Научная статья на тему 'Формирование духовно-эстетических ценностей на занятиях «Русская художественная культура»'

Формирование духовно-эстетических ценностей на занятиях «Русская художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЭПОХИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна

В статье рассмотрена проблема формирования духовно-эстетических ценностей на занятиях по спецкурсу «Русская художественная культура». Особое внимание уделено применению метода выявления духовно-эстетических ценностей эпохи в преподавании. В статье раскрывается специфика формирования духовно-эстетических ценностей у студентов на занятиях «Русская художественная культура». В связи со спецификой определены установки для реализации способа выявления духовно-эстетических ценностей эпохи. Делается вывод о том, что метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи представляет собой уникальное сочетание педагогических приемов и установок, направленных на формирование культурологических знаний и одновременно опыта эмоционального и осмысленного восприятия произведений художественного творчества с позиций их ценностного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-эстетических ценностей на занятиях «Русская художественная культура»»

УДК 37.03

Авдеева Татьяна Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-социальных и гуманитарных дисциплин Московского государственного университета технологий и управления имени КГ. Разумовского, филиал в г. Орехово-Зуево avdeeva-t-i@mail.ru

Формирование

ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ «РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Tat'yana I. Avdeeva

candidate of pedagogical Sciences, associate professor of natural and social and humanitarian disciplines,

Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky, branch in Orekhovo-Zuyevo avdeeva-t-i@mail.ru

Formation of spiritual

AND AESTHETIC VALUES IN THE CLASSROOM «RUSSIAN ART CULTURE»

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования духовно-эстетических ценностей на занятиях по спецкурсу «Русская художественная культура». Особое внимание уделено применению метода выявления духовноэстетических ценностей эпохи в преподавании. В статье раскрывается специфика формирования духовно-эстетических ценностей у студентов на занятиях «Русская художественная культура». В связи со спецификой определены установки для реализации способа выявления духовно-эстетических ценностей эпохи. Делается вывод о том, что метод выявления духовноэстетических ценностей эпохи представляет собой уникальное сочетание педагогических приемов и установок, направленных на формирование культурологических знаний и одновременно опыта эмоционального и осмысленного восприятия произведений художественного творчества с позиций их ценностного содержания.

Ключевые слова: духовно-эстетические ценности, русская художественная культура, метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи.

Annotation. The article considers the problem of formation of spiritual and aesthetic values in the classroom «Russian art culture». Special attention is paid to the application of the method of identifying spiritual and aesthetic values of the era in teaching. The article reveals the specificity of formation of spiritual and aesthetic values of the students in the classroom «Russian art culture». In connection with the specifics the settings are determined to implement a method of identifying the spiritual and aesthetic values of the era. It is concluded that the method of identifying spiritual and aesthetic values of the era represents a unique combination of teaching methods and facilities, aimed at the formation of cultural knowledge and simultaneously experience of emotional and meaningful perception of the artwork in terms of their value content.

Keywords: spiritual and aesthetic values, Russian art culture, method for identifying the spiritual and aesthetic values of the era.

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» предполагает использование силы воздействия различных видов искусств в их взаимосвязи на личность студента, формирование его эстетических и идейно-нравственных убеждений, составляющих основу жизненной позиции. Путь к достижению выдвинутой цели лежит через правильную организацию занятий, направленных на приобщение к духовно-эстетическим ценностям и нравственному опыту, запечатленному в памятниках русской художественной культуры. Это предполагает развитие художественного вос-

приятия студентов, их заинтересованности в общении с высоким искусством, и, самое существенное - активности в обсуждении духовноэстетических проблем.

Организация общения студентов вуза с произведениями русской литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра требует применения специальных методов обучения, направленных на формирование духовно-эстетических ценностей.

Известно, что содержание и методы преподавания любой гуманитарной дисциплины ориентированы во многом на изучение социальных от-

17

ношений и закономерностей. Так, ни история, ни общественно-филогафские дисциплины не могут в полной мере удовлетворить потребности студента в формировании духовно-эстетических ценностей, носящих сугубо личностный характер. Только на основе личного опыта, духовного, эмоционального, нравственного, отождествляя себя с героями художественных произведений, сопереживая им, эмоционально реагируя на художественный образ, студент может сформировать в себе соответствующие психологические установки, нравственные ориентиры и ценности.

Так, отечественный культуролог Ю.М. Лотман в своих трудах утверждал, что собственная жизненная практика отдельного человека ограничена в пространстве и историческом времени и в силу этой ограниченности не может в достаточной мере удовлетворять его духовные запросы. При этом существует важнейший путь формирования духовного мира человека - постижение образов искусства, через которые личность может реализовать жажду познания жизни, человеческих отношений, тайн природы и самого бытия. Иначе говоря, произведение искусства несет в себе именно тот необходимый материал, в котором наиболее остро нуждается студент, тот идейно-нравственный духовный потенциал, который стимулирует работу ума и сердца, готовит студента к самостоятельной жизни.

При соответствии организации и применения необходимых методов обучения спецкурс «Русская художественная культура» предполагает вполне конкретный путь реализации воспитательной цели - формирование духовноэстетических ценностей через постижение художественных образов, созданных русскими мастерами, - поэтами, живописцами, драматургами и композиторами.

Применение метода выявления духовно-эстетических ценностей эпохи связано с выявлением тех духовно-эстетических ценностей русской культуры, которые обусловили высокую духовноэстетическую наполненность художественных образов отечественного искусства, связаны с понятиями святости жизни, приоритета духовного начала над материальным и др.

Принцип построения программы спецкурса и ее содержания создает предпосылки для успешного применения указанного метода с целью решения воспитательных задач, заключающихся в стимулировании оценочной деятельности учащихся при осмыслении духовного опыта наших предков. Богатый художественный материал, включенный в программу спецкурса «Русская художественная культура», открывает возможность для реализации метода выявления духовноэстетических ценностей эпохи в совокупности таких установок, как:

- анализ эстетических идей, характерных для русской художественной культуры в конкретную историческую эпоху (соотношение светских и храмовых искусств, духовно-нравственная проблематика художественных произведений и др.);

- выявление мировоззренческих течений эпохи, повлиявших на стилевые закономерности искусства, на становление и развитие особенностей «стиля эпохи», «первичных» и «вторичных» стилей (терминология, принятая в литературоведении);

- анализ духовно-эстетических ценностей той или иной художественной школы по отношению к таким понятиям, как «свое» - «чужое», «русское» - «европейское», «Восток и Запад в русской культуре» и др.

Метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи будет действенным лишь при условии, если освоение учебного материала будет проходить не только в режиме развития интеллекта, но в совокупности процесса познания, работы психических сил, способностей, эмоций и чувств студентов. Освоение утверждаемых в русской художественной культуре духовноэстетических ценностей и «переплавка» учебного материала из общезначимого в индивидуально-ценностный предполагает единство размышлений и переживаний, что, в свою очередь, обуславливает эмоциональную вовлеченность личности в мир того или иного художественного произведения.

Необходимо также подчеркнуть, что указанный метод эффективен в том случае, если удается вовлечь студентов в процесс постижения остро звучащих проблем исторической эпохи, служащий контекстом рождения тех или иных художественных произведений. Это означает, что на занятиях необходимо организовать не только изучение того или иного конкретного художественного произведения или стилевого направления, но и обеспечить свободу восприятия художественных образов на основе создания в аудитории соответствующей эмоциональной атмосферы. Изучение общественной жизни исторической эпохи, когда было создано то или иное художественное произведение, должно сопровождаться анализом «сверхпроблем», которые связаны с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры.

Рассмотрим на конкретных примерах перечисленные выше установки, позволяющие реализовать на занятиях метод выявления духовноэстетических ценностей эпохи.

При изучении материала спецкурса, связанного с искусством Древней Руси, студенты неизбежно сталкиваются с проблемой соотношения светского и духовного начал в художественной культуре. При этом, важно сконцентрировать их внимание на приоритете духовного, православного смыслового наполнения, характерного для всех древнерусских искусств - литературы, иконописи, зодчества, музыки (храмового пения). Для того, чтобы студенты могли определить смысловую доминанту эпохи, важно ввести их в круг проблем, определивших образное содержание искусства, обратить внимание на стремление мастеров зафиксировать вневременные духовно-эстетические ценности бытия, избегая сиюминутных тем, сюжетов, идей.

18

Применение метода выявления духовно-эстетических ценностей эпохи позволяет постигать произведения искусства Древней Руси на основе выявления тех вечных ценностей, что пытались запечатлеть храмовые виды искусства. Самое главное: студенты должны понять, что с ранних истоков русское искусство не было бесстрастным «наблюдателем» того, что происходило в обществе, его создатели стремились встать в центре процессов духовно-эстетического воспитания человека. Единство прекрасного и духовного - так может быть сформулирована основная идея занятия, направленного на постижение духовно-эстетических ценностей художественной культуры Древней Руси.

Метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи позволяет студентам погрузиться в прошлое, понять, какие мысли, чувства, переживания вкладывали в свои творения мастера, посвятившие свой талант делу служения Богу и вневременным христианским идеалам.

Наш опыт работы со студентами вуза показал, что метод выявления духовно-эстетических ценностей эпохи эффективен как во вводных занятиях спецкурса, так и на заключительных занятиях, когда студентам предлагается сделать выводы о смысле художественной культуры эпохи с учетом приобретенных знаний и освоенных художественных произведений.

Анализ художественной культуры с точки зрения выявления ее духовно-эстетических ценностей

Литература:

1. Зыкова Т.И. Методы формирования духовноэстетических ценностей у студентов технического вуза // Вопросы культурологи. 2007. № 6. С. 49-51.

2. Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб. : «Искусство - СПБ», 1994. С. 6-11.

3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура : учебное пособие. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 91, 104, 111-112, 195.

5. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев, 1989. С. 15-59.

может проходить на основе постижения закономерностей того или иного художественного стиля. Например, при изучении искусства XVIII в. эффективность применения метода зависит от умения доказательно показать сущность «русской европейскости». С этой целью студентам можно предложить сравнить древнерусскую икону с классицистским портретом. Студенты должны прийти к выводу о том, что в XVIII столетии коренным образом изменились представления о красоте и жанровом богатстве искусства.

Размышления на тему «русское и европейское» в отечественной художественной культуре позволяет сделать важные выводы в отношении путей развития русской классики XIX в. Например, представление об эпохе, которую принято называть «пореформенной», будет более ярким и осмысленным, если на вводном занятии предложить студентам поразмышлять об отношении к западным ценностям (вспомнив противостояние западников и славянофилов) и о сохранении духовно-эстетических ценностей, преемственно связанных с христианскими истоками русской культуры.

Таким образом, метод выявления духовноэстетических ценностей эпохи представляет собой уникальное сочетание педагогических приемов и установок, направленных на формирование культурологических знаний и одновременно опыта эмоционального и осмысленного восприятия произведений художественного творчества с позиций их ценностного содержания.

Literature:

1. Zykova T.I. Methods of formation of spiritual and aesthetic values in students of technical University // Issues of cultural studies. 2007. № 6. P. 49-51.

2. Lotman Yu.M. Conversations about Russian culture. The life and traditions of Russian nobility (XVIII - beginning of XIX century). SPb. : «Art -SPb»,1994. P. 6-11.

3. Repatskaya L.A. Russian art culture : manual. M. : VLADOS, 1998. 608 p.

4. Rikkert G. Natural Sciences and science on culture. SPb., 1911. P. 91, 104, 111-112, 195.

5. Shul'ga R.P. The Art and values of the personality. Kiev, 1989. P. 15-59.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.