ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 УДК 330.322.14
Анастасия Николаевна Мищенко, магистрантка 2 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: michenko.nasta1995@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Аннотация: в работе рассматриваются практические аспекты формирования доходной части местного бюджета муниципального образования
Ключевые слова: муниципальные финансы, местный бюджет, устойчивость местного бюджета
Anastasia Nikolaevna Mishchenko, magistrantka 2 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU
e-mail: michenko.nasta1995@yandex.ru
FORMATION OF INCOME OF THE LOCAL BUDGET
Summary: in work practical aspects of formation of revenues of the local budget of municipal unit are considered
Keywords: municipal finance, local budget, stability of the local budget
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, так как финансовые ресурсы муниципального образования являются важнейшим источником финансирования его деятельности. Основным местом, где происходит аккумуляция финансовых ресурсов муниципального образования является местный бюджет. Местный бюджет представляет собой сочетание доходов и расходов муниципального образования. Основной проблемой управления местными бюджетами на современном этапе является обеспечение необходимого уровня
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017
их устойчивости. В этой связи важнейшим инструментом для повышения устойчивости бюджета муниципального образования является рост бюджетных доходов [1]. Важным источником роста бюджетных доходов муниципального образования является рост эффективности использования муниципального имущества и повышения собираемости налогов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание условий для высокого уровня устойчивости местного бюджета является залогом эффективного социально-экономического развития территории.
Муниципальное образование имеет свой бюджет, который утверждается решением Щигровской городской Думы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с решениями Совета депутатов и с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Курской области. На начальном этапе изучения устойчивости местного бюджета МО город Щиг-ры необходимо дать оценку его доходам и расходам. В этой связи в таблице 1 проведем анализ динамики доходов бюджета МО город Щигры [2].
Таблица 1 - Динамика доходов бюджета МО город Щигры
Наименование 2014 2015 2016 2016 Отклонение
показателя год год год год в % к 2014 году 2016г. от 2014г. (+,-)
Доходы, всего, млн. руб. 246,499 239,774 267,241 108,41 20,742
в том числе: доходы нало-
гового и неналогового характера, зачисляемые в бюджет в соответствии с 89,986 96,171 96,313 107,03 6,327
законодательством
безвозмездные перечисления 156,513 143,603 170,928 109,21 14,415
На основе расчетов в таблице 1 можно сделать вывод о том, что в МО город Щигры происходит рост размера доходов местного бюджета в 2016 году по
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 сравнению с 2014 годом на 8,41%. В результате в 2016 году сумма доходом бюджета МО город Щигры составила 267,2 млн. рублей. Рост доходов бюджета МО город Щигры происходит как за счет увеличение налоговых и неналоговых доходов, так и за счет роста суммы безвозмездных перечислений.
Расчеты показали, что в МО город Щигры в 2016 году по сравнению с 2014 годом происходит увеличение суммы доходов бюджета налогового и неналогового характера на 7,03%. В тоже время за 2014-2016 годы величина безвозмездных перечислений в МО город Щигры также выросла на 9,21%. При исследовании доходов МО город Щигры важно также рассмотреть их структуру, которая представлена в таблице 2 [3].
Таблица 2 - Структура доходов бюджета МО город Щигры
Наименование показателя 2014 год 2015 год 2016 год
млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу
Доходы, всего 246,499 100,00 239,774 100,00 267,241 100,00
в том числе: доходы налогового и неналогового характера, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством 89,986 36,51 96,171 40,11 96,313 36,04
безвозмездные перечисления 156,513 63,49 143,603 59,89 170,928 63,96
Анализ структуры доходов бюджета МО город Щигры позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в них принадлежит безвозмездным перечислениям, что говорит о существенной зависимости бюджета МО город Щигры от финансирования со стороны регионального бюджета. Расчеты показали, что удельный вес безвозмездных перечислений в общей величине доходов бюджета МО город Щигры в 2014 году составил 63,49%, в 2015 году значение данного показателя было равно 59,89%, а в 2016 году величина показателя снова выросла до 63,96%. В тоже время доля налоговых и неналоговых доходов
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 бюджета МО город Щигры немного снижается с 36,51% в 2014 году до 36,04% в 2016 году [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в МО город Щигры происходит рост величины доходов бюджета, который вызван в первую очередь увеличением как налоговых и неналоговых доходов, так и ростом безвозмездных поступлений.
Список источников:
1. Новосельский С.О. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, В.А. Криулин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2016. - №7.ч.2. - С.23-28
2. Новосельский С.О. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РФ: международный аспект / С.О. Новосельский, М.В. Макин, О.В. Пшеничникова, В.И.Садыкова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №8.ч.2. - С.121-125
3. Новосельский С.О. Российский рынок банковского кредитования: современное состояние и перспективы развития / С.О. Новосельский, Э.Р. Ша-милова, Е.А. Ашуркова, О.М. Рождественская // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №5.ч.6. - С.58-64
4. Новосельский С.О. Состояние и перспективы кредитования предприятий малого бизнеса в условиях существующей рыночной конъюнктуры / С.О. Новосельский, Д.В. Зюкин, И.Н. Щедрина // Наука и практика регионов. - 2016. - №1.- С.16-24