Научная статья на тему 'Формирование духовнонравственной культуры студентов: основные направления'

Формирование духовнонравственной культуры студентов: основные направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / МЕТОДЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS CULTURE / METHODS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновский Л. М.

В статье дается краткий анализ основных концептуальных подходов при направленном формировании духовно-нравственного становления обучающихся, их культуры, как в средней, так и в высшей школе. Эти подходы могут обеспечить условия для раскрытия внутреннего потенциала человека, развития его духовных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновский Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral culture of students: basic trends

The paper reports of the basic fundamental approaches to the formation of spiritual and moral education of students, their culture both in secondary and high school. These approaches can provide the conditions for development of inward potential of man as well as its spiritual abilities

Текст научной работы на тему «Формирование духовнонравственной культуры студентов: основные направления»

ПЕДАГОГИКА

© ЯНОВСКИЙ Л.М. - 2009

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Л.М. Яновский

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра стоматологии

детского возраста, зав. — д.м.н., проф. В.Г Васильев)

Резюме. В статье дается краткий анализ основных концептуальных подходов при направленном формировании духовно-нравственного становления обучающихся, их культуры, как в средней, так и в высшей школе. Эти подходы могут обеспечить условия для раскрытия внутреннего потенциала человека, развития его духовных способностей. Ключевые слова: культура студентов, методы, духовно-нравственное воспитание.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS: BASIC TRENDS

L.M. Yanovsky (Irkutsk State Medicinal University)

Summary. The paper reports of the basic fundamental approaches to the formation of spiritual and moral education of students, their culture both in secondary and high school. These approaches can provide the conditions for development of inward potential of man as well as its spiritual abilities.

Key words: students culture, methods, spiritual and moral education.

В настоящее время развитие системы образования в значительной мере связано с ориентацией учебных заведений на внутренний мир человека, создание в учебных заведениях такой реальности, которая обеспечивала бы условия для раскрытия внутреннего потенциала человека, развития тех его духовных способностей, которые, соответствуя требованиям современности, вместе с тем способствовали бы и формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Как в педагогике, так и в психологии имеется немало методических и методологических наработок, которые довольно полно представляют основные этапы становления духовно-нравственной культуры обучающихся в средней и высшей школе.

1. Конструктивный подход дает возможность выйти на общие законы строения, функционирования и развития человека. Соблюдение его исключает возможность упрощенчества принципов множественности. При конструктивном подходе педагогические явления рассматриваются во всей их сложности, целостности и во взаимосвязях. Благодаря этому процесс формирования духовно-нравственной культуры трактуется как система этапов, в каждом из которых имеются определенные цели, задачи, содержание, способы, условия, результаты, механизмы, барьеры, т.е. все то, что позволяет выявить скрытые закономерности, оптимизировать педагогическое воздействие. Здесь могут решаться многие проблемы, например такие, которые относятся к категории «вечных» (проблема соотношения биологического и социального в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности). Именно конструктивный подход дает возможность раскрыть механизмы формирования духовно-нравственной культуры и перейти к пониманию организации процесса становления культуры как сложной конструкции [2,3].

2. Совокупный подход предполагает объединение разнородных элементов педагогических объектов, процессов и видов деятельности. В педагогике конструктивный и совокупный подходы тесно взаимосвязаны. В то же время, если объект педагогического исследования не рассматривается как система, то обеспечить его комплексное преобразование (формирование, функционирование, управление) в связи с отсутствием понимания совокупности конкретных его сторон (т.е. подсистем) оказывается задачей сложной. Если конструктивный

подход задает предпосылки для познания, изучения, исследования педагогического объекта на конкретном уровне анализа, то совокупный — позволяет преобразовывать этот объект на том же уровне. Он заставляет функционировать воспитательную систему в целом как органическое единство взаимосвязанных компонентов, иначе самая хорошая по замыслу система будет действо -вать по частям, не обеспечивая в итоге решение тех самых воспитательных задач, ради которых она создавалась. Если конструктивный подход позволяет определить системность элементов, выделенных по системообразующему признаку, то совокупный — обеспечивает взаимосвязь разнородных элементов конкретного педагогического объекта. В педагогике совокупный подход дает возможность согласовывать целеориентированные, взаимосвязанные, но иногда и противоречивые педагогические воздействия. Процесс формирования у студентов духовно-нравственной культуры предполагает диалектическое применение конструктивного (педагогический процесс рассматривается как система связей, функций, элементов, отношений, свойств) и совокупный (взаимосвязь влияния социального фактора, различных качественных состояний, учет взаимодействия разноплановых объективных и субъективных причин) методологических общенаучных подходов [2,3].

3. Философско-антропологический подход — использует учение о существовании человека и его взаимоотношениях с миром, охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение к окружающему миру. Философско-антропологический подход создает предпосылки для многофакторного рассмотрения проблемы человека в целом, истоков и движущих сил его индивидуального развития. Проблемы, связанные со становлением субъектно-сти человека, его духовным развитием и образованием, — это проблемы, возникающие на базе философских, гуманитарных и социальных наук. При этом в качестве решающих факторов формирования личности рассматриваются наследственность, взаимодействие с окружающей средой и воспитание. Особый интерес представляют проблемы, связанные с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее самоопределения и самореализации. При подготовке специалистов происходит акцен-

тирование состояний — служение обществу, формирование ответственности за его судьбу, готовность к оказанию помощи, сотрудничеству, коммуникабельности. Философско-антропологическое направление трактует педагогическое воздействие как помощь в процессе развертывания внутреннего потенциала студента, а самого студента — как развивающуюся открытую систему, которая постоянно открывает себя. Формирование духовно-нравственной культуры происходит как целостное созидание человеком самого себя на пути периодического возвращения к своей глубинной индивидуальности, благодаря освоению представленных в культуре нравственных норм. В православной философии, пропитанной антропоцентризмом, человек представляется как субъект-творец, с присущими ему моральными установками, представлениями о свободе, смысле жизни, достоинстве, христианском осмыслении бытия.

Н. Бердяев считал человека существом, преобразующим самого себя. Представители русской религиозной философии определяют духовность, как главное свойство человека. Именно благодаря духовности нравственные законы внутри человека действуют более сильно, чем давление любых внешних обстоятельств [2,3].

4. Содружественный или синергетический подход — связан с изучением принципов самоорганизации сложных систем. Самоорганизация дает основание для нового стиля мышления и миропонимания. Синергетическое мировосприятие предполагает установление внутренних связей между естественным и гуманитарным знанием; восточным и западным мирорассмотре-нием; новой наукой о сложности, нелинейности, о хаосе и старой культурой; наукой и искусством; наукой и философией. Оно учит мудрости мягкого управления через советы и рекомендации; управления, близкого к самоуправлению. В синергетике реализуются вопросы подражания природе при разрешении конфликтов, разрешаются поиски путей согласования частей целого, определяется пространственное распределение временных преобразований, выясняется, как можно сделать явным то, что не проявляется в нелинейной среде. Применительно к проблеме воспитания значимость синергетического направления состоит в изучении особенностей образования новых структур и качеств системы, активно взаимодействующей с внешней средой, при изучении ее развития. Благодаря синергетике обнаруживаются достижения целостного восприятия сущего при отказе от линейной модели бытия, утверждается новое миропонимание и мировидение, способное сделать частичное индивидуальное существование человека целостным и смыслоориентированным. При обосновании концепции формирования духовно-нравственной культуры синергетический подход позволяет акту-ализовать внимание к соединению таких реальностей, как порядок и хаос. Использование содружественного направления в процессе формирования духовно-нравственной культуры человека дает возможность определить исходный момент его становления, когда сам человек одновременно существует как бы в двух мирах — организации и самоорганизации. Желание реализовать себя приводит к мысли о потребности изменения социальных институтов, норм поведения, языка, что требует знания законов организации и самоорганизации. Духовность человека проявляется в активном созидании мира вокруг себя и себя в мире [2,3].

5. Содержательный подход — это знания о предмете, полученные на определенном уровне его познания, здесь не требуется непосредственного перехода к познанию более глубокой его сущности. Есть ученые, которые не признают биологической природы сущности человека. Они имеют представление о сущности человека только лишь как о существе социальном. Именно в процессе освоения и присвоения социального опыта складываются и развиваются основное содержание, образ жизни человека, его психические свойства, особенности личности. Чтобы это осуществилось, человек

должен уже обладать свойствами, которые позволяют присваивать внешнее содержание во всем бесконечном многообразии, вариабельности изменений посредством общения с другими людьми. Человек обладает свойствами, реализующими его включенность в систему всеобщих взаимосвязей и обеспечивающих присвоение им социального опыта. Такими содержательными свойствами являются — потенциальная универсальность человека, его тождество с миром, с универсумом (человек — микрокосм). Взаимосвязь с другими людьми, которая характеризуется способностью отождествления, идентификации себя с другими, позволяет брать внешнее содержание от других, не только обеспечивает родство человека с человеческим родом, но и возможность обособления себя, своего «я», т.е. способность быть Собой и в то же время — Другим. Никакими другими способами, кроме признания их высшей духовной природы, невозможно объяснить природу сущностных свойств человека — универсализм, бесконечность, особую связь с людьми, всеобщность, творчество, любовь и т.д. [2,3].

6. Ступенчатый подход, связан с важнейшим аспектом процесса формирования духовно-нравственной культуры — с учетом уровней его структуры. Здесь необходимо выделить два аспекта. Первый — это адекватность определения функций разных уровней и их иерархии при построении этапов формирования духовно-нравственной культуры личности. Второй — связан с приоритетом высших духовных ценностей перед базовыми, жизненными. Александр Мень считал, что духовная сущность человека несет определяющую ролью высших ступеней. Польза, Истина, Справедливость, Честь, Вера, Красота, Любовь и др., являясь высшими духовными ценностями, определяют вертикальную организацию внутреннего мира ценностных образований. Это во многом детерминирует поведение человека во внешнем мире при взаимодействии с окружающими людьми уже «по горизонтали». Основным универсальным условием, обеспечивающим высшие результаты в любой области жизнедеятельности индивидуума, где проявляет себя обучающийся, является духовность человека: стремление к совершенствованию, творчеству, саморазвитию [2,3].

7. Инициативный подход определяет активность как наиболее универсальную форму реализации человеком своей преобразующей энергии, имеющей определенную внутреннюю структуру. Здесь основными являются принципы единства сознания и деятельности; развитие, предметность; активность психического отражения действительности в процессе деятельности. В качестве элементов внешней деятельности можно выделить: условия, операции, действия. Во внутреннем плане им соответствуют цели, мотивы, потребности. Инициативный подход предполагает включение студента в разрешение сложных морально-нравственных проблем, способствующих формированию профессиональных духовных качеств и способностей. Социально-активные методы психолого-педагогического воздействия позволяют переводить внешние действия (умения, навыки) во внутренний план (формирование качеств личности). Самореализация человека в деятельности является всегда актом самостроительства личности в мире культуры, создаваемой людьми во взаимосвязях [2,3].

8. Цивилизационный подход характеризует процесс формирования духовно-нравственной культуры личности, исходя из понимания гуманистических идеалов, роли духовности, творческой свободы и ответственности при формировании индивидуального поведения в своей профессии. Этот подход трактует формирование духовно-нравственной культуры как процесс, реализующийся в образовательной среде, все компоненты которой имеют определенный смысл и служат человеку в его саморазвитии и самоопределении в мире культурных ценностей. Цивилизационное направление предполагает исследование внутреннего мира человека в

контексте с его культурным уровнем и с тем, чем этот мир является для субъекта, каким смыслом для него он наполнен. Методологически подход дает возможность рассматривать социально-педагогические явления, процессуальные компоненты педагогического моделирования как совокупность культурных составляющих, меняющихся с учетом культурной ситуации, социокультурных явлений прошлого, настоящего и будущего. В этом контексте феномен культуры является стержневым в понимании и объяснении человека, поэтому он органически связан с гуманистической парадигмой, благодаря которой педагогическая деятельность призвана способствовать освоению общечеловеческой и национальной культуры, признанию права воспитанников на творческий поиск и самореализацию. Сам по себе принцип культуроцелесообразности предполагает учет уровня культуры и ценностных приоритетов студентов и направлен на создание в образовательном учреждении таких условий, когда становится возможным диалог преподавателя со студентами [2,3].

9. Акмеистическое направление декларирует предпоч -тительность реального, земного существования и рассматривает профессиональную деятельность через призму не только достижений человеком высоких профессиональных результатов, но и наличие у него соответствующих психологических составляющих, определяющих внутреннее отношение к выбранной профессии. При этом основными являются такие понятия, как результативность деятельности и удовлетворенность ею, а также профессионализм. Акмеистические условия — это обстоятельства, от которых зависят профессиональные достижения — умение адекватно воспринимать и творчески преобразовывать жизненные ситуации [1,2,3].

10. Ценностный подход — это исследование ценностной ориентации студентов в различных сферах жизнедеятельности человека, а также сопоставление установившихся у них взглядов, привычек и действий и из-

ЛИТЕРАТУРА

1. БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — Т. 1. —

608 с.

2. Современный словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз.,

меняющихся профессиональных требований. При формировании духовно-нравственной культуры обучающихся ценностный подход дает возможность выделить два разных направления при отборе содержания учебного процесса. Одно предполагает приобретение ограниченной системы знаний. Другое — возможность получения широкого спектра знаний, которые представляют не только ценности профессионализма, но и духовные ценности. Ориентация на них рассчитана на личностный рост, саморазвитие, на постоянное самостоятельное овладение новыми знаниями. Опыт, накопленный человечеством в процессе культурологической деятельности, дает возможность студентам стать людьми образованными, т.е., по А.Луначарскому, развить в себе «образ Человека» [2,3].

11. Рефлексивный подход — это анализ, переосмысление человеком направления смысла своей деятельности, процесс осмысления при помощи изучения и сравнения. Выделяется рефлексивная составляющая, выражающая отношение субъекта к процессу движения при решении задач и личностная, т.е. отношение субъекта к самому себе. Этот подход дает возможность обобщить представления о структуре мыслительной деятельности, ранжировании ценностей человека и обеспечивает возможность более четкого выделения аспектов формирования духовно-нравственной культуры личности [2,3].

Современные психолого-педагогические направления характеризуются большим количеством концепций и по форме, и по содержанию и предполагают органическую взаимодополняемость различных педагогических течений.

Анализ различных подходов дает возможность использовать систему базовых теорий, совокупность и взаимосвязь которых и обусловливает специфику формирования духовно-нравственной культуры студентов. Основополагающей установкой, интегрирующей все эти подходы, является опора на беспредельные возможности человека.

2000. - 742 с.

3. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНРА-М, 1999. — 576 с.

Адрес для переписки:

664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Иркутский государственный медицинский университет — Яновский Лев Михайлович, д.м.н., доцент кафедры детской стоматологии.

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© ВОРОПАЕВ А.В. - 2009

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ИСКАМ, НАПРАВЛЕННЫМ К ЛЕЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ: ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

А.В. Воропаев

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной

медицины, зав. — д.м.н., проф. Ю.С. Исаев)

Резюме. Проведен сравнительный анализ гражданских исков пациентов к лечебно-профилактических учреждений при оказании платных медицинских услуг

Ключевые слова: ответственность, платная медицинская услуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.