ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОТРУДНИКОВ УИС РОССИИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ
Аннотация: в статье рассматривается проблема обеспечения правомерности применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия посредством формирования у них высокой духовно-нравственной ориентации.
Ключевые слова: формирование
М. Ю. Конарев
духовно-нравственных ценностей; средства обеспечения правомерности; сотрудники уголовно-исполнительной системы; применение физической силы, специальных средств и оружия.
Summary: the article deals with the problem of ensuring the legality of use of physical force, special warfare and weapons by the personnel of the penal system
through the formation of their high moral and spiritual orientation.
Keywords: the formation of high moral and spiritual orientation; means of ensuring the legality; personnel of the penal system; use of force, special warfare and weapons.
Глубокие изменения духовно-нравственной ориентации россиян, произошедшие за постсоветский исторический период1, отразились во всех сферах их общественной и профессиональной деятельности. Особую значимость проблема формирования духовно-нравственных ценностей приобретает в аспекте профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, поскольку в их должностные обязанности входит ежедневное взаимодействие с правонарушителями, а в определенных законом случаях — применение по отношению к ним физической силы, специальных средств и оружия.
Специфика профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые относятся к числу сотрудников правоохранительных органов, определяется тем, что именно на их плечи ложится нелегкий каждодневный труд, направленный на исправление лиц, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России, а значит — на обновление и оздоровление российского общества. Их поведение, качества и идеалы обуславливают успех всех форм взаимодействия с лицами, содержащимися в исправительных учреждениях ФСИН России. Поэтому сотрудников УИС Рос-
1 Период с момента распада СССР в декабре 1991 г. по настоящее время.
сии должен отличать такой уровень духовно-нравственной ориентации, который бы, способствовал безошибочному исполнению ими своих должностных обязанностей и служил бы образцом для подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Кроме того, ценностная ориентация сотрудников УИС России определяет модель их поведения при возникновении конфликтных ситуаций во время несения службы, в том числе, в случаях, при которых, согласно действующему законодательству, ими применяется физическая сила, специальные средства и оружие.
При неправомерном применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России при исполнении своих должностных обязанностей, а равно при превышении пределов их правомерного применения, субъекты совершения противоправного деяния подлежат предусмотренной законодательством РФ ответственности, которая,в зависимости от характера правонарушения и наступивших последствий, может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной. В целях обеспечения правомерности действий сотрудников УИС России, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, следует не только исследовать и совершенствовать действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в этой сфере. Важно, чтобы исправительные учреждения ФСИН России были обеспечены квалифицированными кадрами, которые бы руководствовались в своей профессиональной деятельности духовно-нравственными ценностями.
Формирование ценностей — не единовременный социально-педагогический акт. Это длительный процесс, который, по мере взаимодействия человека с окружающим миром и обществом, проявляется в различных формах на протяжении всей его жизни. Необходимо отметить, что сенситивным периодом при формировании духовно-нравственных ценностей является дошкольный возраст, при этом сформированные ценности обеспечивают человеку каркас для последующего выстраивания личностных качеств, в том числе соответствующих его профессиональной деятельности. При поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему у кандидатов уже сформирован определенный набор духовно-нравственных ценностей, выявление которых позволяет определить их уровень и выявить возможность и условия формирования духовно-нравственных ценностей, являющихся в аспекте прохождения службы в учреждениях и органах УИС России профессионально значимыми. В этом смысле следует говорить о необходимости разработки комплекса критериев ценностной ориентации при отборе кандидатов на прохождение службы в УИС России, а также о создании соответствующего диагностического инструментария для осуществления такого отбора.
При формировании духовно-нравственных ценностей у сотрудников УИС России в аспекте обеспечения правомерности применения физической силы, специальных средств и оружия при исполнении своих должностных обязанностей, следует разделять общие (инвариантные) и профессионально значимые ценности. К числу общих духовно-нравственных ценностей следует отно-
сить честность, добросовестность, вежливость, великодушие, искренность, терпение, уважение традиций и культуры своей страны и народа, а также проявление уважения к обычаям и традициям иных народов Российской Федерации и других стран. К числу профессионально значимых духовно-нравственных ценностей относятся законопослушание, ответственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, почитание старших (по возрасту, занимаемой должности и специальному званию).
Формирование духовно-нравственных ценностей у сотрудников УИС России происходит на двух основных этапах: в процессе обучения в рамках образовательного процесса вузов ФСИН России и учебных центров территориальных органов ФСИН России и в процессе прохождения службы в учреждениях и органах ФСИН России. Для успешной реализации обеспечения правомерности применения сотрудниками УИС России физической силы, специальных средств и оружия необходимо осуществлять целенаправленный процесс формирования духовно-нравственных ценностей и задействовать все возможные средства на перечисленных этапах прохождения ими службы.
Педагогические технологии обучения в образовательных учреждениях ФСИН России должны быть направлены не только на формирование у обучаемых духовно-нравственных ценностей, но и на разъяснение им необходимости принимать решения (в повседневной жизни и во время осуществления своей будущей профессиональной деятельности в учреждениях и органах ФСИН России), основываясь на этих ценностях. Используемые педагогические приемы следу-
ет формулировать так, чтобы они подчеркивали специфику служебной деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России. В аспекте применения физической силы, специальных средств и оружия важно обращать особое внимание на обязательность минимизации причинения вреда при их применении, оказания пострадавшим первой доврачебной помощи, а также принятие мер по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок.
Говоря об условиях формирования духовно-нравственных ценностей у сотрудников УИС России в процессе прохождения ими службы в учреждениях и органах ФСИН России, важно подчеркнуть необходимость проведения психолого-педагогической работы с лицами рядового и начальствующего состава исправительных учреждений. При проведении такой работы особое внимание следует уделить работе с сотрудниками отделов охраны, безопасности и оперативных отделов, поскольку применение физической силы, специальных средств и оружия предусмотрено нормативно-правовыми актами в рамках их должностных полномочий.
При формировании духовно-нравственной ориентации у сотрудников УИС России следует также акцентировать внимание на их подготовку к повседневному общению со спецконтингентом. Зачастую открыто проявляемые сотрудниками УИС России духовно-нравственные качества определяются со стороны лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, как проявление слабости, что способствует проявлению неуважения и раздражительности с их стороны. В этом смысле при
проведении работы с сотрудниками УИС России важно обращать внимание на их психологическую устойчивость и уверенность в собственных действиях. Кроме того, целесообразно осуществлять работу, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей у осужденных.
Необходимо особо отметить, что в аспекте специфики профессиональной деятельности, осуществляемой сотрудниками УИС России, важно отслеживать корреляцию религиозных догматов и приверженности высоким нравственным ориентирам — с одной стороны, и безошибочного законного исполнения ими служебных обязанностей в рамках своих должностных полномочий — с другой. Следует подготавливать обучаемых к возможному возникновению таких обстоятельств во время несения службы в исправительных учреждениях, при которых им придется столкнуться с правом (а иногда и с обязанностью] совершать поступки, противоречащие их конфессиональным постулатам или общим представлениям о нравственности. В данном аспекте следует отметить необходимость разъяснения сотрудникам УИС России коллизию духовности и нравственности с одной стороны, и профессионализма в рамках исполнения должностных обязанностей — с другой. При этом важно разъяснить сотруднику, что профессионализм в этом смысле превалирует над конфессиональными догмами. Соблюдение законных требований, определяющих правомерность применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России в рамках их должностных полномочий будет являться гарантией их реабилитации. В качестве правовой под-
держки следует апеллировать к специальным нормам, подчеркивающим особый правовой статус сотрудников УИС России, или к общим нормам, исключающим доминирование любого из религиозных течений (например, к ст. 14 Конституции РФ, где закреплено: «Российская Федерация — светское государство» 2). Кроме того, можно найти массу примеров наказания виновных лиц посредством физического воздействия в хрестоматийных конфессиональных писаниях (Библия, Коран, Тора, и т.д.).
Таким образом, для обеспечения правомерности применения сотрудниками УИС России физической силы, специальных средств и оружия, необходи-
мо создать в рамках образовательных и исправительных учреждений ФСИН России непротиворечивые благоприятные педагогические условия для формирования у них духовно-нравственных ценностей и обогащения их такими профессионально значимыми качествами, которые бы способствовали становлению целостной личности, достойной высокого звания сотрудника УИС России, знающего цену слова, ценящего честь мундира и при этом готового применять действующие нормативные документы и уверенно действовать в рамках возложенных на него должностных обязанностей.