Научная статья на тему 'Формирование эффективной рыночной системы фирменного технического сервиса в АПК Беларуси'

Формирование эффективной рыночной системы фирменного технического сервиса в АПК Беларуси Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
145
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной рыночной системы фирменного технического сервиса в АПК Беларуси»

животноводства, а соответственно, и высокую производительность труда.

Рациональное использование производственного потенциала в сельском хозяйстве республики предполагает в основном развитие крупного бизне-

са. В то же время создаются условия и для эффективного функционирования малого бизнеса как переходной формы к крупному, а также для повышения занятости населения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ФИРМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В АПК БЕЛАРУСИ

А.С. Сайганов, д.э.н., проф., зам. дир. Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

Выполнения предусмотренных показателей по увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 20052010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 150 от 25 марта 2005 г., как в крупнотоварных аграрных предприятиях, так и в крестьянских (фермерских) хозяйствах невозможно достичь без организации эффективной системы фирменного технического агросервиса, представляющего собой комплекс взаимосвязанных услуг по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей машинами и оборудованием, созданию условий, направленных на повышение эффективности использования и поддержания в работоспособном состоянии средств механизации в течение всего периода их технической эксплуатации.

В этой связи для продления срока использования сельскохозяйственных машин в настоящее время в республике создана (преимущественно на базе аг-росервисных предприятий различного уровня) и получает развитие сеть региональных дилерских технических центров сервисного обслуживания. Проведенные исследования показывают, что в данный момент дилерская служба агротехсервиса является одной из приоритетных и наиболее экономически эффективных форм взаимоотношений между сельскохозяйственными организациями и заводами-изготовителями средств производства.

Вместе с тем углубленный анализ функционирования и развития дилерской сети фирменного технического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей позволил выявить ряд существенных недостатков в ее организации: на практике не всегда объективно определяются затраты дилерского предприятия на предпродажную подготовку и обслуживание машин в гарантийный период эксплуатации; не совсем точно устанавливается размер убытков сельскохозяйственных потребителей, связанных с простоем гарантийной сложной техники и оборудования; не отработан действенный механизм экономических взаимоотношений контрагентов системы технического агросервиса и др.

Изучение опыта работы дилерских агросервис-ных предприятий показало, что главным фактором надежной работы сельскохозяйственной техники в гарантийный период является обеспечение эффективной дилерской деятельности, которая заключается в выполнении следующего комплекса мероприятий (функций):

- предпродажная подготовка, включающая входной контроль комплектности и качества, поставляемых заводом-изготовителем машин, их дос-борка, регулировка, обкатка;

- устранение отказов по вине завода-изготовителя;

- работа по рекламациям (организация учета отказов, установление причин и их устранение);

- создание и содержание резервного фонда агрегатов, деталей и материалов, необходимых для проведения обслуживания в гарантийный период.

Покрытие издержек дилера, связанных с проведением данного вида работ, а также получение дилерским предприятием минимально необходимой нормы прибыли должны обеспечиваться за счет скидки, предоставляемой изготовителем дилеру с розничной цены машин для конечных потребителей. Отсюда условие эффективной работы дилерского технического центра по обслуживанию сельскохозяйственных машин в течение гарантийного периода можно представить и записать в виде следующего неравенства:

С > З

изг. _ -V (1)

где Сизг- размер скидки с розничной (прейскурантной) цены машины и других компенсаций, предоставляемых заводом-изготовителем дилерскому предприятию, тыс. р.; Зд - затраты дилера на предпродажную подготовку и обслуживание машины (конкретной марки) в течение гарантийного периода, тыс. р.

Следует отметить, что размер скидки (Сизг) не должен превышать затраты дилера (Зд) более чем на 40-50%.

Затраты дилера на предпродажную подготовку и обслуживание машин в течение гарантийного периода могут быть рассчитаны в соответствии с предложенной нами формулой и включают следующие статьи затрат:

Зд = (эпр + Згп + Зрф + Зн)*(1 + НДС/100% ) , (2)

где Зпр - затраты на предпродажную подготовку техники, тыс. р.; Згп - издержки на устранение отказов машины по вине завода-изготовителя в гарантийный период, тыс. р.; Зрф - расходы на создание и содержание резервного фонда агрегатов, деталей и материалов, необходимых для проведения обслуживания в гарантийный период, тыс. р.; Зн- накладные расходы, тыс. р.; НДС - налог на добавленную стоимость (18%), %.

Апробация разработанной нами методики проводилась в техническом центре РУП «Гомсельмаш», в составе ДП «Щучинский ремонтный завод» Гродненского унитарного предприятия «Облсельхозтехника», который осуществлял в 2004 г. гарантийное обслуживание 80 единиц зерноуборочных комплексов КЗР-10 «Полесье-Ротор» (далее КЗР-10). Расчеты показали,

что он получил 619 млн р. прибыли от данного вида деятельности. При этом уровень рентабельности превысил почти в 6 раз рекомендуемый 45% норматив, что свидетельствует о необходимости оптимизации размера скидки с розничной цены или реализации техники сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготным ценам (за счет снижения величины скидки). Так, для рассматриваемого примера отпускная цена КЗР-10 для потребителей могла быть снижена на 6,35 млн р., или на 1,8%. В результате этого общая экономия средств пользователей на приобретение 80 комплексов КЗР-10 составила бы около 508,0 млн р.

Анализ современного состояния развития системы технического сервиса в АПК Республики Беларусь свидетельствует о том, что как для осуществления высокого уровня обслуживания сельскохозяйственных машин, так и для повышения ответственности исполнителей данного рода услуг (дилерских предприятий) в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации необходимы внутрихозяйственный учет убытков от простоя техники (оборудования) сверх определенного в договорах периода времени, а также обеспечение их покрытия за счет обслуживающей организации.

В этой связи нами разработана методика исчисления размера убытков товаропроизводителя от простоя машин в гарантийный период эксплуатации. В отличие от существующих подходов в ее основу положен принцип учета одного из трех возможных видов издержек потребителя за период устранения неисправности сверх установленного в договоре, а именно: расходы на выполнение механизированных работ собственной машиной, аналогичной вышедшей из строя; затраты на привлечение услуг агросервисных формирований по выполнению механизированной работы,

для которой предназначена простаивающая машина; потери, связанные с недополучением продукции растениеводства по причине увеличения сроков проведения механизированных работ в хозяйстве.

Расходы на выполнение механизированных работ собственной машиной (Р), аналогичной вышедшей из строя, нами предложено определять с учетом основного перечня затрат, связанных с ее эксплуатацией, не включая затраты на горючесмазочные материалы, по следующей формуле:

Р1 = Я.ЗКС1Ш.(ЗК +Н + А+К+Х)*Т (3)

^ан.экспл.

где Wп. экспл. - часовая эксплуатационная производительность простаивающей сельскохозяйственной машины, га/ч, т/ч; Ман. экспл. - часовая эксплуатационная производительность аналогичной простаивающей сельскохозяйственной машины, га/ч, т/ч; Зк - затраты на оплату труда обслуживающего персонала, р./ед. наработки; Нз - затраты, связанные с отчислениями на налогообложение заработной платы, р./ед. наработки; А - отчисления на амортизацию машины, р./ед. наработки; к - затраты на техническое обслуживание и ремонт машины, р./ед. наработки; Х - затраты на хранение машины, р./ед. наработки; Т - период устранения неисправности машины сверх установленного в договоре, ч.

В соответствии с данной формулой нами рассчитаны нормативы определения размера убытков сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае замены простаивающей машины аналогичной (той же марки), имеющейся в составе их собственного машинно-тракторного парка (табл. 1).

1. Нормативы определения убытков сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанных с эксплуатацией собственной машины взамен вышедшей из строя, (фрагмент)

Завод-изготовитель Цена по состоянию на 01.01.2004 г., тыс. долл. США Установленный ресурс с.-х. машины, ч Убытки (Р)

долл. США за 1 час простоя в % от цены с.-х. машины за 1 час простоя

Тракторы: МТЗ-2522В РУП «Минский тракторный завод» 99,500 10000 27,84 0,028

МТЗ-1523В 47,700 10000 12,40 0,026

МТЗ-1221В 26,300 13000 7,63 0,029

МТЗ-1025 14,727 13000 5,32 0,036

МТЗ-82.1 11,000 13000 4,57 0,042

МТЗ-80.1 10,118 13000 4,40 0,043

МТЗ-920 11,894 13000 4,75 0,040

К-744Р-04 ЗАО «Петербургский тракторный завод» 69,500 10000 21,07 0,030

К-744Р-05 72,700 10000 21,93 0,030

ХТЗ-150К-09 Харьковский тракторный завод 29,680 10000 11,07 0,037

Таким образом, разработанная методика и рассчитанные на ее основе научно обоснованные нормативы определения размера убытков сельскохозяйственных товаропроизводителей рекомендуются нами для использования на практике при определении раз-

мера штрафных санкций, предъявляемых дилерским предприятиям за превышение установленных в договоре сроков устранения неисправности машины как в гарантийный, так и в послегарантийный периоды ее эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.