Научная статья на тему 'Информационно-содержательная пропедевтика при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций'

Информационно-содержательная пропедевтика при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENVIRONMENTALLY SAFE ATMOSPHERE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIONAL CONTENTS OF PROPAEDEUTICS / DESIGNING / DESIGN TECHNOLOGY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ENVIRONMENTAL FUNCTIONS / ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФУНКЦИИ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова И.Г., Числова С.Н.

Предметом осмысления в статье является новое понимание проектирования экологически безопасной среды образовательных организаций. Авторами актуализирована проблема, связанная с осуществлением информационно-содержательной пропедевтики при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций. Особое внимание в статье уделено раскрытию сущности понятия «экологически безопасная среда образовательных организаций», исследованию результатов функционирования данной среды и разработки информационно-содержательной пропедевтики при её проектировании. В ходе проведённого исследования, авторы анализируют данные, полученные с официальных сайтов образовательных организаций и в ходе анкетирования педагогов школ, приходят к выводу о том, что ожидаемые результаты и их значимость заключаются в обеспечении формирования личности в плане её физического, духовно-нравственного, социально-психологического здоровья; консолидации усилий всех субъектов образовательного процесса. В статье также определены перспективы исследования в выбранном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-SUPPORTING PROPEDEUTICS IN THE DESIGN OF ENVIRONMENTALLY SECURE ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The subject of reflection in the article is a new understanding of the design of an environmentally safe environment for educational organizations. The authors actualize a problem associated with the use of information and contents of propaedeutics in designing an environmentally safe atmosphere at educational organizations. Particular attention is paid to the disclosure of the meaning of the concept of “environmentally friendly atmosphere of educational organizations”. The authors presents their study’s results of the operation of this environment and the development of information and contents of propaedeutics in its organization. In the course of the study, the authors analyze the data obtained from the official websites of educational organizations and during the survey of school teachers. They come to the conclusion that the expected results and their significance lie in ensuring the formation of the personality in terms of its physical, spiritual, moral, socio-psychological health, consolidation of efforts of all subjects of the educational process. The article also identifies the prospects for research in the chosen direction.

Текст научной работы на тему «Информационно-содержательная пропедевтика при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций»

4. Журкова Д.А. Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре. Москва: Новое литературное обозрение, 2016.

5. Звучащие полотна Бельканто. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=UGa0tbpaLhQ

6. Моряхин В.А. Аудиовизуальные технологии в синтезированных музыкально-художественных проектах. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnye-tehnologii-v-sintezirovannyh-muzykalno-hudozhestvennyh-proektah

7. Тевосян А. Коллектив самобытный и новаторский (заметки о Московском камерном хоре). Музыка России: сборник статей. Москва, 1980; Вып. 3: 330 - 345.

8. Борисова Е.Н., Савинков П.А. Коммуникативные средства создания художественного образа в процессе профессиональной подготовки дирижёра-хоровика. Мир образования - образование в мире. 2016; 4: 108 - 104.

References

1. V Moskve proshla mirovaya prem'era immersivnoj opery «Pikovaya dama». RIA novosti. Available at: https://ria.ru/20171002/1505998853.html

2. Denisov A.V. Klassika v prostranstve 'estrady - social'nye aspekty dialoga akademicheskoj i massovoj kul'tur. Sociologiya muzyki. Available at: http://mconf.blogspot.com/2007/11/ blog-post_178.html

3. Den' slavyanskoj pis'mennosti i kultury - 2014. Available at: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/57928/

4. Zhurkova D.A. Iskushenie prekrasnym. Klassicheskaya muzyka v sovremennoj massovoj kul'ture. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2016.

5. Zvuchaschie polotna Bel'kanto. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=UGa0tbpaLhQ

6. Moryahin V.A. Audiovizual'nye tehnologii v sintezirovannyh muzykal'no-hudozhestvennyh proekiah. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/audiovizualnye-tehnologii-v-sintezirovannyh-muzykalno-hudozhestvennyh-proektah

7. Tevosyan A. Kollektiv samobytnyj i novatorskij (zametki o Moskovskom kamernom hore). Muzyka Rossii: sbornik statej. Moskva, 1980; Vyp. 3: 330 - 345.

8. Borisova E.N., Savinkov P.A. Kommunikativnye sredstva sozdaniya hudozhestvennogo obraza v processe professional'noj podgotovki dirizhera-horovika. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. 2016; 4: 108 - 104.

Статья поступила в редакцию 06.05.19

УДК 373.1

Almazova I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: almazofa@mail.ru

Chislova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: chislova67@mail.ru

INFORMATION-SUPPORTING PROPEDEUTICS IN THE DESIGN OF ENVIRONMENTALLY SECURE ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. The subject of reflection in the article is a new understanding of the design of an environmentally safe environment for educational organizations. The authors actualize a problem associated with the use of information and contents of propaedeutics in designing an environmentally safe atmosphere at educational organizations. Particular attention is paid to the disclosure of the meaning of the concept of "environmentally friendly atmosphere of educational organizations". The authors presents their study's results of the operation of this environment and the development of information and contents of propaedeutics in its organization. In the course of the study, the authors analyze the data obtained from the official websites of educational organizations and during the survey of school teachers. They come to the conclusion that the expected results and their significance lie in ensuring the formation of the personality in terms of its physical, spiritual, moral, socio-psychological health, consolidation of efforts of all subjects of the educational process. The article also identifies the prospects for research in the chosen direction.

Key word: environmentally safe atmosphere, educational organization, subjects of educational process, informational contents of propaedeutics, designing, design technology, psychological and pedagogical conditions, environmental functions.

И.Г. Алмазова, канд. пед. наук, доц., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец, E-mail: almazofa@mail.ru

С.Н. Числова, канд. пед. наук, доц., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец, E-mail: chislova67@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Предметом осмысления в статье является новое понимание проектирования экологически безопасной среды образовательных организаций. Авторами актуализирована проблема, связанная с осуществлением информационно-содержательной пропедевтики при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций. Особое внимание в статье уделено раскрытию сущности понятия «экологически безопасная среда образовательных организаций», исследованию результатов функционирования данной среды и разработки информационно-содержательной пропедевтики при её проектировании. В ходе проведённого исследования, авторы анализируют данные, полученные с официальных сайтов образовательных организаций и в ходе анкетирования педагогов школ, приходят к выводу о том, что ожидаемые результаты и их значимость заключаются в обеспечении формирования личности в плане её физического, духовно-нравственного, социально-психологического здоровья; консолидации усилий всех субъектов образовательного процесса. В статье также определены перспективы исследования в выбранном направлении.

Ключевые слова: экологически безопасная среда, образовательная организация, субъекты образовательного процесса, информационно-содержательная пропедевтика, проектирование, технология проектирования, психолого-педагогические условия, функции среды.

Информационно-содержательная пропедевтика при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций включает целый ряд факторов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья ребёнка и педагога, благоприятных экологических условий их жизнедеятельности; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и образовательных интересов общества, гарантирующих право личности на экологически безопасную среду.

Сама технология проектирования экологически безопасной образовательной среды образовательной организации предполагает совокупность пропедевтического (подготовительного: аналитико-стимулирующего), проектного (содержательно-деятельностного: моделирующего) и аналитико-рефлексивного (постпроектного) этапов, представляющих собой комплекс приемов, способов и механизмов конструирования пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды.

В качестве основных психолого-педагогических условий эффективности процесса педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды, соответствующих процессуальному уровню проектирования, выступают: акцентирование внимания на обеспечении безопасного оптимума

взаимодействия формирующейся личности и образовательной среды; направленность на экологический идеал организации индивидуального образовательного пространства личности на основе учёта ценностной регуляции социальных установок и индивидуальных аксиологических фильтров; учёт совокупности пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды, обусловленной экологически ориентированным принципом когеренции; активизация сенсорных каналов мировосприятия личности на основе специфики проектирования разноуровневой образовательной среды; психолого-педагогическая профилактика угроз, опасностей, рисков, возникающих в образовательной среде; прогнозирование трудностей проектирования образовательной среды с учётом условий её функционирования.

На современном этапе развития социума и решении проблемы инноваций в современном образовательном дискурсе (О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова [1]), термин «экология» имеет междисциплинарный характер и обозначает систему жизненных ценностей человека. В этой связи в Федеральном государственном образовательном стандарте закономерно актуализируется вопрос о факторах и условиях, необходимых для проектирования экологически безопасной среды и успешного её функционирования в образовательных организациях.

Недостатки проектирования и функционирования данной среды зачастую связаны с организацией образовательного процесса, его субъектами (обучающимися, педагогами, семьей) и особенностями их взаимоотношений с пространственно-предметным, социальным и природным окружением.

Устранение таких недостатков возможно при условии осуществления созидательно-преобразовательной педагогической деятельности по проектированию экологически безопасной среды с целью оптимизации природных, социальных, психолого-педагогических условий развития личности и учета специфики конкретного региона, в нашем случае Липецкой области.

Само понятие «экологически безопасная среда образовательных организаций» было уточнено нами в ходе исследования таким образом, что она включает комплекс необходимых психолого-педагогических условий, влияний и возможностей, которые обеспечивают защищенность личности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальность взаимодействия с миром природы.

Обзор, характеристика и анализ значимых в контексте исследования аспектов функционирования образовательного процесса содержится в работах

A.Н. Джуринского [2], И.Ф. Исаева [3], Л.И. Новиковой и М.В. Соколовского [4],

B.А. Сластенина и Л.С. Подымовой [5].

Феноменологический анализ образовательной среды представлен в исследованиях многих отечественных ученых, так например, с точки зрения культурно-образовательной исследуется среда в трудах профессора Е.П. Белозерцева [6], профессора А.Е. Крикунова [7] и целой научной школы, сложившейся в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина (А.В. Иванов, А.И. Павленко, И.Б. Стояновская, В.В. Макаров и др.).

Поскольку Липецкая область признаётся уникальной культурно-образовательной средой, в которой природные, исторические, религиозные, культурные, материальные, социальные условия определяют жизнедеятельность населения, в том числе и субъектов образовательного процесса, то данное исследование продолжает традиции изучения упомянутой проблемы, рассматривая проектирование среды образовательной организации с точки зрения её экологической безопасности.

Ю.С. Мануйлов [8] в своих исследованиях отмечает тот факт, что именно среда определяет условия функционирования и развития образования, разделяя его точку зрения, мы уверены, что необходимо не только изучать среду, в которой находится образовательная организация, но и проектировать её, в том числе и в экологическом контексте.

С самых разных точек зрения образовательную среду изучали В.В. Рубцов и Т. Г Ивошина [9], И.М. Улановская [10], В.А. Ясвин [11] и др. В качестве исходных научных позиций, определивших тему нашего исследования, выступили актуальные направления теории и практики осуществления экологического образования (Е.В. Гривко [12], С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [13] и др.), с акцентом на научно-философском (H.H. Моисеев [14] и др.), эстетическом (В.И. Слободчиков [15], И.Ф. Смольянинов [16] и др.).

Проблема обеспечения безопасности современной образовательной среды нашла отражение в трудах Е.А. Алисова [17], И.А. Баевой [18], Л.В. Коло-мийченко [19] и др. Интересы учёных концентрируются преимущественно вокруг изучения информационной и психологической безопасности жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, а наше исследование было ориентировано на проектирование экологически безопасной среды образовательных организаций Липецкой области и конкретно на информационно-содержательную пропедевтику при её проектировании.

Итак, средовой подход (Ю.С. Мануйлов) представляет собой теорию осуществляемого через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития личности. Средовой подход обладает такими базовыми процедурами, как средообразование, наполнение ниш, инверсия среды (она направлена на восстановление понимания среды самим учащимся), осреднение, типизация и т. п. Среда раскрывает возможности для развития личности субъектов образовательного процесса; представляет возможности событийного статуса: сотрудничества, содружества, сотворчества с другими людьми; быть с ними соратниками, современниками и т. д. Среда влияет на образ жизни обучающихся, задавая те или иные стереотипы, модели, траектории движения по жизни. Средо-вой подход в целом, обеспечивает успешную реализацию цели и задач проекта благодаря тому, что он опирается на гуманистические философско-методологи-ческие течения.

Эколого-личностный (В.А. Ясвин) - данный подход предполагает организацию педагогического процесса с учетом экосистемного строения окружающей среды и соответственного распределения функций для форм экологического образования обучающихся.

Кроме того, одной из главных идей современности становится осознание всех ступеней образования, как сложноорганизованной системы, обладающей системными свойствами.

Принцип системности в рамках указанного подхода, позволяет подойти системно к организации педагогического процесса и определить функцию для каждой формы организации жизни субъектов образовательного процесса.

В ходе реализации данного принципа в процессе проектирования экологически безопасной среды, происходит соединение двух нерядоположенных систем - системы организации жизни обучающихся, их родителей и педагогов, которая состоит из основных форм (прогулок, целевых прогулок, экскурсий, заня-

тий и повседневной жизни) и системы построения окружающего мира (природные и антропогенные экосистемы).

Коммуникативно-ориентированный подход (В.В. Рубцов) содержит идеи ко-эволюционной системы, состоящей их коммуникационной (система средств коммуникации) и коммуникативной (система действий коммуникантов) подсистем, каждая со своим набором функций. Среди которых чрезвычайно важна функция, обеспечивающая безопасность разнообразных коммуникаций, построенных в образовательной организации.

К методам, способствующим реализации цели и задач нашего исследования отнесены следующие.

Теоретические методы. Они содействуют систематизации научно-педагогических фактов, используемых для выводов, заключения; уточнения сущности понятия «экологически безопасная среда образовательных организаций» в проблемном поле проектирования такой среды с учетом особенностей региона.

Анализ и синтез позволят выявить особенности реализации упомянутых выше подходов к проектированию экологически безопасной среды образовательных организаций и представить компоненты этой среды в их единстве.

Метод индукции был использован нами при обобщении социальных, психолого-педагогических фактов с целью организации опытно-экспериментальной работы.

Эмпирические методы (выборочное прямое наблюдение, анкетный опрос, экспериментальная педагогическая беседа, профессионально-творческие задания, статистический анализ педагогической информации, мониторинг) создали основу для последующего разрешения проблемы проектирования экологически безопасной среды образовательных организаций Липецкой области находящейся на стадии исследования, феноменологического анализа и описания конкретных ситуаций, выделения взаимосвязей и закономерностей, теоретического обоснования и методического обеспечения.

В ходе проводимого нами исследования, в контексте информационно-содержательной пропедевтики при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций, возникла необходимость проведения мониторинга официальных сайтов образовательных организаций г Ельца Липецкой области. Мониторинг сайтов осуществлялся через изучение вкладок, имеющих прямое отношение к экологически безопасной среде образовательной организации.

Нами проанализированы официальные сайты образовательных организаций разного вида и типа г Ельца Липецкой области: МБОУ «Лицей № 5 г Ельца»; МБОУ «СШ № 8 г Ельца»; МБОУ «СШ № 10 г Ельца с углубленным изучением отдельных предметов»; МБОУ «Гимназия № 11 г Ельца»; МБОУ «Средняя школа № 23 г Ельца»; МБОУ «Гимназия № 97 г Ельца».

В ходе анализа официальных сайтов образовательных организаций с точки зрения информационно-содержательной пропедевтики мы установили следующее:

- На всех официальных сайтах упомянутых образовательных организаций (100%) представлена информация, касающаяся школьного питания. В ряде школ разработаны и действуют программы по совершенствованию питания и формированию культуры здорового питания, например, в МБОУ «Средняя школа № 23 г Ельца» действует программа «Правильное питание здорового поколения». В МБОУ «Гимназия № 97 г Ельца» реализуется программа здорового питания «Приятного аппетита» и т. д.

- На всех официальных сайтах образовательных организаций (100%) представлена информация о безопасности дорожного движения. Так на сайте МБОУ «СШ № 10 г Ельца с углубленным изучением отдельных предметов» размещены паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения и перечень мероприятий, проводимых школой в течение учебного года, приведены примеры возможных дорожных ситуаций и правила-рекомендации по поведению тех, кто попал в эти ситуации.

- На всех официальных сайтах образовательных организаций (100%) представлена информация о деятельности школьной службы примирения и психологической службы:.

- На сайтах 67% образовательных организаций представлена страничка социального педагога с программами и тематическими планами работы с обучающимися и родителями.

- На всех сайтах образовательных организаций (100%) обозначена вкладка «Нужна помощь, обращайся!» (анонимная линия обращения).

- На сайтах 50% образовательных организаций размещена информация об организации детского отдыха. Так, например, МБОУ «Гимназия № 11 г Ельца» информирует нас о функционировании детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга», МБОУ «СШ № 8 г. Ельца» - о школьном лагере «Солнышко» и т. д.

- На сайтах двух образовательных организаций (33%) мы обнаружили вкладки с информацией о доступности образовательной среды для всех обучающихся. Например, на сайте МБОУ «СШ № 8 г Ельца» размещены «Программа психологической адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях школы до 2020 г», правила общения с детьми с ОВЗ и т. д. Подобную вкладку с информацией как для обучающихся, так и для педагогов и родителей мы выявили на сайте МБОУ «Лицей № 5 г Ельца».

- На сайтах 83% образовательных организаций работают странички здоровья. Например, на сайте МБОУ «Лицей № 5 г Ельца» вполне информативной выглядит страничка «Лицей № 5 - территория здоровья».

Проведённый анализ официальных сайтов показал, что в образовательных организациях ведется работа по совершенствованию экологически безопасной среды, т. е. информационно-содержательная пропедевтики при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций имеет место быть. Тем не менее, считаем необходимым проведение работ по систематизации и единообразному представлению на сайтах информации, касающейся экологически безопасной среды образовательных организаций.

Причём информационно-содержательная пропедевтика при проектировании экологически безопасной среды образовательных организаций, по-нашему мнению должна включать:

- информацию о школьном питании, которая, безусловно, будет интересна в первую очередь родителям и детям, как субъектам образования. Это могут быть действующие программы по совершенствованию школьного питания и формированию культуры здорового питания;

- информацию о безопасности дорожного движения. Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения; перечень мероприятий, проводимых школой; правила-рекомендации для обучающихся и т. п.;

- информацию о деятельности школьной службы примирения; психологической службы;

- информацию от социального педагога с программами и тематическими планами работы с обучающимися и родителями;

- информацию о работе образовательной организации с детьми с особыми возможностями здоровья и детьми с особыми образовательными потребностями, например: «Программа психологической адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях школы до 2020 г», правила общения с детьми с ОВЗ и т. п.;

- информацию по анонимному обращению с разнообразными вопросами;

- информацию об организации детского отдыха на базе школы;

- информацию, оформленную в виде странички здоровья, например, «Лицей № 5 - территория здоровья» и т. п.

И тогда, первый этап технологии проектирования экологически безопасной среды образовательной организации - пропедевтический (подготовительный: аналитико-стимулирующий) станет базой для формирования контингента образовательной организации, осмысленно её выбирающего и наметит перспективы моделирования и промежуточной рефлексии экологически безопасной среды образовательной организации с использованием комплекса приемов, способов и механизмов конструирования пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды.

В рамках нашего исследования мы провели анкетирование среди преподавателей образовательных организаций г Ельца. Всего в анкетировании приняли участие 30 учителей начальных классов. Им были предложены вопросы:

1. Что с Вашей точки зрения означает понятие «экологически безопасная среда образовательной организации»?

2. Какие из перечисленных ниже функций выполняет экологически безопасная среда образовательной организации?

- стимулирующая;

- защитная;

- развивающая;

- здровьесберегающая;

- доступная;

- комфортная.

3. Определите свое отношение к экологически безопасной среде Вашей образовательной организации, используя одну из ниже перечисленных характеристик:

- позитивное:

- нейтральное;

- отрицательное.

Библиографический список

Анкета носила комбинированный характер: первый вопрос предполагал самостоятельный ответ респондентов, два других вопроса: второй и третий [Таблица 1] - содержали выборку ответов.

Результаты анкетирования.

Большинство респондентов - 25 педагогов (83%), рассматривают экологически безопасную среду образовательной организации как систему, основная цель которой обеспечить защиту и комфорт всем участникам образовательного процесса. Пять респондентов (17%) определяют данное понятие через взаимодействие личности с миром природы, поэтому (по мнению респондентов) создание экологически безопасной среды образовательной организации невозможно без объединения усилий школы и семьи.

Таблица 1

Результаты анкетирования преподавателей образовательных организаций г. Ельца (по вопросам 2 и 3)

Вопрос анкеты Варианты ответов Ответы

2. Какие из перечисленных ниже функций выполняет экологически безопасная среда образовательной организации? стимулирующая 18 чел. (60%)

защитная 30 чел. (100%)

развивающая 20 чел. (67%)

здровьесберегающая 25 чел. (83%)

доступная 25 чел. (83%)

комфортная 30 чел. (100%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Определите свое отношение к экологически безопасной среде Вашей образовательной организации, используя одну из ниже перечисленных характеристик: позитивное 25 чел. (83%)

нейтральное 5 чел. (17%)

отрицательное -

Итак, учителя школ в большинстве своём имеют ярко выраженное позитивное отношение к экологически безопасной среде образовательной организации. И только 5 человек - нейтральное. Отрицательного отношения по вопросу 3 - не выявлено.

Отмечают значимость функций (согласно ранжиру): комфортная и защитная (100%), доступная и здровьесберегающая (83%), развивающая (67%), стимулирующая (60%) у экологически безопасной среды образовательной организации.

После знакомства с перечнем того, что может включать информация на сайте образовательной организации об экологически безопасной среде с целью дальнейшего её моделирования и реализации модели, респонденты в ходе коллективной творческой деятельности одобрили имеющиеся варианты и предложили расширить перечень: информацией о психолого-педагогической профилактике угроз, опасностей, рисков, возникающих в образовательной среде: памятки как вести себя, если... и т. п.; информацией о безопасном взаимодействии с природой: меняющиеся странички «Весна. скоро клещи, как защитить себя. и т. п.

Безусловно, возникает необходимость создания универсальной модели экологически безопасной среды образовательной организации и прогнозирования трудностей проектирования образовательной среды с учётом условий её функционирования - в этом заключаются перспективы нашего исследования.

1. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Проблема инноваций в современном образовательном дискурсе. Ярославский педагогический вестник. 2012; Т. 1, 3: 7 - 9.

2. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы. XXI века. Москва: Прометей, 2014.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Москва: Академия, 2002.

4. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика). Общественные науки и современность. 1998; 1: 132 - 143.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997.

6. Белозерцев Е.П. Образование. Историко-культурный феномен. Санкт-Петербург: Издательство Р Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

7. Крикунов А.Е. Целое из частей: образование и иерархия мира в русской философии. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016.

8. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2008. КиберЛенинка. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii

9. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. Москва: МГППУ 2002.

10. Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы и как её выявить? Вопросы психологии. 1997. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1998/986/986018.htm

11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

12. Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 1998. disserCat -электронная библиотека диссертаций. Available at: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekologo-gumanisticheskogo-obraza-mira-starsheklassnika

13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

14. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. Москва: МНЭПУ, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.