УДК 796.342.084.2
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И УДАРОВ У ЮНЫХ
ТЕННИСИСТОВ
А.В. Ургапов, Д.Л. Миронов
Уровень спортивного мастерства в теннисе во многом обусловлен степенью развития специальных координационных способностей, связанных с умением точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движения. При этом используются главным образом методические приемы, преимущественно направленные на достижение пространственной точности движений и реализации установки на точное соответствие друг другу всех параметров действия в целом.
Ключевые слова: методика формирования точности движений, техническое мастерство, скорость двигательных действий.
Современный спорт высших достижений с каждым годом, с каждым олимпийским циклом предъявляет к спортсменам все более и более жесткие требования. В циклических видах спорта борьба ведется уже за сотые доли секунды, за сантиметры и миллиметры.
Обостряется противоборство и в спортивных играх. К общим проблемам, касающимся всех спортивных игр, относится все возрастающая сложность технико-тактического мастерства игроков,
точность попадания при увеличении скорости полета спортивного снаряда: мяча, шайбы, волана и т. д.
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что теннис в настоящее время является популярным видом спорта, включенным в программу Олимпийских игр.
Данный вид спорта требует от спортсменов разносторонней общей и специальной физической подготовки, высокого технического и тактического мастерства, психической устойчивости в условиях спортивной ситуационной борьбы, осознанной мотивации для достижения краткосрочных и долгосрочных спортивных целей.
Однако в настоящее время вследствие возрастания физической подготовленности спортсменов и повышения скорости применения технических приемов все большее значение приобретают вопросы точности, поскольку при больших темпах игры теннисистам становится все труднее контролировать технику движения и ударов по мячу. То есть необходимо делать упор на совершенствование именно технической стороны квалификации спортсменов [4, 6].
В учебнике биомеханики предлагается изучать то, что умеет делать спортсмен и как владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность
технических действий, которые умеет выполнять спортсмен; во вторую -эффективность и освоенность выполнения.
Объем технических действий определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен [1].
Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или применяет на соревнованиях.
Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов.
Освоенность техники характеризуется стабильностью, сохранением во времени, автоматизированностью двигательного навыка.
Анализу влияния скорости полета спортивного снаряда на точность уделялось много внимания в различных видах спортивных игр: в футболе, баскетболе, волейболе, теннисе и настольном теннисе [1, 2, 6].
Большинство авторов сходятся во мнении, что время прослеживания и средняя скорость полета мяча оказывают существенное влияние на успешность действий игрока, выполняющего удары по быстро летящему мячу [1, 2, 4, 5, 6].
Известно, что точность движения зависит от индивидуальных особенностей человека, уровня его физической подготовленности, целевой установки и некоторых других факторов, вследствие чего точность в спортивной практике рассматривается как один из основных критериев эффективности двигательной деятельности, а, соответственно, и как
интегральный критерий освоенности технико-тактического мастерства в спортивных играх и единоборствах.
Однако при оценке освоенности элементов технико-тактического мастерства большое значение имеет такой фактор, как скорость, с которой выполняется точностное действие. На наш взгляд, учет этих двух параметров позволяет выявить более полную картину уровня техникотактической подготовленности спортсменов как в настольном теннисе, так и в других видах спортивных игр [6].
В современном теннисе можно отметить такие главные тенденции развития игры, как придание процессу игрового противоборства активного атакующего и контратакующего характера с возрастанием темпа игры и уменьшением длительности розыгрыша, повышение стабильности и точности игры, а также ее вариативности с использованием разнообразных технико-тактических действий.
Основным технико-тактическим средством ведения игры являются передачи. Точность передач в теннисе во многом определяет эффективность игровых действий.
Поэтому многие исследователи [1, 3, 4, 5, 6] изучали проблему точности в спортивных играх. В настоящее время выделено несколько проблем: скорость - точность, точность со зрительным и без зрительного контроля, дистанция - точность и др.
Анализ игры сильнейших теннисистов мира показал, что большое значение для достижения значительных успехов в теннисе имеют такие качества, как мощность игровых действий, умение послать мяч с большей скоростью, чем противник, и, конечно же, точность - умение послать мяч в нужное место корта [4].
Вопросы методики тренировки в теннисе в современной литературе по спорту представлены весьма широко, особенно общие положения организации и планирования тренировочного процесса. Ведущее место отдается проблемам физической подготовки, а также вопросам, касающимся взаимоотношений физической и физиологической нагрузок, повышения выносливости теннисистов.
Внимание специалистов акцентируется на повышении эффективности тренировочного процесса за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок, которые стимулируют рост специальной подготовленности [1, 5, 6].
Сегодня четко определяются две тенденции в решении научнометодических вопросов управления спортивной тренировкой.
Во-первых, это исследования, касающиеся отдельных сторон спортивной тренировки (тренировочных упражнений и методов их выполнения, частных параметров и нормирования нагрузок и т. д.). В настоящее время такие исследования направлены на решение проблемы
организации тренировочного процесса в рамках его этапов, периодов, циклов.
Во-вторых, исследования, связанные с проблемой взаимосвязи круглогодичной и многолетней спортивной тренировки с другими аспектами жизнедеятельности спортсмена. В данном случае спортивная тренировка рассматривается как составная часть более общей системы, в которую, кроме тренировки, входит система спортивных соревнований, а также совокупность внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена.
Обе эти тенденции определяют проблемы системного построения спортивной тренировки [5].
Построение спортивной тренировки подразумевает не просто какие-то отдельные организующие акции по структурированию тренировочного процесса, а, главным образом, те стержневые линии деятельности, благодаря которым ей придается системная упорядоченность.
Такой подход позволяет выделить особенности подготовки в современном спорте, которые характеризуются следующим:
- наличием больших объемов «посторонней» работы, часто вообще не связанной с задачами подготовки спортсменов;
- постоянными большими физическими нагрузками, не обеспечивающими техническое мастерство;
- недостаточно эффективными средствами и методами овладения спортивной техникой;
- отсутствием системы подготовки, гарантирующей получение заданных параметров технической подготовленности в строго определенный промежуток времени. Отрицательное влияние на спортивные результаты оказывает как удлинение периода подготовки, так и ее форсирование. Как одно, так и другое не позволяет достигать вершин мастерства [5].
На современном этапе развития тенниса существует проблема подготовки российских теннисистов на фоне острой конкуренции со стороны зарубежных игроков. Эта проблема диктует необходимость разработки новых научных образовательно-тренировочных технологий, ориентированных на дальнейший рост спортивно-технического мастерства теннисистов [4].
В этой связи целенаправленная подготовка спортивного резерва и, прежде всего, формирование у юных теннисистов технической базы вполне осознанных двигательных действий, направленных на повышение слаженности игровых действий и точности при передвижении по корту, являются основополагающими факторами повышения их профессионального мастерства и являются залогом их эффективной подготовки к соревнованиям и достижения высоких спортивных результатов.
Теннис - это игра, в которой одним из приоритетных критериев, определяющих ее результативность, является стабильность целевой точности ударов в разные зоны теннисной площадки, труднодоступные для приема и контратаки соперника.
То есть точность действий спортсмена в совокупности со скоростью их выполнения практически определяют исход того или иного спортивного состязания.
Сам принцип тенниса как спортивного состязания определяет особую значимость работы спортсменов в направлении совершенного и безукоризненного владения мячом.
Это является необходимым условием достижения высокого спортивного мастерства. Об этом свидетельствуют проведенные различными специалистами исследования [2, 4].
Результаты данных исследований показали, что стабильность и надежность целевой точности ударов в теннисе являются основополагающими компонентами дальнейшего совершенствования игры, ее зрелищного и эмоционального эффекта [4].
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что до настоящего времени отсутствуют комплексные и целенаправленные исследования, определяющие формирование целевой точности передвижения и ударов в разные зоны площадки и управление этим процессом у юных теннисистов.
Список литературы
1. Голомазов С.В. Методические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1997. 327 с.
2. Зайцева Л.С. Биомеханические основы строения ударных действий и оптимизации технологии обучения (на примере тенниса): дис. .д-ра пед. наук. М., 2000. 374 с.
3. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. 258 с.
4. Портнова О.Ю. Особенности соревновательной деятельности теннисисток высокой квалификации: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2002. 23 с.
5. Самойлов В.Б. Особенности подготовки юных теннисистов. М.: ФиС, 2006. 192 с.
6. Сокур Б.П. Скоростно-силовая подготовка теннисистов применительно к ударным действиям: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 1986. 18 с.
Ургапов Андрей Владимирович, тренер-преподаватель, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский теннисный центр,
Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., доцент, dl [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет
BASIC APPROACHES TO FORMING TARGET ACCURACY MOVEMENT AND STROKES
IN YOUNG TENNIS PLAYERS
A.V. Urgapov, D.L. Mironov
The level of sportsmanship in tennis is largely due to the degree of development of special coordination abilities associated with the ability to accurately observe and regulate the spatial parameters of the movement. It uses mainly instructional techniques, mainly aimed at the achievement of the spatial accuracy of movements and implementing installation on an exact match to each other all the parameters of the action as a whole.
Keywords: method of forming precision movements, technical skill, speed of motor
actions.
Urgapov Andrey Vladimirovich, the trainer-teacher, Russia. Tula, Tula tennis centre, Mironov Dmitrii Leonidovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor, Russia, Tula, Tula state university
Получено 08.02.2013 г.
УДК 796.35
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОТБОРА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ
А.А. Харламов
Обосновывается комплекс показателей для прогноза и оценки успешности освоения студентами игры в мини-футбол на занятиях по физическому воспитанию в вузе.
Ключевые слова: проект «Мини-футбол - в вузы», факторный анализ, структура показателей для оценки подготовленности игроков.
Современное профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов, у которых сочетается разносторонняя образованность с крепким здоровьем, специальная профессиональная готовность с высоким уровнем культуры, умственная и физическая работоспособность со здоровым стилем жизнедеятельности.
При обсуждении перспектив дальнейшего развития профессионального образования многие специалисты обращают внимание на ослабленное здоровье современных студентов [4], низкую двигательную активность [3], слабые результаты в