Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе традиций православной культуры. Из опыта работы'

Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе традиций православной культуры. Из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на основе традиций православной культуры. Из опыта работы»

О.Ю. СЕРГЕЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В современной педагогической науке и практике набирает особую силу культурологический подход в обучении и воспитании, который реализуется на принципе культуросообразности. Развитие и формирование личности учащихся на основе этого принципа - это организация процесса интериоризации личностью достижений культуры человечества и освоение культурной традиции своего народа. Культурологический подход ориентирует педагога на то, чтобы культура России, национальные традиции, ориентированные на духовнонравственные ценности стали основной базой воспитательного и образовательного процессов. Понимание того, что в основе формирования личности ученика лежит процесс «восхождения к культуре, вхождения в контекст культуры», находит все больший отклик у ученых-педагогов и педагогов-практиков.

Вхождение в культуру - это постижение духовной традиции через участие в ритуалах, обрядах, праздниках. Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями, полна священной символики.

Для учащихся гуманитарного отделения Центра дополнительного образования (ЦДО) Московского района города Чебоксары одно из значимых явлений христианской культуры - Рождество - стало началом приобщения к российским традициям духовной культуры. Ведь Рождество - это не только украшение елки и катание с ледяных горок, это общение с Тайной рождения Бого-младенца, это постижение Прекрасного, озаренного светом Вифлеемской звезды, это особый настрой в ожидании Чуда, т.е. это важнейшее явление культуры человечества. С 1997 г. учащиеся гуманитарного отделения ЦДО -постоянные участники проекта «Рождественские встречи», проходящего в залах Чувашского государственного художественного музея. Проект предполагает: встречи с представителями духовенства, беседы о православной культуре и традициях встречи Рождества; общение с творческой интеллигенцией города - музыкантами, актерами, художниками; участие в конкурсах и посещение выставок и т.д. Таким образом, «Рождественские встречи» стали целым комплексом мероприятий, позволяющих ребятам войти в атмосферу традиционной православной культуры. Памятными для учащихся стали встречи с ректором Чебоксарского духовного училища протоиереем Михаилом (Ивановым) и настоятельницей Чебоксарского Спасо-Преображенского православного женского монастыря игуменией Сергией (Рузавиной). Это были весьма содержательные беседы о смысле бытия, о человеке, как Образе и Подобии Божьем, о высокой миссии монашества, о роли духовных подвигов святых отцов в культуре Отечества. Не менее полезны были встречи с искусствоведами и художниками на выставках произведений православного творчества: «Духовные центры Чебоксар глазами художников», «Свет Преображения» - в залах художественного музея. Знакомство с иконописью, храмовой скульптурой, искусством книжной миниатюры - вызывали живой интерес у старшеклассников. Беседы о духовно-философском значении иконы давали возможность новому поколению приобщиться к миропониманию предшественников, постичь «целящую силу Красоты». Акцент на познавательную, эстетическую, социальную, мировоззренческую функции древнерусской живописи способствовал форми-

рованию у ребят отношения к Иконе, как к Святыне, восприятию Иконы как средства воспитания души и сердца.

«Рождественские встречи» - это еще и знакомство с прекрасной музыкой П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова в исполнении преподавателей музыкального факультета Чувашского государственного педагогического университета, с духовной поэзией А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, которая звучала в залах музея в исполнении актрисы Русского драматического театра Т. Яфрановой. Традиция «Рождественских встреч» с Прекрасным стала для учащихся гуманитарного отделения ЦДО настоящей школой восхождения в пространство духовной культуры. О том, что усилия по духовному просвещению не остались без ответа, свидетельствуют темы поисково-исследовательских работ, которые выбирали ребята. Вот некоторые из них: «Простые лики Красоты. Эстетические идеалы народа в Образах Богородицы» (Л. Михайлова); «Реликвии Чебоксар. Памятники церковной скульптуры XVI века» (Д. Лукина); «Восхождение к духовности через иконопись. Иконы Чебоксарских храмов» (Н. Прова); «Церковь иконы Божьей Матери «Взыскания погибших». История возникновения храма» (Е. Осипова) и другие.

«Культурно-историческая традиция представляет собой светский компонент православной традиции. На ее основе определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция устанавливает границу нравственного совершенствования личности, целью которого является обожение человека, и связана в православии со способом выражения Бооткровенной истины» [6, с. 53].

Не менее значимым для формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников стал опыт сотворчества учащихся и педагогов. В течение нескольких лет велась совместная творческая работа автора спецкурса: «Основы духовной культуры» и учащихся гуманитарного класса ЦДО по сбору материала об истории возникновения и влияния на духовную культуру города православной обители на Владимирской горке. Совместная работа в госархи-ве, библиотеке монастыря, общение с настоятельницей и насельницами Спа-со-Преображенского православного женского монастыря позволили не только написать содержательное исследование и защитить курсовой проект выпускнице отделения, но и послужили основой для создания альбома: «Святая обитель на Владимирской горке», который был выпущен издательством «СВ-Пресс» в 2001 г., а с новыми дополнениями из жизни этого духовного центра города переиздан в 2006 г., к 15-летию возрождения обители.

Другим примером постижения культуры может служить сотрудничество учащихся гуманитарного класса и научных сотрудников Гуманитарного института.

Работая над темой: «Введенский собор как центр духовной жизни города», учащаяся гуманитарного класса И. Титарева обращалась за консультациями к специалисту по древнерусскому искусству кандидату искусствоведения А.И. Мордвиновой, читала научные статьи ученого, изучала редкие книги в библиотеке института. В результате этого сотрудничества появилось весьма содержательное исследование о роли кафедрального собора г. Чебоксары в духовной жизни горожан, о значении Собора как памятника древнерусского зодчества XVII в., об истории христианизации Поволжья.

Сотрудничество ученых вузов, педагогов и учащихся гуманитарного отделения ЦДО, совместное изучение истории Чебоксарских храмов и монастырей, городских реликвий и святынь стало началом создания большого проекта: «Духовные центры Чебоксар». Проект был одобрен и поддержан городской дирекцией культурных программ при Министерстве культуры и по делам национальностей Чувашской Республики и руководством Художественного музея.

Так, с 2001 г. в залах ЧГХИ регулярно проходят встречи учащихся Центра с художниками, фотохудожниками, которые в своем творчестве значительное место уделяют духовным центрам, формирующим культурное пространство города. Знакомство с их творчеством позволяет ребятам по-новому увидеть красоту родного города, ощутить себя наследниками богатейших культурных ценностей, созданных несколькими поколениями чебоксарцев. В результате посещения таких выставок и творческого общения с художественной интеллигенцией рождаются сочинения, эссе, исследовательские работы. Достаточно примеров того, как после окончания учебы на гуманитарном отделении Центра дополнительного образования ребята поступают на художественно-графический факультет ЧГПУ, отделение дизайнеров ЧГУ, исторические факультеты вузов республики.

«Культуре требуются ее созидатели», а стать таким созидателем можно, если с юности начать входить в пространство культурной традиции, в пространство православной культуры.

Как показал опыт, изучение основ духовной культуры в урочной и внеурочной деятельности гуманитарного отделения ЦДО, сотрудничество педагогов и учащихся в постижении смысла православных святынь, изучение роли духовных центров в жизни народа - все это способствует формированию духовнонравственной культуры молодежи. Такой процесс приобретает характер:

- целостного, т.е. соединяющего воспитание, обучение и развитие через постижение традиций мировой и отечественной культуры;

- системного, т.е. объединяющего усилия учащихся и педагогов на основе благотворительного влияния искусства и законов этики, формирующих атмосферу духовности и творческого саморазвития;

- личностно-ориентированного, т.е. обращенного к уму и сердцу каждого учащегося.

Многообразие форм приобщения к традициям российской культуры помогает «очеловечить» среду обитания, сделать более духовным сам процесс познания окружающего мира. Воспитание искусством, не умаляя значения воспитания наукой, является, на наш взгляд, путем, который ведет к истинной человечности: «от прекрасного к доброму», предоставляет необходимые условия для формирования «человека-культуры».

Различные школы эстетического воспитания едины в главном - в их основе лежит стремление к высокой духовной культуре.

Смысл образования состоит, на наш взгляд, в формировании личности, обладающей комплексом знаний о мире и системе духовных ценностей, сложившихся на основе постижения культуры. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предполагает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Воспитание и образование нового тысячелетия остро нуждаются в выработке технологий духовного развития личности, основанных на культурологическом подходе. Фундаментом для формирования саморазвивающейся личности должно стать культурное наследие человечества, ценности отечественной культуры, духовные и эстетические идеалы православия. Как показал наш педагогический опыт, действенным средством освоения духовного наследия, понимания отечественной культуры, формирования системы духовно-нравственных ценностей стало применение рефлексивных методов познания:

- метода «вживания в культурную среду» посредством знакомства с нравами, обычаями, традициями народа, общение с живыми носителями культурных традиций;

- метода погружения в мир нравственно-эстетических категорий: Веры-Надежды-Любви-Софии, лежащих в основе российского менталитета, нравственной культурной традиции, формирующих ценности внутреннего мира личности;

- метода символического видения, т.е. восприятия образа реального мира через христианскую символику, языки древнерусского искусства, и др.

Использование данных методов позволяет учащимся приобщаться к духовным ценностям отечественной культуры, развивает творческий потенциал личности, реализуемый в исследовательских и проектных работах, формирует основы духовно-нравственной культуры.

Мы считаем, что будущее за технологиями воспитания и образования, в основе которых лежит триада: Истина-Добро-Красота.

«Думаю, что возвращение сегодня к исконным, духовным, нравственным традициям вселяет в нас оптимизм, открывает перед нами широчайшее поле деятельности. История обязательно спросит с нас, как мы использовали это время, благоприятное для того, чтобы возродить и духовность, и нравственность на Земле. Смысл жизни человека - в его личном совершенстве, чтобы с годами он становился лучше, добрее, сеял вечное, доброе в сердца окружающих людей» [1, с. 162].

Литература

1. Алексий II Патриарх Московский и Всея Руси. Сборник избранных трудов к годовщине интронизации. Издательский отдел Московского Патриархата. М., 1991. 192 с.

2. Бердяев Н.А. О назначении Человека. М.: Республика, 1993. 387 с.

3. Бородина А.В. История религиозной культуры: основы нравственной культуры. М.: Издательский Дом «Покров», 2003. 288 с.

4. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII веков. М.: Мысль, 1992. 637 с.

5. Православие и гуманитарные знания: XV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. 564 с.

6. Шестун Е.В. (Игумен Георгий). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. 2006. № 4. С. 53-61.

СЕРГЕЕВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА родилась в 1955 г. Окончила Нижегородский государственный университет. Старший преподаватель кафедры философии Чебоксарского института Московского государственного открытого университета, руководитель гуманитарного отделения Центра дополнительного образования Московского района г. Чебоксары. Область научных интересов - проблемы формирования духовно-нравственной культуры учащейся молодежи. Автор 15 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.