Научная статья на тему 'Сущностные положения концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды'

Сущностные положения концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕНСОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / A SENSOR-ECOLOGICAL APPROACH / MODEL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

В статье рассматриваются основные научные результаты, полученные в ходе целенаправленного педагогического исследования, посвященного разработке и обоснованию концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Дается комплексное описание образовательной среды, отвечающей критерию экологической безопасности. Приводится содержательная характеристика системообразующей модели экологически безопасной разноуровневой образовательной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRINSIC POSITIONS OF FORMATION CONCEPT OF ECOLOGICALLY SAFE DIFFERENT LEVEL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In article the basic scientific results received during purposeful pedagogical research devoted to working out and concept of the ecologically safe different level educational environment are considered. The complex description of the educational environment answering to criterion of ecological safety is given. The substantial characteristic of backbone model of the ecologically safe different level educational environment is resulted.

Текст научной работы на тему «Сущностные положения концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды»

УДК 37.Q2

СУЩНОСТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Евгений Анатольевич Алисов

Региональный открытый социальный институт, г. Курск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики, e-mail: evgeny.alisov@rosi-edu.ru

В статье рассматриваются основные научные результаты, полученные в ходе целенаправленного педагогического исследования, посвященного разработке и обоснованию концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Дается комплексное описание образовательной среды, отвечающей критерию экологической безопасности. Приводится содержательная характеристика системообразующей модели экологически безопасной разноуровневой образовательной среды.

Ключевые слова: экологически безопасная образовательная среда; сенсорно-экологический подход; модель образовательной среды; экологическое образование; экологическая культура.

Методологический и историко-педагогический анализ проблемы экологической безопасности как основы жизнедеятельности личности в образовательной среде, аспектов экологически безопасного развития философско-педагогической мысли в социогенезе выявил научные основания для разработки и обоснования концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды.

Концепция формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды представляет собой педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, технологическим компонентами образовательной среды и является методологической основой обеспечения их экологической безопасности.

Формирование экологически безопасной образовательной среды подразумевает поли-функциональную педагогическую деятельность, направленную на создание новых или преобразование имеющихся объектов образовательной среды, с целью обеспечения эффективного взаимодействия всех компонентов среды, направленного на усиление образовательного влияния на субъектов образования путем обеспечения их экологической защищенности, возможной за счет оптимизации действия значимых экологических факторов.

В качестве методологического базиса разработки и обоснования концепции фор-

мирования экологически безопасной образовательной среды выступает сенсорно-экологический подход, определяющий содержание эпистемических пространств: парадигмы,

синтагмы и прагматики. Под сенсорноэкологическим подходом мы понимаем методологическое научное направление, ориентированное на оптимизацию взаимодействия личности и окружающего мира по сенсорным каналам мировосприятия. Сенсорноэкологический подход опирается на принцип когеренции, когерентные законы онтологии [1-4] и их экоориентацию [5-8], что подвергает методологической фундаментализации тенденции интеграции - дифференциации, прослеживаемые в научно-педагогических теориях, и описывает с методологических позиций природный идеал сбалансированного оптимума. Сущностноопределяющей методологической основой создания концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды стала структура жизненных ориентаций воспитанника (учащегося) как субъекта образовательного процесса по А. А. Грачеву [9].

В рамках разработанной концепции, с точки зрения экологической безопасности, специфически интерпретируются функции образовательной среды:

- как системы возможностей развития личности, содержащихся в пространственнопредметном и социальном окружении: концепция маркирует механизмы, обеспечивающие возможность безопасного проявления нераскрытых способностей и личностных потенциалов в соответствии с присущи-

ми каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации;

- как средства обучения и развития: обеспечение качественно значимого перехода условий образовательной среды во влияния - целенаправленные воздействия, вызывающие преобразования и коррекции личностных структур, минуя зоны экологического риска;

- как объекта проектирования и моделирования: функция реализуется структурной логикой разработки модели экологически безопасной разноуровневой образовательной среды;

- как объекта психолого-педагогической экспертизы и мониторинга: функция приобретает значимость на этапе внедрения разработанной концепции в образовательную практику.

Психолого-педагогический аспект экологической культуры безопасности как реле-вантностного компонента экологической культуры, формирующегося в процессе взаимодействия с миром природы, состоит в обязательной направленности на осмысление и понимание следующих факторов и явлений:

- соотношения между экологическими представлениями, отношением, технологиями взаимодействия личности с окружающим миром природы и реалиями этого мира;

- личностных качеств и способностей, необходимых для профилактики и преодоления опасных ситуаций в образовательной среде с учетом уровня образования;

- четкой дифференциации факторов дестабилизации экологической безопасности образовательной среды как естественной, так и виртуальной действительности;

- соотношений и связей экологии, экологической психологии и экологической психопедагогики;

- степени достоверности категорий научного знания об экологической безопасности, фактов, понятий, законов, теоретических выводов, гипотез, знаний особенностей обеспечения экологической безопасности, результатов эксперимента, практического применения научных знаний;

- понятийно-терминологического аппарата в сфере экологической культуры безопасности;

- необходимости разработки и обоснования концепции формирования экологиче-

ски безопасной разноуровневой образовательной среды.

В соответствии с жизненной ориентацией воспитанника (учащегося) как субъекта образовательного процесса, можно обозначить совокупность требований к экологически безопасной образовательной среде:

- четкая регламентация прав и обязанностей субъектов образовательного процесса в аспекте их взаимодействия с компонентами образовательной среды;

- доступность зоны экологически безопасного развития;

- высокая определенность учебных ситуаций взаимодействия с живыми и неживыми объектами образовательной среды;

- относительная предсказуемость возможного воздействия факторов среды экологически небезопасной модальности в образовательном процессе;

- возможность осуществления преобразовательных действий в границах всех компонентов образовательной среды;

- выраженность экофильной направленности во взаимодействии субъектов образовательного процесса со средой;

- ломка стереотипных установок, противоречащих тенденциям открытости экологического сознания;

- соответствие оценочных критериев качества образовательной среды индивидуальным параметрам экологической безопасности субъектов образовательного процесса на разных уровнях образования;

- динамика параметров межличностного пространства как структурного элемента социального компонента образовательной среды;

- возможности для реализации специальных способностей, значимых для экологической комфортизации образовательной среды (музыкальных, художественных и др.);

- готовность к информационной деятельности по пресечению действий, наносящих вред природным объектам;

- закрытость экологических ниш образовательной среды действию факторов, дестабилизирующих состояние экологической безопасности.

Системообразующим элементом концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды является модель среды. Созданная модель, являющаяся продуктом проектного

дискурса, в соответствии с категориальной системой психологии, отражает категориальный кластер направленности, включающий, в частности, категории потребности, мотива, ценности, идеала. Базисной категорией данного кластера выступает категория мотива. Содержание мотивов личности - субъекта формируемой образовательной среды - соответствует жизненным ориентациям развивающейся личности. В самом общем виде оно представлено мотивами стремления к оптимизации образовательной среды по экологически безопасным параметрам, к приро-дотворчеству и психологическому комфорту образовательной среды. Содержательное наполнение категории потребности в выделенном кластере направленности структурно представлено физиологическими потребностями в безопасном функционировании процессов взаимодействия с миром природы; материальными потребностями, задающими необходимость предотвращения физических угроз безопасности субъектов образовательной среды; познавательными потребностями -в информационной безопасности субъектов; потребностями в деятельности по изменению условий среды, подразумевающими процесс ее экологизации; эстетическими потребностями развивающейся личности, нацеленными на выразительные характеристики объектов среды.

Обозначенный объективно значимый комплекс потребностей выступает в качестве первопричины становления (по прямой связи) ценностей экологически безопасной модальности. Концепция подчеркивает не главенствующую значимость, а первоочередность ценностных установок экологически безопасного характера, обусловленную первоочередностью обеспечения экологической защищенности личности. Культура экологической безопасности обозначает два уровня ценностной регуляции психических процессов личности: уровень индивидуальных аксиологических фильтров и уровень социальных установок. Возникновение индивидуальных аксиологических фильтров выльется в результате формирования экологически безопасной образовательной среды в конструкции индивидуальной «экологически

безопасной ниши» воспитанника в среде; на уровне социальных установок концепция формирования экологически безопасной раз-

ноуровневой образовательной среды выявляет зависимость качеств формирующейся личности как полноправного субъекта общественных взаимосвязей от объективных условий развития, рассматриваемых по экологически безопасным значимым параметрам. Формируемая образовательная среда становится футурологически ориентированной на образец, эталон и деятельного с социальной точки зрения субъекта, и гармонично организованного жизненного пространства.

Социоцентрической категорией кластера направленности категориальной психологической системы в контексте концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды является категория экологического идеала. Идеализированные с экологически безопасной точки зрения объекты окружающего мира становятся функционально значимой основой разработки концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды, статусно оформляя методологическую роль экологического идеала. Наряду с понятием экологического идеала практическое значение имеет понятие экологического антиидеала. Категории экологических идеала и антиидеала в данном контексте вписываются в рамки особого уровня феномена образа мира. Зафиксировано, что по мере рационализации мышления и все более широкого охвата человечеством природы преобразующей деятельностью возникает парадоксальная ситуация разрыва экологического идеала личности с научными формальными описаниями закономерностей мира.

Теоретико-методологическое обоснование концепции формирования экологически безопасной разноуровневой образовательной среды включает оформленную теоретикометодологическую базу, которая, исходя из выявленных источников, факторов и принципов формирования образовательной среды, конкретизирует цель формирования экологически безопасной образовательной среды: создание системы организационно-педагогических условий, ориентированных на развитие представлений, субъективных отношений, стратегий и индивидуальных технологий взаимодействия личности и мира природы на основе обеспечения ее экологической защищенности на всех уровнях образования. Развитие представлений обеспечивает фор-

мирование в экологическом сознании личности панорамы окружающего мира, вооружая верными исходными установками на познание реальной действительности в условиях экологической безопасности. Развитие субъективных отношений способствует обогащению потенциала культуры экологической безопасности как на уровне социальных установок, так и на уровне индивидуальных аксиологических фильтров. Развитие стратегий и индивидуальных технологий деятельности формирует доминирующие стереотипы поведения, определяющие характер взаимодействий, гипотетически оказывающих влияние на возможность преобразования окружающей образовательной действительности.

1. Коробкова Т.А., Скулов П.В. Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе // Образовательные технологии. 2004. № 1. С. 21-30.

2. Крафт В. Венский кружок: Возникновение неопозитивизма. М., 2003.

3. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 3-9.

4. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

5. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М., 1999.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.

7. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology. 1969. V. 65. № 2. P. 132-136.

8. Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М., 1987.

9. Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999.

Поступила в редакцию 15.10.2010 г.

UDC 37.02

INTRINSIC POSITIONS OF FORMATION CONCEPT OF ECOLOGICALLY SAFE DIFFERENT LEVEL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Yevgeniy Anatolyevich Alisov, Regional Open Social Institute, Kursk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of General Psychology and Pedagogy Department, e-mail: evgeny.alisov@rosi-edu.ru

In article the basic scientific results received during purposeful pedagogical research devoted to working out and concept of the ecologically safe different level educational environment are considered. The complex description of the educational environment answering to criterion of ecological safety is given. The substantial characteristic of backbone model of the ecologically safe different level educational environment is resulted.

Key words: ecologically safe educational environment; a sensor-ecological approach; model of educational environment; ecological education; ecological culture.

4Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.