ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
3) с другой стороны, предложена методика, основанная только на бухгалтерской отчетности, однако, существует большое количество другой важной, с точки зрения влияния на результат анализа, информации, содержащейся в других источниках. Данный факт является недостатком методики;
4) другим отрицательным фактом явилось использование при оценке потенциального банкротства формулы “Z -счета” Е. Альтмана. Данный расчет основывается на субъективных данных ввиду того, что анализируемое предприятие может не входить в группу тех предприятий, по результатам деятельности которых был рассчитан данный коэффициент.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. В мире существует большое количество методик проведения анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятий, но не все можно использовать “повседневно”, то есть почти все методики не являются “универсальными” - подходящими для предприятий любой отрасли.
2. Рассмотренные методики отечественных экономистов, несомненно, заслуживают внимания и более детального рассмотрения с точки зрения влияния используемой методики на объективность, результативность и широкий охват всех показателей деятельности экономического субъекта.
3. Существенным недостатком описанных выше методик является использование в качестве информационной базы для анализа лишь бухгалтерской отчетности и некоторых других отчетов, что существенно сказывается на результатах анализа и на принятое последующее управленческое решение.
1. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб.пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета.-М. :Финансы и статистика, 2002. -656с.
2. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: 2-е изд., перераб. и доп. -М:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. с.343-с.264.
3. Лазарева А.В. Рентабельность организации в условиях кризиса// Финансовый менеджмент. -№11.
2008.
4. Хорин А.Н. Финансовая отчетность организации: цель составления//«Бухгалтерский учет». 2000.
5. Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
6. Савицкая ГВ. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Инфра-М,. 2004. -С. 259.
7. Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, -1988. -С. 10.
8. Вейцман Н.Р Бухгалтер - профессия почетная. -М.: Финансы и статистика, -1978. -С. 15.
9. Палий В.Ф. Анализ финансовой деятельности автотраспортного предприятия. -М.: Транспорт, 1974.-С.8.
10. Рыбин В.И., Кац И.Я. Анализ эффективности и интенсификации в промышленности и строительстве. -М.: Финансы и статистика, 1989.-С. 4.
11. Татур С.К. Хозяйственный расчет в промышленности СССР. -М.: Финансы. 1970. -С.3.
12. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ. -М.: Финансы и статистика. 2004. -С. 2.
13. Подольский В.И. Постоянные перфокарты в управлении предприятием. -М.: Экономика, 1998. -С. 5.
14. Бородин В.В. Оценка некоторых отечественных методик в области анализа финансово -хозяйственной деятельности предприятий. // Тихоокеанский Государственный Экономический Университет. -2005. -№6. -С.48.
15. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. -М.: Высшая школа, 1997. -С.15.
16. Шеремет А.Д., Сайфулин РС. Методика финансового анализа. -М.: Инфра-М, 2002. -С.3.
КАЗАКОВА Г.Я.
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО АГРОСЕРВИСА И ВТОРИЧНОГО РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
Опыт организации ремонтно-технического агросервиса и вторичного рынка сельскохозяйственной техники в странах со сложившейся рыночной экономикой рассмотрен в работах многих современных ученых. Он изучен с точки зрения целесообразности его использования в современных условиях России, то есть как возможная методическая база разработки мер по повышению эффективности отечественного вторичного рынка сельскохозяйственной техники. В результате сделаны следующие выводы и обобщения.
В странах с развитым сельскохозяйственным производством создана и продолжает развиваться хорошо структурированная система ремонтно-технического агросервиса. Основой этой системы является развитая сеть дилеров. Фирмы-производители сельскохозяйственной техники организуют дилерские пункты всюду, где эта техника
30
№ 2(19), 2009 г.
продается. В США, например, насчитывается по разным источникам от 7 до 12 тысяч дилерских пунктов, а в Канаде примерно 1,5 тысячи. Дилеры специализируются на выполнении непрофильных для заводов сельскохозяйственного машиностроения функций: продажа, ремонт, послепродажное обслуживание, восстановление и мелкосерийное производство запасных частей, производство расходных материалов и др. То есть фирмы-производители сельскохозяйственных машин реализуют принципы аутсорсинга и франчайзинга.
Ключевую роль дилеров, как связующего звена в системе производства, реализации и послепродажного обслуживания техники, отмечает известный американский топ-менеджер Л. Якокка: «Именно дилеры всегда играли решающую роль в автомобильном бизнесе США. Поддерживая тесную рабочую связь с родительской компанией, они составляют подлинную квинтэссенцию американского предпринимательского корпуса. Именно они выражают дух нашей капиталистической системы. И конечно именно они фактически осуществляют продажу и техническое обслуживание всех автомобилей, сходящих с заводских конвейеров». (7). Сказанное можно в полной мере отнести и к дилерам, занятым в отраслях сельскохозяйственного машиностроения.
Управление производственно-сбытовой деятельностью ведущие западные производители сельскохозяйственной техники и их дилеры строят на принципах маркетинга. Один из основных принципов заключается в максимальном учете особенностей рынка сбыта, интересов и предпочтений потребителей, как необходимого условия укрепления позиций фирмы на рынке, ее высокой конкурентоспособности и как результат - роста объема продаж и максимизации доходов, причем не только в текущий момент, но также в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Именно на это направлена производственно-сбытовая стратегия ведущих фирм-производителей сельскохозяйственной техники и дилеров. Она реализуется по следующим основным направлениям:
1. Территориальное позиционирование (зонирование) сбыта сельскохозяйственной техники с учетом специализации и особенностей сельскохозяйственного производства. Это позволяет выработать для каждой зоны определенную программу послепродажного обслуживания и ремонта техники, сократить на складах номенклатуру машин и запасных частей к ним, а также оборудования для ремонта и технического обслуживания.
2. Повышение качества, надежности, ремонтопригодности машин, организация их технического сопровождения после продажи. Фирмы-изготовители отвечают за состояние техники в течение всего срока ее эксплуатации. В США, например, этот принцип закреплен законодательством, которое запрещает продажу техники без организации системы ее послепродажного обслуживания. Эта система включает обеспечение потребителей запасными частями; проведение технического обслуживания и ремонта машин; приобретение, восстановление и продажу подержанной техники; разработку и обеспечение потребителей нормативно-технической и ремонтноэксплуатационной документацией; переподготовку и консультации фермеров.
Фирмы-изготовители сельскохозяйственной техники производят запасные части и снабжают ими фермеров от начала массового производства машины до тех пор, пока она находится в эксплуатации. Это правило действует даже для машин, которые сняты с производства 15-20 лет назад. Номенклатура запасных частей к технике, выпускаемой крупными фирмами, доходит до 600 тыс. наименований. Фирмы идут на это, несмотря на то, что по оценкам американских специалистов около 45% запасных частей на складах устаревает, и может быть продано только с убытками, а расходы на их хранение достигают 25-30% от производственных затрат продавца.
3. Учет интересов потребителей машин. Уже на стадии проектирования и разработки конструкции машины разрабатывается инструкция по уходу и ремонту, составляется номенклатура запасных частей, которые будут необходимы на начальном этапе ее использования, разрабатывается технология ремонта, определяется потребность и способы подготовки специалистов по обслуживанию, создается оборудование и инструменты для быстрого и надежного выполнения ремонта и технического обслуживания.
Фирмы устанавливают достаточно большие гарантийные сроки работы машины в целом и ее важнейших узлов - до 3-4-х лет, причем часто без ограничения наработки (в часах работы) в гарантийный период. Если машина вышла из строя в первые 30 дней после покупки, многие фирмы бесплатно заменяют ее новой. Если же поломка случилась на втором и последующих месяцах эксплуатации в течение гарантийного срока, фермер получает новую машину на срок ремонта в аренду с 50-процентной ее оплатой. В Германии существует предпродажный испытательный срок (68 дней), на который фермер может взять машину для испытаний ее в работе. В зависимости от их результатов фермер покупает машину или возвращает ее.
4. Совершенствование фирменного ремонта техники. В гарантийный период дилер выполняет ремонт с выездом к фермеру по его требованию. Крупный ремонт проводится в мастерских дилера с бесплатной доставкой техники. Если стоимость ремонта превышает 1200 долл., клиенту предлагается рассрочка платежа: половину суммы он платит по выполнении заказа, а другую половину - через 1-2 месяца после ремонта (срок гарантии на безотказную работу отремонтированного агрегата или узла).
Основные принципы работы с заказчиком: до начала ремонта фермер получает точную оценку повреждений и перечень предстоящих работ. Работы проводятся с согласия заказчика, который оплачивает только заказанные им виды работ. Он получает формуляр с указанием всех видов проделанных работ и времени, затраченного на каждую из них. Стоимость ремонта устанавливается по твердым расценкам, с которыми дилер предварительно знакомит заказчика.
Практикуется замена неисправных агрегатов и узлов (двигателей, КПП, топливной системы, электрооборудования, электронных систем и др.) на исправные, что значительно сокращает простои машин в ремонте. Снятые с машины неисправные агрегаты и узлы ремонтируются на предприятии фирмы-изготовителя.
31
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Достаточно широкое распространение получила замена подлежащего капитальному ремонту оборудования и машин, новыми. Фермер сдает дилеру бывшую в эксплуатации машину и получает взамен новую, доплачивая разницу в цене. В сельской местности дилеры создают пункты по сбору изношенной техники. На таких пунктах по желанию фермеров с машин снимаются нужные им детали и узлы.
Крупные фирмы имеют специализированные заводы или цеха по ремонту двигателей и других агрегатов и узлов машин, обеспечивают высокое его качество, благодаря применению современных методов восстановления деталей, специализированного высокопроизводительного и точного оборудования.
Агрегаты капитально ремонтируют на крупных заводах с большой программой. Агрегаты поступают из всех зон деятельности фирмы, в том числе из других стран. Например, английская фирма «Перкинс» скупает бывшие в употреблении двигатели своего производства по всему миру. Она их восстанавливает и вновь продает. Отремонтированные моторы имеют высокую надежность и гарантия на них такая же, как и на новые. Тем не менее, фирма продает их по цене всего лишь от 40 до 60 процентов цены новых двигателей.
Фирмы «Катерпиллер» за год ремонтируют 20 тыс. двигателей восьми моделей мощностью 150-180 л.с. Подержанные двигатели завод покупает по цене, составляющей 13%, а отремонтированные продает по цене на 40% ниже цены нового двигателя. Г арантия на отремонтированный двигатель один год (для новых двигателей - два года).
Большое внимание уделяется организации и технологии восстановления деталей. Внедряются ресурсосберегающие технологии с использованием соответствующего оборудования, в частности высокоточных станков с программным управлением. Процессы восстановления и контроля качества автоматизируются, употребляются высококачественные материалы для нанесения покрытий на изношенные поверхности деталей.
Восстановленные детали, агрегаты и узлы используют при ремонте машин, как дилеры, так и фермеры. Это объясняется тем, что детали, отремонтированные по современным технологиям, имеют почти такой же ресурс, что и новые. А, значит, сохраняется высокий уровень безотказности машины в целом. При этом цена восстановленных составных частей существенно ниже.
5. Обеспечение равномерной загрузки фирменных ремонтных пунктов в течение года. Так, дилеры компаний «Джон Дир», «Масей Фергюссон» и другие ввели специальные зимние программы технического обслуживания и ремонта техники. Программа предусматривает скидку до 15% и продление гарантий до одного года на запасные части, купленные зимой, бесплатную доставку техники в ремонтные мастерские в радиусе 40 км, если стоимость ремонта превышает 500 долл. За небольшую доплату техника ставится на внеочередное зимнее обслуживание.
Такова организация ремонтно-технического агросервиса в странах с развитым сельским хозяйством и сельскохозяйственным машиностроением.
Проводя параллели с исторически сложившейся в России системой технического агросервиса и учитывая возможности ее развития, есть основания считать, что дилерами у нас могут быть ремонтно-технические предприятия и специализированные заводы по ремонту сельскохозяйственной техники. Эту же роль могут выполнять предприятия агроснаба и машинно-технологические станции, которые имеют необходимое оборудование для сложных ремонтов машин и агрегатов, восстановления изношенных деталей. Есть определенные перспективы организации дилерской службы на основе кооперации сельских товаропроизводителей, предприятий технического сервиса, других заинтересованных организаций.
Анализ сложившейся в развитых странах системы ремонтно-технического агросервиса подводит к выводу, что эта система, отличающаяся высоким организационным и технологическим уровнем, является материальной основой организационной структуры эффективно работающего вторичного рынка сельскохозяйственной техники. Рассмотрим, как организован и функционирует этот рынок в западных странах, где он давно сложился, получил масштабное развитие и функционирует в устойчивом режиме.
В странах с развитой рыночной экономикой фактическая емкость вторичного рынка, измеряемая числом реализованных сделок купли-продажи подержанных и восстановленных машин, в 1,5-3 раза и более превышает фактическую емкость первичного рынка. Например, в США, продается ежегодно около 100 тыс. новых и 150-200 тыс. подержанных тракторов, а в Германии соответственно 23-25 и 65-75. Вторичный рынок в странах с развитым сельским хозяйством динамично развивается. Так, в Германии в 2000 г. бывшей в эксплуатации сельскохозяйственной техники было продано на сумму 14 млрд. евро, а уже в 2002 г. почти на 18 млрд. Только за два года прирост составил 30%. Аналогичная картина наблюдается в других странах Западной Европы, в США.
Быстрое развитие вторичного рынка сельскохозяйственной техники в экономически развитых странах обусловлено несколькими основными причинами.
Первая заключается в том, что тракторы, комбайны, другие сложные машины, даже эксплуатирующиеся далеко за пределами нормативного срока амортизации (в основном порядка 10-12 лет), обладают высокой работоспособностью и большим ее остаточным ресурсом. В США, Канаде, Франции, ФРГ тракторы, комбайны, другие сложные машины работают по 20 и более лет. В США тракторы, которые проработали более 20 лет, составляют в общем числе порядка 25-30%, во Франции - 15-20%. В Италии более 15 лет отработало 35% тракторов.
Такие продолжительные сроки службы машин обусловлены их небольшой годовой загрузкой, что в свою очередь определено высоким уровнем технической оснащенности сельскохозяйственного производства (число машин в расчете на 1000 га обрабатываемой площади). Не менее важную роль в том, что приемлемая работоспособность машин сохраняется так долго, принадлежит хорошо организованному их ремонтно-техническому обслуживанию, его высокому качеству и высокой культуре эксплуатации машинно-тракторного парка.
32
№ 2(19), 2009 г.
Вторая причина развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники состоит в том, что под влиянием жесткой конкуренции фирмы сельскохозяйственного машиностроения постоянно модернизируют стоящие на производстве машины, разрабатывают конструкции и ставят на производство машины нового поколения, более производительные, с лучшими технико-эксплуатационными, эргономическими и экологическими характеристиками. Такая техника, несмотря на то, что она дороже, пользуется спросом у экономически состоятельных фермеров.
Такие фермеры после того, как машина отработала пять-семь лет, а то и меньше, выставляют ее на продажу на вторичном рынке. В США и странах Западной Европы машина в течение срока службы переходит от богатых фермеров к средним по своему достатку, а от них - к экономически слабым. До окончательного снятия с эксплуатации тракторы, комбайны, автомобили перепродаются два-три раза.
Чтобы за пять-семь лет или за более короткий срок накопить средства на покупку новой машины, состоятельные фермеры начисляют амортизацию ранее приобретенной машины ускоренными методами. Они идут на это, несмотря на то, что несколько возрастают издержки эксплуатации машинно-тракторного парка, себестоимость механизированных работ и конечной сельскохозяйственной продукции, несмотря на определенный риск сокращения в связи с этим дохода от ее реализации.
Второй фактор - неизбежное увеличение издержек эксплуатации машины, себестоимости механизированных работ и конечной сельскохозяйственной продукции, если амортизация будет начисляться ускоренными методами. Как результат - сокращение прибыли от реализации, произведенной с помощью машины конечной продукции.
Третья причина приобретения многими фермерам бывшей в употреблении техники - это невысокая ее цена по сравнению с ценой новой техники. Цены подержанных машин в большинстве случаев находятся в пределах от 30% до 60% цены новых. Например, тракторы, отработавшие от трех до пяти лет и с наработкой до 3000 мото-часов, продаются по ценам более чем в два раза ниже цен новых.
Четвертая причина широкого развития и популярности в западных странах вторичного рынка сельскохозяйственных машин состоит в хорошо налаженном ремонтно-техническом обслуживании машинно-тракторного парка и в льготных условиях покупки подержанной и восстановленной техники.
На вторичном рынке стран с высокоразвитым сельскохозяйственным производством наибольшим спросом пользуются машины, отслужившие 3-5 лет и имеющие небольшую наработку (тракторы - не более 3000 мото-часов, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны - не более 1000 мото-часов), цена которых составляет 30-60% стоимости новых машин. Неплохо реализуются тракторы и комбайны со сроком службы 6-8 лет, но с годовой наработкой соответственно не более 600 и 200 мото-часов. Как видно, западные фермеры при покупке подержанной машины принимают в расчет не только ее «возраст», но и интенсивность использования прежним владельцем.
В западных странах продаются не только подержанные и восстановленные машины, но и их агрегаты, узлы, детали. Цены на подержанные и восстановленные детали составляют в большинстве случаев 25-50% цен на аналогичные новые. Но на некоторые виды деталей цены ниже или выше этого уровня, однако, не превышают 60%. Чем сложнее деталь и выше ее послеремонтный ресурс, тем выше цена.
Заслуживает внимания система товародвижения на вторичном рынке техники в странах с развитым сельским хозяйством, так как она с теми или иными корректировками может быть использована в нашей стране.
Практикуется непосредственная продажа подержанной машины одним фермером другому. Но чаще всего бывшая в употреблении техника реализуется через посредников. В основном роль посредников выполняют дилеры фирм-производителей сельскохозяйственных машин. В качестве посредников выступают также независимые дилеры и торгово-снабженческие кооперативы фермеров.
Дилеры кроме торговли новыми машинами с сопутствующим послепродажным техническим сервисом, скупают и реализуют подержанные и восстановленные машины. Если же при осмотре окажется, что ремонтировать подержанную машину с целью ее перепродажи экономически невыгодно, то она может быть приобретена дилером как источник запасных частей, которые используются самим дилером при ремонте других машин или продаются.
Используются различные способы продажи сельскохозяйственной техники. Широкое распространение получила продажа в рассрочку (в кредит), при которой стоимость машины увеличивается на сумму платы за рассрочку, но которая выполняется частями в течение определенного времени. Практикуется также продажа в зачет, когда продавцу новой машины покупатель передает подержанную машину по согласованной цене и доплачивает разницу.
В США достаточно широко практикуется сдача подержанных машин в аренду, в том числе в форме лизинга. В европейских странах, включая и страны Восточной Европы, аренда подержанной техники тоже начинает развиваться. Машины в аренду берут в основном фермеры, для которых из-за ограниченных финансовых возможностей затруднительно приобрести машину в собственность.
За рубежом наблюдается тенденция к интеграции организаций и предприятий, которые занимаются скупкой и продажей подержанной техники. Главные цели интеграции - активизация продаж, повышение конкурентоспособности, защиты собственных интересов участников этого бизнеса. Например, в Германии создано Объединение немецких торговцев подержанными машинами - специализированная группа в составе Объединения немецкой оптовой торговли машинами и инструментами (FDM), в ее составе 76 членов.
Известно, что активизации сбыта техники, в том числе сельскохозяйственной, способствуют биржи, ярмарки, выставки-продажи. Однако ярмарки подержанных машин и оборудования, особенно международные, пока редкость. В лучшем случае техника «Second Hand» на таких ярмарках занимает второстепенное место. Исключением является
33
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Германия, где создана самая большая в мире международная биржа подержанных машин и оборудования «Resale» (число участников более 500, число выставленных на продажу машин около 100 тыс. единиц). Биржа действует с 1995 года.
Определенным тормозом развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники на Западе являлось то, что ее продавцам и покупателям было довольно трудно получить необходимую информацию. Однако с развитием Интернета положение изменилось. Интернет стал во многих странах основным посредником продавцов и покупателей подержанной и восстановленной сельскохозяйственной техники. Причем появилась возможность свести продавцов и покупателей одной и нескольких стран вместе. Тем самым существенно расширяются границы вторичного рынка техники. В перспективе просматривается возможность организации глобального рынка.
В Интернете созданы биржи подержанных машин. В Германии этим бизнесом занимается Федеральное объединение немецкой экспортной торговли (BDEx), в состав которого входят 46 фирм, а также Объединение немецких торговцев подержанными машинами, о котором было сказано выше. На транснациональном уровне в Европе такой бизнес через Интернет осуществляет объединение ЕАМТМ, в которое входят 350 членов.
В других странах в Интернете создаются многочисленные банки данных о подержанных машинах. Самой крупной биржей Интернета считается «Supрlus Record Machinery and Equipment Directory».
Распространяется информация о подержанной технике и печатными изданиями. Так, в Германии есть много специализированных журналов, которые регулярно поднимают тему подержанной техники или публикуют объявления о продаже и покупке бывших в употреблении машин.
Нет сомнений, что Интернет, а на региональном уровне и другие электронные технологии хранения и передачи информации, должны быть положены в основу организации информационного, а также консультационного обслуживания участников отечественного вторичного рынка сельскохозяйственной техники.
В заключение выделим основные требования, которые выдвигают покупатели подержанных машин в развитых зарубежных странах и которые должны быть учтены при организации отечественного вторичного рынка сельскохозяйственной техники:
эффект от использования бывшей в эксплуатации машины должен не только компенсировать затраты на покупку, но и принести прибыль, которая в расчете на год будет выше процента на банковский вклад в размере цены машины или по крайней мере будет ему равна;
машина должна иметь приемлемый ресурс работоспособности;
машина должна пройти полную объемную предпродажную подготовку;
при необходимости продавцом должна быть дополнительно выполнена регулировка и наладка машины непосредственно в хозяйстве;
при поломке машина должна быть быстро отремонтирована;
не должно быть проблем с приобретением запасных частей для ее ремонта собственными силами;
стоимость запасных частей, ремонтно-технических услуг должна быть приемлемой;
у покупателя должна быть возможность выбрать наиболее выгодную для себя форму приобретения машины, запасных частей, ремонтно-технических услуг: оплата полной стоимости при покупке, в кредит (денежный или товарный), в обмен на другую машину с зачетом ее стоимости, натуральный обмен (бартер), финансовый лизинг и др.;
покупатель должен иметь возможность получить квалифицированную консультацию по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машины. 1 2 3 4 5 6 7
1. Кормаков Л.Ф., Михалев А.А. и др. Вторичный рынок сельскохозяйственной техники. Проблемы и решения. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. -148 с.
2. Кочанов М.А. Экономические отношения в системе производственного обслуживания сельского хозяйства. -М.: ВНИЭТУСХ, 1998. -226 с.
3. Кузнецов А.С. Рынок подержанных тракторов в Германии // Техника и оборудование для села. -Май. -1999. -С. 35.
4. Митракова В.Д. Дилерская система агротехсервиса за рубежом // Техника и оборудование для села. -Август. -1999.- С. 20. -Сентябрь. -1999. -С. 19.
5. Михалев В.А. Организация рынка материально-технических ресурсов в региональном АПК. -М.: ГНУ Информагротех, 2000. -124 с.
6. Чудин Е.И. Рынок зерноуборочных комбайнов в Западной Европе // Техника и оборудование для села. -Апрель. -1998. - С. 17.
7. Яккока Л. Карьера менеджера: пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. 384 с.
34