Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных качеств у воспитанников «Домов милосердия»'

Формирование духовно-нравственных качеств у воспитанников «Домов милосердия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка к общественной жизни / духовно-нравственные качества / самовоспитание / межличностные отношения / нравственные ценности / эти-ческие нормы / бережное отношение к природе и обществу / socializing / spiritual and moral qualities / self-education / interpersonal re-lations / moral values / ethic norms / caring attitude toward nature and society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Угилой Мамашокировна

В статье освещены вопросы формирования духовно-нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия», как средства подготовки их к жизни в обществе, раскрыты понятия «мораль» («нравственность») в различных интерпретациях, приве-дены некоторые данные по результатам эксперимента по формированию духовно-нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of development of spiritual and moral qualities of pupils of "Houses of mercy", as facilities of their socializing. The concepts "moral" ("morali-ty") in different interpretations are given and some results of the experiment on development of spiritual and moral qualities of pupils of "Houses of mercy" are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных качеств у воспитанников «Домов милосердия»»

ФОРМИРОВАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ВОСПИТАННИКОВ «ДОМОВ МИЛОСЕРДИЯ»

У. М. Аскарова

В статье освещены вопросы формирования духовно-нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия», как средства подготовки их к жизни в обществе, раскрыты понятия «мораль» («нравственность») в различных интерпретациях, приведены некоторые данные по результатам эксперимента по формированию духовнонравственных качеств воспитанников «Домов милосердия».

The article deals with the issues of development of spiritual and moral qualities of pupils of "Houses of mercy", as facilities of their socializing. The concepts "moral" ("morality") in different interpretations are given and some results of the experiment on development of spiritual and moral qualities of pupils of "Houses of mercy" are presented.

Ключевые слова: подготовка к общественной жизни, духовно-нравственные качества, самовоспитание, межличностные отношения, нравственные ценности, этические нормы, бережное отношение к природе и обществу.

Key words: socializing, spiritual and moral qualities, self-education, interpersonal relations, moral values, ethic norms, caring attitude toward nature and society.

При подготовке воспитанников «Домов милосердия» к жизни особое значение придается воспитанию у них духовно-нравственных качеств, так как воспитанники, как равноправные члены общества, должны соблюдать нормы общественной морали. В чем же заключаются критерии нравственности? Какие духовно-нравственные качества необходимо сформировать у воспитанников «Домов милосердия», исходя из требований сегодняшнего дня? Какого содержания должна быть педагогическая деятельность, чтобы реализовать поставленные задачи?

Каким образом и в какой форме проявляются нравственные особенности в межличностных отношениях?

Можно констатировать, что: (а) нравственность регулирует или устанавливает общественные межличностных отношения; (б) нравственность служит определению содержания межличностных отношений; (в) духовнонравственные нормы (критерии) не систематизированы и не закреплены в письменной форме, как законы или правовые нормы; (г) мораль управляется общественной мыслью; (г) соблюдение духовно-нравственных критериев определяет отношение личности к духовно-нравственным ценностям, место и роль человека в обществе и в конечном счете - его мировоззрение; (д) нравственность выражает важную сторону человеческой личности и т. п.

Исторический опыт и теоретический анализ межличностных отношений, складывающихся на протяжений веков, убеждает в том, что духовнонравственные качества личности обеспечивают их успешность. Практические действия и теоретические идеи в этом направлении формировались в процессе исторического развития узбекского народа. Определение критериев нравственности в разные эпохи развития человечества происходило по-разному. Несмотря на то, что каждой общественной системе были свойственны свои подходы к определению нравственных и этических норм, сохраняются общие позиции по этим вопросам, приемлемые для всех эпох и общественных систем. В обобщенном виде их можно представить следую-

461

щим образом: (а) бережное отношение к природе; (б) стремление делать добро людям, непричинение им зла; (в) чувство долга и ответственности за свою деятельность и поступки; (г) забота об общественном благе и желание приносить личную пользу, защита Родины и готовность к борьбе за благополучие и счастье народа и отечества.

В священной книге зороастрийской религии «Авеста» основой нравственных качеств признавались добрая мысль, доброе слово, доброе дело. В исламской религии также считается, что основу нравственности составляют чистота души, благодеяние, вера, отсутствие алчности, справедливость, образованность (знания). И в противоположность этому - безверие, дурные поступки, ложь, клевета, легкомыслие, необразованность, леность оценивались как грех и недостойные качества. В Хадисах, священной книге мусульман «Коране» перечислены наиболее важные моральные качества, которые и на последующих этапах развития общества сохранили свою сущность [3, с. 84]. Великие мыслители Востока уделяли большое внимание изучению и анализу духовно-нравственных ценностей. В ряду таких ученых, государственных и религиозных деятелей находятся Абу Райхан Беруний, Абу Наср Форобий, Абу Али ибн Сино, Унсурул-Маолий, Кайковус, Ахмад Югнакий, Алишер Навои, Жало-лиддин Давоний, Хусайн Воиз Кошифий, Мухаммад Содик Кошкарий, Абдулла Авлони, в чьих произведениях создан образ высоконравственной личности. Древние письменные источники выдающихся мыслителей о духовнонравственных качествах могут быть использованы в процессе подготовки воспитанников «Домов милосердия» к жизни в обществе. Прежде чем проводить педагогическую работу по формированию нравственных качеств воспитанников, следует иметь четкое представление об особенностях этих детей [4, с. 413].

Начинать работу надо с того, чтобы избавить или профилактически предупредить воспитанников от дурных привычек и склонностей, имеющихся у многих из них в силу того, что многие из неблагополучных семей. Отсутствие навыков социального общения и взаимоотношений, психологической устойчивости, неосознание необходимости вести здоровый образ жизни, слабая мотивация к трудовой и профессиональной деятельности ведут к тому, что воспитанники не готовы к семейной и общественной жизни. В процессе исследования нами была разработана и апробирована методика формирования нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия» с целью подготовки их к общественной жизни. В процессе обучения и воспитания были привлечены методисты-учителя и воспитатели «Домов милосердия». В ходе исследования были получены показатели в контрольной и экспериментальной группах. Критерием оценки была степень готовности воспитанников «Домов милосердия» к социальной жизни.

Таблица

Уровень сформированности духовно-нравственных качеств воспитанников

Группы, число участников Показатели уровня

Высокий Средний Низкий

Число Процент Число Процент Число Процент

Экспериментальная п1=245 62 25,3 104 42,4 79 32,2

Контрольная п2 =249 41 16,5 83 33,3 125 50,2

462

Из показателей таблицы видно, что сформированность духовнонравственных качеств у респондентов-воспитанников экспериментальной группы более высокая, чем у воспитанников контрольной группы, что свидетельствует о значительном отставании воспитанников контрольных групп от их сверстников из экспериментальных групп. На основе этих показателей можно констатировать об эффективности работы по воспитанию с участниками экспериментальных групп по следующим направлениям: (а) повышение интереса к получению знаний; (б) реализация нравственных принципов в поведении, в общении с окружающими; (в) оказание помощи тем, кто в ней нуждается; (г) проявление искренности и доверия к коллективу образовательного учреждения и, в частности, к своим ровесникам; (д) стремление к обогащению своего мировоззрения; (е) проявление уважения к незнакомым людям, гостям; (ж) активное участие в общественно полезном труде и др. [5, с. 79].

Таким образом, целенаправленная деятельность педагогических коллективов «Домов милосердия» по подготовке воспитанников к жизни в обществе позволит сформировать у детей и подростков положительные нравственные качества и тем самым воспитать достойной поколение граждан своей страны.

Список литературы

1. Узбек тилининг изошли лутати. 5 жилдли. Биринчи жилд. А - Д / А. Мадвалиев та^рири остида. - Тошкент, 2006.

2. Х,ошимов З., Муминова М. Бола булса бешик топилар // Жаннат макон. - Тошкент, 2008. 3-сон.

3. ^уръони Карим / Узбекчадан изошли таржима ва изо^лар муаллифи А. Мансур. -Тошкент, 1998.

4. Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII -начала XX века на примере Чувашии. - URL: http://www.rl-online.ru/articles/1-04/413.html.

5. Аскарова У. Ме^рибонлик уйи тарбияланувчиларида ижтимоий *аётга тайёрлашга тизими: моногр. - Т.: Фан, 2010.

463

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.