Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВААЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВААЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПЛАВАНИЕ / АКВААЭРОБИКА / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скороходова Юлия Михайловна, Панов Сергей Федорович, Панова Ирина Петровна

На сегодняшний день проблема начального обучения плаванию дошкольников и поиск наиболее эффективных инновационных подходов к ее решению является достаточно важной и актуальной. Плавание является эффективным и доступным средством развития физических способностей, оказывает положительное влияние на функциональное состояние физиологических систем, повышая тем самым сопротивляемость организма к воздействию негативных факторов внешней среды. Помимо этого повсеместное обучение плаванию детей-дошкольников является необходимым условием осознанного безопасного купания в открытых водоемах, тем самым уменьшая вероятность несчастных случаев. Материалы наших исследований свидетельствуют об эффективности как традиционной, так и экспериментальной программы в процессе обучения начальному плаванию детей в дошкольном учреждении. Однако при использовании комплексов аквааэробики на занятиях по начальному обучению плаванию старших дошкольников мы получили более высокие приросты при р<0,01-0,05 в результатах по всем контрольным испытаниям. Установленная нами положительная динамика показателей плавательной подготовленности в исследовании является объективной базой для целенаправленных педагогических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AQUA AEROBICS IN THE CLASSES OF INITIAL SWIMMING WITH PRESCHOOL CHILDREN

To date, the problem of primary swimming training for preschoolers and the search for the most effective innovative approaches to its solution is quite important and relevant. Swimming is an effective and affordable means of developing physical abilities, possessing the positive effect for the functional state of physiological systems, thereby increasing the body's resistance to negative environmental factors. In addition, the widespread teaching of swimming to preschool children is a necessary condition for conscious safe swimming in open water, thereby reducing the likelihood of accidents. The materials of our research testify to the effectiveness of both traditional and experimental programs in the process of teaching children to begin swimming in a preschool institution. However, when using water aerobics complexes in the primary swimming lessons for older preschoolers, we received higher increases at p<0,01-0,05 in the results for all control tests. The positive dynamics of swimming readiness indicators established by us in the study is an objective basis for targeted pedagogical influences.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВААЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

3. Leus, E.V., Soloviev, A.G. and Sidorov, P.I. (2012), "Juvenile deviant behavior diagnostics", Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 9, pp. 268-277.

4. Government of the Russian Federation (2018), "On approval of the Concept of training a sports reserve in the Russian Federation until 2025 and the action plan for its implementation", Decree of the No. 2245-r, 17 October, available at: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzIXgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf (accessed 20 December 2021).

5. Sidorov, K.R. (2013), "Anxiousness as a psychological phenomenon", Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, No. 2, pp. 42-52.

6. Skok, N.S. (2021), "Deviant behavior in the field of physical culture and sports: a brief analysis of methodological approaches", Materials of the final scientific and practical conf. Lesgaft NSU of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg, for 2020, No. 1, St. Petersburg, pp. 224-227.

7. Khoroshukha, M.F. (2012), "Studying the interconnection between the deviant behaviour and the direction of the young sportsmen's training process (due to the author's retrospective observations)", Russian Journal of Physical Education and Sport, No. 3, pp. 128-131.

Контактная информация: n.skok@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

УДК 797.212.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВААЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Юлия Михайловна Скороходова, старший преподаватель, Липецкий государственный технический университет; Сергей Федорович Панов, доктор биологических наук, доцент, Ирина Петровна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк

Аннотация

На сегодняшний день проблема начального обучения плаванию дошкольников и поиск наиболее эффективных инновационных подходов к ее решению является достаточно важной и актуальной. Плавание является эффективным и доступным средством развития физических способностей, оказывает положительное влияние на функциональное состояние физиологических систем, повышая тем самым сопротивляемость организма к воздействию негативных факторов внешней среды. Помимо этого повсеместное обучение плаванию детей-дошкольников является необходимым условием осознанного безопасного купания в открытых водоемах, тем самым уменьшая вероятность несчастных случаев. Материалы наших исследований свидетельствуют об эффективности как традиционной, так и экспериментальной программы в процессе обучения начальному плаванию детей в дошкольном учреждении. Однако при использовании комплексов аквааэробики на занятиях по начальному обучению плаванию старших дошкольников мы получили более высокие приросты при р<0,01-0,05 в результатах по всем контрольным испытаниям. Установленная нами положительная динамика показателей плавательной подготовленности в исследовании является объективной базой для целенаправленных педагогических воздействий.

Ключевые слова: дошкольники, плавание, аквааэробика, плавательная подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p396-399

USING AQUA AEROBICS IN THE CLASSES OF INITIAL SWIMMING WITH

PRESCHOOL CHILDREN

Yulia Mikhailovna Skorokhodova, the senior teacher, Lipetsk State Technical University, Sergey Fedorovich Panov, the doctor of biological sciences, docent, Irina Petrovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-

Shansky University

Abstract

To date, the problem of primary swimming training for preschoolers and the search for the most effective innovative approaches to its solution is quite important and relevant. Swimming is an effective and affordable means of developing physical abilities, possessing the positive effect for the functional state of physiological systems, thereby increasing the body's resistance to negative environmental factors. In addition, the widespread teaching of swimming to preschool children is a necessary condition for conscious safe swimming in open water, thereby reducing the likelihood of accidents. The materials of our research testify to the effectiveness of both traditional and experimental programs in the process of teaching children to begin swimming in a preschool institution. However, when using water aerobics complexes in the primary swimming lessons for older preschoolers, we received higher increases at p<0,01-0,05 in the results for all control tests. The positive dynamics of swimming readiness indicators established by us in the study is an objective basis for targeted pedagogical influences.

Keywords: preschoolers, swimming, water aerobics, swimming readiness.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества все более новые требования предъявляются к деятельности образовательных дошкольных учреждений, т. к. именно период дошкольного возраста является наиболее значимым в онтогенетическом развитии. На данном этапе у дошкольников закладываются основы здоровья, формируется огромное количество жизненно важных двигательных навыков, создаются предпосылки для гармоничного развития личности.

В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками особое место занимает обучение детей плаванию, которое является одним из самых эффективных и доступных средств физического воспитания, способствующих повышению сопротивляемости организма к воздействию негативных факторов окружающей внешней среды [3, 4].

Традиционная практическая деятельность по обучению плаванию детей-дошкольников базируется на классических схемах обучения, представленных в исследованиях Т.И. Осокиной, Е.К. Вороновой, Л.Ф. Еремеевой, И.А. Большаковой [2]. Однако всё более актуальным становится поиск более эффективных форм и средств по развитию у детей дошкольного возраста плавательных умений и навыков, создающих при этом условия для повышения функциональных возможностей организма и творческого самовыражения [1].

Практический опыт работы в образовательном учреждении, изучение научно-методической литературы, привели нас к выбору доступной формы двигательной деятельности дошкольников в водной среде - аквааэробике, которая может выступать как сопутствующий метод обучения плаванию, делая данный обучения более эмоциональным и эффективным.

Целью нашего исследования является выявление влияния средств аквааэробики на совершенствование процесса по начальному обучению плаванию с детьми 6-7-летнего возраста.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование носит практический характер, анализирует и обобщает результаты динамики плавательной подготовленности детей. В занятия по овладению начальными навыками плавания мы включали разработанные комплексы аквааэробики - это элементы статистического и художественного плавания, комплексы упражнений плавательного характера, игры, упражнения на восстановление, водные эстафеты. Каждое занятие в бассейне традиционно делилось на три части. Подготовительная часть занятия строилась на выполнении комплексов упражнений в воде с умеренной нагрузкой с предметами и без предметов под музыкальное сопровождение. Основная часть направлена на развитие двигательных способностей и овладение основными навыками плавания. Она состояла из комплексов упражнений плавательного характера, элементов художественного и фигур-

ного плавания (элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде), действий на развитие аква-творчества. В заключительной части мы постепенно снижали нагрузку под успокаивающий музыкальный фон. Ребятишки выполняли упражнений на дыхание, задания на преодоление чувства боязни воды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходная оценка плавательной подготовленности по тестам «скольжение на груди» и «плавание произвольным способом» перед проведением основного эксперимента не проводилась, т. к. наши испытуемые ещё не умели плавать. По окончании эксперимента были проведены контрольные испытания по уровню развития плавательной подготовленности дошкольников (таблица).

Таблица - Динамика показателей плавательной подготовленности детей КГ и ЭГ в ходе исследования_

№ Контрольные испытания Этапы эксперимента

КГ (п=17) ЭГ (п=15)

до после до после

1 Пробегание 6-ти метрового отрезка с опорой о дно бассейна, с 12,5±1,1 9,6±0,8* 12,1±1,2 8,1±0,5*

2 Попеременная работа ног кролем на груди у неподвижной опоры без задержки дыхания, с 19,7±3,1 25,1±2,1* 19,9±3,0 35,4±1,6**

3 Поднимание предметов со дна бассейна за 30 с, кол-во штук 2,8±0,2 3,6±0,2* 2,7±0,3 5,9±0,2**

4 «Звездочка» на груди, с 6,8±0,7 8,5±0,6* 6,6±0,6 9,4±0,3*

5 Вдох и выдох в воду, с 2,4±0,2 4,3±0,3* 2,5±0,3 5,7±0,2**

6 Скольжение на груди, м - 4,0±0,3 - 5,2±0,2

7 Плавание произвольным способом, м - 6,1±0,3 - 8,6±0,3

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; * -р<0,05, ** - р<0,01 (достоверность различий по ^критерию Стьюдента); п - количество участников.

После статистической обработки полученных результатов исследования, мы установили, что позитивные достоверные изменения по всем показателям плавательной подготовленности произошли у детей и КГ и ЭГ. Испытуемые обеих групп показали максимально возможные результаты, которые имеют позитивную динамику, что говорит об эффективности как традиционной, так и экспериментальной программы в процессе обучения начальному плаванию детей старшего дошкольного возраста. Однако в экспериментальной группе наблюдается более качественный прирост в результатах при р<0,01-0,05. Для более четкого представления эффективности разработанной нами экспериментальной программы на рисунке мы представили результаты статистической обработки полученных данных межгрупповых различий.

40

* 30 (?

а § 20

£ о и

« 10

35,4

25,1 1

9,6 8,1 | 8,5 9,4 8,6

| 5,9 3,6 4 4,3 5,7 4 5,2 6,1 I

тест №1 тест№2 тест №3 тест №4 тест №5 тест №6 тест №тест контрольная группа ■ экспериментальная группа

Примечание: тест №1 - Пробегание 6-ти метрового отрезка с опорой о дно бассейна (с); тест №2 - Попеременная работа ног кролем на груди у неподвижной опоры без задержки дыхания (с); тест №3 - Поднимание предметов со дна бассейна за 30 с (кол-во штук); тест №4 - «Звездочка» на груди (с); тест №5 - Вдох и выдох в воду (с); тест №6 - Скольжение на груди (м); тест №7 - Плавание произвольным способом (м).

Рисунок - Сравнительный анализ показателей плавательной подготовленности детей КГ и ЭГ

0

Данные показывают, что достоверные межгрупповые различия наблюдаются между показателями плавательной подготовленности детей КГ и ЭГ по всем контрольным испытаниям. Данный факт подтверждает то, что экспериментальная программа оказалась более эффективной в отличие от традиционной методики.

При анализе показателей плавательной подготовленности детей КГ и ЭГ по тестам «Скольжение на груди» и «Плавание произвольным способом» мы видим, что все дети научились плавать и показывать хорошие результаты. Однако в КГ результаты контрольного испытания «Скольжение на груди» находятся на высоком уровне, а вот результаты контрольного испытания «Плавание произвольным способом» - на среднем уровне. В ЭГ получены более впечатляющие результаты контрольного испытания «Скольжение на груди» и «Плавание произвольным способом» - уровень даже превышающий отличный для этого возраста результат. Дети ЭГ выполнили контрольное испытание «Скольжение на груди» на 1,2 м больше, чем дети КГ. Также дети ЭГ выполнили контрольное испытание ««Плавание произвольным способом» на 2,5 м больше, чем дети КГ.

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы можем констатировать, что материалы наших исследований свидетельствуют об эффективности как традиционной, так и экспериментальной программы в процессе обучения начальному плаванию детей старшего дошкольного возраста. Однако при использовании комплексов аквааэробики на занятиях по начальному обучении плаванию детей 6-7-летнего возраста мы получили более высокие приросты при р<0,01-0,05 в результатах по всем контрольным испытаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимова Ю.С. Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / ГерасимоваЮлия Сергеевна. -Санкт-Петербург, 2009. - 24 с.

2. Пушкарева И.Н. Инновационные методы в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста / И.Н. Пушкарева, К.А. Смецкая, В.Ф. Коротких // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 147-150.

3. Плавание как средство физического развития детей грудного, ясельного и дошкольного возраста и профилактика заболеваний / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, Д.Е. Иващенко, П.В. Шилов, Д.В. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184).- С. 346-350.

4. Шалаева И.Ю. Эффективность применения дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста / И.Ю. Шалаева // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - № 2 (15). - С. 60-64.

REFERENCES

1. Gerasimova, Yu.S. (2009), Primary swimming training for preschool children using role-playing games, dissertation, St. Petersburg.

2. Pushkareva, I.N., Smeckaya, K.A. and Korotkih, V.F. (2015), "Innovative methods in the process of teaching swimming to preschool children", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp. 147-150.

3. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Ivashchenko, D.E., Shilov, P.V. and Saenko, D.V. (2020), "Swimming as a means of physical development of infants, toddlers and preschool children and disease prevention", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 346-350.

4. Shalaeva, I.Yu. (2020), "Efficiency of breathing exercises in swimming lessons with preschool children", Humanitarian research in Central Russia, No. 2 (15), pp. 60-64.

Контактная информация: kafedrasporta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.