Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ В ТЕННИС У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ В ТЕННИС У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION OF MOTOR SKILLS / TECHNICAL (INITIAL) TRAINING OF A TENNIS PLAYER / DEVELOPMENT OF PHYSICAL ACTIONS / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ТЕХНИЧЕСКАЯ (НАЧАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА ТЕННИСИСТА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойлова М.В., Бородавкина Н.Л.

Цель исследования - научно и экспериментально обосновать рациональную методику обучения полноценному двигательному действию в тренировочном процессе, в основе которой лежит использование ориентировочной деятельности. Методика и организация исследования. В ходе исследования были использованы методы интервьюирования, измерение физических параметров движения (быстроты, координации, точности удара) и формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе АУ «Югра-МегаСпорт» (г. Ханты-Мансийск). В ходе исследования были использованы одновременно две стратегии формирования навыка двигательного действия «сверху вниз» (от общих понятий о действии, его цели и пр. - общая ориентировка в осваиваемом действии) и «снизу верх» (от фиксации движения в контрольных точках к целостному движению). Специфика проекта состояла в том, что необходимо было совмещать собственно тренировочный процесс с психологическим сопровождением. Всего было задействовано 18 спортсменов в возрасте 10-11 лет, находящихся на этапе начальной подготовки по теннису, из них сформированы четыре группы: две контрольные (КГ1, КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2), всего по 4 человека в ЭГ1 и КГ1 и по 5 - в ЭГ2 и КГ2. Результаты исследования и выводы. В более короткий срок (всего за 9 недель) у всех спортсменов ЭГ сформировалось более точное спортивное движение. Тренеры отметили, что дети ЭГ более свободны и эффективны в выполнении подач в условиях не только тренировочной, но и соревновательной деятельности. У всех детей ЭГ улучшились индивидуальные показатели в технике выполняемого спортивного движения (удар слева, удар справа, подача).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самойлова М.В., Бородавкина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Motor Skills in Junior Tennis Players Based on Indicative Activities

Objective of the study was to scientifically and experimentally substantiate a rational methodology for teaching a full-fledged motor action in the process of training based on orientational activity. Methods and structure of the study. The study involved interviewing, measuring physical parameters of motion (speed, coordination, stroke accuracy) and formative experiment. The study was conducted on the basis of the Autonomous Institution "Yugra-MegaSport" (Khanty-Mansi). Two strategies for the formation of motor actions were used simultaneously: "top-down" (from general concepts of action, its purpose, etc. -general orientation in the mastered action) and "down-top" (from fixing movement at control points to integral movement). The specific feature of the project was that the actual training process was to be combined with the psychological support. A total of 18 tennis players aged 10-11 years were sampled for the study. All of them were at the stage of initial training. They were divided into 4 groups: two Control Groups (CG1, CG2) and two Experimental Groups (EG1, EG2), 4 people in EG1 and CG1, and 5 people in EG2 and CG2. Results of the study. In a shorter period (in just 9 weeks), all EG athletes developed a more accurate sports movement. The trainers noted that the EG children felt more free and made more effective serves not only in training but also in competitive conditions. The individual technique of sports movement (backhand, forehand, serve) improved in all EG subjects. Conclusion. Despite the similar initial level of physical fitness, in the post-control study the EG athletes were found to be more accurate in the technique of basic tennis strokes as opposed to the CG athletes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ В ТЕННИС У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ

В ТЕННИС У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

НА ОСНОВЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 15.11.2019 г.

Кандидат психологических наук, доцент М.В. Самойлова1 Магистрант Н.Л. Бородавкина1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

FORMATION OF MOTOR SKILLS IN JUNIOR TENNIS PLAYERS BASED ON INDICATIVE ACTIVITIES

PhD, Associate Professor M.V. Samoylova1 Master student N.L. Borodavkina1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - научно и экспериментально обосновать рациональную методику обучения полноценному двигательному действию в тренировочном процессе, в основе которой лежит использование ориентировочной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе исследования были использованы методы интервьюирования, измерение физических параметров движения (быстроты, координации, точности удара) и формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе АУ «Югра-МегаСпорт» (г. Ханты-Мансийск). В ходе исследования были использованы одновременно две стратегии формирования навыка двигательного действия «сверху вниз» (от общих понятий о действии, его цели и пр. - общая ориентировка в осваиваемом действии) и «снизу верх» (от фиксации движения в контрольных точках к целостному движению).

Специфика проекта состояла в том, что необходимо было совмещать собственно тренировочный процесс с психологическим сопровождением. Всего было задействовано 18 спортсменов в возрасте 10-11 лет, находящихся на этапе начальной подготовки по теннису, из них сформированы четыре группы: две контрольные (КГ1, КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2), всего по 4 человека в ЭГ1 и КГ1 и по 5 - в ЭГ2 и КГ2. Результаты исследования и выводы. В более короткий срок (всего за 9 недель) у всех спортсменов ЭГ сформировалось более точное спортивное движение. Тренеры отметили, что дети ЭГ более свободны и эффективны в выполнении подач в условиях не только тренировочной, но и соревновательной деятельности. У всех детей ЭГ улучшились индивидуальные показатели в технике выполняемого спортивного движения (удар слева, удар справа, подача).

Ключевые слова: формирование двигательных навыков, техническая (начальная) подготовка теннисиста, развитие физического действия.

Annotation

Objective of the study was to scientifically and experimentally substantiate a rational methodology for teaching full-fledged motor action in the training process, which is based on the use of orientational activities. Methods and structure of research. In the course of the study, interviewing methods, measuring physical parameters of motion (speed, coordination, impact accuracy) and formative experiment were applied. The study was conducted on the basis of the Ugra-MegaSport (Khanty-Mansiysk). In the course of the study, two strategies for the formation of the motor action skill "from top to bottom" (from general concepts of action, its purpose, etc. — the general orientation in the mastered action) and "bottom to top" (from fixing movement at control points to integral movement) were used simultaneously )

The specifics of the project was that it was necessary to combine the actual training process with psychological support.

A total of 18 athletes aged 10-11 years were involved, who are at the stage of initial training in tennis, of which four groups are formed: two control (CG1, CG2) and two experimental (EG1, EG2), a total of 4 people in EG1 and CG1 and 5 each in EG2 and CG2.

Rsults of the study. In a shorter period (in just 9 weeks), all athletes of the EG formed a more accurate sports movement. The trainers noted that the children of the EG are more free and effective in performing feeds in conditions of not only training, but also competitive activity. All children in the EG improved their individual indices in the technique of the performed sports movement (left punch, right punch, pitch).

Conclusions. Despite the same initial level of preparedness, the EG athletes in the post-control study were more accurate in the technique of basic tennis strokes than the CG athletes.

Keywords: formation of motor skills, technical (initial) training of tennis player, development of physical action

Введение. Формирование двигательных навыков в спорте традиционно выступает сферой совместного интереса психологии и физической культуры, а собственно движение и его развитие могут с разных сторон выступить как прикладным, так и теоретическим предметом обеих наук. Особенно остро проблема формирования спортивного движения встает в технически сложных видах спорта, к которым, несом-ненно, относится большой теннис. С нашей точки зрения, одна из основных проблем обучения сложному двигательному действию

в спорте, в частности в теннисе, состоит в недостаточной внимательности тренеров именно к ориентировочной части действия, особенно на начальном этапе подготовки, в которой нередко делается упор буквально на «натаскивание» двигательного навыка без какого-либо сознательного анализа последнего. Тогда как, согласно теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина [3], действие, усвоенное в самом начале его становления «кое-как», во много раз сложнее вывести на уровень полноценного и самодостаточного.

92 http://www.teoriya.ru —- http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

Цель исследования - научно и экспериментально обосновать методику обучения полноценному двигательному действию в тренировочном процессе, в основу которой положено использование ориентировочной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе исследования были использованы методы интервьюирования, измерения физических параметров движения (быстроты, координации, точности удара) и формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе АУ «Югра-МегаСпорт» (г Ханты-Мансийск).

Интервьюирование тренеров и юных спортсменов выявило ряд проблем. Во-первых, спортсменки группы начальной подготовки имеют недостаточно сформированный навык ударов (особенно страдает точность попадания мяча в корт), кроме того, они не понимают и не соотносят связь движений тела с траекторией дальнейшего полёта мяча, силой удара и т. д.

Во-вторых, широко известна традиционная проблема технической и тактической подготовки юного теннисиста, которая состоит в том, что на этапе освоения двигательного навыка, который является чрезвычайно сложным, еще нет места для постижения стратегии - все сознание начинающего спортсмена поглощено сложностью формирования навыка удара. Когда же более или менее оттачивается навык, он получается как бы выключен из «стратегического поля» игрока, так как формировался вне целостной технико-стратегической задачи.

В-третьих, большинство тренеров начинают формировать движение как бы «снизу вверх», что влечёт за собой становление механического навыка, в котором не учитывается его смысловая, сознательная часть. Практически исключается работа над ориентировочной частью действия, оно формируется «вслепую», методом бесконечных «проб и ошибок»: тренер показывает, ребенок повторяет, «как получиться», подолгу имитирует удары, но не знает, как правильно их применить в реальной игре и т. п.

Все эти проблемы заставили нас применить к начальной подготовке теннисиста известные, но все еще актуальные для обучения теннису концепции Н. А. Бернштейна, П. Я. Гальперина и М. М. Богена об ориентировочной основе действия [1-3]. Для этого на первом этапе тренер организовывал короткий диалог о значимости каждого движения в игре, о сути его выполнения с целью направленной актуализации интереса к самому двигательному действию (с какой целью выполняется данное движение?/почему необходимо заранее представлять его траекторию? и т. п.)

На втором этапе проходило формирование действия в материализованной форме с помощью «неспортивных методов»:

- анализ отдельного действия и составление алгоритма контрольных точек (схема «ориентировочная основа деятельности» - ООД).

- рисуночные методики (рисование теннисного корта -сверху, траекторий полётов мяча в результате того или иного удара и т. д.);

- наблюдение за опытными игроками во время игры по выделенным критериям схемы ООД;

Третий этап - это этап усвоения действия в форме внешней (громкой) речи. На данном этапе дети самостоятельно, каждый сам для себя в громкой речи проговаривали последовательность выполнения движения с указанием на контрольные точки (ООТ), сначала дети просто проговаривали вслух положение ног, туловища, рук, затем только проблемные точки, на четвертом этапе громкоречевое проговари-вание «уходило» совсем, но каждый спортсмен в случае ошибки мог найти и проговорить слабые точки собственного движения. На четвёртом и пятом этапах каждому ребён-

ку самостоятельно, в форме внутренней речи, предстояло анализировать выполняемое действие другого спортсмена по ориентировочным точкам.

В ходе исследования были использованы одновременно две стратегии формирования навыка двигательного действия «сверху вниз» (от общих понятий о действии, его цели и пр. - общая ориентировка в осваиваемом действии) и «снизу верх» (от фиксации движения в контрольных точках к целостному движению). Таким образом, совмещение двух мощных пластов в формировании навыка - физического (технического) и интеллектуального (ориентировочного) составило фундамент методики обучения детей 10-11 лет теннису на основе выделения ориентировочной части движения.

Специфика нашего проекта состояла в том, что нам необходимо было совмещать собственно тренировочный процесс с психологическим сопровождением. Каждой тренировке предшествовала пропедевтическая часть, она занимала от 15 до 30 мин. Применялись диалоговые формы постановки проблемы, приводились и анализировались фрагменты игр знаменитых спортсменов. Затем наступала собственно тренировочная часть, которая, особенно на начальных встречах, сопровождалась речевой деятельностью, проводился анализ ошибок и успешных движений как со стороны - участниками группы, так и самим спортсменом (самоанализ). В конце занятий подводился рефлексивный итог, в котором юные спортсмены делились своими открытиями и мнением о проделанной работе.

Цикл занятий в рамках проекта был рассчитан на 26 встреч (три раза в неделю в течение 9 недель), продолжительность которых задавалась расписанием тренировок и составляла 2 ч на каждую встречу, всего было задействовано 18 спортсменов в возрасте 10-11 лет, находящихся на этапе начальной подготовки по теннису, из них сформированы четыре группы: две контрольные (КГ1, КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2), всего по 4 человека в ЭГ1 и КГ1 и по 5 человек в ЭГ2 и КГ2. Группы прошли рандомизацию: в каждой группе представлено равное количество человек с одинаковым исходным уровнем владения техническими навыками теннисных ударов. В связи с малочисленностью выборки, которая обусловлена видом спорта (преимущественно индивидуальное обучение), был применен непараметрический метод статистической обработки для основного критерия сформированности двигательного навыка - точности попадания по корту при ударе справа, при ударе слева и при подаче.

Результаты исследования и их обсуждение. Массив данных составили средние значения по каждому испытуемому в пре- и постконтроле как ЭГ, так и КГ. Полученное эмпирическое значение для каждой ЭГ находится в зоне значимости, следовательно, результаты постконтроля в ЭГ по исследованию точности удара слева, справа и при подаче статистически значимо отличаются от результатов преконтроля (при р<0.01), а результаты постконтроля в КГ1 и КГ2 по исследованию точности удара статистически незначимо отличаются от результатов преконтроля.

Точность удара в обеих ЭГ оказалась наиболее податливым критерием при формировании навыка спортивного движения путем развертывания ориентировочной основы действия, включенной в целостную проектную деятельность спортсмена (см. рисунок).

Очевидно, что именно «точность» движения оказалась более контролируемой для юных спортсменов, а также наиболее доступной для рационального анализа и обсуждения в группе. В более короткий срок (всего за 9 недель) у всех спортсменов ЭГ сформировалось более точное спортивное движение. Тренеры отметили, что дети ЭГ более свободны и эффективны в выполнении подач в условиях не только тренировочной, но и соревновательной деятельности.

№ 1 • 2020 Январь | Yaпuary http://www.teoriya.ru 93

http://www.teoriya.ru -г-

Сравнение критерия «точность удара» в пре- и посттесте экспериментальных и контрольных групп

У всех детей ЭГ улучшились индивидуальные показатели в технике выполняемого спортивного движения (удар слева, удар справа, подача). Можно смело сказать, что для такого сложного вида спорта, как теннис, точность удара является ведущей интеллектуально-физической функцией, так как от нее в целом зависят стратегия и целостный ход игры. Мы не умаляем значения координации и скорости движения, но данные параметры, предполагаемые нами к изменению, не обнаружили статистически значимых изменений. Видимо, для измерения посекундных различий нужны специальные высокопараметричные методы, специализированные в области спорта. Так, например, замеряемый нами на время так называемый «челночный бег» (зигзагообразные передвижения по корту), конечно, не намного, всего на 3-4 с, быстрее у каждого участника в посттесте обеих ЭГ и для «классической» статистики незначимы. Однако в реалиях игры преимущество даже в долю секунды может стать победным.

Выводы. Несмотря на одинаковый исходный уровень подготовленности, спортсмены экспериментальных групп в постконтрольном исследовании были более точны в технике основных теннисных ударов, нежели спортсмены контрольных. Таким образом, развертывание ориентировочной основы действия в ходе тренировочного процесса обеспечивает не только полноценность физической составляющей, но и смысловое наполнение целостной спортивно-соревновательной деятельности как мощной культурной сферы физического и психического развития.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн / Под ред. В. П. Зин-ченко. - 2-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 688 с.

2. Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия / М.М. Боген. - Электронный ресурс. Режим доступа: www//http:bibliofond.ru

3. Гальперин П.Я Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.

References

1. Bernstein N.A.; Zinchenko [ed.] Biomehanika i fiziologiya dvizheniy: Izbrannyie psihologicheskie trudy [Biomechanics and physiology of movements: Selected psychological works]. 2nd ed.. M.: MPSI Publ.: Voronezh: MODEK publ., 2004. 688 p.

2. Bogen M.M. Pedagogicheskiy analiz tehniki orientirovochnoy chasti dvigatelnogo deystviya [Pedagogical analysis of technique of approximate part of motor action] [Electronic resource]. Available at: www // http: bibliofond.ru

3. Galperin P.Ya. Metody obucheniya i umstvennoe razvitie rebYonka [Teaching methods and mental development of child]. M.: MU publ., 1985. 45 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ л

а

ч-

о

0J

и

а

с

га &

О 0J л Н

использование специальных физических упражнении с перьевым воланом в процессе коррекции зрения

Кандидат биологических наук, доцент А.В. Турманидзе1 1Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск

УДК/UDC 796.344

Ключевые слова: бадминтон, волан, зрение, миопия.

Введение. На сегодняшний день особую актуальность приобретают технологии и методики физической рекреации с возможностью тренировки и восстановления зрения. Для коррекции и профилактики нарушений зрения наиболее доступным и эффективным средством считается бадминтон в сочетании со специальными упражнениями с воланом [1, 2].

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность использования специальных физических упражнений с перьевым воланом в процессе коррекции зрения студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по зрению.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 12 студентов высшего учебного заведения в возрасте 17-22 лет, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по зрению. Диагностика зрения производилась на авторефкератотонометре Tonoref II.

Студенты обследовались дважды: один раз в начале эксперимента, второй - после трех месяцев занятий в специальной группе на учебных занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура» с применением специальных упражнений с воланом и коррекционными элементами при игре в бадминтон. Занятия проходили 3 раза в неделю по 45 мин.

Результаты исследования и их обсуждение. После первого обследования у группы исследуемых лиц были обна-

ружены следующие результаты: V

V OD 05

OS '0,5 '

OS 0,3

Различия между показателями достоверны при p<0,01.

use of special physical exercises with feather

SHUTTLECOCK IN THE FOR VISION CORRECTION

PhD, Associate Professor A.V. Turmanidze1 1Dostoevsky Omsk State University, Omsk

Поступила в редакцию 12.09.2019 г.

По завершении эксперимента в обследуемой группе вы., OD 0,6 ■ , OD 0,8/ лг!

явлены следующие показатели: V —,—, ± V —,— (p<0,05).

' OS 0,6 OS 0,8 ' '

Также отмечен высокий прирост уровня ловкости, выявленный в процессе педагогического тестирования с использованием мяча для большого тенниса. Оценивалось попадание в цель и ловля мяча как ведущей рукой, так и второстепенной. Результаты тестирования до эксперимента - 4,1±0,3 балла, после - 7,2±0,5 балла, что характеризует высокий уровень развития двигательного потенциала при повышении остроты зрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ материалов показал, что из 12 студентов, занимающихся физическими упражнениями с элементами бадминтона по специальной программе, повысили остроту зрения на 10% от исходного уровня 6 студентов, на 20% - 4 студента. При этом у одного обследуемого зрение восстановилось и у двух лиц наблюдается стабилизация процесса (различия достоверны при p<0,05).

Вывод. Для улучшения зрения целесообразно применять специальные упражнения с воланом и элементами игры в бадминтон не реже 3 раз в неделю при сочетании с другими развивающими физическими упражнениями.

Литература

1. Ахтариева Р.Ф. Исследование психофизиологических параметров у бадминтонистов / Р.Ф. Ахтариева, Ю.К. Жесткова, Р.Р. Ша-пирова, С.Р. Шарифуллина // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 3. - С. 21-23.

2. Suleyeva K.M. The problem of integrating the physical and technical training of badminton players / K.M. Suleyeva, B.T. Duisebaev, Zh. Bozhig, S.A. Stavskaya, Sh.Sh. Khamzina // Теория и методика физической культуры. - 2018. - № 1 (51). - С. 90-96.

Информация для связи с автором: anton.turmanidze@yandex.ru

94 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.