленникова В.Ш., Трегубова Т.М., Ширшов В.П. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ.-Казань: ИСПО РАО, 1997.

4. Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности.-Казань: ИСПО РАО, 1996.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В

ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л.А.Мазитова, соискатель ТГГПУ

Исследуя проблему формирования у учащихся экологического отношения к природе на уроках естественнонаучного цикла, мы пришли к мысли о необходимости найти тесную взаимосвязь между экологическим образованием и формированием экологических отношений. Нами был проведен анализ таких понятий как «отношение», «отношение к природе», «экологическое отношение». Необходимо было также осознать, насколько тесно соприкасаются друг с другом смежные понятия «экологическое отношение», «субъективное отношение», «ответственное отношение», «положительное отношение», «ценностное отношение».

Понятие «отношение» это «разнообразные связи, которые возникают между субъектами социального взаимодействия, и характеризует общество, в которое входят данные субъекты, как целостность» [3]. От-

ношение, таким образом, представляет собой связь, во многом определяющая степень общей цивилизованности общества. Наиболее четкое определение понятия «отношение к природе» формулирует И.С.Кон, полагая, что «отношение к природе - это одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание» [4]. Отношение к природе зависит от господствующего в обществе способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. Мы так же присоединяемся к мнению В.Н.Мясищева, который определяет, что «субъективное отношение - это субъективная позиция личности в окружающей ее действительности» [1].

Подробно и всесторонне рассмотрено понятие «отношения экологические» Л.В.Моисеевой: «социальные связи между

людьми по охране и рациональному использованию природы...»[2]. В ее определении подробно раскрываются существенные признаки, связи и отношения понятия, выделены характерные черты - универсальность, первичность, системность. В ходе исследования эти компоненты нами были рассмотрены и использованы в расширенном варианте.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что интерпретация понятия «экологическое отношение к природе» до сих пор остается одним из сложных и дискуссионных вопросов педагогики и психологии, в его трактовке нет единого подхода, а определения существенно отличаются. Формулировка многих из них зависит от теоретических основ, на которых строится та или иная концепция воспитания. Наиболее популярна в последние годы гуманистическая позиция (Ж.-Ж.Руссо, Э.Берн, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, З.Г.Нигматов). Она требует осознания и признания воспитуемого как главной ценности, его способности и права на самореализацию, признание субъекта - субъективных отношений.

В результате анализа и обобщения исследуемого материала нами было синтезировано определение понятия: экологическое отношение к природе - это субъективная позиция личности в окружающей ее действительности, включающая не только ответственное отношение к природе, основанное на убеждении, что природа принадлежит всему обществу, в том числе и грядущему поколению людей; но и в потребности общения с природой, знание норм и правил поведения в ней; активность и готовность к природоохранной деятельности, умения и навыков непрагматического взаимодействия с природой.

Одним условием успешного формирования у учащихся экологического отношения к природе является организация начального учебного процесса на основе психологических механизмов субъектификации природных объектов. Работа в данном исследовании строилась на применении следующих

методологических принципов, которые регулируют использование методов и форм в экологическом образовании. Так, например, принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации - субъективного отношения к природным объектам; принцип коактивности (содействия) с миром природы - стратегий и технологий экологической деятельности[1].

Современный период характеризуется усилением внимания к формированию активного экологического поведения и нравственно-ценностных ориентаций к природе. В связи с этим решается проблема усиления ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспектов содержания экологического образования на уровне региона, который является важным аспектом в формировании у учащихся начальной школы экологического отношения к природе.

В процессе обучения естествознанию важно формирование личного экологического опыта, что, в свою очередь, во многом определяет субъективную позицию школьника в процессе формирования экологического отношения к природе, которую необходимо учитывать и опираться, при организации процесса обучения естествознанию.

Приступая к опытно-поисковой работе, мы изучили уровень сформированности у младших школьников экологического отношения к природе, процесс организации начального экологического образования. Для решения поставленных задач и накопления научных данных была разработана программа опытно-поисковой работы на основе положений, выдвинутых в рабочей гипотезе исследования.

Необходимым условием формирования экологического образования в начальной школе мы считаем: разработка и внедрение в учебный процесс, составленная автором работы, программы кружка «Туган ил (Родной край)» (для 3-4 классов), которая активно применялась в экспериментальных школах г. Казани. Эта программа значима тем, что в ней хорошо сбалансирована система

научных знаний с уровнем развития младшего школьника: экскурсии в природу, знакомства с живыми объектами, игра, исследования, наблюдения, работа на учебно-опытных участках - все это позволяет сформировать в младших школьниках экологическое отношение к природе. Так же в ней подробно рассматриваются экологические особенности района, в котором расположена данная школа, значительное внимание уделяется практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности.

В процессе актуализации ценностно-нормативного аспекта содержания экологического образования нами была разработана система познавательных заданий (1-4 классов) на основе программного природоведческого материала на применение природоведческих знаний в новой нестандартной учебной ситуации.

Одним из условий формирования экологического отношения к природе является реализация модели процесса обучения естествознанию младших школьников. Разработанная модель включает комплексное применение нетрадиционных методов обучения: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации, экологической эмпатии, экологической идентификации, ритуализации экологической деятельности, экологической экспектации. Например, методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации формируют систему экологических представлений личности, как на основе научной информации, так и на основе произведений искусства, литературных произведений, музыки. Метод экологической идентификации заключается в ритуализации экологической деятельности, в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта. Метод экологической эмпатии стимулирует проекцию, то есть перенос личностью собственных состояний на природные объекты. Методы ритуализация экологической деятельности и экологической экспектации отно-

сится к принципу коактивности и предусматривает создание стимулирование стратегии помощи миру природы и освоение соответствующих технологий, которые позволяют личности «соучаствовать» в жизни самой природы[1].

В качестве основных форм внеурочной работы по формированию у младших школьников экологического отношения к природе, мы рассматриваем экологические движения, экологические экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, экологические праздники, эколого-психологические тренинги.

Проверка эффективности и практической значимости педагогических условий формирования экологического отношения к природе проводилась в общеобразовательных школах и гимназиях путем организации опытно-экспериментальной работы. Между учениками экспериментальных и контрольных классов не было существенной разницы в уровнях развития, обученности, воспитанности, что было подтверждено данными статистической обработки.

Для выявления исходного уровня сфор-мированности экологических отношений учащихся к природе в процессе обучения и воспитания мы провели констатирующий эксперимент.

В результате работы нами были выделены следующие критерии формирования экологического отношения, соответствующие основным ее компонентам: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельно-стный. По каждому из данных критериев нами было выделены основные показатели, которые вошли в содержательную характеристику уровней сформированности у младших школьников экологического отношения:

а) для когнитивного - ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

б) для эмоционально-оценочного - проявления положительных эмоций при выполнении действий, направленных на сохранение природных объектов;

в) для поведенческо-деятельностного -активность, готовность к природоохранной деятельности, умения и навыков непрагматического взаимодействия с природой.

В результате проведенного исследования нами было выявлено три уровня сфор-мированности у младших школьников экологического отношения (Н - низкий, С -средний, В - высокий).

Проведенный анализ ответов к началу опытно-поисковой работы показал следующие данные: (на 328 младших школьников) учащихся с высоким уровнем -10%, средним - 44%, низким - 46%. Ученики экспериментальных и контрольных классов демонстрировали весьма низкий уровень сформированности экологического отношения к природе.

Второй этап был предназначен для проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы в завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанных педагогических условий.

На первых порах формирующего этапа велись наблюдения за учебно-воспитательным процессом. Данные наблюдения позволили установить недостаточную работу учителей в этом направлении: на уроках уделяется мало внимания экологическим особенностям региона, в основном изучаются проблемы глобального уровня. В связи с этим с учителями велась дополнительная работа. Так же в экспериментальных классах велась дополнительная работа в направлении формирования экологического отношения к природе на основе положений, выдвинутых в рабочей гипотезе. По нашим рекомендациям были разработаны и проведены уроки: «Изучай свой край», «Мой родной край древний и современный», «Родники родного края», «Родной край - зеленая колыбель», тематические вечера, посвященные Дню Земли, Дню воды, Дню птиц, праздники Сабантуй, Навруз. Наряду с традиционными формами на уроках использовались нестандартные формы с применением компьютерной техники: урок-экспедиция, урок-путешествие, урок-суд.

Результаты повторного проведения серии диагностических методик после формирующего этапа работы позволили выявить некоторые изменения, произошедшие в уровнях сформированности у младших школьников экологического отношения к природе. К концу опытно-поисковой работы показал следующие данные: (на 328 младших школьников) учащихся с высоким уровнем -32.2%, средним - 58.2%, низким -9.6%.

Характеризуя данные контрольного этапа нашей работы, мы отметили, что у детей экспериментальных классов произошли позитивные изменения по отношению ко всем компонентам. Отметим, что в экспериментальных классах улучшилось качество знаний учащихся по естественным дисциплинам, а главное - изменилось отношение к окружающей среде. Школьники активнее стали участвовать во внеурочных природоохранных мероприятиях. Полученные результаты подтвердили наше предположение об эффективности разработанных нами педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения в процессе обучения естествознанию.

Таким образом, изучение экологического потенциала современных учебных программ и учебников по естествознанию показало, что в них имеются большие возможности для осуществления процесса формирования у младших школьников экологического отношения к природе, но они не полностью реализуются на практике. В ходе работы были разработаны: методические рекомендации по реализации содержания образования, включающие адаптированные методы и формы, обеспечивающие усвоение содержания начального естественнонаучного образования с учетом экологических особенностей региона, диагностический инструментарий определения уровня сформи-рованности у младших школьников экологического отношения, который опирается на выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы показатели и критерии.

Выдвинутую нами гипотезу о значимости предложенных педагогических условий по формированию экологического отношения к природе подтверждают теоретические и экспериментальные материалы, которые выступают как фактор экологического воспитания и образования школьников. Результаты исследования не исчерпывают всех аспектов решения проблемы формирования экологического отношения к природе у учащихся в процессе обучения естествознанию. Она требует дальнейшего исследования и разработки новых направлений совершенствования данного процесса.

Литература:

1. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р-на-Дону., 1996.

- с.319 - 421.

2. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно - терминологический словарь для учителя. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - с. 22 - 23.

3. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А.Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. - Р-на-Дону: Феникс, 2005 - с.444 - 446.

4. 4. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона.

- 5-е изд. - М.: Политиздат, 1983. -с. 215 -216.

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Ф.Галимов, аспирант ТГГПУ, директор МОУНижне-Тимерликовской СОШ Рыбно-Слободского района РТ

Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды усилили внимание школы к задачам формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем значительней будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Необходимость органической взаимосвязи в деятельности школы и внешкольных учреждений подтверждали многие видные педагоги и организаторы народного образования С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко,

A.В.Луначарский, Н.А.Семашко,

B.А.Сухомлинский. Учеными определены эффективные формы и методы формирования ответственного отношения к природе во внеурочной работе по естественнонаучным дисциплинам И.И.Баринова, Е.С.Мирзоев,

И.Т.Гайсин, Г.Х.Хазеев, И.А.Уразметов и др.[1,4,5,9].

В последние годы в педагогической литературе вместо понятия «внешкольные учреждения» начали использовать понятие учреждение «дополнительного образования».

Под дополнительным образованием мы понимаем область образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его потребности в общении, творчестве, социальной и культурной самореализации, профессиональном самоопределении. При этом дополнительное образование отвечает не только многообразию интересов ребенка, но и возможности самостоятельного определения своего образовательного пути, темпов его прохождения. [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.