ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
УДК 37.03
АВДЕЕВА Татьяна Ивановна,
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) филиал в г. Орехово-Зуево, Россия [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
В статье рассмотрена проблема формирования духовноэстетических ценностей на занятиях «Русская художественная культура». Особое внимание уделено применению метода сопоставления художественных образов разных видов искусства по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей на занятиях «Русская художественная культура». Предложен конкретный путь реализации воспитательной цели - формирование духовно-эстетических ценностей на занятиях «Русская художественная культура» через постижение художественных образов, созданных русскими мастерами -поэтами, живописцами, драматургами и композиторами. Выделен принцип историзма, лежащий в основе изучения курса «Русская художественная культура» в процессе формирования духовно-эстетических ценностей у студентов вуза. Раскрывается специфика формирования духовно-эстетических ценностей у студентов на занятиях «Русская художественная культура» при применении метода анализа духовно-эстетических позиций автора. Отражено интегративное содержание курса «Русская художественная культура», которое позволяет студентам стать соучастниками тех сложных процессов, в результате которых рождались самые разные художественные картины мира. Делается вывод о результатах применения метода сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и метода анализа духовно-эстетических позиций автора в процессе формирования духовно-эстетических ценностей у студентов вуза на занятиях «Русская художественная культура».
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-223-225
AVDEEVA Tatyana I.,
Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (branch in Orekhovo-Zuyevo), Orekhovo-Zuyevo, Russia [email protected]
THE FORMATION OF SPIRITUAL-AESTHETIC VALUES IN THE STUDENTS
THROUGH ART
The article considers the problem of formation of spiritual and aesthetic values in the classroom «Russian culture». Special attention is paid to the application mapping method of artistic images of different kinds of art on the basis of similarity and differences between spiritual and aesthetic values in the classroom «Russian culture». Proposed a concrete way of the realization of the educational purpose - formation of spiritual and aesthetic values in the classroom «Russian culture» through the realization of artistic images, created by Russian masters, - the poets, painters, playwrights and composers. Dedicated historicism principle underlying the study of the course «Russian culture» in the process of formation of spiritual and aesthetic values of the students of the University. Specifics of formation of spiritual and aesthetic values of the students in the classroom «Russian culture» in applying the method of analysis of spiritual and aesthetic positions of the author. Reflects the integrative content of the course «Russian culture» that allows students to become partners of those complex processes, in which were born the various artistic picture of the world. The conclusion on the results of applying the mapping method of artistic images of different kinds of art on the basis of similarity and differences between spiritual and aesthetic values and the method of analysis of spiritual and aesthetic positions of the author in the process of formation of spiritual and aesthetic values of University students in the classroom «Russian culture».
Ключевые слова: духовно-эстетические ценности, русская Keywords: spirital-aesthetic values, russian artistic cul-художественная культура, метод сопоставления художе- ture, the method for matching artistic images of different ственных образов разных видов искусств по принципу kinds of art on the basis of similarity and differences be-сходства и различия духовно-эстетических ценностей, ме- tween spiritual-aesthetic values, method of analysis of the тод анализа духовно-эстетических позиций автора. spiritual-aesthetic positions of the author.
Содержание программы курса «Русская художественная культура» создает все предпосылки для формирования духовно-эстетических ценностей. Огромный духовный потенциал русского искусства и богатый материал, представленный в указанном курсе, открывают перед студентами вуза возможности для освоения высоких духовно-эстетических ценностей, выработанных отечественной культурой в ходе ее исторического развития. Следовательно, методы преподавания «Русской художественной культуры» должны быть адекватными поставленной цели и способствовать воздействию образного строя произведения искусства на внутренний мир студентов.
Обратимся к рассмотрению метода сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и метода анализа духовно-эстетических позиций автора, применение которых направленно на формирование духовно-эстетических ценностей у студентов вуза.
Метод сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей является наиболее универсальным в учебном процессе, связанном с формированием духовно-эстетических ценностей у студентов. Его применение целиком зависит от конкретной цели занятия.
В курсе «Русская художественная культура» определение целей занятия связано с вычленением главных идейных, духовно-эстетических проблем, на постижение которых педагог будет направлять внимание своих студентов. Цель занятия, обусловленная накоплением опыта духовно-эстетических ценностей, не является исключением из общего правила. Приступая к
- 223 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
разработке занятия, педагог в первую очередь должен задуматься о том, на каком материале он будет строить процесс воспитания и какими вопросами будет будоражить мысли и чувства студентов. То есть главной задачей при подготовке к занятию является отбор и монтаж художественного материала (произведений живописи, поэзии, театра, музыки, киноискусства и т.д.), на основе которых будет строиться как отдельная часть занятия, так и целое. При этом важно найти кульминацию, которая станет отправной точкой духовно-эстетических размышлений студентов. Следует отметить, что правила разработки такой «театральной» композиции нередко называют «методом художественно-педагогической драматургии» (разработан Л.М. Предтечен-ской).
Метод сопоставления художественных образов различных видов искусства по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей предполагает такую предварительную работу педагога, при которой в содержание занятия включаются произведения либо родственные по духовно-эстетическому наполнению, либо противоположные по своей содержательной сути.
При соответствии организации и применении метода сопоставления художественных образов различных видов искусства по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей в обучении, курс «Русская художественная культура» предполагает вполне конкретный путь реализации воспитательной цели - формирование духовно-эстетических ценностей через постижение художественных образов, созданных русскими мастерами - поэтами, живописцами, драматургами и композиторами. Принцип историзма, лежащий в основе изучения курса, дает возможность провести студентов теми нелегкими тропами, которыми шли наши соотечественники в поисках высшего смысла жизни, идеалов добра и справедливости.
Не менее важным методом формирования духовно-эстетических ценностей студентов в процессе постижения курса «Русская художественная культура» является метод анализа духовно-эстетических позиций автора.
Применение данного метода требует от педагога особого такта и внимательного отношения к эмоциональной реакции студентов как на факты биографии того или иного автора, так и на проблематику его творений. В качестве материала, необходимого для формирования духовно-эстетических ценностей студентов, следует избирать те художественные произведения, что наиболее ярко воплощают позицию автора по отношению к таким нравственным категориям, как добро и зло, или таким понятиям, как жизнь и смерть.
Например, в качестве одного из педагогических приемов можно применить сопоставление текста А.С. Пушкина («Борис Годунов») с отрывками из одноименной оперы М.П. Мусоргского. И поставить перед студентами проблемные вопросы: есть ли в опере положительный герой? был ли такой герой у А.С. Пушкина? переосмыслил ли М.П. Мусоргский пушкинские образы?
Результат занятий, в течение которых педагог применял метод анализа духовноэстетических позиций автора, будет более эффективным, если в их контекст включить тексты художественных произведений, сопоставимых с музыкой П.И. Чайковского (сочинения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова), а также полотнами И.И. Левитана («Над вечным покоем» и др.).
Организация самостоятельного душевного труда над воспроизведением искусства предполагает такой уровень вовлеченности в мир художественных образов, когда студенты оказываются целиком во власти художественного произведения. Они сопереживают литературным героям, радуются и плачут над персонажами живописи, эмоционально реагируют на музыку и, как высшая точка сопереживания, начинают решать собственные жизненные проблемы вместе с художником, писателем, композитором, создавшими произведения, вызвавшие глубокую эстетическую реакцию. Интегративное содержание данного курса позволяет студентам стать соучастниками тех сложных процессов, в результате которых рождались самые разные художественные картины мира - древнерусская (XI-XVII вв.), классицистская (XVIII в.), реалистическая (XIX-XX вв.), романтическая (XIX в.) и др. Студенты начинают видеть сквозь призму образов разных видов искусства ту духовно-эстетическую цель, которую преследовали мастера, создавая то или иное художественное произведение.
Разрабатывая содержание занятий, оперируя методом сопоставления художественных образов различных видов искусства по принципу сходства и методом анализа духовноэстетических позиций автора в работе со студентами вуза, невольно задаешься вопросом: какие этапы развития русской художественной культуры наиболее близки им? Думается, что учащемуся, пытающемуся найти духовные «точки опоры» в жизни, безусловно, должны быть близки произведения художественной культуры Древней Руси: иконопись Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, песнопения Федора Христианина, архитектурные образы древнего Новгорода, летописные сочинения Епифания Премудрого, поведавшего о житии преподобного Сергия Радонежского - великого русского святого.
- 224 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
Не менее интересными могут быть и сочинения авторов, творящих в эпоху Просвещения. Искусство XVIII в. удивительно созвучно поискам рациональных жизненных решений; оно противопоставляет себя идеалам аскетичного средневековья, но вместе с тем вовсе не порывает с высокой христианской нравственностью. Достаточно взглянуть в лица, изображенные на портретах художников-классицистов Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, в скульптурах Ф. Шубина, чтобы убедиться, насколько сильны в искусстве России XVIII в. идеалы добра, красоты, честного служения Отечеству, гражданственности. Произведения искусства века Просвещения утверждают в качестве высших духовно-эстетических ценностей патриотизм, верность долгу, гуманизм.
Думается, что искусство XIX в. является еще более сильным средством формирования духовно-эстетических ценностей. В русской классике, будь то музыка или живопись, в полной мере звучит голос совести, сострадания, взывающий к уму и сердцу соотечественников, говорящий о бесконечно мучительных поисках правды, жажде справедливости. Призывы к борьбе с социальным злом, столь характерные для середины XIX в., сменились в русской художественной культуре глубоким пониманием самооценки человеческой личности, в душе которой ведется вечная борьба добра и зла.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зыкова Т.И. Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза // Вопросы культурологии. - № 6. - 2007. - C. 49-51.
2. Предтеченская Л.М. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура» // Музыка в школе. - № 4. - 1984. - C. 32-41.
3. РапацкаяЛ.А. Русская художественная культур: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
4. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. - Киев, 1989. - С. 15-59.
REFERENCES
1. Zykova T.I. Methods of Formation of Spiritual and Aesthetic Values of Students of Technical University [Metody formiro-vaniya dukhovno-esteticheskikh tsennostey u studentov tekhnicheskogo vuza]. Issues of Culturology No. 6, 2007. Pp. 49-51.
2. Predtechenskaya L.M. Method of Artistic and Educational Drama in the Teaching of the Course «World Art Culture» [Metod khudozhestvenno-pedagogicheskoy dramaturgii v prepodavanii kursa «Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura»]. Music school №4, 1984. Pp. 32-41.
3. Rapatskya L.A. The Russian Art Culture [Russkaya khudozhestvennaya kul'tura]. Training manual. Moscow: Humanitie. ed. center VLADOS, 1998. 608 p.
4. Shulga R.P. The Art and Values of the Personality [Iskusstvo i tsennostnye orientatsii lichnosti]. Kiev, 1989. Pp. 15-59.
Информация об авторе Information about the author
Авдеева Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин, Московский Государственный Университет Технологий и Управления имени К.Г. Разумовского, филиал в г. Орехово-Зуево, Орехово-Зуево, Россия [email protected]
Получена: 19.10.2015
Для цитирования статьи: Авдеева Т. И. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов средствами искусства.
Краснодар: Историческая и социально-
образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-
Avdeeva Tatyana I., Candidate in Pedagogy, Associate Professor, Department of Science and Socio-Humanitarian Disciplines, Moscow State University of Technologies and Management named after K. G. Razumovsky (branch in Orekhovo-Zuyevo), Orekhovo-Zuyevo, Russia [email protected]
Received: 19.10.2015
For article citation: Avdeeva T. I., The formation of spiritual-aesthetic values in the students through art, [Formirovanie duhovno-jesteticheskih cennostej u studentov sredstvami iskusstva]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Том 7. № 6 vol-2. С - . doi:
- 225 -