Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной личности'

Формирование духовно-нравственной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клопова Елена Анатольевна

В статье рассматривается вопрос нравственного воспитания иностранных курсантов с помощью искусственно созданной модели культуры общества, представляющей собой своеобразный аналог действительности, способный выполнить свою главную функцию дать иностранным курсантам возможность понять ментальность русского народа, преодолеть свою культурную изолированность и послужить основой взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клопова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral personality

The article considers the question of the moral education of the foreign cadets by means of artificially created model of the culture of the society, representing the peculiar analog of the reality, capable to execute the main function to give to the foreign cadets a chance to understand the mentality of the Russian people, to overcome the cultural isolation and to form a mutual understanding basis.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной личности»

мере приближения к главным соревнованиям макроцикла.

Индивидуальные модели соревновательной деятельности позволяют констатировать существенно более высокий уровень реализации компонентов соревновательной деятельности чемпионом мира по сравнению с данными ведущего российского гребца. Представленные в работе модели соревновательной деятельности могут служить ориентирами в процессе спортивной подготовки высококвалифицированных гребцов-каноистов, специализирующихся на дистанции 1000 м.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верлин, С.В. Исследование взаимосвязи скорости лодки и биомеханических характеристик техники гребли в процессе преодоления соревновательной дистанции 500 м высококвалифицированными байдарочницами / С.В. Верлин, П.В. Квашук, И.Н. Маслова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 26-32.

2. Карпов, А.А. Информативность показателей технико-тактической подготовленности высококвалифицированных гребцов-каноистов на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки / А.А. Карпов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 3. -С. 28-32.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

4. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада : 13.00.04 / Шустин Б.Н. - М., 1995. - 82 с.

REFERENCES

1. Verlim, S.V., Kvashuk P.V. and Maslova, I.N. (2014), "Study of interaction between kayak velocity and biomechanical characteristics of kayaking technique in process of covering the 500-m distance by highly qualified female kayakers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No.11, pp. 26-32.

2. Karpov, A.A. (2017), "Informativeness of technical and tactical preparedness characteristics of canoeists at precomputation and competition stages of their athletic preparation", Physical Education and Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 28-32.

3. Platonov, V.N. (2005), System of Athletic Preparation in Olympic Sports. General Theory and its Practical Application, Soviet Sport, Moscow

4. Shustin, B.N. (1995), Modeling in Sports (Theoretical Foundation and Practical Realization), dissertation, Moscow.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2017

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Елена Анатольевна Клопова, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Ст. Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос нравственного воспитания иностранных курсантов с помощью искусственно созданной модели культуры общества, представляющей собой своеобразный аналог действительности, способный выполнить свою главную функцию - дать иностранным курсантам возможность понять ментальность русского народа, преодолеть свою культурную изолированность и послужить основой взаимопонимания.

Ключевые слова: нравственное воспитание, духовно-нравственная личность, социальное окружение, модели культуры.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY

Elena Anatolyevna Klopova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article considers the question of the moral education of the foreign cadets by means of artificially created model of the culture of the society, representing the peculiar analog of the reality, capable to execute the main function - to give to the foreign cadets a chance to understand the mentality of the Russian people, to overcome the cultural isolation and to form a mutual understanding basis.

Keywords: moral education, spiritual and moral personality, social environment, culture models.

ВВЕДЕНИЕ

Нравственность находится в многосторонних связях с другими формами общественного сознания (религиозными, политическими, правовыми и другими). Нравственные понятия и категории во многом определяются экономическими факторами, господствующими в конкретном обществе. Большую роль здесь играет религия, положения которой в отношении моральных норм с учетом психологических механизмов внушения нередко предопределяют черты морального поведения искренне верующих людей (О.К. Вали-тов, 2006; И.М. Гаткер, 2002; В.В. Жикаренцев, 1994; П.Я. Мишин, 2001; А.В. Разин, 2003).

Нравственным воспитанием является процесс формирования нравственного сознания, моральных качеств и норм поведения, характерных для морали данного общества. В настоящее время - это нормы, тесно связанные с общечеловеческими ценностями, определяющими разностороннее развитие личности и правовую направленность его поведения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вопросы нравственного воспитания трактуются неравнозначно. Еще Г.Спенсер утверждал, что врожденные пороки человека неизменны и несовершенная природа личности всегда будет проявляться, в каком бы социальном строе эта личность ни существовала. В данном аспекте может быть использован аргумент, заключающийся в том, что биологические инстинкты, определяющие поступки, далекие от моральных норм, закреплялись сотни тысяч лет, а социальное поведение стало определяться лишь в течение немногих десятков тысяч лет. Однако широкие научные изыскания, сочетаемые с успешной практической воспитательной работой, в частности у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и многие другие, показали большие возможности целенаправленного формирования нравственных качеств, позитивных черт характера, устранения различных пороков.

Нравственное воспитание ставит одной из важнейших своих целей развитие духовности - мотивированности к нравственным поступкам, на основе глубоких внутренних побуждений, уверенности в правоте выполняемого дела. Совсем необязательно, чтобы духовность была обусловлена религиозностью, хотя наличие искренней веры может определять также и соответствующую духовность, что не без основания подчеркивали представители религиозной философии, религиозной педагогики Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.С. Соловьев, Далай-лама XIV и др.

Чтобы совершать нравственные поступки, сначала надо уяснить себе сущность добра и зла, справедливости, несправедливости и других нравственных ценностей. Эти знания приобретаются в обучении и затем на базе восприятия эмоциональной их значимости, переживания, сопереживания, духовного принятия они могут переходить в нравственные убеждения. С другой стороны, чтобы знания перешли в убеждения, нужна соответствующая духовная стимуляция, сопереживание, эмоционально окрашенная потребность к тому, чтобы принять их душой и телом.

Совершенствование личностных качеств иностранных обучающихся достигается за счет усвоения в учебном процессе основного и дополнительного материала курса российской истории и культуры с ориентацией на базовые религиозные ценности, на общность

морально-нравственных категорий добра и зла в культурном наследии различных этносов, на внутреннюю мотивацию курсантов к самосовершенствованию.

В наше время мнение о принципиальном, целенаправленном решении воспитательных задач в ходе обучения является преобладающим, отражено в учебниках, учебных пособиях по педагогике. Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку [2].

Формирование духовно-нравственной личности - это важная и сложная задача в процессе подготовки военных специалистов, решение которой связано с большим количеством как субъективных, так и объективных условий.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформиро-ванность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить, как уровень нравственной культуры личности. Воспитание и развитие у иностранных курсантов военного вуза нравственности и высокой культуры является самой важной задачей. В современном мире периодически обостряются межнациональные и межэтнические конфликты, ведутся боевые действия в так называемых «горячих точках», имеют место разногласия в вопросах взаимоотношений представителей различных народов, культур, вероисповеданий, что требует соответствующего отношения к вопросам толерантности, веротерпимости и понимания в подходе к данным проблемам. В связи с этим повышаются требования к профессиональной компетенции, общей культуре, нравственным качествам личности выпускаемых из вузов МО РФ иностранных военных специалистов, их способности к взаимоотношениям с представителями различных народов, культур, религиозных конфессий.

Условно в рассматриваемой проблеме можно выделить два основных направления:

1. Обучение, представление объективных фактов, накапливание подлинных знаний является воспитывающим фактором. На основе знаний человек имеет право формировать собственное убеждение.

2. В обучении следует выделять и представлять информацию, имеющую приоритетное значение для формирования необходимых убеждений, помогать правильной ее интерпретации в аспектах воспитания.

Первое указанное направление необходимо дополнить, потому что иностранные военнослужащие всегда находятся в различном социальном окружении и, волей-неволей, испытывают различные с его стороны воздействия. Задача преподавателя состоит в создании такого социального окружения, которое в функциональном плане заменит им реальную систему культуры, будет способствовать совершенствованию их нравственных качеств и, что является главным условием, уважительному отношению к современной России и ее истории. По качественному и системному набору фактов культуры эта модель общества должна создать своеобразный аналог действительности, способный выполнить свою главную функцию - дать иностранным курсантам возможность понять ментальность русского народа, преодолеть свою культурную изолированность и послужить основой взаимопонимания [5].

В рамках созданной модели культуры крайне важно сближать интересы обучающихся различных национальностей, находить точки соприкосновения, так как мирное существование человечества зависит от сформированности у молодежи умений конструктивно взаимодействовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная модель культуры, главным образом на основе богатейшего потенциала русской и мировой литературы, должна быть ориентирована на нравственно-этическую

проблематику и способствовать как созданию базы необходимых систематических знаний по изучаемому предмету, так и воспитанию нравственных качеств иностранных военнослужащих, которые можно условно разделить на личностные (по отношению к обществу и государству) и профессиональные (по отношению к военной службе) [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова, Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам - не филологам / Т.А. Вишнякова. - М. : Русский язык, 1982. - 124 с.

2. Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 октября 2001 г. / редкол.: В.М. Каменев [и др.]. - Владивосток, 2001. - 85 с.

3. Казак, Л.П. Воспитательная работа в процессе обучения курсантов иностранному языку / Л.П. Казак ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1981. - 57 с.

4. Кулибин, Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного / Н.В. Кулибин. - СПб. : Златоуст, 2001. - 263 с.

5. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. - СПб. : Златоуст, 2007. - 198 с.

REFERENCES

1. Vishnyakova, T.A. (1982), Bases of a technique of teaching Russian to students - not philologists, Russian language, Moscow.

2. Ed. Kamenev, V.M. (2001), Education of youth during an era of social changes: problems, researches, prospects, DVGU, Vladivostok.

3. Kazak, L.P. (1981), Educational work in the course of training of cadets in a foreign language, LSU, Leningrad.

4. Kulibin N.V. (2001), Why, as how to read at a lesson. The art text when studying Russian as foreign, Silver-tongued orator, St. Petersburg.

5. Passov, E.I., Kibireva, L.V. and Kollarova, E. (2007), Concept of communicative foreign-language education, Silver-tongued orator, St. Petersburg

Контактная информация: alex-klopov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2017

УДК 378

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич Тихончук,

преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Ольга Владимировна Мухаметова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Ольга Анатольевна Юсупова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск; Михаил Геннадьевич Зверев, преподаватель, Сибирский институт международных отношений и регионоведения, Новосибирск

Аннотация

В статье рассмотрены сущность и психолого-педагогические основы поэтапного применения деловой игры на занятиях с курсантами вузов силовых структур для повышения успешности обучения контрактной системе закупок в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: деловая игра, высшее образование, эффективное обучение, алгоритм деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.