УДК 37.02
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОТ ОБОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ К ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
© Евгений Анатольевич Алисов
Региональный открытый социальный институт, г. Курск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются ключевые факторы, послужившие основанием для разработки и обоснования концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Приводится описание научной специфики концепции. Предлагается пошаговая технология реализации воспитательно-дидактического потенциала экологически безопасной образовательной среды различных уровней образования.
Ключевые слова: экологически безопасная образовательная среда; сенсорно-экологический подход; модель образовательной среды; экологическое образование; экологическая культура.
Обеспечение экологической безопасности страны провозглашается важнейшей государственной задачей в статье 72-д Конституции Российской Федерации. Как отмечает Л.В. Егорова, «речь идет, в первую очередь, о гуманитарном аспекте обеспечения экологической безопасности страны, об утверждении новой мировоззренческой доминанты в обществе - о формировании экологической культуры. Экологическое мировоззрение -природный защитно-приспособительный механизм как индивида, так и социального организма в целом, который необходимо срочно корректировать в русле выживания нации перед лицом экологической опасности. В связи с этим экологическое образование (включая воспитание) и просвещение, в особенности подрастающего поколения, имеют исключительно жизненно важное значение. Фактически, это - вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности» [1].
Результаты анализа научных исследований свидетельствуют о том, что возможность разрешения ставших глобальными общечеловеческих проблем взаимодействия личности и мира природы становится реальной лишь при условии обращения к жизни как к всеобъемлющей ценности. Научное знание о многослойной жизненной среде задает актуальные современности ориентиры перестройки сферы образования, которые направят развивающуюся личность на путь реабилитации человеческого начала, определяющего характер социокультурного окружения. Это осуществимо только при многомерности
и многообразии различных мировоззренческих подходов. Концепция формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды, отвечая такому многообразию, претендует на теоретическое обоснование методологии разработки конструкта педагогической реальности, ориентированной на экологически безопасный оптимум взаимодействия личности и окружающего мира природы.
По мнению А.Ш. Викторова, «явление безопасности входит не только в число глобальных проблем человечества, но и выступает основой сохранения и развития любого социального организма. Поэтому тенденция качественного изменения современного мира как на разных уровнях взаимоотношений природы и общества, так и в различных сферах общественного бытия (социального, экономического, политического, культурного) с необходимостью требует, с одной стороны, теоретико-методологического осмысления
безопасности (уточнение принципов научного исследования и категориально-понятийного аппарата), а с другой - определение философии безопасности в контексте нового мироотношения и миропонимания (геокуль-турного и гуманитарного)» [2]. Концепцию безопасности сегодня государство строит, опираясь на защиту национальных интересов страны, защиту прав ее граждан (В.В. Путин в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 г. провозгласил в качестве приоритетов триаду «Безопасность - Свобода - Комфорт» («Путинская триада»)). Конкретное наполнение
концепции национальной безопасности возможно через микроуровни, в частности, через создание концепции экологической безопасности разноуровневой образовательной среды, которая является важнейшим условием социализации подрастающего поколения.
Приоритетные направления развития общей экологии все в большей степени затрагивают аспект взаимодействия мира природы и психики человека. Неоспоримые факты и подтверждения с психологической точки зрения заявляют о принципиальной значимости этого аспекта. Характерные (индивидуальные, возрастные, профессиональные и пр.) особенности мировосприятия, рассматриваемые с экологической точки зрения, накладывают заметный отпечаток на психическое состояние субъекта образовательной среды. Это подразумевает выраженное влияние экологических факторов природного мира на чисто психические процессы и явления. Воспринимаемые личностью воздействия могут быть как благотворными, так и пагубными, напрямую или опосредованно определять психические процессы. Особо актуальным становится вопрос подобного влияния на развитие личности со свойственной ему глубиной и индивидуальной динамичностью. Важен также временной показатель, отражающий продолжительность воздействия различных экологических факторов, возможность его аккумуляции. Все это - отдельные проявления многопланового феномена психологической экологии.
Диаметрально противоположным, но не противоречащим предмету психологической экологии можно считать предмет экологической психологии, каковым является экологическое сознание, рассматриваемое в социо-генетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах [3]. В данном контексте прослеживается особая роль, принадлежащая экологической культуре как идеалу экофиль-но ориентированной личности. И экологическая психология, и психологическая экология возникают на двух противоположных полюсах сопряжения «материнских» экологии и психологии. Их вычленение в самостоятельные области исследования [3-5] показывает, что по любой из т. н. осей сопряжения - психологической или экологической -реально выявление внутренней взаимосвязи двух научных направлений.
Анализ научных исследований позволил сделать вывод о том, как важно обозначить и аргументировать новые приоритеты образования, сделать первые, но уверенные - продуманные, зрелые, важные - шаги на пути к живому знанию, экофильной ориентации личности школьника, которые будут отвечать возможности оптимизации взаимодействия личности и окружающего мира. Накопленный багаж исследовательских данных «провоцирует» педагога выправлять несовершенства окружающей образовательной среды, создавая проекты, нацеленные на сконструированные идеалы. В предлагаемой методологической концепции начальным рубежом востребованных преобразований определяются сенсорные контакты личности и мира природы.
Самый первый рубеж сложных контактов личности и природного мира, определяющее признак экологичности как таковой начало обозначается в виде функционирования каналов сенсорного восприятия. Сенсорная экология выступает областью естественно-научного знания с очерченным предметным кругом исследования, являясь составной частью физиологической экологии. Она связана с изучением принципов формирования сенсорных способностей организма в различных экологических условиях и оценкой экологического «благополучия» информационного поля внешней среды [6]. Накопление специфически значимых знаний об особенностях биологической организации и функционирования сенсорных систем восприятия инициировало развитие физиологической экологии в качественно иных форматах. Закономерным продуктом развития данной отрасли явился весомый теоретический и экспериментальный потенциал, оформленный сенсорной экологией. Так же как экология из дисциплины в рамках биологического цикла знаний трансформируется в особое отношение человека к природе, самому себе и культуре [7], так и сенсорная экология не может ограничиваться предметным полем физиологической экологии, расширяя сферу подчиняющихся ее закономерностям явлений.
В качестве методологического базиса разработки и обоснования концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды выступил сенсорно-экологический подход - методоло-
гическое научное направление, ориентированное на оптимизацию взаимодействия личности и окружающего мира по сенсорным каналам мировосприятия. Концептуальной оформленности сенсорно-экологического
подхода отвечает трактовка подхода как комплекса парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и практике. Эпистемиче-ские пространства сенсорно-экологического подхода отличаются выраженной спецификой. Покажем это на примере парадигмаль-ного эпистемического пространства. Прежде всего, это касается онтологической картины формируемой среды, которая представляет собой осознанные и интерпретированные на мир принципы организации систем знания. Выделение онтологических картин опирается на особые приемы «выслаивания содержания», онтология констатирует форму бытия содержания - и в этом плане для ставших онтологических картин принципиальным оказывается «совпадение» формы и содержания [8]. Формализация организации знания как аспект формирования онтологической картины парадигмы сенсорно-экологического подхода проявляется в принципе актуализации сенсорного взаимодействия личности и окружающего мира, основанного на конструкте образа мира - целостной многоуровневой системы восприятия мира, других людей, себя, своей деятельности; многомерного психического образования, репрезентирующего человеку окружающий мир и его самого.
Определяющее значение для методологической оформленности сенсорно-экологического подхода имеет принцип когеренции (от лат. еоЬаегеге - быть связанным - означает взаимосвязь), который модифицируется искусственной экологической ориентацией. Модификация принципа когеренции, подразумевающая его экоориентацию, была осуществлена в процессе выявления значимых в рамках сенсорно-экологического подхода категорий и характеристики экологически обоснованной сути их взаимосвязи, согласования, сопоставимого надмодальным образованием - экологической безопасностью.
Современное состояние многогранного научного знания отличает ярко выраженное стремление к расчлененности и узкой ограниченности объектов исследования, прояв-
ляющееся в своеобразном взращивании и надлежащем оформлении научных направлений, интегрирующих в себе различные, в т. ч. и существующие независимо друг от друга, области. Узкопрофессиональная специализация искусственно воздвигает междисциплинарные барьеры, в частности между социологией, психологией, экологией, антропологией, экономикой, семиотикой и другими отраслями знаний о природе, человеке и обществе [9, 10]. Предлагаются альтернативные парадигмы попыток преодоления кризисных рассогласований и наслоений. Концепция формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды интегративной очерченностью предметного поля не избегает ряда трудностей недостижимости полного абсолюта соответствия разноформатного научного знания. Однако объективные основания возможностей потенциала ресурсов экологической безопасности предопределяют успех его трансформации в плоскость педагогической проблематики. Парадигмы же различных форм познания, претендующие на универсальный, всесторонне адекватный научный статус, далеко не всегда ему соответствуют.
В рамках данного исследования стратегическим приоритетом явилась направленность на обеспечение «чистоты научных линий», достижимой при условии строгого следования логике терминологического обоснования значимых категорий концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Выраженная нацеленность на решение выверенного круга поставленных задач, вкупе с постоянным руководством методологическим основанием разработки концепции (сенсорноэкологическим подходом), предоставляет возможность избежать искусственно возникающих барьеров междисциплинарного научного знания.
Экологически безопасная образовательная среда - это система психолого-педаго-гических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности в состоянии защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальности взаимодействия с миром природы. Осмысление терминологического обрамления феномена «формирование экологически безопасной образовательной среды» как по-
лифункциональной педагогической деятельности, направленной на создание новых или преобразование имеющихся объектов образовательной среды наводит исследователя на практико-ориентированную выверенную направленность, подразумевающую некое структурирование, преобразование реалий протекания образовательного процесса. Концепция формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды подразумевает разработку специальных механизмов отбора и структурирования содержательных элементов образовательной среды, соответствующих личностной защищенности субъектов на разных уровнях образования. На фоне многообразия методологических установок и вариантов анализа образовательной среды концепция предстает имеющей четкие научные ориентиры, очерченное предметное поле реализации, актуализирующей важные аспекты исходных сущно-стно определяющих регулятивов взаимодействия личности и образовательной среды.
Технология реализации воспитательнодидактического потенциала экологически безопасной образовательной среды различных уровней образования на аналитикостимулирующем этапе подразумевает реализацию следующей программы.
1. Авторский анализ условий образовательной среды на предмет соответствия параметрам экологической безопасности: а) общая оценка насыщенности природными объектами образовательного пространства, многообразия безопасно воспринимаемого средового окружения; б) диагностика относительной представленности объектов естественной и искусственной действительности; в) оценка общей панорамы безопасно воспринимаемого окружающего мира касательно гармоничной согласованности разнородного влияния на ее складывание; г) выявление гипотетически возможного задействования явных и скрытых ресурсов преобразования объектов. Результат авторского анализа -предварительное заключение с акцентами на наиболее значимых положительных и отрицательных моментах.
2. Изучение административных установок на целенаправленное создание условий образовательной среды: а) ознакомление с целевыми установками функционирования образовательного процесса в исследуемом
объекте, идеальным результатом образовательной практики; б) определение возможностей (технической, финансовой, правовой базы, кадрового педагогического потенциала, контингента учащихся) создания условий развития личности с учетом обязательности соответствия нормативным установкам тенденций и вариаций внедрения инновационных преобразований; в) оценка вероятности административной поддержки инновационной деятельности; г) изучение проблемных противоречий экологической модальности, выделяемых управленцами образовательного процесса. Результат изучения административных установок - прогноз стиля взаимодействия администрации и педагогов по апробации концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды.
3. Исследование ценностного отношения педагогов к процессу экологизации образовательной среды. Результат исследования -анализ значений условного показателя ценностного отношения педагогов к процессу экологизации на экспериментальных площадках; перечень комментариев, уточнений и рекомендаций кадрового педагогического состава.
4. Анализ оценки педагогами и учащимися состояния разноуровневой образовательной среды по следующим критериям:
- достаточность представленности объектов безопасного взаимодействия (количественный критерий);
- концентрированность и интенсивность продуктивного безопасного взаимодействия со всеми компонентами образовательной среды (качественный критерий).
Основу содержательно-деятельностного этапа составляют следующие действия со средой: средовое проектирование (прогнозирование ее разрешающих возможностей; конструирование надлежащих значений; моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений; планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий [11]) и практическая реализация системы организационно-педагогических условий, обеспечивающих экологическую защищенность личности на основе разработанных образовательных технологий.
Концепция формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды на фазе разработки педагогической технологии реализации теоретической модели специфически интерпретирует разрешающие возможности среды. Выявлен отличающийся доступностью комплекс объектов и явлений составляющих компонентов среды. Проектное поле последовательно подвергнуто (в основном) тенденциям ограничения, зонально представляя собой значащие локусы экологически безопасных контактов. Общепедагогические предпосылки разработки концепции указывают на сообразную современному состоянию потребность образовательной системы во всестороннем и полноценном использовании экологически безопасных инфокоммуникаций в педагогическом процессе.
В рамках конструирования надлежащих значений проектируемой образовательной среды концепция, благодаря действенной сопоставимости с составленными образными конструкциями, обогащается конкретным смыслозначащим содержанием технологопедагогического обеспечения. Моделирование средообразовательной стратегии и планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий, осуществлялось в разработке модели стратегии проектировочных действий с экологически безопасными нишами, включившей в себя (определение характера социально-педагогических действий: порождающий; поддерживающий; упреждающий или разрушающий); проведение пространственно-временных границ, локализующих экологически безопасную нишу в заданных условиях образовательной среды; обеспечение действия факторов, обусловливающих признак экологичности ниши; активирование сенсорных каналов взаимодействия личности и окружающего мира в ограниченном пространственно-предметными границами ниши локусе; обеспечение соответствия всех образовательных деятельностей функциональным особенностям мировосприятия; выявление категориальной специфики ниши в зависимости от ее структурной принадлежности к компонентам образовательной среды; создание условий, обеспечивающих вариативный способ организации
образовательной среды на уровне единичных экологически безопасных ниш.
В рамках непосредственно средообразовательного процесса осуществлялись действия по генерированию экологически безопасной среды посредством создания экологически безопасных ниш, реализации технологий обеспечения физической и психологической безопасности субъектов образовательной среды, активизации методов формирования личности экологически безопасного типа. Программа осуществления рефлексивного этапа аналогична разработанной для аналитико-стимулирующего этапа, что обусловливается логикой организации и проведения констатирующего и формирующего этапов научно-педагогического исследования.
1. Егорова Л.В. Экологическая безопасность страны - условие выживания нации // Внешкольная экология. иКЬ: http://www.eco. nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm (дата обращения: 13.08.2010).
2. Викторов А.Ш. Философия безопасности в контексте гуманитарного миропонимания глобальных проблем // Глобализация и социальные изменения. М., 2006.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
4. Панов В. И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития // Вторая Российская конференция по экологической психологии. М., 2000. С. 205-206.
5. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что - плохо. М., 1997.
6. Дмитриева Т.М. Основы сенсорной экологии. М., 1999.
7. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М., 1999.
8. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993.
9. Песоцкий Ю.С. Учебная техника в структуре образовательной среды. М., 2003.
10. Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 95-97.
11. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Кустанай, 1997.
Поступила в редакцию 8.08.2010 г.
UDC 37.02
FORMATION OF ECOLOGICALLY SAFE DIFFERENT LEVEL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: FROM SUBSTANTIATION CONCEPT TO TECHNOLOGY OF ITS REALIZATION
Yevgeniy Anatolyevich Alisov, Regional Open Social Institute, Kursk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of General Psychology and Pedagogy Department, e-mail: [email protected]
In article key factors which have formed the basis for working out and concept grounding of forming ecologically safe different level educational environment are considered. The description of scientific specificity of the concept is resulted. The step-by-step technology of realization of educational-didactic potential of the ecologically safe educational environment of various educational levels is offered.
Key words: ecologically safe educational environment; a sensor-ecological approach; model of educational environment; ecological education; ecological culture.