Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блохина А.С., Федорова Н.И., Козлов В.В., Махненко С.С., Мудряк О.А.

В этой статье рассмотрена методика подготовки детей к плаванию с нарушениями интеллектуального развития. Теоретическое и методическое исследование позволило констатировать недостаточное количество накопленного материала в этой области, чтобы разобраться в противоречии потребности коррекции, развития детей 6-7 лет, с нарушениями интеллектуальных качеств, определяющие способность к успешной социально-трудовой адаптации с помощью адаптивного плавания, недостаточная разработка научных и методических исследований и недостаточная разработка научно-методических основ для тренировки, оздоровительного плавания этой категории детей на первом этапе спортивной подготовки. В основе этой работы лежит противоречие, изложенное выше, и лежит вопрос теоретической и методической основы применения экспериментального метода обучения плавания детей 6-7 лет, имеющих интеллектуальные нарушения на начальном этапе спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блохина А.С., Федорова Н.И., Козлов В.В., Махненко С.С., Мудряк О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING SWIMMING TO CHILDREN 6-7YEARS OLD WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

This article discusses the method of preparing children with intellectual disabilities for swimming. Theoretical and methodological research allowed us to state the insufficient amount of accumulated material in this area to understand the contradiction of the need for correction, development of children 6-7 years old, with intellectual disabilities that determine the ability to successfully social and labor adaptation through adaptive swimming, insufficient development of scientific and methodological research and insufficient development of scientific and methodological foundations for training, recreational swimming of this category of children at the first stage of sports training. This study is based on the contradiction outlined above, and the question of the theoretical and methodological basis for the application of the experimental method of teaching swimming to children 6-7 years old with intellectual disabilities at the initial stage of sports training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

ковского государственного института физической культуры. - Чайковский, 2020. - С. 89-92.

5. Полевщиков М.М. Точность двигательных действий как критерий отбора для занятий игровыми видами спорта / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 103-109.

6. Фунина Е.Е. Методика стимулируемого развития точности двигательных действий у детей младшего школьного возраста: дис. ...канд. пед. наук / Фунина Елена Евгеньевна. - Набережные Челны, 2008. - 175 с.

REFERENCES

1. Garakyan, A.I. (2002), Formation of accuracy of shock movements of boxers-boys at the stage of initial sports specialization, dissertation, Moscow.

2. Golomazov, S.V. (1996), Theoretical foundations and methods for improving the target Accuracy of motor actions ization, dissertation, Moscow.

3. Kondakov, A.M., Ivanov, V.D., and Yatsin, Yu.V. (2021), "The use of the coordination ladder in the training of judokas of different ages and qualifications", Training of martial artists: theory, methodology and practice: materials of the VIII All-Russian scientific and practical conference, Tchaikovsky, рр. 76-79.

4. Lukina, A.M. and Kozyreva, A.P. (2021), "Formation of kickboxers' movement technique at the stage of initial training based on the use of the "coordination ladder" simulator", Training of martial artists: theory, methodology and practice: materials of the VIII All-Russian scientific and practical conference, Tchaikovsky, рр. 89-92.

5. Polevshchikov, M.M. and Rozhentsov V.V. (2013), "Accuracy of motor actions as a selection criterion for team sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), рр. 103-109.

6. Funina, E.E. (2008), The method of stimulated development of the accuracy of motor actions in children of primary school age, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: sportclub_udar@mail.ru, baharev_84@list.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 796.01

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Алёна Сергеевна Блохина, магистрант, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Козлов, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск; Сергей Сергеевич Махненко, тренер, Центр адаптивной физической культуры и спорта, Смоленск; Ольга Анатольевна Муд-ряк, тренер высшей категории, Спортивная школа олимпийского резерва № 3, Смоленск

Аннотация

В этой статье рассмотрена методика подготовки детей к плаванию с нарушениями интеллектуального развития. Теоретическое и методическое исследование позволило констатировать недостаточное количество накопленного материала в этой области, чтобы разобраться в противоречии потребности коррекции, развития детей 6-7 лет, с нарушениями интеллектуальных качеств, определяющие способность к успешной социально-трудовой адаптации с помощью адаптивного плавания, недостаточная разработка научных и методических исследований и недостаточная разработка научно-методических основ для тренировки, оздоровительного плавания этой категории детей на первом этапе спортивной подготовки. В основе этой работы лежит противоречие, изложенное выше, и лежит вопрос теоретической и методической основы применения экспериментального метода обучения плавания детей 6-7 лет, имеющих интеллектуальные нарушения на начальном этапе спортивной подготовки.

Ключевые слова: адаптивное плавание, методика обучения плаванию, спортивная подготовка, дети 6-7 лет, интеллектуальные нарушения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p17-21

METHODS OF TEACHING SWIMMING TO CHILDREN 6-7 YEARS OLD WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Alena Sergeevna Blokhina, the master student, Natalya Igorevna Fedorova, the candidate of

pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vladimirovich Kozlov, the senior lecturer, Smolensk State University of Smolensk; Sergey Sergeevich Makhnenko, the trainer, Center for Adaptive Physical Culture and Sports, Smolensk; Olga Anatolyevna Mudryak, the coach of the highest category, Olympic Reserve Sports School No. 3, Smolensk

Abstract

This article discusses the method of preparing children with intellectual disabilities for swimming. Theoretical and methodological research allowed us to state the insufficient amount of accumulated material in this area to understand the contradiction of the need for correction, development of children 6-7 years old, with intellectual disabilities that determine the ability to successfully social and labor adaptation through adaptive swimming, insufficient development of scientific and methodological research and insufficient development of scientific and methodological foundations for training, recreational swimming of this category of children at the first stage of sports training. This study is based on the contradiction outlined above, and the question of the theoretical and methodological basis for the application of the experimental method of teaching swimming to children 6-7 years old with intellectual disabilities at the initial stage of sports training.

Keywords: adaptive swimming, methods of teaching swimming, sports training, children 6-7 year's old, intellectual disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

Забота о здоровье подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовки - первостепенные задачи модернизации современной российской школы. При этом наблюдается тенденция к увеличению числа детей, страдающих нарушениями развития, что не может не вызывать беспокойство законных представителей, а также специалистов социального обслуживания и исполнительной власти в РФ [1].

Серьезные основания для данной проблемы являются ухудшение экологических условий, нестабильные экономические показатели, характеризующие невысокое материальное благосостояние и другие негативные факторы, такие как: недостатки семейного воспитания; не вовремя оказанная помощь детям с нарушениями в психическом развитии на ранних стадиях его рождения [1, 3].

В то же время разработка научно-методических основ для подготовки к двигательным действиям, развитию физических качеств, повышение готовности к физическому развитию, развитию психического роста детей с ограниченными возможностями - одна из главных направлений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. При этом одной из тенденций современных адаптивных видов спорта является ориентация на более глубокий анализ и корректировку моторных, интеллектуальных возможностей ребенка, с ограниченной возможностью, чтобы повысить эффективность его моторной базы и социализации этой категории детей, в виде представления ребенку социального опыта [2, 3].

Цель исследования: разработка экспериментального обоснования эффективности метода обучения адаптивному плаванию на начальном этапе спортивной подготовки детей с нарушением интеллекта в возрасте 6-7 лет.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности метода плавательной подготовки детей с нарушением интеллекта в начале и на заключительном этапе педагогического эксперимента,

проводилось контрольное тестирование и оценка освоения навыков плавания. В результате по «статическому» и по «динамическому» плаванию показатели в начальном тестировании КГ и ЭГ оказались одинаковыми (рисунок 1, 2).

10 8 6 4 2 0

7,7

5,6

5,8

6,1

6,5

2 3 4 5 6 7

■ КГ "ЭГ

10

1

Примечание: 1 - погружение в воду и открывание глаз (с); 2 - «поплавок» (с); 3 - «звездочка на груди» (с); 4 -«звездочка на спине» (с); 5 - движение ног с доской на груди (м); 6 - движение ног с доской на спине (м); 7 -движение в безопорном положении на груди (м); 8 - движение в безопорном положении на спине (м); 9 - плавание в полной координации кролем на груди (м); 10 - плавание в полной координации кролем.

Рисунок 1 - Показатели освоения с водой и плавательной подготовленности детей с нарушением интеллекта в

начале педагогического эксперимента

70

Примечание: 1 - погружение в воду и открывание глаз (с); 2 - «поплавок» (с); 3 - «звездочка на груди» (с); 4 -«звездочка на спине» (с); 5 - движение ног с доской на груди (м); 6 - движение ног с доской на спине (м); 7 -движение в безопорном положении на груди (м); 8 - движение в безопорном положении на спине (м); 9 - плавание в полной координации кролем на груди (м); 10 - плавание в полной координации кролем.

Рисунок 2 - Показатели освоения с водой и плавательной подготовленности детей с нарушением интеллекта на заключительном этапе педагогического эксперимента

Данные, представленные на рисунках 1, 2, свидетельствуют, что показатели детей экспериментальной группы улучшились:

- погрузиться в воду, открывать глаза - на 62,5%;

- упражнение на спине "звездочка" - 67,4%;

- упражнение на груди "звездочка" - 63,6%.

Применение в процессе специальных занятий физических упражнений и игр положительно повлияли на состояние физической подготовки детей ЭГ, что в свою очередь подтверждает эффективность предложенного метода для применения с детьми с нарушением интеллекта 6-7 лет.

В целях исследования влияния подготовки к плаванию на способы плавания кроль на спине и кроль на груди на изучаемый контингент детей, мы проводили статистический анализ полученных нами данных в начале и на заключительном этапе педагогического

эксперимента.

В зависимости от спортивной техники плавания на груди, на спине и особенностям развития моторного мышления у детей с нарушением интеллекта, подготовка к плаванию была разделена на три класстера:

- положение тела на поверхности воды оценивается по результатам тестов «Звездочка» на груди и «Звездочка» на спине;

- динамика движения конечностей оценивается по результатам теста движения рук и ног при плавании на спине или груди;

- элементы дыхательной техники при плавании оцениваются по результатам тестов, открывая глаза под водой, одновременно выдыхая в воде и «Поплавок».

В таблице представлены корреляционные результаты проверки спортивного плавания на спине и на груди, полученные результаты подготовки ребенка в начале и на заключительном этапе педагогического эксперимента.

Таблица - Результаты корреляционного анализа техники спортивного способа с показателями плавательной подготовленности детей в начале и на заключительном этапе педагогического эксперимента (отмеченные корреляции значимы на уровне р>0,05, результаты

Результаты плавательной подготовки «Звездочка» на спине/груди Движение ног в безопорном положении лежа на спине/груди Движение рук лежа на спине/груди Открывание глаз под водой с одновременным выдохом в воду «Поплавок»

Спортивные способы плавания

до после до после до после до после до после

ЭГ Кроль на спине 0,81 0,96 0,98 0,89 0,98 0,89 0,54 0,67 0,60 0,86

Кроль на груди 0,58 0,96 0,98 0,90 0,98 0,93 0,84 0,97 0,85 0,94

КГ Кроль на спине 0,73 0,77 0,95 1,02 0,97 0,99 0,41 0,69 0,51 0,85

Кроль на груди 0,51 0,75 0,93 1,03 0,98 1,05 0,84 0,71 0,75 0,86

Анализируя данные представленные в таблице 3 видно, что в ходе плавания кролем на спине и кролем на груди влияет, прежде всего, на функционирование верхних и нижних конечностей пловца.

Техника кроль на спине - важнейший аспект ребенка, у которого есть умственная отсталость, плыть и удерживать правильный, наиболее приближенный к горизонтальным положениям на поверхности тела, и дыхание для кроля на груди. В контрольной группе возрастала роль в развитии движения верхних и нижних коней.

Резюмируя вышеуказанное, следует отметить, что на первом этапе (в начале педагогического эксперимента) техника плавания для детей с нарушением интеллекта складывается, в первую очередь, из функциональной возможности верхней и нижней конечности. Дети, умеющие открыть глаза в воде, получили лучшие результаты в кроле на груди. В кроле на спине они имели возможность визуально ориентироваться в воде и визуально контактировать с тренерами, что влияло на результат анализа корреляции (таблица 3) со статистической недостоверностью результата плавания и способности открыть глаза в воде.

Полученные результаты исследования показывают, что результаты плавания кроля на груди и кроля на спине зависят, прежде всего, от правильного расположения тела пловца на поверхности воды, а также от техник дыхания на кроле на груди.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Полученные результаты исследований позволили выдвинуть ряд практических рекомендаций.

Федеральный стандарт подготовки спортсменов устанавливает набор минимальных требований к содержанию программы адаптивного плавания на начальном этапе подготовки спортсменов, а также не ограничивают выбор средств и методов, используемых в ходе занятий, в связи с чем до начала занятия необходимо определить главные по-

зиции в зависимости от имеющихся условий материально-технического обеспечения, однородной группы по основному нарушению и так далее.

Необходимо беседовать с теми, кто занимается, так и с их законными представителями, об особенностях поведения в бассейнах и на водоемах.

Основы техники спортивного плавания для детей с интеллектуальными нарушениями рекомендуется начинать со способа «кроль на спине», при котором дети психологически легче привыкают к необычному состоянию своего тела, а также снижает вероятность возникновения критической ситуации в воде.

Длительность первого этапа подготовки начального обучения плаванию детей с нарушениями интеллекта должно быть не менее 2-х лет.

Рекомендуется изучать и формировать спортивную технику. В качестве дополнительной опоры использовать: доски для плавания, волонтерская помощь. Опираться на спортивный инвентарь надо вытянутыми руками или подложить под груди. Применение современных плавательных жилетов, нарукавников и поясов для аэробики неэффективно, так как они не допускают занимающимся заниматься в правильном горизонтальном положении тела в воде.

Для выполнения упражнений в воде необходимо предварительно подготовится к ним, это может быть показано тренером, но затем повторено волонтером в воде, что позволит формированию полной картины движения у детей с нарушениями интеллектуальной способности, особенно важно при начальном обучении плаванию.

Дыхательным упражнениям нужно отводить время на каждом занятии, независимо от того, какие цели и задачи на нем решать.

Рекомендуется включить спортивные и развлекательные мероприятия в бассейне в заключительной части занятия на всех стадиях обучения для того, чтобы воспитать физические качества и эмоционально расслабиться.

Включение в процесс подготовки адаптивного плавания детей с нарушениями интеллектуального развития физкультурно-массовых мероприятий в воде, обязательным условием которых будет участие всех занимающихся без исключения. Программа мероприятий должна быть составлена в соответствии с функциональным состоянием детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова Т.П. Плавание в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т.П. Бегидова, И.Е. Попова, Г. В. Бармин // Адаптивная физическая культура. -2014. - № 1 (57). - С. 6-12.

2. Бударин М.В. Подготовка специалистов по плаванию для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения в соответствии с требованиями современных стандартов спортивной подготовки / М.В. Бударин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2016. - № 5-6. - С. 92-97.

3. Евсеев С. П Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. - 2012. - №2 (50). - С. 214.

REFERENCES

1. Begidova T.P., Popova I.Ye., Barmin G. V. (2014), "Swimming in the complex rehabilitation of people with disabilities", Adaptive physical culture, No. 1 (57), рр. 6-12.

2. Budarin M.V. (2016), "Training of specialists in swimming to work with children with intellectual disabilities in accordance with the requirements of modern standards of sports training", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, No. 5-6, pр. 92-97.

3. Evseev S.P. (2012), "Adaptive sports for persons with intellectual disabilities: state and development prospects", Adaptive physical culture, No. 2 (50), pp. 2-14.

Контактная информация: blohina.l@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.