________________________СТАТЬИ
ЕЭИ —№ 2 (15) апрель-июнь '12
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРОСТРАНСТВА
В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ1
Юрий Енин
Юрий Иванович Енин — д.э.н., заведующий кафедрой менеджмента Минского института управления. Закончил отделение политической экономии Белорусского государственного университета. Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий, статей в ведущих экономических журналах России и Беларуси. Его монографии «Финансовые инструменты экономии» (Минск, 1998) и «Макроэкономическое регулирование национального хозяйства в условиях евразийской интеграции» (Минск, 2004), а также коллективные работы «Экономическая интеграция в условиях глобализации» (Москва, 2006) и «Международная торговля» (Минск, 2009) получили положительный отзыв не только у научных сотрудников и преподавателей, но и у практиков внешнеэкономической деятельности. С 1996 по 2002 год — заместитель министра экономики Республики Беларусь, с 2003 по 2006-й — заместитель руководителя департамента торговой политики. С 2006 по 2011 год работал советником Белорусской торгово-промышленной палаты.
В настоящее время Беларусь, Казахстан и Россия проводят целенаправленную работу по сотрудничеству в области науки, производства, образования.
С целью активного формирования единого образовательно-научного и производственного пространства в рамках евразийской экономической интеграции первостепенное значение имеет создание технополисов как современной формы территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства.
Технополис — важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания инновационных фирм и компаний, высших учебных заведений, консультационных, венчурных и других предприятий, подразделений государственных и муниципальных органов. В единый комплекс могут входить научно-образовательные центры, свободные экономические зоны, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, центры по разработке современных технологий, центры поддержки малого предпринимательства, специализированные фонды (Енин, Подобед, 2011).
1 Статья подготовлена при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант № Г11ОБ-009).
Формирование технополисов разумно осуществлять на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в него звеньев (НИИ, вузы, производство). При этом каждый из партнеров может извлечь максимум преимуществ от такой интеграции. Так, НИИ и вузы, функционируя в условиях инновационной зоны, могут осуществлять научно-учебный процесс, опираясь непосредственно на передовое производство, отрабатывая результаты исследований на реальном объекте для последующего внедрения. Выпускники, магистранты и аспиранты, осваивая новую технику, технологию и организацию производства, в реальных условиях смогут выполнять функции инноваторов по отношению к другим предприятиям. Кроме того, они одновременно будут приобретать навыки научного менеджмента. Производство же, используя профессиональное кадровое сопровождение, получит постоянный приток инновационных идей и проектов.
Концепция внедрения технополисов, ориентированная на инновационную модель, позволит повысить конкурентоспособность совокупной экономики евразийского интеграционного объединения, модернизировать производства, создать условия для формирования новой экономики — «экономики знаний».
В странах — участницах ЕЭП созданы достойные условия для реализации их гражданами равных прав на доступное и качественное образование.
Реализуется ряд проектов по организации совместной подготовки специалистов. В расширении сотрудничества в сфере высшего образования важную роль играет Белорусско-Российский университет, учебный процесс в котором финансируется из бюджетов двух стран. В Республике Беларусь созданы и успешно работают филиалы российских университетов.
К моменту создания Евразийского экономического союза важно решить задачу по формированию единого научно-образовательного и производственного пространства по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, где координаторами могут выступить профильные министерства трех стран для обеспечения более тесной интеграции научных исследований и производства.
Исходя из этого приоритетными задачами национальных систем образования должны стать:
• координация на межгосударственном уровне научных исследований и разработок на основе согласованной научно-технической и инновационной политики;
• согласование основных принципов и построение организационной системы функционирования научно-технологического и инновационного взаимодействия;
• создание трехсторонних структур по научно-технологическому и инновационно-производственному сотрудничеству;
• определение форм и условий совместной деятельности инновационных инфраструктур России, Беларуси и Казахстана, форм и механизмов сотрудничества в области коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и трансфера технологий;
• совершенствование договорно-правовой базы трехстороннего сотрудничества;
• сравнительный анализ законодательства России, Беларуси и Казахстана в научно-технологической, инновационной сфере и системе высшего образования и подготовка предложений по их гармонизации;
• формирование единой информационной системы в научно-технологической сфере;
• определение механизмов финансирования совместных научно-технических и инновационных программ, проектов и мероприятий;
• повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики;
• оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития интегрированной экономики;
• придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
• интеграция образования, науки и производства;
• улучшение материально-технического и финансового обеспечения посредством многоканального финансирования учреждений образования;
• повышение кадрового потенциала системы образования;
• интеграция национальных систем образования в единое европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальных систем оценки качества образования с учетом международных требований.
Основная цель намеченных мероприятий — последовательное создание действенных организационных, правовых, информационных и финансово-экономических условий, необходимых для формирования и эффективного функционирования единого научно-образовательного и производственного пространства ЕЭП.
Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж высших учебных заведений трех стран и обеспечить их органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя при этом достижений и традиций национальных образовательных школ.
Так, например, белорусское государство прилагает значительные усилия по совершенствованию системы регулирования отношений в сфере подготовки кадров. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы расходы на образование к 2015 году будут постепенно увеличиваться. В настоящее время они составляют 8% ВВП (одно из первых мест среди стран СНГ по доле этих расходов в ВВП и по некоторым другим показателям).
Таблица 1. Распределение численности работников, занятых в организациях Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, по уровню образования в 2011 году (%)
Образование Республика Беларусь Российская Федерация Казахстан
Высшее 25.4 29 10
Среднее специальное 22.6 27 21
Профессионально-техническое 20.6 20
Общее среднее 28.5 20 68
Общее базовое 2.9 4
Источник: данные национальных статистических служб России, Казахстана и Беларуси
По доле лиц, имеющих высшее образование, Беларусь существенно опережает Казахстан, хотя и несколько отстает от России (см. таблицу 1). В то же время Республика Беларусь постоянно повышает уровень затрат на образование, что в скором времени позволит ей сократить указанное отставание.
Эксперты выделяют целый комплекс проблем функционирования национальных систем образования трех стран, которые, несмотря на все свои преимущества, обладают серьезными недостатками и еще не способны в полной мере обеспечить подготовку кадров для эффективной работы в условиях инновационной экономики.
В частности, система образования трех стран недостаточно восприимчива к запросам трансформирующейся экономики, а выпускники учебных заведений зачастую являются носителями устаревших знаний, неконкурентоспособных и невостребованных на рынке труда. Например, для формирования инновационной экономики Республике Беларусь необходимо до 7 тыс. профессионалов в области управления инновациями (инновационного менеджмента). Однако белорусские вузы готовят недостаточно специалистов указанного профиля, а выпускники естественно-научных и инженерно-технических факультетов и отделений, вливаясь в производственную, научную и предпринимательскую деятельность, практически не влияют на инновационный процесс в стране. Такая же ситуация наблюдается и в других странах ЕЭП.
Много проблем в национальных системах образования государств — участников Единого экономического пространства возникает в связи с реформированием системы высшего образования.
В Беларуси осуществлен переход к организации приема в высшие и средние специальные учебные заведения на основе единого централизованного тестирования. Принято решение о поэтапном сокращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии в Республике Беларусь магистратуры, ориентированной на подготовку к аспирантуре (Сорокина, Карпицкая, 2010). Предполагается, что сокращенные сроки обучения и относительно низкая стоимость учебы должны сделать высшее образование привлекательным для абитуриентов. Более жесткий отбор, повышенный уровень сложности программ магистратуры позволят сформировать хорошо подготовленную интеллектуальную элиту для использования в научно-производственном комплексе.
В ближайшей перспективе развитие системы высшего образования Республики Казахстан в соответствии с утвержденной Государственной программой развития образования на 2011-2015 годы будет направлено на обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров: бакалавриат — магистратура — докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов. В процессе реформы в Казахстане устанавливается следующая структура высшего профессионального образования: высшее базовое образование (бакалавриат) со сроком обучения 4 года, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и степени «бакалавр»; высшее специальное образование со сроком обучения не менее 4 лет, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и степени «специалист с высшим профессиональным образованием»; высшее научно-педагогическое образование, подтверждаемое присуждением лицу, прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и академической степени «магистр» (сроки обучения: на основе высшего базового образования — 2 года, высшего специального образования — 1 год). Перед высшими учебными заведениями поставлены задачи предоставления образования на уровне мировых стандартов и обеспечения признания дипломов ведущих национальных вузов в мире. Одной из процедур международного признания вузов является аккредитация. В Казахстане ведется серьезная работа по формированию и внедрению критериев и процедур аккредитации вузов. Основная задача — гармонизировать действующую систему аккредитации местных вузов с международными процедурами оценки качества образования.
В России устанавливается следующая структура высшего профессионального образования: высшее базовое образование (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; высшее специальное образование со сроком обучения, как правило, 5 лет, подтверждаемое присуждением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации и степени «специалист с высшим профессиональным образованием»; магистратура на основе высшего базового образования — 2 года, высшего специального образования — 1 год (Байнев, Саевич, 2007).
В странах ЕЭП начат процесс трансформации ведущих университетов и научно-образовательных центров. При этом речь идет и об увеличении ответственности за уровень подготовки специалистов, и о росте самостоятельности ведущих университетов в определении и реализации образовательной политики.
Для обеспечения адаптации системы образования к изменяющимся потребностям рынка труда, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг будет продолжена работа по оптимизации объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с перспективами развития экономики и демографической ситуацией в ЕЭП.
В настоящий момент количество студентов в расчете на 10 тыс. человек населения составляет в России 493 человека, в Беларуси — 467 человек, в Казахстане — 377 человек .
2 Данные национальных статистических служб России, Беларуси и Казахстана.
Например, в Беларуси в 2011 году студентами являлись свыше 450 тыс. юношей и девушек, обучающихся в 45 государственных и 10 частных вузах республики (в 32 университетах, 7 академиях, 12 институтах и 4 высших колледжах). На первой ступени высшего образования обучаются около 446 тыс. студентов, на второй ступени, в магистратуре, — почти 5 тыс. студентов-магистрантов. 11 тыс. студентов белорусских вузов — граждане иностранных государств (2.5% от общего числа студентов). Среди них преобладали граждане Туркменистана (5134 человека), России (2163 человека) и Китая (1285 человек). Наиболее востребованы у студентов экономические и технические специальности.
Рациональное распределение студентов по наиболее востребованным специальностям позволит повысить эффективность управления миграционными процессами в ЕЭП и обоснованно привлекать рабочую силу. При этом необходимо будет учитывать современное социально-экономическое положение территорий и потребность в дополнительном притоке внешних трудовых мигрантов.
В настоящее время необходима единая методика определения потребности экономик стран — участниц ЕЭП в рабочей силе. На наш взгляд, целесообразно использовать следующую систему показателей (Шелег, Микулич, 2012), объединенную в три блока: «Образование», «Социально-экономическое развитие», «Инновационность».
1. Образование
• Уровень образования экономически активного населения, в том числе занятых и безработных, %
• Доля занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых в экономике, %
• Численность студентов в расчете на 10 тыс. человек населения, чел.
• Распределение численности студентов по специальностям, %
• Численность выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. человек населения, чел.
• Распределение численности выпускников по профессиям и специальностям, %
• Уровень образования мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, %
• Численность и образовательная структура иностранной рабочей силы, привлекаемой в страну на законных основаниях, тыс. и %
2. Социально-экономическое развитие
• Валовой региональный продукт
• ВВП в расчете на душу населения, руб.
• Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, руб.
• Иностранные инвестиции в расчете на душу населения, руб.
• Уровень общей и регистрированной безработицы, %
• Уровень занятости, %
• Число незанятых, обратившихся в службу занятости, приходящееся на одну вакансию
• Миграционная нагрузка на рынок труда, число мигрантов на одну вакансию
• Удельный вес иностранных работников к численности занятых по видам экономической деятельности, %
• Индекс развития человеческого потенциала
• Среднемесячная номинальная заработная плата, руб.
3. Инновационность
• Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике, %
• Число организаций, выполняющих исследования и разработки, в расчете на 10 тыс. общего числа организаций и предприятий, ед.
• Доля предприятий, выпускающих инновационную продукцию, к общей численности всех предприятий региона, %
• Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %
• Уровень инновационной активности предприятий
• Интенсивность инновационных затрат (удельный вес затрат на технологические инновации в объеме произведенной продукции инновационно-активных организаций)
• Наличие инновационных программ развития
• Наличие организаций инновационной инфраструктуры.
Данная система показателей позволяет проанализировать и оценить сложившийся в странах образовательный и инновационный потенциал в тесной увязке с экономическим развитием территорий и перспективными планами социально-экономического развития национальной экономики.
Блок «Образование» включает показатели, отражающие, во-первых, образовательный уровень функционирующих на региональном рынке труда местной рабочей силы и мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, а во-вторых, показатели перспективных источников рабочей силы за счет выпускников профессиональных учреждений.
Уровень образования населения оказывает существенное влияние на формирование и развитие инновационного потенциала региона. Наличие инновационных центров порождает спрос на квалифицированную рабочую силу, способствует росту занятости в отраслях, где требуются кадры с глубокими профессиональными знаниями. Такие инновационные центры в случае нехватки специалистов на месте могут потребовать для своего развития высококвалифицированных иностранных специалистов соответствующего профиля.
Блок «Социально-экономическое развитие» включает индикаторы для определения перспектив приоритетных направлений развития науки и инноваций в регионе: уровень экономического развития, отраслевую специализацию, качество жизни, состояние сферы занятости, в том числе использование иностранной рабочей силы.
Блок «Инновационность» включает комплекс показателей, характеризующих способность стран (регионов) развивать новые технологические уклады в промышленном производстве, возможности внедрения организационных инноваций, развития собственной исследовательской базы и разработки инновационной продукции силами научных кадров.
На основе данных показателей предполагается разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по уровням образования и обеспечивающих сочетание фундаментальных знаний и развитие способностей к результативной деятельности. Это позволит гармонизировать текущие запросы рынка труда ЕЭП и перспективные задачи развития экономики и социальной сферы, требования к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов, их профессиональным и социальным навыкам и квалификациям, а также ориентацию молодежи на успешную социальную и экономическую активность.
Интеграция систем высшего образования стран ЕЭП позволит обеспечить потребности граждан в образовании, сконцентрировать бюджетные средства на решении задач устойчивого развития общества для удовлетворения потребностей реального сектора экономики и социальной сферы стран — участниц ЕЭП в квалифицированных специалистах, повышения качества образования, обновления, укрепления и развития учебно-материальной базы образовательных учреждений.
Обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений ЕЭП на мировом рынке возможно только на основе дальнейшей интеграции национальных систем образования в единое европейское пространство высшего образования, присоединения к Болонскому процессу и создания единой системы оценки качества образования в ЕЭП с учетом международных требований.
ЛИТЕРАТУРА
Агентство Республики Казахстан по статистике (2012) Статистические данные по Республике Казахстан за 2010-2011 годы. Доступно на: http://www.stat.kz/digital/obraz/Pages/default.aspx
Байнев В., Саевич В. (2007) Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт: монография. Минск: Право и экономика.
Белорусский портал Tut.by (2012) Белорусские студенты. Доступно на: http: //news.tut.by/society/270 066.html
Енин Ю., Подобед Н. (2011) Инновации в образовании: технополисы как перспективная составляющая экономики Беларуси. Инновационные образовательные технологии. №4.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь (2012) Статистические данные по Республике Беларусь за 2010-2011 годы. Доступно на: http://belstat.gov.by/homep/ru/in dicators/pressrel/main.php
Пролесковский О., Криштапович Л. (ред.) (2010) Белорусский путь. Минск: Информационно-аналитический центр при администрации президента Республики Беларусь.
Росстат (2011) Беларусь и Россия. Статистический сборник.
Росстат (2012) Статистические данные по Российской Федерации за 2010-2011 годы.До-ступно на: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/education
Сорокина Т., Карпицкая М. и др. (2010) Финансирование образования в Республике Беларусь: монография.