ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
В пункте 7 «уровень притязаний» - это уровень нормы, эталон на соответствие которому претендует обучающийся. Оценивается как высокий, средний, низкий.
В пункте 8 «роль обучающегося» выражается комплексом предписаний к позиции, деятельности, поведению ребёнка в ситуации школьного обучения. По критерию «знание» оценка даётся в зависимости от того, насколько ученик знает и понимает предъявленные к нему требования (полное, достаточное, недостаточное). «Освоенность» означает, насколько ребёнок владеет навыками, составляющими «роль» школьника. Она может быть оценена как хорошая, достаточная, недостаточная. По критерию «принятие» оценка даётся в зависимости от того, насколько ученик реально следует своей «роли» в ситуациях школьного взаимодействия. Например, обучающийся может «соскальзывать» в роли «друга», «ребёнка», «борца за справедливость» и т.д. Принятие может быть полным, неполным, отсутствовать. В пункте 9 «социальная адаптированность» означает приспособленность к жизни в социуме. Определяется знанием, владением и принятием системы социальных отношений, позволяющим эффективно реализовывать личные потребности. К социальной адаптированности относят-
ся: навыки самообслуживания, адекватность ребёнка принятым нормам и правилам поведения, эмоциональная адекватность и др. Оценка даётся относительно возрастной нормы: хорошая достаточная, недостаточная. В пункте 11 прогнозируются варианты темпов развития обучающегося (высокие, средние, низкие).
Литература
1. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. - С. 148-153.
2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательнообразовательного процесса: Методическое пособие.
Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении\Под научной ред. Э.М. Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.
3. Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды для воспитания интеллектуальной и творческой личности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №5.
4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие д./студ. Высш. пед. уч. завед. -2-е изд. - М.:Изд. центр “Академия”, 2004.
Автор делится опытом разработки интегрированных уроков, в частности, предлагает интегрированный курс «Литературное чтение. Театр» для 3 класса. Методика работы на таких уроках предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; связь с внеклассной работой.
Медуница Татьяна Николаевна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Белоярский Тюменская обл.
ЦЕЛОСТНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как можно осуществить интегрированный подход при разработке учетных курсов?
Ключевые слова: Интегрированное обучение; методика работы; рефлексия собственной педагогической деятельности; психо-эмоциональная комфортность детей на уроке.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха.
А радость обязательно вызовет интерес к учению».
В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. На мой взгляд, именно на
начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрестных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
47
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
времени редко когда совпадают, и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.
При интегрированном обучении учебные предметы взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на изучение данного объекта или явления. Таким образом, речь пойдет об интегрированном обучении как о системе уроков, которая объединяет, соединяет знания по отдельным учебным предметам в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.
Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих для ряда предметов учебно-воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанных уроков по разным предметам.
Чтобы ликвидировать разрыв между отдельными учебными дисциплинами, нужно такое обучение, при котором смежные предметы органически дополняли бы друг друга, способствовали анализу изучаемых событий, явлений и законов на основе современных достижений наук. Такое обучение должно помогать и выработке умений и навыков рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, содействовать развитию у учащихся диалектического мышления на основе многосторонних знаний.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребенка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления -
«Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой.
При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному учебному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
Я считаю, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальной школе, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются.
Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них чувства сопереживания, умения эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.
Принцип объединения нескольких школьных предметов - диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через несколько уроков и позволяет предметам вступать в диалог.
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей,
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
В настоящее время разработаны и успешно используются следующие интегрированные курсы: «Мир вокруг нас», «Художественный труд», «Ознакомление с окружающим миром», «Родной край», «Музыка и движение». Ведется апробация обобщающих курсов «Мастерская слова», «Глаголь и добро», «Грамота», «Художественная культура», «Мир и человек», «Я и мир вокруг», «Мир, природа и я», «Я и мой мир», «Валеология», «Развитие способностей» и других.
С 2007 года я работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100». Курс «Синтез искусств» по программе «Эстетическое мышление и художественный труд» для начальной школы является интегрированным курсом, в котором реализуется содержание образовательных областей «Искусство», «Технология» в эстетическом контексте на основе общих закономерностей эстетического сознания и восприятия искусства как целостной картины мира. Цель курса - саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником его собственной деятельности. Курс оснащен учебно-методическим комплектом «Прекрасное рядом с тобой», состоящем из учебника-тетради, рабочей тетради и методических рекомендаций для 1-4 классов. Архитектоника программы отражает ее интегрированный характер и построена как по вертикальным, так и по горизонтальным блокам, что дает возможность целостно охватить проблему и проследить ее развитие. На основе интегрированного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
В этом учебном году я продолжила интеграцию предметов и разработала программу интегрированного курса «Литературное чтение. Театр» для 3 класса. Этот курс преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»:опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение, выявление и развитие способностей, которые впоследствии могут привести к самостоятельному ис-
следованию и определению выбора дальнейшего пути.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;
- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
- формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.
Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков и занятий курса: урок-викторина, урок-смотр, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., - а также средства: художественная литература, искусство театра, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.
Одной из идей программы является усложнение материала - от игр через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях. На занятиях дети включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального, декорационного, реквизиторского, костюмерного цехов и т. д., где они не просто слушают, но сами, собственными руками, лепят, красят, режут, клеят и т. д. Конструирующими, стержневыми в предлагаемом курсе являются уроки литературного чтения в 1-4-м классах, учебный материал, которых взаимно переплетается с театром, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели - образовательной, развивающей и воспитывающей. Эстетические предметы раскрывают видение мира, отношение к нему в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов, артистов.
В конце года готовится концерт с участием всех детей класса, в программу которого войдут лучшие номера, чтение стихотворений, показ отрывков из спектаклей; организуется выставка работ: афиш, программок, билетов, эскизов декораций и костюмов и т. д.
Интеграция этих предметов в эстетический курс приобретает особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и письменной речи, ее развитию и обогащению, развивают тонкий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства. Кроме того, интеграция этих предметов способствует взаимообогащению восприятия каждого из предметов, расширению кругозора учащихся, создает возможность для применения эффективных и технологичных форм и приемов обучения школьников.
Главное преимущество программы в том, что все идет от ребенка. Предлагаемые виды работ позволяют поддерживать у него интерес к учебе, желание учиться, развивают познавательную активность,будят творческое воображение, приобщают родителей к активному сотрудничеству.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
49
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат, а результат интегрированного обучения проявляется в следующем:
- в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, театра и т. д.;
- в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Я считаю, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка.
Подтверждение моему выводу я нашла в работе И. С. Якиманской. Она подчеркивает, что «...построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Как научить ребенка учиться, или рефлексия собственной педагогической деятельности
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».
Г. Лихтенб
Как научить ребенка учиться? В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий.
Такой педагогической технологией считаю систему развивающего обучения Образовательную программу «Школа 2100», которая открывает широкие возможности в достижении знаний, как перед учениками, так и перед учителем. Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечивает возможность для творчества «неуспешных» учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.
Поэтому тема моей методической проблемы -«Личностно-ориентированное обучение на основе УМК «Школа 2100», который является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.
Одним из главных средств достижения этих целей является создание личностно-ориентированных ситуаций. Личностно-ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно-ориентированного урока, механизм его реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.
Личностно-ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно-ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе.
Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации:
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
- постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;
- обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;
- озвучивание разных точек зрения учащихся;
- обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;
- обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя;
- предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;
- обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.
Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.
Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно-ориентированные ситуации: ситуации
вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия).
А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации, используемые мной на уроках.
Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.
Прекрасно всё на небе. Прекрасно на земле, Прекрасно всё вокруг. Прекрасно всё во мне.
Урок можно начать и по-другому:
- Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.
Ситуации интриги, постановки учебной задачи можно увидеть на примере урока обучения грамоте по теме: «Прощание с Азбукой» (урок-игра «Любовь с первого взгляда»)
Решение задач (алгоритмических, орфографических, природоведческих и др.) - это тоже личностно ориентированные ситуации. Так, например, в 3 классе на уроке информатике, тема которого «Алгоритмы. Закрепление пройденного», путешествуя по данным пунктам, дети решают алгоритмические задачи.
Решение орфографической задачи. Урок русского языка. 4 класс. Тема: Обобщающее повторение. Урок проводится в форме деловой игры «Корректор». Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет.
Вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.
Ситуация выбора.
Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание: 1 уровень - найти и исправить ошибки; 2 уровень - распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами; 3 уровень - написать ответ этой девочке.
Данный пример указывает на выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученной теме: объяснить термины, дать описание конкретным терминам; обсудить в микроколлективе ответы на поставленные вопросы; выполнить тестовые задания.
В последнее время отмечается тот факт, что дети выбирают тестовые задания. А это значит, что они сами ставят себя в ситуацию выбора, ведь из 3х возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.
Тестовое задание, использованное на данном уроке.
Мы подошли к следующим игровым ситуациям, без которых в начальной школе не обойтись.
Урок обучения грамоте. Прощание с Русской азбукой. (Урок-игра «Любовь с первого взгляда»). Игра «Идеальная пара» («Найди свою пару»). Немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.
Урок: окружающий мир. 3 класс. Тема: Путешествие по планете. Страны мира. Деловая игра «Покупаем путёвки».
Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха («Ты справишься», «У тебя получится», «Я всегда помогу тебя»). Ситуации успеха: «Снятие страха», «Авансирование успешно-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
51
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
го результата», «Внесение мотива», «Высокая оценка детали» и т. д.
Для меня урок в начальной школе - это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это «добыча» знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
Нельзя не остановиться и на ситуациях, которые дают возможность проявить и развить творческие способности учащихся. На уроках использую метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности. Комплекс заданий предлагает два вида упражнений: «Включите воображение», «...словам просторно» (Методика Гранкина Г.Г. и др.)
В своей работе я использую уроки микрогруппового проектирования. Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты.
Ситуации театрализации (инсценирование) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность. Этому способствуют уроки детской риторики и занятия на факультативе «Театр».
За всем этим следует обсуждение дискуссия -это тоже личностно-ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. «Мертвая тишина» недопустима. В учебнике детской риторики много упражнений, которые вызывают детей на обсуждение конкретных ситуаций.
Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: «Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?» каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.
Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак - урок был успешным, вопросительный - что-то осталось непонятным, отрицательный знак -чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу «П» - плюс, «М» - минус, «И» - интересно.
Рефлексия без посторонней помощи. В конце урока выставляется на стол коробка с фишками раз-
ного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов - красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный - урок принес учащимся радость познания, синий - было всё понятно, зелёный - я не всё понял.
По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия.
Рефлексия «Острова». Каждому учащемуся предлагаю создать свой тип ситуации успеха во время учебного занятия.
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о.
Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске, и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока. Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся.
Мною освещены основные личностно-ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе. В целом можно сказать, что, создавая и используя на уроках личностно-ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2 е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
5. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности// Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №3.
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011