Формирование единого платежного пространства как закономерный процесс валютно-финансовой интеграции
Савинова Надежда Григорьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, ФгБоУ ВО «Самарский государственный экономический университет», savnad@bk.ru
Одной из основных тенденций развития мировой экономики является валютно-финансовая интеграция национальных экономик на основе либерализации и гармонизации валютного законодательства, формирования единого экономического, финансового, информационного и платежного пространства. Важную роль в обеспечении интеграционных процессов играют национальные платежные системы, обеспечивающие институциональное взаимодействие и развитие единой платежной инфраструктуры.
В статье раскрываются вопросы формирования единого платежного пространства и интеграции платежных систем, обеспечивающих общенациональную и транснациональную доступность платежных услуг. Исследуются проблемы организации и регулирования единого платежного пространства на территории Евразийского экономического союза, рассматриваются задачи законодательной и технологической адаптации национальных платежных систем стран-участниц, а также выработки единых принципов надзора и наблюдения. Делается вывод о том, что формирование единого платежного пространства происходит в рамках современного тренда развития мировой финансовой системы и европейский опыт транснационального регулирования может быть использован при интеграции национальных платежных систем в рамках создаваемых региональных валютно-финансовых союзов.
Ключевые слова: национальная платежная система, единое платежное пространство, валютно-финансовая интеграция, экономические союзы.
Особую роль в функционировании и интеграции финансов общества играет национальная платежная система, обеспечивающая институциональное и инфраструктурное взаимодействие в процессе реализации платежного оборота. Интегрирующая функция национальной платежной системы обусловлена масштабами ее функционирования и охвата всех сфер экономики, широкой географией платежей и колоссальным количеством транзакций, что способствует объединению многочисленных субъектов платежных отношений в единое платежное пространство. Интеграционные процессы имеют место как во всей совокупности институционального и инфраструктурного взаимодействия в национальной платежной системе, так и в отдельных платежных системах, функционирующих на ее территории [1. с.166].
Региональные интеграционные процессы в странах Евросоюза, ЕАЭС, ШОС, БРИКС делают необходимым взаимодействие национальных платежных систем различных стран и создание глобальных наднациональных платежных систем, откуда вытекает требование интегрируемости национальных платежных систем с аналогичными системами других стран и наднациональными платежными системами. При этом растущие взаимосвязи и взаимозависимости в платежных системах все в большей степени определяются не национальными, а общемировыми тенденциями: либерализацией финансовых рынков, дерегулированием банковской деятельности, развитием интеграции, усилением конкуренции, а также ростом финансовой нестабильности [2. с.165]. Поэтому с расширением единого экономического, валютно-финансового и платежного пространства повышается значение надежного, стабильного, бесперебойного и эффективного взаимодействия национальных платежных систем в целях наиболее полного, быстрого, безопасного и экономного удовлетворения спроса экономических субъектов на платежные услуги, минимизации их транзакцион-ных расходов и оптимизации издержек ликвидности. В этой связи международные инициативы по поддержанию финансовой стабильности направлены на укрепление финансовой системы в целом и обеспечение бесперебойности ее инфраструктуры, которой является национальная платежная система.
Создание в отдельных регионах мира экономических союзов как крупных экономических, валютно-финансовых интеграционных образований, в рамках которых обеспечивается свободное перемещение капитала, товаров, услуг, рабочей силы, диктует необходимость формирования транснациональных оптовых и розничных платежных систем, а также внедрения в странах-участницах единых стандартов и принципов их функционирования. Требования по выполнению единых правил и стандартов интегрирует участников платежной системы в единую сетевую структуру, построенную на совокупности многостороннего взаимодействия.
Развитие финансовых отношений как на национальном, так и на транснациональном уровне и, как следствие, увеличение объема
О £
ю
5
г
ы
сч со £
Б
а
2 ©
разносторонних внутренних и трансграничных переводов обусловило необходимость формирования единого платежного пространства.
Единое платежное пространство создается на основе:
- единой территории функционирования одной или нескольких платежных систем, объединенных едиными стандартами и правилами, единым нормативно-правовым регулированием;
- общего развития и использования интегрируемой инфраструктуры;
- совместного применения платежных инструментов;
- единых тарифов за платежные услуги;
- использования единой валюты или выполнения мультивалютных переводов.
Проекты по созданию единого платежного пространства должны строиться на принципах надежности, безопасности, взаимной заинтересованности и эффективности:
- учитывать интересы широкого круга участников рынка платежных услуг;
- повышать общую доступность платежных услуг, не зависимо от страны и местонахождения в едином платежном пространстве, а также направления внутренних или международных платежей;
- снижать инвестиционные и трансакционные издержки за счет совместного развития и использования платежной инфраструктуры.
Создание единого платежного пространства предполагает гармонизацию национального законодательства и институциональное развитие национальных платежных систем, внедрение единых технических регламентов функционирования платежной инфраструктуры, совершенствование надзора и наблюдения, переход на международные правила и стандарты функционирования системно значимых платежных систем. Необходимо также развитие рыночных механизмов регулирования, обеспечивающих со-
трудничество на рынке платежных услуг, ценообразование, использование различных платежных инструментов, развитие добросовестной конкуренции [3. с.179].
В процесс становления и развития единого платежного пространства консолидируется мнение большого количества субъектов платежных отношений. Поэтому из числа участников рынка платежных услуг формируются комитеты, советы, экспертные сообщества.
Таким образом, создание единого платежного пространства процесс многоаспектный и трудоемкий, охватывающий решение правовых, экономических, финансовых, технологических, методологических задач.
Наиболее высокий уровень интеграции и взаимозависимости среди государств региональных объединений достигнут в Европе, где создан Европейский валютно-финансовый союз (ЕВФС) с единым Европейским центральным банком (ЕЦБ), валютно-финансовой политикой на основе единой европейской валюты (евро).
При активном участии Европейского центрального банка происходила интеграция платежных систем для крупных сумм, осуществляющих расчеты на валовой основе в режиме реального времени (RTGS) центральных банков стран-членов ЕС и создание системы TARGET. Наибольшая степень интеграции центральных банков Евросоюза в переводах крупных сумм обусловлена необходимостью проведения единой денежно-кредитной политики, обеспечения равномерного распределения ликвидности и одинакового уровня процентных ставок в рамках общей валютной зоны. Наряду с системой TARGET Европейской банковской ассоциацией (ЕВА) была создана частная платежная система Euro 1, которая востребована участниками рынка менее крупных, но более дешевых платежей. Интеграция розничных платежных систем (проект SEPA) реализован также
средствами частного банковского сектора. Как следствие, контроль за системно значимыми платежными системами в Евросистеме постепенно переходит из сферы «мягкого» регулирования - в виде подготовки рекомендаций, в сферу «императивного» регулирования -в виде установления требований, обязательных для исполнения операторами платежных систем. В результате создания единого платежного пространства Европейский финансовый рынок объединил и модернизировал торговлю финансовыми активами национальных финансовых систем и через механизм привлечения средств на фондовых рынках, а также расширение доступных финансовых инструментов повысил свою инвестиционную активность и ликвидность.
Учитывая современные тренды в развитии мировой валют-но-финансовой системы, Россия является активным участником интеграционных процессов в валютно-финансовой и платежной сфере. Одним из основных направлений является создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе России, республики Беларусь, Казахстана, Армении, Киргизии на основе единой валюты, которая должна появиться в 2016 году. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. Членами ЕАЭС были подписаны документы, которые предполагают создание Евразийского Центрального банка с правом эмиссии и появление единой валюты. В этой связи создание единого платежного пространства является важнейшей перспективой развития национальных платежных систем государств-участников ЕАЭС. Поэтому в рамках Евразийской экономической комиссии обсуждались вопросы взаимодействия розничной платежной инфраструктуры, создания единого клирингового центра по платежам в национальных валютах. Вместе с тем, экономисты
отмечают, что в рамках интеграции розничных платежных систем России, Белоруссии, Казахстана и Армении для совместного использования национальных платежных карт российской НСПК «Мир», белорусской «Белкарт», Armenian Card (Армения) имеются объективные сложности, обусловленные отсутствием согласованного нормативно-правового регулирования, единых стандартов, правил и технических регламентов [4].
Деятельность России, направленная на решение целого ряда актуальных задач, в том числе обусловленных санкциями со стороны Америки и Европы, а также на поддержание баланса сил в мире включает в себя активную работу в объединениях стран с развивающейся экономикой, каковыми являются ШОС и БРИКС. ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) включает Россию и Китай, Казахстан и Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Обеспечение финансовой независимости от Европы и Америки является целью объединения России и Китая, Бразилии и Индии, Южной Африки и Пакистана в БРИКС. Данные страны имеют высокий экономический потенциал, им принадлежит половина мирового производства. Страны-участницы союза предпринимают активные действия по созданию своего собственного финансового института, который смог бы составить достойную конкуренцию западному. В связи с ситуацией, сложившейся в мире в 2014-2015 гг., это направление партнерства активизировалось. Проект, который начинался еще в 2009 году, исходя из имеющихся факторов, наконец-то подходит к своему логическому завершению. 21 июля 2015 г. в Шанхае официально открылся Банк развития БРИКС. Участники БРИКС рассматривают этот банк в качестве альтернативы междуна-
родным финансовым институтам, таким как МВФ или Всемирный банк. Это, с одной стороны, снижает зависимость стран БРИКС от политики Запада, с другой, делает сами международные экономические отношения более устойчивыми. Более того, решены организационно-технические вопросы: выбрано руководство, определен вклад в финансовый институт со стороны всех стран-участниц. На данный момент ведется активное наполнение структуры представителями каждого из государств-участников объединения. Принципиально важно, что Банк Развития БРИКС будет в состоянии сам вырабатывать финансовый продукт и оценивать существующие в параллельных системах валюты.
Современная мировая ва-лютно-финансовая система теряет свое монопольное положение. Усиливается влияние валютно-финансовой интеграции на расширение единого платежного пространства стран-участниц ШОС-БРИКС-ЕАЭС.
Литература
1. Регулирование финансово-кредитных отношений и глобализация / отв. ред. Т.М. Ковалева. - СПб.: изд-во Поли-техн. ун-та, 2015. С.166.
2. Финансово-кредитные отношения вусловиях глобализации [Текст] : монография / под ред. проф. Т.М. Ковалева. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. - С.165.
3. Савинова Н.Г. Развитие розничное платежной системы на основе единого платежного пространства // Экономические науки. - 2011. - 10(83). - С.179.
4. Мурычев А. Единые стандарты как основа интеграции [Электронный ресурс] http:// bankir.ru/publikacii/20150217/ edinye-standarty-i-obshchie-normy-kak-osnova-kooperatsii-10006069/ (дата обращения 22.03.2016).
Formation of a common currency area as a natural process of monetary and financial integration
Savinova N.G.
Samara State University of Economics
One of the major trends in the global economy is the monetary and financial integration of national economies on the basis of liberation and harmonization of currency legislation, formation of a common area currency area An important role in the integration processes play national payment systems to ensure institutional action and the development of an integrated payment infrastructure.
The author reveals the questions of forming a common currency area and the integration of payment systems to ensure the availability of national and transnational payment services, organization and management of a common payments area in the territory of the Eurasian Economic Union, legislative and technological adaptation of national payment systems, Member States, the development of uniform principles of supervision and monitoring.
The article concludes that the formation of a common payments area takes place within the framework of the modern trend of the global financial system and the European experience of transnational regulation may be used for the integration of national payment systems within the framework of established regional monetary unions.
Keywords: national payment system, a common currency area, monetary and financial integration, economic unions
Reference
1. Regulation of financial and credit relations and globalization / otv.red. T.M. Kovaleva - SPb. : Publishing House of the Polytechnic. University Press, 2015. P.166.
2. Financial and credit relations in the
context of globalization [Text]: monograph / ed. prof. T.M. Kovaleva
- Samara : Publishing House of Samar. state. ekon.un Press, 2011.
- P.165.
3. Savinova N.G. Development of the
retail payment system on the basis of a single payments area // Economic sciences. - 2011. -10(83). - P.179.
4. Murychev A Edinye-standarty-i-obshchie-normy [Электронный ресурс] http://bankir.ru/publikacii/ 20150217/edinye-standarty-i-obshchie-normy-kak-osnova-kooperatsii-10006069/ (дата обращения 22.03.2016).
О
3
Ю
s
ff w