психология. - 2015. - № 2. - С. 142-159.
4. Курилов А.В. Инновационные технологии в системе подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии к охране объектов / А.В. Курилов, Д.А. Шиленин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 247-251.
5. Черкасова О.А. Характеристика личности преподавателя технических дисциплин военного вуза / О.А. Черкасова // Научный потенциал. - 2022. - № 2-2 (37). - С. 67-69.
6. Педагогическое творчество и профессионализм преподавателей военных институтов войск национальной гвардии / Д.А. Шиленин, М.Н. Тереньтев, Д.П. Солощенко, Г.В. Рязанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 11 (213). - С. 619-624.
REFERENCES
1. Borodavko, L.T. and Ustyuzhanin, V.N. (2015), "Ways of improving the pedagogical culture of pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia, № 1 (65). pp. 133-136.
2. Zakatov, V.V. (2016), "On the issue of the formation of pedagogical orientation among pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", World of education - education in the world, № 4 (64), pp. 199-205.
3. Kalakov, N.I., Starikova, O.V. and Hrykanov, E.N. (2015), "Development of creativity of a teacher in the conditions of competence-prognostic activity", Applied legal psychology, No. 2, pp. 142-159.
4. Kurilov, A.V. and Shilenin, D.A. (2021), "Innovative technologies in the system of training cadets of military institutes of the National Guard troops to the protection of objects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 247-251.
5. Cherkasova, O.A. (2022), "Personality characteristics of a teacher of technical disciplines of a military university", Scientific potential, № 2-2 (37), pp. 67-69.
6. Shilenin, D.A., Terentev, M.N., Soloshchenko, D.P. and Ryazanov, G.V. (2022), "Pedagogical creativity and professionalism of teachers of military institutes of the National Guard troops", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (213), pp. 619-624.
Контактная информация: shileninda@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.06.2023
УДК 797.212.9
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КНР НА
ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
Сунь Юе, магистрант, Светлана Юрьевна Размахова, кандидат биологических наук, доцент, Светлана Николаевна Русанова, кандидат социологических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва
Аннотация
Представлены результаты исследования формирования двигательных умений в воде у детей Сианьского высокотехнологичного детского сада №6, г. Сиан, провинция Шеньси средствами подвижных игр и нестандартного оборудования. Поиск средств и методов, которые позволили подобрать упражнения с новыми технологиями обучения плаванию.
Ключевые слова: двигательные умения, обучение плаванию, игры на воде и с водой, нестандартное оборудование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p406-410
FORMATION OF MOTOR SKILLS AMONG PRESCHOOLERS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN RECREATIONAL SWIMMING CLASSES IN
KINDERGARTEN
Sun Yue, master student, Svetlana Yurievna Razmakhova, candidate of biological sciences,
docent, Svetlana Nikolaevna Rusanova, candidate of sociological sciences, docent, Moscow
City University
Abstract
The results of a study of the formation of motor skills in water in children of Xi'an High-tech Kindergarten No. 6, Xi'an, Shenxi province by means of outdoor games and non-standard equipment are presented. Search for tools and methods that allowed you to choose exercises with new swimming training technologies.
Keywords: motor skills, swimming training, games on the water and with water, non-standard equipment.
Актуальность исследования обусловлена, тем, что вопросы развития физических навыков плавания является жизненно необходимым и оно доступно всем слоям населения. Плавание может использоваться как средство физического воспитания. По данным Организации Объединенных Наций (Юнеско) по вопросам образования, науки и культуры, ежегодно тонет до 120 человек на 1 миллион, в большей части это дети и подростки школьного возраста, не обученные плаванию.
Важным условием в дошкольном воспитании является сохранения и укрепления здоровья детей посредством формирования двигательных умений и навыков в воде. Следовательно, необходим специально организованный процесс обучения, эффективные и современные методики, разработки специальных подводящих упражнений для повышения уровня физической технической и плавательной подготовки.
В Китайской народной Республике уделяется большое внимание обучению плаванию детей, в связи с тем, что большое количество подростков погибает во время проведения отдыха у воды. Не случайно управление спортом совместно с министерством образования разработало и внедрила в стандарты вступительные экзамены по плаванию для начальных и средних школ. Все провинции города страны обязаны были включить экзамен по плаванию начиная с 2020 года, поэтому очень важно начиная с детского сада обучать плаванию.
Исследования ряда авторов доказали положительное влияние занятий плаванием: улучшается кровообращение, работа дыхательной системы, снимается стресс, увеличиваются силовые показатели, обеспечивая развитие мышечной системы, что способствует более быстрой адаптации детей к нагрузкам и гармоничному физическому развитию. Однако основным препятствием преодоления детского страха - это водобоязнь [3]. Многие авторы считают, что специально организованные подводящие упражнения в виде эстафет и игр помогут в решении данного вопроса только с учетом индивидуальных возможностей детской психики и набора двигательного опыта ребенка [1,2,4]. Для решения данной проблемы необходим поиск средств и методов, которые позволили бы подобрать упражнения с новыми технологиями обучения плаванию [5].
Цель исследования: выявить развитие двигательных способностей детей на занятиях оздоровительным плаванием средствами подвижных игр и нетрадиционным оборудованием.
Задача: оценить влияние занятий по оздоровительному плаванию на физическую подготовленность детей.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие дети Сианьского высокотехнологичного детского сада №6, г. Сиан, провинции Шеньси с сентября 2022 года по март 2023 год, занятия проводились 3 раза в неделю по 20-25 минут. В эксперименте участвовало 30 дошкольников 5-6 лет (15 детей контрольной и 15 детей экспериментальной групп). Педагогический эксперимент предусматривал включение в программу занятий комплексов специальных упражнений с использования игрового метода и нестандартного оборудования для более эффективного процесса обучения плаванию в экспериментальной группе. Основные
упражнения программы экспериментальной группы применялись с использованием ролевых игр на основе сказочных сюжетов, релаксационной гимнастики, игры на воде с нестандартным оборудованием. Занятия начинались с утренней разминки и распределения ролей, согласно выбранной сказки «Золотая рыбка», «Необычная рыбка», «Рыбы в водополье», «Поймай орла, цыпленок», «Волшебный котел», «Гора солнца», «Желтый аист» и т. д., в которые включались общеразвивающие упражнения, специальные упражнения для начального этапа обучения плавания. Сначала использовали игры на мелководье в различных направлениях, таких как «наступи на мины», «гонки сороконожек», «плетение цветочных корзин», «ловля рыбы сетями». Игры, позволяющие детям поддерживать баланс тела в воде, а также упражнения на лежание, погружение, всплывание, скольжение на спине, груди без работы ног и с ногами, упражнения на дыхание с использованием нестандартного оборудования и без него.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Дети контрольной группы осваивали навык плавания по общепринятой методике с использованием эстафет и игр в конце занятий.
С целью получения сведений о формировании физической подготовленности детей проводились тесты на дыхание и скольжение в воде.
Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета прикладных статистических программ. Различия считались статистически значимыми при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Неотъемлемой частью обучения плаванию является формирование правильного дыхания, развитие дыхательной системы у детей дошкольного возраста. Согласно результатам проведенного исследования, на начальном этапе у детей дошкольного возраста в высокотехнологичном детском саду г. Сиан, провинции Шеньси достоверно значимых отличий в группах сравнения не выявлено.
Тест «Выдохи в воду», где оценивалась длительность выдоха показал, что в начале исследования в 1 группе (контрольной) составил 7,51±0,95 с, во 2 группе (экспериментальной) 6,84±0,86 с. В тесте «Звезда на груди», оценивалось время, за которое ребенок мог продержаться в «звездочке» на воде не выдыхая. В 1 группе время составило 8,01±1,02 с., во 2 группе - 7,09±0,62 с. несмотря на то, что достоверных отличий нет, в процентном соотношении показатели в 1 группе лучше на 11,48%. В тесте «Звезда на спине», время составило в 1 группе 7,59±2,69 с, во 2 группе 6,68±1,17 с.
Анализ теста 3 фигуры (звезда, поплавок, звезда), оценивалось время максимального удержания на воде на задержке дыхания. Количество повторений в контрольной группе - 8,84±0,78 раз, в экспериментальной - 7,93±0,77 раз.
В тесте проплывание стрелкой на груди, где оценивалось расстояние скольжения по воде на задержке дыхания в контрольной и экспериментальной групп показатели составили соответственно 6,34±,81 м и 7,18±0,58 м. Анализ теста «Мельница», где оценивалось расстояние при выполнении попеременных движений руками и ногами на задержке дыхания. Данные составили 6,18±0,6 м и 6,93±0,54 м соответственно.
Для оценки уровня развития двигательных способностей в воде на 2 этапе исследования провели повторное изучения показателей. Выявили, что по всем тестам
исследования результаты улучшились в обеих группах. При сравнении показателей внутри контрольной группы достоверно значимых отличий не выявлено. В тесте «Выдох под водой» (с) результат улучшился на 0,99%, в тесте «звездочка» на груди (с) на 27,34%, «Звездочка на спине» (с) на 1,45% (рисунок 5).
12 -,-112-
выдох под водой, с «звездочка» на груди, с «звездочка» на спине, с
■ контрольная группа 1 этап ■ контрольная группа 2 этап
■ экспериментальная группа 1 этап ■ экспериментальная группа 2 этап
Рисунок 5 - Показатели двигательных тестов в воде в динамике учебного процесса в высокотехнологичном детском саду г. Сиан, провинции Шеньси
В тесте «Мельница» на 10,04%, «3 фигуры» на 4,08%, в «Стрелке на груди, ноги кролем» на 7,26% (рисунок 6).
Изучения показателей экспериментальной группы почти по всем тестам выявлены достоверные отличия. В тесте «Выдох под водой» (с) результат улучшился на 14,04%, без достоверности. В тесте «звездочка» на груди (с) на 57,97% с достоверностью р<0,001, «Звездочка на спине» (с) на 36,23% при р<0,05, в тесте «Мельница» на 21,22% при р<0,05, «3 фигуры» на 42,50% при Р<0,001, в «Стрелке на груди, ноги кролем» на 17% без достоверности (рисунок 6).
Мельница, м 3фигуры (звезд, поплавок, звезд), стрелка на груди ноги кроль, м
■ контрольная группа 1 этап раз ■ контрольная группа 2 этап
■ экспериментальная группа 1 этап ■ экспериментальная группа 2 этап
Рисунок 6 - Показатели плавучести на воде в динамике учебного процесса в высокотехнологичном детском
саду г. Сиан, провинции Шеньси
Сравнивая повторные полученные результаты контрольной и экспериментальной групп, выявили, что в течение учебного процесса произошли положительные сдвиги в обеих группах по всем измеряемым показателям. В тестах «выдох под водой», «звездочка» на груди и спине не имеют достоверно значимых отличий несмотря на то, что показатели в экспериментальной группе лучше соответственно на 3,32%, 9,81% и 18,19%.
В тесте 3 фигуры, у детей в экспериментальной группе показатели выше на 24,66% с достоверностью Р<0,05. В упражнении «стрелка на груди, ноги кроль» с выдохом в воду дети 2 группы показали лучше результат проплыв дальше на 23,53% с достоверностью Р<0,05. В упражнении «мельница», работа попеременными движениями руками и ногами на задержке дыхания выявили лучший результат в экспериментальной группе с
достоверностью Р<0,05 на 23,53%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, занятия по оздоровительному плаванию с использованием нестандартного оборудования, сюжетно-игрового метода и подвижных эстафет благотворно повлияли на развитие физической подготовленности детей в воде. Величина сдвига в тесте «3 фигуры», где оценивается максимальное выполнение количество раз повторений фигур на задержке дыхания, показатели улучшились на 3,37с. с достоверностью Р<0,05. В тесте «мельница», где оценивалось расстояние проплыва детей на задержке дыхания, показатель улучшился на 150 см с достоверностью Р<0,05. В упражнении «стрелка на груди на одном дыхании с работой ног кролем» улучшилось на 122 см с достоверностью Р<0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарчев В.А. Значимость обучения плаванию детей дошкольного возраста в формировании жизненно-необходимых навыков / В.А. Макарчев // Наука-2020. - № 1 (46). - 2021. - С. 119122.
2. Русанова С.Н. Технология проведения занятий по плаванию при нарушении / С.Н. Русанова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т. 6, № 4. - С. 81-88.
3. Сальникова Е.А. Особенности методики обучению плаванию дошкольников с учетом преодоления водобоязни / Е.А. Сальникова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - № 1. - С. 39-41.
4. Тычкина К.А. Игровой метод в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста / К.А. Тычкина // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С.75-79.
5. Цзун Ч.Ц. Дошкольное воспитание в Китае: Опыт развития образовательной системы / Ч.Ц. Цзун // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
REFERENCES
1. Makarchev, V.A. (2021), "The importance of teaching swimming to preschool children in the formation of vital skills", Science-2020, No. 1 (46), pp. 119-122.
2. Rusanova, S.N. (2021), "Technology of conducting swimming lessons in violation", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 6, No. 4, pp. 81-88.
3. Salnikova, E.A. (2016), "Features of the methodology for teaching swimming to preschoolers taking into account overcoming hydrophobia", Scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, materials, No. 1. pp. 3941.
4. Tychkina, K.A. (2020), "A game method in the process of teaching swimming to preschool children", Pedagogical education in Russia, No. 6, pp. 75-79.
5. Tsung Ch.Ts. (2015), "Preschool education in China: Experience in the development of the educational system", Modern problems of science and education, No. 1-1.
Контактная информация: RusanovaSN@mgpu.ru
Статья поступила в редакцию 07.06.2023
УДК 796
АПРОБАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Виктория Борисовна Маркина, старший преподаватель, Воронежская государственная
академия спорта