Вагиф НАСИБОВ
Кандидат технических наук, руководитель департамента реформ и экономических проблем электроэнергетики Азербайджанского научно-исследовательского и проектно-изыскательского института энергетики
при ОАО «Азерэнержи» (Баку, Азербайджан).
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВНУТРЕННЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (на примере Азербайджанской Республики)
Резюме
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в электроэнергетическом секторе страны, исследуются принципы и особенности формирования внутреннего энергетического рынка в Азербайджанской Рес-
публике, обосновывается необходимость реформирования энергической отрасли и создания в ней новых, соответствующих требованиям глобализирующегося мира, независимых субъектов рынка.
В в е д е н и е
После развала СССР в Азербайджане произошел резкий спад промышленного производства, в том числе в сфере выработки (и потребления) электрической энергии. По причине сложившегося социального положения в стране уровень оплаты за потребленную электроэнергию достиг критической отметки. Из-за недостаточности финансирования и отсутствия запасных частей и без того нуждающиеся в модернизации объекты, производящие электричество (особенно электростанции), продолжали быстрыми темпами терять свою мощность. В результате образовался определенный недостаток в ней, в связи с чем нарушился баланс между спросом и предложением на электрическую энергию. С целью выхода из создавшейся ситуации правительство внедряет несколько программ развития энергетического сектора. Для их успешной реализации необходимо создать эффективный внутренний энергетический рынок, используя при этом опыт передовых стран, в первую очередь государств Европейского союза.
Современная ситуация на энергетическом рынке страны
В 2007 году общая мощность энергосистемы АР составила 5 569 МВт, из которых 4 540 МВт приходилось на тепловые электрические станции (ТЭС), а 1 029 МВт — на гид-
роэлектростанции (ГЭС). На ТЭС используются два вида топлива — природный газ и мазут. По данным за 2007 год, из общего количества сжигаемого топлива 78,87% составляет природный газ, а 21,1% — мазут1. Это указывает на то, что по сравнению со многими другими странами мира в Азербайджане производится более чистая с экологической точки зрения электроэнергия.
Так как большая часть агрегатов морально и технически устарела, они не могут работать на полную мощность, особенно в часы пик. Это, в свою очередь, приводит к некоторым ограничениям в потреблении энергии; в частности, в зимний период удалось повысить мощность лишь до 4 100 МВт.
Тем не менее даже при наличии проблем, свойственных переходному периоду экономики, электроэнергетическая система продолжает развиваться ускоренными темпами. За последние несколько лет в Азербайджане, впервые среди бывших республик Советского Союза, введены в эксплуатацию современные парогазовые электрические станции общей мощностью около 1 000 МВт. Из них «Шимал» ГРЭС мощностью 400 МВт (работает с 2002 г.) и Сумгаитская ГРЭС мощностью 517 МВт, которая должна войти в строй в 2008 году. Чтобы за короткий срок решить проблему нехватки электрической энергии в пиковые часы и создать резервные мощности, сданы в эксплуатацию пять модульных (газопоршневых) электростанций общей мощностью 452 МВт, а также продолжается строительство новых.
Начиная с 2008 года предстоит сдать в эксплуатацию новые электростанции общей мощностью 2500 МВт, то есть около 50% мощности всей энергосистемы страны. Их строительство, стоимостью несколько млрд долл., осуществляется за счет государства. Кроме того, началось возведение тепловых электрических станций большой мощности (760 МВт в г. Али-Байрамлы и 712 МВт — в пос. Алят), разрабатываются планы строительства сети малых гидро- и ветряных электростанций. Реализуются соответствующие государственные программы как в вышеуказанной, так и в других сферах (альтернативные источники энергии, передающие и распределительные сети, автоматическая система управления, энергоснабжающие сети, строительно-монтажные и другие организации и т.д.).
Одно из актуальных направлений государственной политики в топливно-энергетической сфере — создание необходимых условий для строительства на основе частной собственности, в том числе привлечения иностранных инвестиций, так называемых «независимых электростанций» (НЭС), с использованием современных технологий. Это должно помочь отрасли успешно конкурировать с мировыми производителями электроэнергии и принести высокие дивиденды. Необходимость строительства НЭС и его правовые аспекты отражены в законе Азербайджанской Республики «Об электрических и тепловых станциях», который был принят в 2000 году. При возведении таких энергетических объектов проектирование, строительство, финансирование и управление полностью возлагаются на инвестора (как правило, иностранного). Государство-заказчик, выдавая лицензию на строительство НЭС, не несет ответственности за финансирование электростанции, но при этом создает для нее равные условия в использовании топлива и инфраструктуры страны2.
С вводом в эксплуатацию НЭС возникает реальная конкуренция, ликвидируется монополия в производстве электрической энергии, повышается надежность работы электрических станций, улучшаются и другие экономические показатели. В итоге укрепляется энергетическая безопасность страны.
Однако при возведении таких электростанций очень важно учитывать мировой опыт и мнение известных специалистов. Это связано с тем, что в долговых контрактах,
1 Cm.: Ottot OAO «A3ep3Hep^H>> 3a 2007 ro^.
2 Cm.: Stiglitz J.E. Making Globalization work. New York, 2007.
обеспечивающих погашение некоторой части суммы долга страны в долларах или в евро, кредитные проценты регулируются на рыночных условиях (особенно по краткосрочным долгам). Исходя из возможности изменения уровня кредитного процента и уровня инфляции, развивающаяся страна, которая берет в долг, очень рискует. Следует принять во внимание еще один негативный фактор: Международный валютный фонд и Всемирный банк поощряют подписание подобных контрактов, невзирая на то что в данном случае весь риск от изменения уровня электропотребления лежит на государстве-заказчике. По условиям контракта, заключенного на основе принципа «плати, если даже не берешь энергию», даже в тех случаях, когда электроэнергия не производится (не по вине станции) или нет спроса на нее, правительство государства-заказчика гарантирует возврат кредита. Поэтому при разработке договоров на строительство НЭС следует обратить особое внимание на меры по минимизации указанных рисков.
По данным Государственного комитета по статистике за 2007 год, Азербайджан занимает одно из последних мест по производству электрической энергии на душу населения среди 50 стран мира3. Исходя из этого и учитывая потенциал топливных ресурсов страны, для ликвидации дефицита электроэнергии и обеспечения ее экспорта представляется крайне актуальным строительство современных электростанций на основе частной и смешанных видов собственности.
Кроме вышеупомянутых в последнее время проведены и другие, достаточно эффективные мероприятия по ликвидации монополии в области распределения и снабжения электрической энергии. Так, частично изменена действующая в XX веке вертикальная монопольная система государственного управления, в регионах созданы экономически, организационно и юридически независимые электроснабжающие предприятия (электрические сети), например Бакинская, Сумгаитская, Шекинская электрические сети, а также остающиеся в составе Государственной энергетической компании ОАО «Азерэнержи» распределительные и снабжающие электрические сети других регионов.
Несомненно, ускоренное строительство современных электростанций, развитие высоковольтных электрических сетей, применение точных и надежных метрических систем, формирование отвечающей международным стандартам Национальной диспетчерской системы привели к значительному снижению дефицита и ликвидации дисбаланса между производимой и потребляемой электрической энергией, что наблюдалось на протяжении многих лет.
Наряду с ускоренным развитием технических производственных мощностей и увеличением других возможностей не менее важными являются снижение себестоимости (цены) электрической энергии, осуществление мер по повышению безопасности и надежности энергосистемы, устранению расточительства, существующего в энергоснабжении (потери электроэнергии, необорачиваемые резервные мощности и т.д.) и учет социального положения абонентов при сборе платы за потребленную электроэнергию. Для выполнения этих мероприятий необходимо сформировать внутренний энергетический рынок, иначе чисто техническое развитие отрасли без экономической реформы не принесет ожидаемых результатов.
Проведенные на данном этапе работы по созданию энергетического рынка можно считать лишь первыми шагами. Так, в законе Азербайджанской Республики «Об электроэнергетике» предусмотрены масштабные изменения структуры энергосистемы страны, главные из которых — обеспечение правовой, экономической независимости, выбор формы собственности основными энергообеспечивающими субъектами: производителями, передающими и распределительными сетями, предприятиями, снабжающими потребителей энергией и функционирующими в качестве независимых субъектов рынка.
3 Сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики [www.azstat.org] — Международное сравнение.
На схеме, приведенной ниже, нами составлена примерная структура нынешнего рыночного положения энергосистемы, указаны субъекты внутреннего энергетического рынка и упрощенные связи между ними. Сплошными линиями представлены существующие структурные элементы (электростанции, передающие и распределительные сети и др.) и их связи, пунктирными — необходимые для создания предприятия и их связи в условиях рынка.
Как видно из схемы, несмотря на то что уже работает несколько энергоснабжающих предприятий, до сих пор не приняты общие стандарты. Кроме того, не создан соответствующий регулирующий орган, который обеспечивал бы функционирование рыночных отношений внутри основных субъектов энергетического рынка и между ними (между производителями и передающими, между передающими и распределяющими, между распределяющими и энергоснабжающими предприятиями).
Прогресс экономики страны требует опережающего развития электроэнергетической отрасли для покрытия растущего спроса на электроэнергию. В этих целях необходимо, опираясь на международный опыт, обеспечить проведение реформ по созданию эффективного внутреннего энергетического рынка на основе специальной государственной программы. Эта программа (ее необходимо подготовить на основе учета специфики страны) должна определить направление реформ, модель формирования внутреннего энергетического рынка и принципы создания регулирующего органа, разработки соответствующих стандартов.
Создаваемая модель рынка электроэнергии должна включать в себя следующие принципы.
■ Соответствие новых законодательных актов, правил и инструкций энергетической деятельности принципам директив Европейского союза.
■ Построение энергетической деятельности на основе конкуренции.
■ Создание тарифной системы, отражающей затраты. Новые тарифы на энергию и ее мощность должны быть многоставочными и учитывать объективные затраты, позволяя регулировать деятельность групп производителей и потребителей.
■ Ликвидацию перекрестного субсидирования путем непосредственного адресного финансирования.
■ Доступ на рынок электрической энергии на основе лицензий, выданных регулирующим органом.
■ Регулирование рыночных отношений административно и финансово независимым регулирующим органом.
■ Определение роли государства по контролю и управлению.
■ Участники рынка берут на себя все риски, связанные с ним.
■ Приватизацию государственной энергетической собственности.
■ Обеспечение эффективной системы управления.
Реализация этих принципов неизбежно сталкивается с трудностями, требует адекватных политических решений, проведения масштабной реструктуризации существующих структур и создания новых подразделений, а также учета специфики страны и поддержки со стороны общественности.
В формировании внутреннего энергетического рынка и в регулировании его деятельности принимают участие: государство и правительство, регулирующий орган, операторы передающей системы, операторы распределительной системы, компании, производящие электрическую энергию, компании по снабжению электроэнергией и ее розничной продаже, сервисные фирмы, торговцы электрической энергией и оптовый рынок.
А З Е Р Э Н Е Р Ж И
Производители
^ НДЦ* — Национальный диспетчерский центр
►I РФРЦ*^ РФРЦ* — Рыночный финансовый расчетный центр
Передающая система и оператор
Распределительная система и оператор
Энергоснабжающие
предприятия
Потребители
с:._______________________
110—220—330—500 кВ 35—110 кВ
Р ы н о к о п т о в о й п р о д а ж и
0,4—35 кВ Рынок розничной продажи
о
2
В
СГ
п
У
О
т;
ю
о
о
00
Существующая структура рынка энергосистемы страны
00
оі
Особенности формирования внутреннего энергетического рынка
Переходить на свободный рынок электрической энергии (вне зависимости от страны или региона) необходимо на основе оправданной его модели. При этом очень важно определить роль и специализацию каждого участника (являются ли субъекты электрической энергии монопольными, конкурентными и т.д.).
Как и во всех сферах государственной экономической политики, в области электрической энергии при подготовке законодательных актов использовался опыт развитых государств, прежде всего стран Европейского союза и Турции.
В соответствии с решением, принятым Министерством промышленности и энергетики и ОАО «Азерэнержи», в Азербайджанском научно-исследовательском и проектно-изыскательском институте энергетики составлен первоначальный список правовых актов, правил и инструкций, обеспечивающих создание внутреннего энергетического рынка.
В настоящее время в Азербайджанской Республике действуют следующие законы, касающиеся сферы энергетики: «Об использовании энергоресурсов» (30 мая 1996 г.), «О недрах» (13 февраля 1998 г.), «Об электроэнергетике» (13 апреля 1998 г.), «О газоснабжении» (30 июня 1998 г.), «Об энергетике» (24 ноября 1998 г.), «Об электрических и тепловых станциях» (6 марта 2000 г.)4.
В этих документах зафиксировано множество вынужденных политических решений, обусловленных переходным периодом (например, предоставление единому оператору на долгое время монопольной распределительной системы, состоящей из 110 кВ линий электропередачи, а также конкурентных энергопроизводящих и энергообеспечивающих систем). Однако они охватывают лишь общие принципы рыночных отношений, относящиеся к альтернативных формам собственности, — антимонополии, конкуренции и к другим субъектам новой деятельности. Таким образом, весьма важным представляется принятие нового закона, обеспечивающего регулирование деятельности на энергетическом рынке. В нем, на наш взгляд, необходимо отразить не учтенные в нынешнем законодательстве факторы.
■ Виды деятельности юридических лиц на энергетическом рынке, осуществляющих производство, передачу и распределение, оптовую и розничную продажу электрической энергии, сервис розничной продажи, импорт-экспорт.
■ Виды, условия, принципы и общие требования к лицензиям, выданным для осуществления деятельности на энергетическом рынке.
■ Создание регулирующего органа и его аппарата управления, определение его статуса, прав и обязанностей, имущества и доходов, санкций и судебных процессов, рабочих процедур и др.
■ Новые тарифы (тарифы присоединения и использования сети, тарифы передачи электрической энергии, тарифы цены оптовой продажи, тарифы распределения электрической энергии, цены розничной торговли) подготавливаются соответствующим юридическим лицом на основе новых правил и представляются регулирующему органу до четвертого квартала текущего года для применения их в следующем году.
Кроме того, для приведения нормативно-правовой базы внутреннего энергетического рынка в соответствие с современными международными требованиями, на наш взгляд, необходимо принять ряд законов Азербайджанской Республики: о регулировании коммунального хозяйства (проект готов); о рынках электрической энергии, природного
4 См.: Насибов, В.А., Ализаде А.А. Энергетическое законодательство и развитие электроэнергетики. Баку, 2002 (на азерб. яз.).
газа и нефтепродуктах. Следует подготовить положения (правила) о тарифах: об обслуживании потребителей электрической энергии; о потребителях, обладающих специальными полномочиями; о регулировании работы энергосистемы; о балансировании мощности энергосистемы и о расчете режимов; о распределении электрической энергии; о лицензировании; о надежности и качестве передающей системы; об импорте и экспорте электрической энергии; об аудите и исследованиях — а также соответствующие инструкции.
При разработке правил регулирования деятельности энергосистемы на внутреннем рынке за основу должна быть взята директива Европейского союза 2003/54/ЕС и правила 1228/2003/ЕС. Основные принципы этих правил приняты в Турции, во многих развитых странах Азии и в ряде республик бывшего СССР. Указанная директива гласит:
— несмотря на то что электроэнергетические предприятия в стране находятся в полной собственности государства, согласно новым правилам, участие правительства в управлении электроэнергетическими предприятиями, как и в европейских государствах, значительно ограничивается;
— в электроэнергетическом секторе функции регулирования отрасли и функции государственного управления отделены друг от друга.
Согласно требованиям энергетических директив Азербайджан, как любая другая страна (конечно же, учитывая свои особенности), должен создать регулирующий орган энергетического рынка, независимый от интересов энергетической отрасли.
Для создания энергетического рынка, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, определенным образом изменить структуру отрасли, сформировать нижеуказанные самостоятельные орган и субъекты рынка.
Регулирующий орган. Непосредственно определяет и утверждает сетевые тарифы на передачу и распределение электрической энергии, несет ответственность за разработку методики расчета тарифов, доступа и присоединения к сетям. В редких случаях эти тарифы может утверждать правительство. В новых условиях рынка правительство (или любое государственное агентство), как правило, не имеет права вмешиваться в процессы рыночной деятельности, особенно это касается ценообразования в оптовой и розничной торговле.
Нормативно-правовые акты, подготовленные с участием регулирующего органа, создают полноценные условия для деятельности интегрированного и конкурентного внутреннего энергетического рынка. Эти акты определяют общие положения по ее производству, передаче, распределению и электроснабжению. Тем самым устанавливаются правила организации и деятельности электроэнергетической отрасли в новых условиях: доступа к рынку, тендерных критериев и процедур, лицензирования.
Передающая система с напряжением 110—220—330—500 кВ действует как центр энергетического рынка. Она, будучи единой для всей страны, а также включая в себя Национальный диспетчерский центр (НДЦ) и Рыночный финансовый расчетный центр (РФРЦ), выполняет функцию технического и финансового оператора.
По новым правилам передача и распределение электрической энергии относятся к категории монопольной деятельности, а производство и энергоснабжение осуществляются на основе конкуренции. Операторы передающих и распределительных систем не должны допускать дискриминации по отношению к производителям, энергоснабженцам и торговцам, к конечным потребителям, особенно при подключении к сетям и установлении тарифных ставок.
Формирующийся в настоящее время с участием правительства внутренний энергетический рынок, согласно законодательству, должен быть построен на принципе конкуренции. В конечном результате ликвидируются монополизм в вертикально интегрированных компаниях и необходимость в непосредственном участии правительства в энергетическом рынке. В дальнейшем внутренний рынок постепенно преобразуется в открытый. Таким образом, к обязанностям сетевых операторов добавляются право подключе-
ния к сетям всех производителей и энергоснабженцев, выбор любых энергоснабженцев и получение от них энергии потребителями. Принцип свободного выбора поставщика со стороны потребителя может применяться, если все промышленные и коммунальные типы потребителей достигают уровня высококвалифицированного пользователя.
Одним из основных требований внутреннего энергетического рынка является то, что передачу и распределение необходимо отделить от производства, снабжения и торговли электрической энергией. В соответствии с новыми требованиями операторы передающих и распределительных сетей должны действовать раздельно (с точки зрения права, управления и бухгалтерского учета). Операторы передающей системы учреждаются как независимые правовые субъекты. Если же они функционируют в качестве дочерних предприятий вертикально интегрированных компаний (владельцев акций, например, «Азерэнержи»), то им предоставляется право самостоятельно принимать решения.
Распределительные системы с напряжением 35—110 кВ обеспечивают распределение электрической энергии конечным потребителям своего региона. Так как распределение энергии является монопольной деятельностью, то оно должно быть отделено от деятельности конкурентного типа. Операторы монопольных распределительных сетей обязаны подключить к системе всех потребителей региона, находящихся в сфере их обслуживания. Независимость операторов передающих и распределительных сетей — основной элемент внутреннего энергетического рынка.
Энергопроизводящие компании. Производство электрической энергии — деятельность конкурентного типа. Так как энергопроизводящие компании не обладают правами монополиста для обеспечения потребителей электрической энергией, они работают на основе конкуренции и продают свой товар по цене, установленной, исходя из баланса между спросом и предложением на рынке. Эти компании (в правовом и функциональном плане) не зависят от передающих и распределительных сетей, являющихся субъектами монополии. В соответствии с требованиями директивы Европейского союза по либерализации рынка электрической энергии в Азербайджане необходимо создать конкуренцию между производителями электрической энергии по всему рынку. Регулирующий орган и другие соответствующие правительственные структуры, имеющие отношение к регулированию рынка, несут ответственность за применение правил, обеспечивающих объективность конкуренции, исходя из единых принципов.
Электроснабжающие компании с напряжением на уровне 0,4—10—35 кВ обеспечивают конечных потребителей электрической энергией. Как правило, эти предприятия покупают электроэнергию на рынке, но могут и сами производить ее, если в их собственности имеются электрические станции. Электроснабжающие компании действуют на розничных рынках, их абонентами являются бытовые потребители, малые и средние промышленные предприятия, сервисы, магазины и др. Они должны быть как юридически, так и функционально независимыми от передающих и распределительных сетей, но им предоставляется возможность работать совместно с производителями электроэнергии.
Наряду с вышеуказанными в мировой практике широко применяются и специальные виды энергетической деятельности по обслуживанию (сервису) на основе контрактов. Целесообразным представляется широкое применение этих правил и в условиях Азербайджана. К таким видам деятельности относятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и строительные работы, выдача лицензий на инвестиции, техническое обслуживание, связь, телекоммуникация и т.д.
3 а к л ю ч е н и е
В целях создания конкурентного рынка электрической энергии в Азербайджане и учитывая опыт стран Европейского союза, на наш взгляд, в первую очередь следует
провести ряд реформ. Это связано с тем, что законы, ныне действующие в сфере энергетики, содержат ряд вынужденных политических решений, обусловленных переходным периодом, и охватывают лишь общие принципы рыночных отношений. Например, многие годы монопольные распределительные системы, а также конкурентные производительные и электроснабжающие системы управляются одним оператором. Поэтому для регулирования рыночных отношений между вновь созданными и полностью независимыми юридическими лицами энергетической деятельности необходимо следующее.
1. Разработать на основе принципов директивы Европейского союза (2003/54/ЕС) и принять новый закон по электрической энергии. В ходе его обсуждения и принятия, учитывая принципы нормативно-правовых актов энергетического рынка Евросоюза (положения ЕС 1228/2003), необходимо подготовить сборник правил и положений, регулирующих работу всех участников энергетического рынка (регулирующих и регулируемых).
2. Создать независимый орган, регулирующий рынок электрической энергии (включая природный газ, воду и другие энергоресурсы), который будет отвечать за эффективную деятельность энергетического рынка, честную конкуренцию, установление производственных и сетевых тарифов, подключение к сети потребителей без дискриминации и т.д. В 2005 году подготовленный Комиссией Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по природным ресурсам, энергетическим и экологическим вопросам и Азербайджанским научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом энергетики ОАО «Азерэнержи» проект закона «О регулировании энергетического рынка» был рекомендован к парламентскому обсуждению. В нем предусмотрена полная независимость регулирующего органа от исполнительной власти. На данный орган возлагаются следующие функции: ответственность за выдачу лицензий на деятельность субъектов энергетического рынка, регулирование тарифов на энергию, рассмотрение жалоб участников рынка.
3. Для обеспечения перехода электроэнергетики на рыночные отношения в первую очередь необходимо создать новые организации, действующие автономно, к тому же на принципах конкуренции и естественной монополии. На данный момент производители электроэнергии, передающие и распределительные системы страны находятся в полном подчинении ОАО «Азерэнержи». В целях ликвидации этой монополии производители электрической энергии, передающая система и ее оператор (диспетчерская служба), распределительные системы и их операторы, энергоснабжающие организации должны отделиться друг от друга (с правовой, управленческой, финансовой точек зрения) и действовать как независимые юридические лица.
4. Формирование внутреннего энергетического рынка в нашей стране можно провести в два этапа. На первом «Азерэнержи», оставаясь основным акционером государственной собственности, предоставляет электрическим станциям и электроснабжающим организациям, находящимся в его подчинении, независимость и создает между ними механизм конкурентных отношения. На данном этапе передающие и распределительные системы и их операторы начинают функционировать в качестве дочерних предприятий ОАО. Энергетическая система, функционируя в этой структуре определенное время, накапливает определенный опыт, после чего при участии «Азерэнержи» разрабатывается программа приватизации электроэнергетической отрасли и обеспечивается переход на второй этап энергетического рынка.
Таким образом, поскольку львиная доля энергетических ресурсов экспортируется в страны, активно вовлеченные в процессы глобализации, создание внутреннего энергетического рынка позволит определить наиболее оптимальные стратегии энергетического баланса. А это, в свою очередь, предоставит возможность укрепить энергетическую безопасность страны и снизить риски ее энергетической уязвимости.