РАЗВИТИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК РЕГИОНА
В.А. Верзилин
На нынешнем этапе для повышения инвестиционной привлекательности АПК крайне важным представляется совершенствование технико-технологического фактора инвестиционной привлекательности АПК региона. В работе разработаны практические рекомендации и определены перспективные направления, способствующие развитию технико-технологического фактора инвестиционной привлекательности и повышению эффективности аграрного производства.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, технико-технологический фактор инвестиционной привлекательности, повышение инвестиционной привлекательности, повышению эффективности аграрного производства.
На современном этапе наиболее прогрессивными направлениями в создании совершенной системы машин являются: усиление мощности двигателей и работа техники на повышенных скоростях, широкая унификация узлов и деталей, повышение качества автомашин, расширение производства разных подвидов и модификаций автомобильного транспорта и др. Использование достижений НТП в производстве конкурентоспособной автомобильной техники - залог ее эффективной эксплуатации в различных отраслях народного хозяйства, и особенно в аграрной сфере [1].
Технический прогресс в сельском хозяйстве за последние годы все больше приводит к объединению транспортных средств и других сельскохозяйственных машин в едином производственном процессе. Чем выше уровень развития производства, тем больше возможностей для разработки и внедрения совершенных машин и орудий труда, а следовательно, и для повышения эффективности сельскохозяйственного производства [1].
Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо обновление состава производственных средств. Современное состояние сельскохозяйственного и тракторного машиностроения не позволяет поддерживать ресурсы для села на необходимом уровне и качественно совершенствовать их. Поэтому вопросы наличия новых видов сельскохозяйственной техники в АПК приобретают все большую значимость. Важность технического перевооружения АПК подчеркивает тот факт, что транспортное обеспечение играет все боль-
шую роль в конкурентной борьбе за рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, т. к. расходы на ее доставку к местам реализации составляют существенную долю. Использование техники нового поколения позволяет повысить производительность сельскохозяйственного труда и осваивать современные ресурсосберегающие технологии, адаптированные к местным природно-климатическим условиям.
Необходимо постоянно следить за новыми тенденциями и учитывать их в своей работе. Так, например, в Германии на международной выставке «Agrartechnik» не только демонстрируются новинки сельскохозяйственной техники, но и предлагаются новые пути организации технического сервиса, продажи грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин. Фирмы, ориентированные на перспективу, имеют возможность повысить свои шансы за счет реорганизации предприятий, которую нужно осуществить как можно быстрее.
Для надежного проведения модернизации следует постоянно осуществлять контроль за номенклатурой и качеством услуг и изделий, выпускаемых предприятием, чтобы лучше соответствовать требованиям конкуренции. И, наконец, необходимо учитывать проблемы, возникающие перед целевыми группами. Очень важно также довести до сведения своих особо важных клиентов, что услуги и изделия, предоставляемые предприятиям, принесут им ощутимую пользу, т. е. работа предприятий должна идти под девизом «делай хорошо и говори об этом».
На этом этапе приобретенные знания нужно преобразовать в стратегическое пла-
нирование, которое должно привести к эффективной структуризации всех маркетинговых мероприятий, хорошо продуманному годовому бюджету и обоснованному среднесрочному планированию [1].
Одним из направлений технического переоснащения сельского хозяйства может быть опыт организации рынка подержанной техники.
На рынке подержанной техники в последние годы отмечается оживление: ферме -ры охотно покупают подержанные машины вместо новых. Инвестиции в подержанную технику поддерживаются относительно благоприятными для фермеров ценами на свинину и молоко. Рынок же новых машин сокращается. Отчасти это объясняется относительно «молодым» парком сельскохозяйственных машин, что дает возможность повременить с покупкой новых машин примерно в течение двух лет. По мнению специалистов, в Германии, например, в настоящее время торговать только новыми машинами (без торговли подержанной техникой) экономически невыгодно. Поэтому почти все торговые фирмы возвращаются к продаже подержанных грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Выбор широкий. Иногда предлагаются 3-5 машин, хотя достаточно иметь 2-3 машины; фирмы не стремятся сокращать продажу подержанных машин, т. е. продавать вместо нескольких подержанных машин одну новую.
В отличие от рынка легковых автомобилей рынок подержанных грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники не имеет избыточного предложения. Предложение подержанных машин относительно «молодого» возраста небольшое, особенно базовых машин. Дилеры и торговые фирмы среднесрочные перспективы развития этого рынка связывают с Восточной Европой. Восточноевропейские страны находятся в сложном положении. Они целенаправленно приобретают в Германии подержанные сельскохозяйственные машины, т. к. здесь чаще меняют машины и орудия, чем в большинстве других стран.
Наибольшим спросом пользуются зерноуборочные комбайны и полевые измельчители, а также некоторые модели тракторов, например, «Fendt» или «John Deere». Комбайны покупаются не с 4-5-клавишным соломотря-
сом, а с 6-клавишным. Поэтому для удовлетворения спроса торговые фирмы целенаправленно покупают у фермеров именно такую технику.
Относительно трудно определить перспективы рынка подержанных почвообрабатывающих, кормоуборочных машин, техники для кормопроизводства и раздачи кормов. В связи с широким распространением кормосмесительной техники резко снизился спрос на подержанные машины для выгрузки силоса и мобильные кормораздатчики.
В последнее время информация о рынке подержанных автомобилей и другой техники в больших объемах помещается в Шете! По мнению специалистов, Intemet дает шансы на продажу, но и создает риски. С одной стороны, он делает рынок прозрачным, а с другой, - по многим оценкам, указывает слишком низкие цены. Положительным фактором является вовлечение совершенно новых рынков. Так, например, некоторые германские фирмы получили интересные предложения от российских покупателей из Сибири.
В целом торговля через Internet не получила такого развития, которого от нее ожидали, поскольку невозможно приобрести машину за несколько десятков тысяч марок, не увидев ее на месте (Internet не может предоставить такой возможности). Большинство контактов с клиентами устанавливается посредством объявлений в специализированных журналах или прямых контактов с клиентами, которые приезжают на фирмы.
Около 50 % подержанных машин продают частные торговцы, остальные 50 % продают международные торговые фирмы и компании, которые при продаже техники отдельным частным клиентам могут предложить широкий выбор машин, например, до 30 моделей различных граблей-ворошилок. Специалисты должны следить за рынком и быстро реагировать на покупки и продажи. Сделки осуществляются весьма стремительно.
Продавцы-посредники охотнее покупают у фермеров грузовые автомобили, машины и орудия, которые можно скоро продавать. При экспорте техники в восточноевропейские страны и СНГ предпочтение отдается тем фирмам-изготовителям, представительства которых там уже имеются, т. е. существуют сеть агросервиса и передовые технологии. Это, например, изделия фирмы «С1аа8».
Положение с тракторами несколько иное. В восточноевропейских странах и СНГ имеется большой парк тракторов «Беларусь» и «Ursus».
Перспективным рынком для подержанной техники является и Западная Европа (например, Италия, Испания и Нидерланды). Здесь есть спрос на все марки машин ведущих мировых компаний, например, на машины фирм «Claas», «Case», «John Deere», «New Holland».
Торговля подержанными и новыми машинами тесно связана друг с другом. Если фермер имеет много подержанной техники, то он не может купить новую машину.
Рынки постоянно изменяются, цены «ведут себя» аналогично. Так, тракторы мощностью 70/80 л. с. уже не подходят по мощности в качестве тракторов для ухода за растениями или для работы с фронтальным погрузчиком. Поэтому пользуются спросом тракторы мощностью 100 л. с. Часто продавцам приходится принимать в счет оплаты маломощные тракторы, что «давит» на цены.
Имеются случаи, когда торговцы не берут подержанные машины в счет оплаты, поскольку рынка для их продажи нет. В этом случае торговцы предлагают покупателям выгодные цены на новые машины.
Имеются машины, которые покупаются торговцами охотно. Если эти машины не старше 4-5 лет и пользуются спросом на рынке, то за них дают хорошую цену. В таких секторах рынок подержанных машин является стабильным. В тех случаях, когда возраст машины большой, дело идет труднее.
Зарубежная практика свидетельствует, что необходимым условием создания цивилизованного, работающего в интересах как продавцов, так и покупателей отечественного рынка подержанной сельскохозяйственной техники является наличие хорошо организованной системы ее предпродажного и послепродажного технического сервиса. Покупатель должен быть уверен, что предлагаемая к продаже подержанная машина отвечает следующим требованиям:
- эффект от использования машины не только компенсирует затраты на покупку, но и принесет прибыль, которая в расчете на год будет выше процента на банковский вклад в размере цены машины;
- машина имеет приемлемый для него ресурс работоспособности;
- машина прошла должную предпродажную подготовку;
- при необходимости будет дополнительно выполнена ее регулировка и наладка непосредственно в хозяйстве;
- при поломке машина будет быстро отремонтирована;
- не будет проблем с приобретением запасных частей для ее ремонта собственными силами;
- стоимость запасных частей, ремонтно-технических услуг будет приемлемой;
- можно будет выбрать наиболее выгодную для себя форму покупки машины, запасных частей, ремонтно-технических услуг: оплата полной стоимости при покупке в кредит (денежная или товарная), в обмен на другую машину с зачетом ее стоимости, натуральный обмен (бартер), финансовый лизинг и др.;
- можно будет получить квалифицированную консультацию по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машины.
Становление в региональном АПК рынков новой и подержанной техники, услуг по ее восстановлению должно происходить одновременно, в синхронном режиме. Тогда в региональном АПК будет создана единая и сбалансированная система скупки, восстановления, реализации и послепродажного ремонтно-технического обслуживания сельскохозяйственных машин. Это позволит прекратить сокращение численности машиннотракторного парка, в относительно короткие сроки довести ее до технологической потребности. Увеличится процент работоспособных, технически исправных машин.
Важным направлением совершенствования транспортного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышения инвестиционной привлекательности является развитие маркетинга техники и услуг.
Новая, соответствующая рыночным отношениям система маркетинга техники и услуг в АПК пока не сформировалась, однако ее элементы уже появляются. Их содержание, характер, жизнеспособность, взаимоотношения и тенденции развития позволяют прогнозировать образ будущей системы [1].
В настоящее время необходимо более активно способствовать организации сети
дилерских пунктов для обеспечения сервиса, как это было в стране раньше или как это имеет место в зарубежных странах. Это позволит приблизить продукцию заводов к сельскохозяйственным товаропроизводителям, усилить маркетинговую службу предприятия. Дилер войдет в систему информационно-консультативного обеспечения участников инженерно-технической сферы, материально-технических оптовых рынков, станет непосредственным организатором обучения механизаторских и инженерных кадров по новой технике.
Сейчас заводы по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, автомобилей, минеральных удобрений и средств защиты растений испытывают большие трудности со сбытом своей продукции. Главная причина этого - неплатежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по их производственному обслуживанию. Когда же эта причина будет устранена, сбыт продукции предприятий по производству средств производства для АПК будет во многом определяться ее качеством и техническим уровнем, а также тем, насколько хорошо будет налажено использование, обслуживание и ремонт техники, оказание других видов производственных услуг.
Опыт западных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что эта проблема наиболее эффективно может быть решена на основе более глубокой интеграции, развития и укрепления производственных связей агросервисных предприятий с заводами, производящими ресурсы для села. Заводы могли бы взять на себя разработку и внедрение современных ресурсо- и энергосберегающих технологий на агросервисных предприятиях, превращение их в фирменные узкоспециализированные или комплексные, широкопрофильные технические центры по типу западных дилерских формирований.
Выбор организационно-правовых форм интеграции заводов и обслуживающих предприятий зависит от возможностей и желания участников. Это могут быть, например, объединения в виде акционерных обществ, товариществ или кооперативов. Не исключено, что тот или иной завод в одиночку или совместно с другими заводами выкупит агро-
сервисные предприятия, выставленные на аукцион, превратив их в свои филиалы.
На наш взгляд, для эффективного использования потенциала имеющихся специализированных машиностроительных предприятий и учета зональных особенностей сельскохозяйственного производства необходимо сформировать систему отечественных машиностроительных заводов, включающую федеральные предприятия и региональные центры. На предприятиях федерального уровня следует сохранить производство тракторов, сложной уборочной техники, сельскохозяйственных автомобилей и других машин межзонального использования, а на предприятиях регионального машиностроения - обеспечить производство техники, применяемой в отдельных регионах.
Для поддержания машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций и специализированных автотранспортных предприятий в рабочем состоянии следует расширить восстановление изношенных деталей и изготовление новых. Практикой установлено, что восстановленные по разработанным новейшим технологиям детали по долговечности в работе не уступают новым.
Повышение эффективности использования автотранспорта и других технических средств можно достичь путем концентрации техники в руках организаций, имеющих высококвалифицированные механизаторские кадры, сервисную службу, способных применять прогрессивные энергосберегающие технологии.
Мировой опыт дает основание полагать, что после того, как большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей экономически окрепнет, они тоже будут создавать подобные формирования на основе кооперации. Это будет способствовать демонополизации сферы производственного агросервиса, созданию конкурентной среды. Но уже сейчас есть возможность увеличить число однопрофильных сервисных формирований в районном АПК, а следовательно, создать предпосылки для разрушения монопольных структур и развития конкуренции производителей услуг.
В табл. 1 показаны различные пути получения автомобилей в пользование. Несмотря на выявленные достоинства и недостатки, все они имеют право на существование.
Таблица 1
Сравнение различных путей получения автомобилей в пользование
Предприятие Цель Владелец техники Гарантия получения техники Обязательства участников Стоимость
Частное предприятие Получение прибыли Предпринима- тель Невысокая Никаких Обычно высокая
Автопарк сельхозпредприятия Предоставление услуг своим подразделениям Участники (совладельцы) Высокая Высокие Низкая
Кооператив по использованию автомобилей Предоставление услуг членам кооператива Кооператив Высокая Высокие Низкая
МТС (в форме акционерного общества) Получение прибыли Акционерное общество Средняя Средние Обычно высокая
По нашему мнению, также необходимо поддерживать и развивать частное предпринимательство в сфере транспортного обслуживания, прежде всего, по следующим причинам. Во-первых, нет особой опасности, что водители-предприниматели или мелкие кооперативы перестанут обслуживать сельскохозяйственных товаропроизводителей. В
районных центрах имеется достаточно много автотранспортных формирований, которыми уже занят рынок наиболее выгодных транспортных услуг (перевозки для несельскохозяйственных предприятий по хорошим дорогам и на дальние расстояния). Во-вторых, относительно невысокая стоимость автомобилей, особенно подержанных, позволяет приобретать их в собственность или в аренду без особых финансовых затруднений. В-третьих, частная собственность на автомобили - это экономический базис свободной кооперации сельских водителей. Без кооперации, с целью создания централизованных маркетинговой, бухгалтерской, ремонтнотехнической и других служб с наемным персоналом, водителям в перспективе будет трудно завоевать стабильное положение на рынке транспортных услуг.
Важной проблемой остается сохранение накопленного производственного потенциала и трудовых ресурсов агросервисных предприятий. Для ее решения в тех районах, где разукрупнение агросервисных предприятий не целесообразно, необходимо проводить диверсификацию их деятельности, находить новые сферы приложения труда. И условия для этого есть в большинстве районов. Ведь агросервисные предприятия, в первую очередь мелиоративные, транспортные, агрохимические, оснащены техникой, хорошо приспособленной для выполнения многих видов работ, потребность в которых возникает в
связи с курсом на рекультивацию заброшенных земель, дорожное строительство, на возрождение старых и строительство новых малых деревень для расселения мигрантов и увольняемых в запас кадровых военнослужащих. Участие в подобных работах позволит решить или значительно ослабить проблемы сохранения основного профиля, кадров, производственной базы агросервисных предприятий [1].
На развитие сельского хозяйства особое влияние оказывает научно-технический прогресс, нашедший свое отражение в технике, технологии, организации труда и производства. Именно технология выступает чаще всего предвестником проникновения науки в средства производства. Основой научнотехнического прогресса выступают фундаментальные научные исследования в различных отраслях народного хозяйства.
Анализ научно-исследовательских работ, выполненных в 2000-2004 гг. учреждениями Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - РАСХН), осуществляющими деятельность по научному обеспечению агропромышленного производства, свидетельствует о недостаточно эффективном использовании имеющегося научного потенциала. При увеличении объема финансирования выполняемых научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (далее -НИОКР) в 2004 г. более чем в 4,5 раза по сравнению с 2000 г. адекватного повышения результативности научной деятельности не произошло, результаты научной деятельности говорят об экстенсивном развитии научных учреждений РАСХН [2].
Несмотря на зональный характер специфики научных учреждений, планирование и выполнение НИОКР по Программе фундаментальных и приоритетных прикладных
исследований по научному обеспечению агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2001-2005 гг. зачастую осуществляются без координации органами государственного управления АПК субъектов Российской Федерации, отчетность о результатах выполненных НИОКР с соответствующими научно обоснованными рекомендациями не предоставляется. Это не обеспечивает эффективность расходования средств федерального бюджета, выделяемых на НИОКР, а также приводит к низкой степени внедрения научных результатов в сельскохозяйственное производство [2].
В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» с целью повышения конкурентоспособности, качества и безопасности продукции, работ и услуг в АПК в условиях вступления России в ВТО, повышения качества жизни, защиты здоровья населения, охраны окружающей среды, устранения технических барьеров в торговле предусмотрено решение следующих задач:
- разработка технических регламентов и стандартов,
- формирование программы разработки в 2008-2012 гг. комплекса национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами;
- пересмотр отраслевых стандартов на методы определения функциональных показателей, безопасности, надежности и качества изготовления сельскохозяйственной техники в соответствии с требованиями закона 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- нормативно-правовое обеспечение контроля и надзора за качеством поставляемой в АПК техники по параметрам технической и экологической безопасности.
Участниками комплекса мер являются научно-исследовательские институты системы РАСХН и Минсельхоза России. Также данной программой предусмотрен комплекс мер по развитию приоритетных научных исследований с целью эффективного научнотехнического обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса, включающее:
- переход отраслей АПК на качественно новые технологические уровни;
- создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок в интересах агропромышленного комплекса;
- повышение эффективности прикладных исследований и усиление вклада достижений сельскохозяйственной науки в повышение качества жизни.
Механизм реализации программных мероприятий включает проведение открытых конкурсов по размещению государственного заказа на выполнение научно-исследовательских работ в сфере агропромышленного комплекса в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Формирование тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах отрасли осуществляется в соответствии с приказом Минсельхоза России от 22 февраля 2007 г. № 127 «О формировании тематики НИОКР и методических разработок, приемке работ и разработок в Минсельхозе России».
Тематика формируется на основании предложений департаментов Министерства, рассмотренных на профильных секциях Научно-технического совета (НТС) Минсельхо-за России. Проект перечня конкурсной тематики рассматривается на заседании коллегии НТС и утверждается Президиумом НТС [3].
С целью привлечения инвестиций в АПК региона необходимо развивать информационную бизнес-среду. Информация в инвестиционной деятельности имеет большое значение как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
Федеральный центр должен содействовать большей информационной открытости регионов, способствовать доведению информации из регионов до потенциальных инвесторов, обеспечить создание единого банка инвестиционных проектов, сформированного с учетом требований международных финансовых организаций для проработки вопросов проектного финансирования с потенциальными инвесторами [4].
В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012
годы» с целью формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития инфраструктуры этого рынка, предусмотрен комплекс мер по созданию Единой системы информационного обеспечения АПК.
Задачи данного направления включают:
- формирование государственных информационных ресурсов в сфере АПК и обеспечение доступа к ним органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК и населения;
- обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении субъектам АПК электронных государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;
- обеспечение предоставления электронных государственных услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности.
Участниками комплекса мер являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления, негосударственные организации, организации Россель-хозакадемии, ее отраслевые отделения и региональные центры, подведомственные организации Минсельхоза России, РАН, высшие учебные заведения сельскохозяйственного профиля, ЦНСХБ и другие заинтересованные организации [3].
Необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в области инвестиционных возможностях, экономических и нормативных условиях инвестиционной деятельности в регионе, об инвестиционных проектах и предложениях, а также формировать инвестиционный спрос и раскрывать емкость экономики. В целях создания доступной информационной бизнес-среды необходимо выполнять следующие мероприятия:
- предоставлять информацию о регионе, о предприятиях АПК и производимой ими продукции в СМИ и в глобальной сети Intemet;
- разработать «Инвестиционный паспорт АПК области» в виде базы данных об инвестиционных площадях и инвестиционной конкурентоспособности региона;
- осуществление РЯ-компании для информационного обеспечения иностранных инвесторов о предложениях по инвестиционным проектам;
- участие в инвестиционных семинарах, тематических конференциях, форумах, совещаниях, в т. ч. с участием международных организаций делового сотрудничества;
- развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами иностранных государств;
- участие и проведение выставок-ярмарок и ярмарок инвестиций с привлечением российских и зарубежных предпринимателей, финансовых и банковских структур.
В 2008 г. администрацией Воронежской области планируется провести Международный инвестиционный форум, создать комплексную выставочную экспозицию области для участия в крупнейших российских и международных выставках и инвестиционных форумах.
В сети Intemet имеется сайт, информирующий о Программах экономического и социального развития области. Однако он не полностью раскрывает инвестиционный потенциал региона, поэтому в ближайшее время будет создан комплексный портал о Воронежской области.
Уровень развития инвестиционной привлекательности является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития области. Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему агропромышленного производства, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в АПК, обеспечения устойчивого развития отрасли. АПК Воронежской области является привлекательным для инвесторов с точки зрения удобного географического положения, существования бизнес-инфраструктуры, наличия свободных производственных площадей и земельных участков, оснащенных инженерными и транспортными коммуникациями.
1. Верзилин В.А. Использование транспорта в сельском хозяйстве: теория и практика: монография. Воронеж, 2003.
2. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации // Счетная палата Российской Федерации. 2006. № 2 (98).
3. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: государственная программа. (Проект).
4. Закшевский В.Г., Захарова Н.А. Инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного предприятия. Воронеж, 2004.
Поступила в редакцию 21.10.2008 г.
Verzilin V.A. Development of technical and technological factors of investment attractiveness of regional agrarian and industrial complex. The improvement of technical and technological factors is vital for increase of investment
attractiveness of a regional agrarian and industrial complex nowadays. The main tendencies and practical recommendations for development of technical and technological factors of investment attractiveness and increase of agricultural production efficiency are given.
Key words: investment attractiveness, technical and technological factor of investment attractiveness, increase of investment attractiveness, increase of agricultural production efficiency.
Literature
1. Verzilin V.A. Use of vehicle in agriculture: theory and practice: monograph. Voronezh, 2003.
2. Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation // Accounts Chamber of the Russian Federation. 2006. # 2 (98).
3. Development of Agriculture and regulations of the agricultural markets of commodities, primary goods and products for the period of 2008-20l2: State Program. (the Project).
4. Zakshevsky V.G., Zakharova N.A. Investment prospects of farm business. Voronezh, 2004.
ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ю.В. Наролина
В статье рассмотрена инвестиционная привлекательность АПК Воронежской области. Проанализированы рейтинги инвестиционной привлекательности региона. Определен ряд факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционную привлекательность АПК области.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, рейтинги инвестиционной привлекательности факторы инвестиционной привлекательности, повышение инвестиционной привлекательности.
Инвестиционная привлекательность зависит от степени инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона. Рассмотрим инвестиционный потенциал и его составляющие, а также инвестиционные риски областей Центрально-Черноземного района (табл. 1-3).
Как видно из таблиц 1-3 Воронежская область относится к регионам с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. Для повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора в Воронежской области ведется работа по привлечению инвестиций, при участии администрации области.
В настоящее время в области в интеграционные процессы вовлечено более 70 инвесторов, с участием которых на базе 170 сель-
скохозяйственных предприятий создано 110 интегрированных объединений.
По данным «Эксперт РА» Воронежская область занимала 25 место по уровню инвестиционного потенциала в 2005 г. В 2004 г. область была на 28 месте. Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал области оказывают ее инновационный, трудовой и инфраструктурные потенциалы (табл. 4).
В рамках таблицы 4 можно сделать вывод о том, что наиболее положительное воздействие на уровень инвестиционной привлекательности оказывает природно-ресурсный потенциал, ранг которого в 2005 г. составил 55, вторым по значимости является финансовый ранг со значением 32 и производственный потенциал со значением 31.