Научная статья на тему 'Формирование духовного мира ребенка в процессе обучения'

Формирование духовного мира ребенка в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / КРАСОТА ПРИРОДЫ / ИСКУССТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Светлана Викторовна

В данной статье рассматривается, как происходит формирование духовного мира ребёнка через созерцание красоты природы. Красота, труд и люди соединяются в одно целое. И это целое доставляет радость детям, родителям, окружающим. Происходит понимание нравственных позиций человека, человеческих поступков и своего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовного мира ребенка в процессе обучения»

ВКР руководителями. Каждый руководитель должен не только проинформировать студента по вопросам и этапам подготовки ВКР, но и убедиться в готовности и понимании студентом основных моментов, важных для эффективной работы при выполнении выпускной квалификационной работы. Список использованной литературы:

1. Дорошенко В.Н. Опыт реализации новых образовательных стандартов в практике профессионального образования в колледже. - СПО, 04.03.2014 г;

2. Холодкова Н.Ю. Инновационные педагогические технологии как основа компентностно-ориентированного подхода, СПО, 25.02.2014 г.

© С М. Куфтерин, Т В. Попова, Т.Р. Куфтерина 2017

УДК 37.034

Ломакина Светлана Викторовна,

учитель МБОУ г. Астрахани «СОШ №26»,

г. Астрахань, РФ E-mail: teacheri@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается, как происходит формирование духовного мира ребёнка через созерцание красоты природы. Красота, труд и люди соединяются в одно целое. И это целое доставляет радость детям, родителям, окружающим. Происходит понимание нравственных позиций человека, человеческих поступков и своего поведения.

Ключевые слова

Духовная потребность, красота природы, искусство, эмоциональная настроенность.

Душевное богатство начинается с первого осознанного ощущения красоты, с развития культуры чувств и с умения владеть этими чувствами. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Если с малых лет не удастся приобщить ребенка к миру прекрасного, научить воспринимать красоту, полюбить её всем существом, трудно рассчитывать, что состоится полноценная, духовно богатая творческая личность, которая будет строить себя и мир по законам красоты. [6]

Дело учителя - помочь детям заселить своё уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зёрна возвышенных идей, из которых потом вырастут убеждения, мировоззрения, моральные устои. Любование, наслаждение прекрасным перерастает потом в желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками.[5] В. А. Сухомлинский призывал: «Воспитывайте у ребёнка духовную потребность трудиться, учиться, потребность наслаждаться искусством, и вы воспитаете прекрасного человека». Воспитание создаёт духовные потребности, а обучение даёт возможность удовлетворить их. [6]

Вводить ребёнка в мир прекрасного надо с самого раннего детства, когда душа ещё непосредственна и восприимчива, когда всё новое и светлое западает в душу.

Воспитание начинается от красоты природы - к красоте слова, музыки, живописи. Природа и искусство должны быть постоянными спутниками.

Созерцание красоты природы даёт душевную опору, помогает подняться над обыденностью взрослому человеку, а в душе ребёнка будит самые высокие стремления. Наблюдения обогащают детей яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования понятий.[3]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Поэтому так необходимы в школе экскурсии, где мы учим видеть прекрасное в том, что всегда рядом, мимо чего ребята ходят каждый день и не обращают на это внимания. Мы рассматриваем деревья, кустарники, которые растут около школы, сравниваем их. Отмечаем, как причудливо изогнули стволы тонкие берёзки, как гордо тянутся ввысь тополя, как могуче, словно великан, растёт дуб, как трепетно дрожит на ветру осинка, а ивы до самой земли склонили свои гибкие ветки. Мы любуемся красками осенних листьев, разнообразием их форм. Затаив дыхание, слушаем, как падают листья с деревьев, о чём они шуршат под ногами, наблюдаем за их полётом, сравниваем, как с изменением времени года изменяется всё вокруг.

Чтобы ребёнок научился видеть прекрасное, слушать звуки природы, наблюдать, его надо учить этому. Красоту вокруг себя нужно суметь открыть перед детьми, научить их восхищаться увиденным. Смотреть — ещё не значит видеть. Мы видим только тогда, когда осознаём.[3] Это значит нужно не только показать детям красоту природы, но и описать словесно. Описать краски и оттенки осенних листьев, хрупкость красивых снежинок, форму стволов деревьев, запахи, звуки...

А если при этом звучит классическая музыка, стихи великих поэтов, дети не могут остаться равнодушными. Их нельзя остановить, им хочется рассказать о своих впечатлениях: «... я собирала белоснежные цветы, которые в моей ладошке превращались в прозрачные жемчужинки,» - рассказывает Настя, раскрывая ладошки. А Катя увидела, что «зима запорошила дороги, накрыла город прозрачной пеленой. Это зимний сок», Рождается прекрасная сказка, созданная детским умом: Снежинки разговаривают: «Ой, как медленно я лечу. Я падаю. Ветерок, мне не хочется на землю, мне хочется упасть на дерево. Ну что вы толкаетесь! Мне тесно.» Неважно, как ребёнок выразил свою мысль, пусть сегодня, коряво, не связанно, зато он услышал и увидел то, что не замечал ранее, к чему был глух.

Тут же на экскурсии мы собираем жёлуди, шишки, разнообразные листья, причудливые веточки. А позже в нашем классе поселяются маленькие гномики, одни из них тоненькие, другие - поплотнее. У каждого своя история и свое имя.

Шишки превращаются в серьёзную сову, суетливого ёжика, хитрую лисицу, весёлую семейку пингвинов.

Задача учителя - научить видеть необычное в обычном, возможное в невозможном. Природный материал - сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то ему можно дать вторую жизнь. Фантазия поведёт в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.[2]

Но нельзя забывать об эмоциональной настроенности ребёнка на восприятие красоты природы. «Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувство сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать яблоки в отравленную почву» -утверждает Ш. А. Амонашвили. [1] Обстановка эмоциональной принадлежности является, условием благотворного влияния на нравственное, эстетическое развитие ребёнка. Глубже раскрывается личность ученика, ярче проявляется его индивидуальность. Переживание и осознание красоты природы пробуждает творческие силы малышей. Богатый фактический материал детских работ показывает, с какой душевной тонкостью относятся дети к природе, какое эстетическое наслаждение получают они от общения с природой. Любование, наслаждение прекрасным перерастает у детей в желание жить по законам красоты. [4] Труд, люди и красота соединяются в одно целое. И это целое доставляет радость детям, родителям, окружающим, потому что оно красиво. Происходит понимание нравственных позиций человека, человеческих поступков и своего поведения. Так труд, творения красоты, творения добра входят в духовный мир ребёнка.

Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш.А. «Как живете, дети?». - Москва, «Просвещение», 1986г.

2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва, «Просвещение», 1991г.

3. Журнал «Начальная школа» № 4,1988г. ст. «Счастье видеть мир и рассказывать о нем». Г.Д. Лаврова.

4. Журнал «Начальная школа» №4, 1995г, ст. «Природа-источник творчества». Л.А. Радченко.

5. Журнал «Начальная школа» №11, 1995г. ст. «Природа и искусство в воспитании младшего школьника». ЕВ. Исаева, О.В. Воробьева.

6. Сухомлинский В.А. «О воспитании». Изд-во политической литературы. Москва, 1985г.

© Ломакина С. В., 2017

УДК 342.7

Лысенко Дарья Владимировна

студент Стерлитамакского филиала БашГУ

г. Стерлитамак, РФ E-mail: darya-lysenko@bk.ru Научный руководитель: Хусаинова Г. Я.

Доцент,кандидат физико-математических наук, доцен Стерлитамакского филиала БашГУ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Модернизация педагогического образования, связанная с необходимостью изменения статуса и роли учителя в информационном обществе, снижением качества профессиональной подготовки, развитием новых путей и способов получения педагогической профессии, обусловила значительные структурные и содержательные трансформации системы педагогического образования в нашей стране.

Ключевые слова

Модернизация педагогического образования, общество, профессиональный стандарт.

Изменение требований к современному учителю закономерно приводит к изменению целевых установок, механизмов, средств профессиональной подготовки будущих педагогов. Для описания основных идей, формирующих контур требований к процессу и результату профессиональной педагогической подготовки, обратимся к проектам Профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования.

В соответствии с Профессиональным стандартом педагога, основной целью профессиональной педагогической подготовки является развитие у учащихся способности обучаться. Причем такое обучение должно носить непрерывный характер, органично соединяться с основной педагогической деятельностью, быть направленным на совершенствование собственной педагогической работы. Способность к самообразованию как качество личности учитель должен демонстрировать в своей педагогической деятельности, оно проявляется в его готовности к изменениям, активности, способности к инновационной деятельности, педагогическому творчеству, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Для развития способности к саморазвитию программы профессиональной подготовки должны включать значительный объем разнообразных практик, активную научно-исследовательскую и проектную деятельность.

Изменение целевых ориентиров профессиональной педагогической подготовки закономерно приводит к изменению методов оценки качества подготовки учителей. Оценка педагогической деятельности современного учителя должна проводится на основе обратной связи с потребителями (учащимися и их родителями) и оцениваться интегративными показателями, учитывающими уровень образования, склонности и способности учеников, особенности их развития и реальные учебные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.