Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственного потенциала студентов как необходимый компонент современной образовательной системы'

Формирование духовно-нравственного потенциала студентов как необходимый компонент современной образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ / SPIRITUALITY / MORALITY / CULTURE / STUDENT / PEDAGOGICS / EDUCATION / ESTRANGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Галина Дмитриевна

Статья посвящена необходимому компоненту современной образовательной системы формированию духовно-нравственного потенциала студентов. В работе рассмотрены те духов-но-нравственные качества, которые наиболее остро обсуждаются в обществе эпохи информатизации. В этой связи вполне логичными, по мнению автора, являются поиск и обоснование идеи единой теории о человеке и о проектировании духовно-нравственной личности. Автор статьи знакомит с разработан-ной им моделью духовно-нравственного воспитания студентов высшего учебного заведения, а задача-ми современной образовательной системы считает наполнение процесса обучения глубинными пластами духовности, комплексное воспитание целостного представления о личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF STUDENTS AS ESSENTIAL COMPONENT OF THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

This article focuses on the formation of spiritual and moral potential of students as essential component of the modern educational system. The article highlights the problems of spiritual and moral qualities of students at present stage, appearing as one of the most keenly debated in the era of information society. Under the existing conditions, it is logical to search and substantiate the idea of a unified theory on the human and on developing a spiritual and moral person. The author introduces the model of spiritual and moral education of students of a higher educational institution. The objective of the educational system is to fill the modern educational process with deep layers of spirituality, to bring up a holistic view of the personality through integrated education.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственного потенциала студентов как необходимый компонент современной образовательной системы»

УДК 378.017.92/93-57.875

Г. Д. Петрова

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена необходимому компоненту современной образовательной системы - формированию духовно-нравственного потенциала студентов. В работе рассмотрены те духовно-нравственные качества, которые наиболее остро обсуждаются в обществе эпохи информатизации. В этой связи вполне логичными, по мнению автора, являются поиск и обоснование идеи единой теории о человеке и о проектировании духовно-нравственной личности. Автор статьи знакомит с разработанной им моделью духовно-нравственного воспитания студентов высшего учебного заведения, а задачами современной образовательной системы считает наполнение процесса обучения глубинными пластами духовности, комплексное воспитание целостного представления о личности.

Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, студент, педагогика, образование, отчуждение.

Актуальность исследуемой проблемы. Состояние образования вызывает обеспокоенность в обществе, что связано со стремительными изменениями в жизни каждого человека и общества в целом, которые внесли множество неизвестных до этих пор проблем, связанных с духовно-нравственными качествами личности и общества в целом. Современная образовательная система должна содержать как необходимый компонент формирование духовно-нравственного потенциала студентов: формировать у студента общекультурные компетенции и на этой базе развивать профессиональные, как можно более практические знания. Цель данного исследования - изучение личности в условиях информатизации социокультурного пространства и раскрытие ее духовно-нравственных возможностей.

Материал и методика исследований. В исследовании использованы труды по данной проблематике известных ученых: О. Н. Астафьевой, Е. С. Беляевой, Л. П. Буевой, Л. А. Бурня-шевой, Т. Г. Грушевицкой, А. П. Садохина, К. К. Колина, В. А. Суконкина и др., которые всесторонне и системно изложили основные вопросы теории культуры согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Основная цель работ перечисленных авторов - сформировать целостное представление студентов о культуре, выявить основные проблемы культурологии в эпоху информационного общества.

Для достижения цели применялись следующие методы исследования: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, что дало возможность провести теоретический анализ; изучение отечественных и зарубежных экспериментов нравственного воспитания; опросы и анкетирова-

© Петрова Г. Д., 2018

Петрова Галина Дмитриевна - доктор философских наук, профессор кафедры коммуникационных технологий и менеджмента Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: 343923@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2017

ние студентов, беседы с ними; ролевые и деловые игры с обучающимися (все это помогло в рассмотрении педагогических обстоятельств и моделировании проблемных ситуаций).

Результаты исследований и их обсуждение. Возрастающее проявление неблагоприятных, отрицательных, отчуждающих влияний, вхождение человеческого общества в информационно-культурную цивилизацию препятствуют его гармоничному развитию.

От образовательной деятельности и возможностей ее развития зависит духовно-нравственный, культурный, интеллектуальный и экономический потенциал любого государства. В связи с чем педагогической проблемой общества выступает воспитание молодого поколения с ориентиром на общечеловеческие ценности.

Формировать эти приоритетные ценности возможно на каждом направлении подготовки. Это зависит от объективных возможностей вуза, личностных стремлений и внутренних сил студентов. Знания, умения и навыки не являются нравственным потенциалом личности, это сложный синтез многогранных призваний и интересов конкретной индивидуальности, регулируемый гуманистической направленностью, реализующийся в ходе гуманитарно-предметных занятий и социальной практики [6]. В связи с чем духовно-нравственное развитие студентов является необходимым компонентом современного образования [1].

Для того чтобы создать атмосферу обращенности к личности студента, должны устойчиво функционировать такие педагогические системы, которые могли бы обеспечить духовно-нравственное преобразование внутреннего мира студента во всей его целостности как неотъемлемой части исконно российского воспитания и образования. Необходимость подобных преобразований в образовательной процедуре находит юридическое и организационное закрепление в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Министерства образования РФ.

Современному человеку, кроме владения глубокими профессиональными знаниями, необходимо еще и обладание безграничной гуманитарной культурой, пониманием общества и способностью существовать в нем на основании общепризнанных принципов культуры, признания как деловых, так и духовно-нравственных качеств личности: добропорядочности, ответственности во всех отношениях, добросовестного подхода к учебе, работе, коммуникабельности на базе общечеловеческих законов нравственности, терпимости и взаимопонимания [2].

Педагогика является сферой духовного, потому она универсальна, многогранна, интегрированна, в своем развитии она наиболее эффективна в единстве всех наук о человеке. Наука, искусство и философия в комплексе - это главный путь в воспитании духовной составляющей студента и культуры преподавателя.

В сформировавшейся среде общественных трансформаций личное самоопределение и самоутверждение являются ключевой проблемой для человека. В этой связи видение духовного смысла, осознание сущности и значимости духовных начал жизнедеятельности человека - настоятельный императив времени. В современных условиях важно определиться с возможностями общества влиять на человека: преобразовывать его духовный мир, разрабатывать механизмы воздействия на него, выстраивать другое приоритетное направление, в то же время не ущемляя гражданских прав, не притесняя независимости, проявления предприимчивости и самодостаточности [3], [5]. Данные условия обязывают целенаправленно вырабатывать научно обоснованное мнение о нераздельности личности, о значении и ценностной роли деятельности человека и способах ее претворения в жизнь.

Современное развитие социального пространства не позволяет совершенствоваться лишь моральными, эстетическими, правовыми или любыми другими видами образования, а действительность настойчиво диктует необходимость исследования единых оснований в осуществлении целей вырабатывания, обновления и образования людей, прежде всего молодого поколения, в ходе созревания информационного общества [4]. Таким основанием,

как нам представляется, является духовность, которая во многом определяет, в какой мере и степени человек распоряжается своей трудоспособностью, насколько адекватно подчиняет свой разум, потребности и согласовывает свои поступки с фактической действительностью, беспристрастным историческим развитием социального пространства [3, с. 4-6], [8].

В создавшихся условиях логичными являются поиск и обоснование идеи единой теории о человеке, о проектировании духовно-нравственной модели личности, о выработке такого порядка методологий руководства духовными процессами, будто бы они исходили из души человека и ранжировались бы по форме их воплощения в жизнь ради настоящего совершенствования современного человека и его вероятностных внутренних резервов в процессе развития общества.

Педагогика направлена на высшие ценности и идеалы, она раскрывает в человеке самобытную природу, помогает воспитывать ум и душу. Современные стандарты высшего образования имеют особую значимость, так как направлены на формирование прежде всего общекультурных компетенций, которые оказывают огромное влияние на формирование студента как личности, что является первоочередной задачей российского образования.

Ушедший двадцатый век расценен как кризис духовности, который продолжает обесценивать традиционные нормы и ценности [10], [11], в связи с чем феномен духовности глубоко субъективен и требует глубокого анализа.

На сегодняшний день задачами педагогики являются наполнение образовательного процесса глубинными пластами духовности, комплексное воспитание целостного представления о личности. Нам удалось построить модель духовно-нравственного воспитания студентов высшего учебного заведения (рис. 1).

Духовно-нравственное воспитание студентов высшего учебного заведения

Воспитатель- Научно- Профессио- Физкультурно- Студенче- Культурно-

ная работа исследователь- нальная оздоровительная ское само- массовая

ская работа ориентация и спортивно-массовая работа управление работа

- патриотиче- - участие в науч- - встречи с - формирова- - обеспече- - формирова-

ское воспитание; ных конференци- работодате- ние сборных ние актив- ние традиций фа-

- профессио- ях (международ- лями; команд для ного уча- культета и уни-

нально-трудовое ных, региональ- - дни откры- участия в ву- стия сту- верситета;

воспитание; ных, внутриву- тых дверей; зовских, регио- дентов в - знакомство с

- эстетическое зовских); - прохожде- нальных со- обществен- историей вуза;

воспитание; - публикации в ние студен- ревнованиях; ной работе; - День знаний;

- нравственное научных изданиях тами разного - осенне- - привлече- - День выпускника;

воспитание; (международных, вида практик зимние спор- ние Совета - встреча студентов

- правовое региональных, на предприя- тивные игры старост с ветеранами ВОВ;

воспитание; внутривузовских); тиях между фа- факульте- - концерты, дис-

- физическое - конкурсы на культетами, тов к обсу- путы, круглые сто-

воспитание и лучшую НИР вузами, ре- ждению лы и т. д.;

формирование студентов гионами проблем - тематические

здорового об- (международные, развития вечера по этике

раза жизни региональные, внутривузовские) факультета и эстетике; - художественная самодеятельность студентов

Рис. 1. Модель духовно-нравственного воспитания студентов высшего учебного заведения

Результаты опросов коллектива преподавателей и студентов вуза дают возможность сделать вывод, что в вузе удалось благополучно проследить динамику ценностных

ориентаций студентов, спланировать и внести коррективы в соответствующие программы учебно-воспитательных мероприятий, добиться благоприятных педагогических условий развития ценностных ориентаций, обязательных для гармонического созревания личности студентов и их профессионального становления.

Проведенное исследование показало, что определяющим компонентом в культуро-творческом воспитательном процессе студента является многофункциональная деятельность педагогов, осуществляющих наравне с преподаванием конкретных дисциплин и корректировку его ценностных ориентаций, формирование культуротворческих особенностей, обязательных для профессиональной деятельности. Результативность деятельности педагогов, целью которой является мотивирование студентов к активному творческому убеждению в процессе воспитания и обучения, зависит в основном от творческой и педагогической интуиции, кругозора и опыта. Результаты исследования указывают на то, что эффективность духовно-нравственного воспитания студентов при культуротворче-ском обучении в вузе непосредственно зависит от методов его построения, использования интегрированного подхода в управлении образовательным процессом.

Происходящие реальные изменения в жизни и будущее человечества неразрывно связаны с «поворотом к духовности», суть которого заключается в ориентации на ценности общечеловеческого характера [1], [7]. Размышления русского философа Л. П. Карсавина [9] о «качествовании субъекта» связаны с тем, что только духовно и нравственно сформировавшийся человек способен созидать и заниматься определенным делом. С его точки зрения, только при наличии этих качеств личность сможет с ответственностью подойти к конструктивной деятельности. Человек утверждается в предметном мире не только своим мышлением, но и с помощью своих талантов и работоспособности.

Резюме. Формирование духовно-нравственных качеств студента - нелегкий комплексный культуротворческий процесс, основывающийся на планируемой деятельности коллектива вуза, обращенный на формирование и совершенствование системы взглядов, нравственных установок и общекультурных ценностей студентов того или иного направления подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтынкович Е. Е., Петров Г. Д. Проблема духовности в контексте параметров социального способа существования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2013. - № 1(77), ч. 2. - С. 14-18.

2. Алтынкович Е. Е., Петрова Г. Д. Трансформация культурных ценностей личности в информационном обществе. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 179 с.

3. Алтынкович Е. Е., Петрова Г. Д. Формирование духовных ценностей и смысложизненных ориентиров личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2013. - № 4(80), ч. 3. - С. 3-6.

4. Астафьева О. Н., Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным дисциплинам. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.

5. Астафьева О. Н., Колин К. К., Суконкин В. А. Формирование культурных ценностей общества в условиях развития информационных технологий // Культурное наследие в условиях информационного общества. - Челябинск : ЧГАКИ, 2011. - С. 76-90.

6. Беляева Е. С. Становление культуротворческого потенциала студентов высшей школы как основа духовно-нравственного развития // Российский научный журнал. - 2010. - № 6. - С. 124-130.

7. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - С. 3-39.

8. Бурняшева Л. А. Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11. - Ставрополь, 2014. - 343 с.

9. Карсавин Л. П. Философия истории. - М. : Изд-во АСТ, 2010. - 510 с.

10. Скородумова О. Б. Культура информационного общества: особенности и тенденции развития // Вестник Российского филосософского общества. - 2008. - № 2(46). - С. 76-80.

11. Скородумова О. Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постин-дустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 4. - Режим доступа : http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2009/4/Skorodumova/.

BecmnuK WnYum. H. H. ÏÏKoejeea. 2018. № 1(97)

UDC 378.017.92/93-57.875

G. D. Petrova

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF STUDENTS AS ESSENTIAL COMPONENT OF THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article focuses on the formation of spiritual and moral potential of students as essential component of the modern educational system. The article highlights the problems of spiritual and moral qualities of students at present stage, appearing as one of the most keenly debated in the era of information society. Under the existing conditions, it is logical to search and substantiate the idea of a unified theory on the human and on developing a spiritual and moral person. The author introduces the model of spiritual and moral education of students of a higher educational institution. The objective of the educational system is to fill the modern educational process with deep layers of spirituality, to bring up a holistic view of the personality through integrated education.

Keywords: spirituality, morality, culture, student, pedagogics, education, estrangement.

REFERENCES

1. Altynkovich E. E. Problema duhovnosti v kontekste parametrov social'nogo sposoba sushhestvovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 2. - S. 14-18.

2. Altynkovich E. E., Petrova G. D. Transformacija kul'turnyh cennostej lichnosti v informacionnom obshhestve. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2016. - 179 s.

3. Altynkovich E. E., Petrova G. D. Formirovanie duhovnyh cennostej i smyslozhiznennyh orientirov lichnosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. -№ 4(80), ch. 3. - S. 3-6.

4. Astafeva O. N., Grushevickaja T. G., Sadohin A. P. Kul'turologija. Teorija kul'tury : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po napravleniju «Kul'turologija», po social'no-gumanitarnym disciplinam. - 3-e izd., pererab. i dop. - M. : JuNITI-DANA, 2012. - 487 s.

5. Astafeva O. N., Kolin K. K., Sukonkin V. A. Formirovanie kul'turnyh cennostej obshhestva v uslovijah raz-vitija informacionnyh tehnologij // Kul'turnoe nasledie v uslovijah informacionnogo obshhestva. - Cheljabinsk : ChGAKI, 2011. - S. 76-90.

6. Beljaeva E. S. Stanovlenie kul'turotvorcheskogo potenciala studentov vysshej shkoly kak osnova duhovno-nravstvennogo razvitija // Rossijskij nauchnyj zhurnal. - 2010. - № 6. - S. 124-130.

7. Bueva L. P. Duhovnost' i problemy nravstvennoj kul'tury // Voprosy filosofii. - 1996. - № 2. - S. 3-39.

8. Burnjasheva L. A. Duhovnoe prostranstvo v uslovijah transformacii sovremennogo rossijskogo obshhestva: dis. ... d-ra filos. nauk : 09.00.11. - Stavropol', 2014. - 343 s.

9. Karsavin L. P. Filosofija istorii. - M. : Izd-vo AST, 2010. - 510 s.

10. Skorodumova O. B. Kul'tura informacionnogo obshhestva: osobennosti i tendencii razvitija // Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshhestva. - 2008. - № 2(46). - S. 76-80.

11. Skorodumova O. B. Otechestvennye podhody k interpretacii informacionnogo obshhestva: postin-dustrialistskaja, sinergeticheskaja i postmodernistskaja paradigmy [Jelektronnyj resurs] // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2009. - № 4. - Rezhim dostupa : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Skorodumova/.

© Petrova G. D., 2018

Petrova, Galina Dmitrievna - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Communication Technologies and Management I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: 343923@mail.ru

The article was contributed on October 9, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.