УДК 02
Елена Валерьевна Качева
кандидат педагогических наук
Челябинский институт развития образования, Челябинск, Россия
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Рассматривается проблема формирования читательской компетентности школьника в мультимедийном информационном пространстве, обосновывается необходимость изменения подходов в деятельности школьных библиотек по ее развитию на основе стратегий работы с цифровыми текстами. Представлен соответствующий опыт сетевых образовательных проектов школьных библиотек Челябинской области. Цель статьи — выявление возможностей сетевых технологий как эффективного инструмента формирования читательской компетентности школьников в условиях цифровизации образования.
Ключевые слова: чтение, читательская компетентность, стратегии цифрового чтения, сетевые библиотечные проекты, сетевые образовательные события, школьная библиотека
Для цитирования: Качева, Е. В. Формирование читательской компетентности в условиях цифровизации образования: возможности школьных библиотек /Е. В. Качева //Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 2 (78). — С. 7-18.
Введение
Предложенная тема актуализирована реалиями цифрового мира, современными проблемами воспитательно-образовательной деятельности и приоритетами национальной политики, которая основывается на принципах гуманизма, защиты детей от угроз, возникающих в социуме. В последние годы правительством РФ принят ряд документов по формированию и развитию культуры информационной безопасности граждан России1, разработана стратегия комплексной безопасности детей2.
Президентом страны В. В. Путиным поставлена задача воспитания общества в целом и подрастающего поколения на основе традиционных ценностей российского народа, принци-
1 Концепция формирования и развитие культуры информационной безопасности граждан Российский Федерации : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 4088-р.
2 О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358.
пах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей; среди национальных целей обозначены цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы, что требует от специалистов инфраструктуры чтения. прежде всего, школ и библиотек, соответствующих усилий3. Более того, 31 мая 2024 г. Правительство РФ получило от Владимира Путина поручение обеспечить разработку программы поддержки детского, юношеского и семейного чтения, основанную на приоритете российских духовно-нравственных ценностей и учитывающих использование современных информационных технологий4.
3 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 309.
4 Перечень поручений Президента РФ Правительству РФ по итогам встречи с работниками культуры в Тверской области от 30.05.2024 Пр.-1020. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/74190 (дата обращения: 30.05.2024).
Поставленная задача требует от школьных и общественных библиотек, педагогического сообщества пересмотра подходов к формированию читательской компетентности школьников: с одной стороны, появляются новые возможности посредством использования телекоммуникационных технологий, с другой — возникает ряд проблем, связанных с необходимостью разработки новых и адаптации уже наработанных методов и приемов к реалиям электронного века с его достижениями и угрозами. Обостряется необходимость защиты детей от потока недостоверной, лживой информации; важно сформировать умения распознавать манипулятивные информационные приемы, обучать школьников приемам фактчекинга, поиску в интернет-пространстве достоверной информации, экспертированию различных текстов, определению их типо-ви-довой принадлежности. Все это требует от определенной читательской компетентности ученика, его готовности к осознанной работе с текстами разной природы.
Как отметила В. Я. Аскарова, гибрид-ность, мультифункциональность и полисти-листичность современной библиотеки не освобождает ее от выполнения базовой функции — быть организатором чтения, содействовать развитию умений текстовой деятельности; она должна создавать наилучшие условия для приобщения к мировому знанию посредством чтения на основе гуманистических ценностей и экспертной селекции информационного потока [1, с. 75].
Обзор литературы
Развитие цифровых технологий во всем мире, широкие возможности доступа к самой разнообразной информации заставили исследователей обратить внимание на разные аспекты процесса чтения и связанных с ним понятий. В последние годы исследователи сферы чтения фокусируют свое внимание на его радикальное изменение в условиях цифрового века. Так, М. Ю. Гудова с философско-культурологиче-ских позиций рассмотрела трансформацию процессов чтения в эпоху постграмотности, для которой характерно распространение мультимедийных текстов, требующих новых
читательских практик. Постграмотное чтение характеризуется одновременным существованием всех ранее выработанных в истории форм чтения. Именно этот факт объясняет наличие и востребованность как традиционных текстов, обращенным к различным органам чувств (аудиочтение, визуальное чтение, сенсорное чтение), так и их цифровыми модификациями. Поэтому социокультурная стратегия современного исследования в полной мере учитывает изменение практик чтения, использование различного рода гаджетов, текстов современной природы, их политекстовость и т. д. [9, с. 27]
В. А. Жилина, Е. А. Жилина назвали внутренние причины трансформации чтения: это увеличение объема информационного потока вследствие развития средств массовой коммуникации; легкодоступность информации; появление в нем элементов интерактивности и визуализации; утрата целостности восприятия материала, его мозаичность [10, с. 67-68]. Соответственно актуализируется проблема оперирования смыслами, извлечения их из мультимодальных текстов, что предполагает определенный уровень читательской компетентности.
В. Я. Аскарова, Н. Л. Зыховская и Д. М. Хафизов на основе регионального исследования дали характеристику читательской деятельности студентов в сетевом пространстве, рассмотрели широкий спектр их читательских практик в отношении традиционных или цифровых текстов, особенности проявления активности в блогосфере, читательских сообществах, выявили отношение к профессиональным и непрофессиональным рекомендательным сервисам, стремление к индивидуальной траектории читательского развития [19].
Определением понятия читательской компетентности, её составляющих и характеристикой подходов к формированию соответствующих умений и их развитию занимались Е. Л. Гончарова [5; 8], Э. А. Орлова [17], Т. Г. Галактионова [6], В. А. Бородина [5], С. М. Бородин [5] и др. Так, у Е. Л. Гончаровой понятие читательской компетентности в ранних работах была представлена как некая психологическая система [8], Т. Г. Галактио-нова рассматривала данную дефиницию с пе-
8
дагогической точки зрения как способность для решения разного рода задач [6]. В работах Э. А. Орловой читательская компетентность представлена с общекультурной позиции как совокупность знаний и навыков, обеспечивающих индивиду возможность без затруднений пользоваться преимуществами письменной культуры, в том числе, с использованием новых технологий работы с текстом [17, с. 3].
B. А. Бородиной и С. М. Бородиным рассмотрены возможности компетентностного подхода к обсуждаемому явлению [5].
Использование информационно-коммуникационных технологий привнесло в жизнь современного общества многократное увеличение потока обрабатываемой информации, смену основного информационного носителя с книги на экран (телевизора, смартфона, компьютера) и, как следствие, перестройку когнитивных процессов, изменение восприятия текстов, что, в свою очередь, предопределило пересмотра стратегий текстовой деятельности. Органичная для сети интерактивность пробудила интерес к анализу виртуальных явлений, обусловила все более интенсивное «вторжение» исследователей в цифровое пространство жизни книги для познания глубинных процессов, происходящих в сфере чтения [2, с. 159].
Так, Н. А. Борисенко отметила, что перемещение процесса чтения в цифровую среду, изменение способов взаимодействия с информацией, использование негативных стратегий чтения находят наибольшее проявление именно у представителей цифрового поколения, что приводит к поверхностному чтению, утрате навыков концентрации внимания, ухудшению запоминания прочитанного [4, с. 295]. Проблема изменения когнитивной сферы детей и подростков цифрового поколения стала также объектом исследования Л. А. Белозеровой и
C. Д. Полякова [3].
Включение цифровых технологий и искусственного интеллекта в образование подрастающего поколения влечет за собой пересмотр методов работы с обучающимися. Эффективные стратегии работы с цифровыми текстами представлены в публикации М. Ю. Лебедевой [15]. Применение различных стратегий чтения, в том числе в цифровой среде,
поднимали в своих работах Е. С. Романичева и Г. В. Пранцова [18]. Вопросы читательской компетентности цифрового пользователя в условиях социальных изменений современности поднимали Л. К. Гейхман и И. В. Ставцева [7, с. 88]. Практические рекомендации по формированию читательской компетентности школьников на материале цифровых текстов разработали О. Ф. Кривенко и А. Н. Выборнова [13].
В трудах названных авторов делаются подходы к анализу формирования читательской компетентности в новой социокультурной ситуации. Особого внимания заслуживают исследования, посвященные чтению и читательской компетентности цифрового поколения. Однако, как отмечают многие авторы, специалистам в области библиотечного дела и педагогики не хватает анализа технологий, методов и приемов работы с текстом и/или с книгой в условиях, обусловленных цифровизацией.
Постановка проблемы
Феномен читательской компетентности в современном понимании все больше связывается с проблемой индивидуальной траектории развития личности. Книга, вне зависимости от формы носителя (печатная или электронная), служит источником успешности в современном мире, а получаемая информация становится главной ценностью, а чтение становится базовой основой большинства образовательных результатов обучающихся [14, с. 166]. Кроме того, в свете задач, стоящих перед российским обществом по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, сохранению духовно-нравственных ценностей народа и национальной идентичности, чтение становится элементом мировоззренческого суверенитета, важнейшей технологией образования и воспитания школьников.
Библиотекари, педагоги, родители отмечают у цифрового поколения отход от традиционного чтения, увлеченность гаджетами, серфингом в интернете. Однако недостаточность исследований о чтении школьников в эпоху цифровизации не дает возможности эффективно решать вопрос о выборе технологий, методов и прием работы с нынешним поколением школьников. Всевозможные опросы,
9
анкетирования и наблюдения не являются репрезентативными и не дают единой картины их чтения. За последнее время проведено только одно всероссийское исследование5, результаты которого могут быть использованы в работе библиотек [20]. Тем более что данные этого исследования коррелируют с данными исследований чтения студентов, результаты которого представлены в коллективной мо-нографии6 В. Я. Аскаровой, Н. Л. Зыховской и Д. М. Хафизова [19].
Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать наличием следующих противоречий: между основной тенденцией развития общества, в котором цифровизация образования занимает ведущее место, и существующей обучающей практикой, в которой преобладают формы работы с традиционными источниками информации; между потребностью в эффективных методах развития читательской компетентности школьников в цифровой среде средствам библиотечной педагогики и недостаточным методическим сопровождением данной деятельности.
Сегодня жизненно важным является определение комплекса подходов и методик по развитию читательской компетентности школьников в современных социокультурных условиях. Поэтому целью нашего исследования стало определение эффективных инструментов формирования читательской компетентности школьников в условиях цифровизации образования.
Методология исследования
Методология исследования обусловлена его проблематикой и поставленными задачами. В исследовании эффективных инструментов формирования читательской компетентности школьников в условиях цифровизации образования были использованы читателеведческий,
5 Речь идет о всероссийском исследовании с международным участием «Что читают и о чем хотят читать современные подростки?», которое было организовано и проведено электронным журналом «Чтение детям» в партнерстве с издательством АСТ. Сайт исследования: https://bookconf.ru/reserch_ read#rec702866954.
6 Речь идет о региональном исследовании «Чтение студенческой молодежи Южного Урала: стимулы и практики формирования интеллектуального ресурса региона в век цифровых технологий».
системный, аксиологический и содержательный подходы. Для решения поставленных задач был использован аналитико-синтетический метод при анализе документного потока, а также метод структурированного онлайн-на-блюдения, предполагающий регистрацию наблюдений и фактов в онлайн-среде, в нашем случае — среде сетевых образовательных событий и сетевых библиотечных проектов.
Ход исследования
Читательская компетентность, под которой мы вслед за В. А. Бородиной, С. М. Бородиным и Е. Л. Гончаровой понимаем «способность человека к продуктивной деятельности и готовность реализовать эту способность для решения жизненных, образовательных, социальных и/или профессиональных задач; а также развивающееся в онтогенезе качество человека, проявляющееся в освоении читательских компетенций» [5, с. 320], является ключевым понятием для развития школьника. Вместе с тем в условиях цифровизации общества, на наш взгляд, определение следует дополнить: в том числе, посредством цифрового чтения с использованием цифровых текстов различной модальности и с учетом метакогнитивных стратегий работы с цифровыми текстами.
Многообразие видов чтения ставит перед библиотеками задачу подбора технологий и методов работы в зависимости от выбора форматов чтения. Этот тезис подтверждают и данные исследований, проведенных журналом «Чтение детям» совместно с издательством АСТ [20], и региональным исследованием, проведенным В. Я. Аскаровой, Н. Л. Зыховской и Д. М. Ха-физовым [19] (табл. 1).
Из сводной таблицы мы видим значительное преобладание во всех возрастных группах традиционного чтения, а выбор исключительно электронных носителей незначителен. Можно предположить, что гаджеты не рассматриваются данной аудиторией как инструменты для чтения вследствие традиционных представлений о читательской деятельности. Причем следует обратить внимание на возрастание доли электронного и смешанного чтения от респондентов младшего подросткового возраста к студентам. Это можно объяснить тем, что
10
1 Данные исследования, проведенного журналов «Чтение детям» совместно с издательством АСТ.
2 Данные регионального исследования «Чтение студенческой молодежи Южного Урала: стимулы и практики формирования интеллектуального ресурса региона в век цифровых технологий».
Таблица 1
Сводная таблица результатов выбора респондентами форматов чтения
№ п/п Формат чтения возрастные категории
12-13 лет1 14-15 лет1 16-17 лет1 старше 18 лет2
1 Бумажный формат (книги, журналы, газеты и т. д.) 62 % 60 % 63 % 41,30 %
2 Электронный формат (ПК, планшет, смартфон, ридер) 23 % 28 % 27 % 11,65 %
3 Смешанный формат (бумажный и электронный) 31 % 36 % 33 % 42,24 %
с возрастом в учебной деятельности увеличивается частота использования электронных учебников и пособий, доступность электронных ресурсов, а в досуговой — снижается регламентированность и контроль за использованием. Следовательно, выбор библиотекарями только традиционных или только электронных форматов работы с читателями будет неверен и малоэффективен. Использование различных форматов чтения позволит не только формировать читательскую компетентность обучающихся, но и развивать профессиональные компетенции библиотечного специалиста.
В исследованиях, посвященных стратегиям экранного чтения, обращается внимание на развитие стратегий глубокого чтения, которые подразумевают кроме поиска информации её обработку, анализ, интеграцию и интерпретацию, а также оценку информации, формулирование выводов, установки связи прочитанного с собственным опытом. В цифровой среде формированию этих навыков должно уделяться особое внимание [13, с. 10].
Школьные библиотеки Челябинской области в этом направлении работают более десяти лет [11, 12]. По результатам проведенной экспериментальной работы наилучшим образом себя зарекомендовали сетевые образовательные события, сетевые библиотечные проекты, веб-квесты.
Сетевое образовательное событие — способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, развития интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности, формирования компетенции ответственного выбора, занятия субъектной позиции по отношению к себе и своим образо-
вательным результатам [16]. Основой сетевых образовательных событий является проектная деятельность с использованием артефактно-го обучения, где артефактом выступает книга или произведение. В качестве примера могут быть названы сетевые образовательные события «Одна книга — восемь городов» по роману В. Дудинцева «Белые одежды»7, «Назад в будущее» по стихотворению В. Высоцкого, «Амбер и Хаос» по творчеству Р. Желязны, «Взвейтесь кострами» и др.
Сетевым образовательным библиотечным проектом называют совместную внеурочную познавательную, исследовательскую, творческую, игровую деятельность обучающихся, организованную на основе компьютерной телекоммуникации с использованием средств библиотечной педагогики [12, с. 63-64]. К этой же категории форм работы следует отнести и веб-квесты.
Любую проектную деятельность, в том числе и библиотечную, характеризуют обязательные элементы: определение темы, постановка проблемы, формулировка цели, определение задач, выбор способов коммуникации, согласованных форм и методов деятельности, направленных на достижение совместного результата. Как правило, сетевой проект реализуется несколькими группами под руководством педагога-куратора при постоянной коммуникации с библиотекой-организатором проекта, то есть, реализуется удаленное сотрудничество его участников. Целью такого проекта как правило является создание определенного творческого продукта, что предполагает на каждом
7 Сетевое образовательное событие «Одна книга — восемь городов» по роману В. Дудинцева «Белые одежды» проводилось коллективом МБОУ СОШ № 109 г. Трехгорного Челябинской области в социальной сети ВКонтакте (закрытая группа).
11
этапе проекта развития умений, связанных с поиском, отбором и экспертированием материалов, причем в ходе проекта предполагается использование традиционного, электронного, аудиального и визуального чтения. В качестве творческого продукта сетевой проектной деятельности могут быть ментальные карты8, «облака слов»9, буктрейлеры, ленты времени10, сказки и т. д.
Деятельность участников проекта является двуфакторной: на первом этапе школьники читают задание, размещенное на сайте проекта. Чаще всего это вербальноцентричный текст в виде поста или лонгрида. Задание требует использования дополнительных метакогнитив-ных стратегий: читатель осознанно планирует, контролирует, оценивает и корректирует это задание при взаимодействии с текстом [13, с. 13]. Необходимость использования таких стратегий объясняется просмотровостью и фрагментарностью экранного чтения. Поэтому на данном этапе для успешности выполнения задания рекомендуется использовать стратегию «перечитывания текста» или коллективное обсуждение (анализ) текста. Например, участникам проекта «Приключения любознательных»11 предлагалось поработать с рабочим листом по смысловому чтению, который представлял из себя специально составленный текст по теме проекта с вопросами, проверяющими осмысление представленного текста и способность его интерпретировать.
Цифровой текст задания обычно содержит гиперссылки, позволяющие его уточнять, загружать дополнительный материал, переходить на следующую страницу, т. е. делать текст интерактивным. Например, в веб-квесте
8 Ментальная карта (интеллект-карта, карта «ума») — способ аналитического представления информации, основанный на графическом отображении ассоциативных (и не обязательно логических) связей.
9 «Облако слов» — визуальное представление ключевых слов текста, содержание блога, тегов любых пользователей.
10 Лента времени — визуальное представление информации в виде временно-событийных линеек.
11 Сетевой проект «Приключения любознатель-
ных»: по сказкам Р. Киплинга (http://www.nachalka.
com/rkipling) проводился в 2016 г. на платформе «№-chalka.com».
«Вершины Каменного пояса»12, на странице одного из этапов размещался кроссворд, инструкция о прохождении задания, ссылки на рабочие листы и дополнительные сервисы. Для успешного выполнения такого задания участники, кроме описанных уже выше стратегий, не только прочитывали вводный текст, но и использовали дополнительно работу с гиперссылками, стратегию «распределение внимания между частями текста».
Задание может быть представлено и в форме медийноцентричного текста. Например, он использовался в процессе игры «Под грибом» в проекте «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу»13, которая представляла из себя интерактивный рабочий лист с рисунком. Цель задания — составить из предложенных перепутанных частей фразы из сказок В. Г. Сутеева. Визуализация задания требовала применения дополнительных метакогнитивных стратегий: поиск ключевых слов (части фразы являлись ключевыми словами ее целой части) и установление связей между частями фраз и текстом.
Таким образом, работа с цифровыми текстами различной модальности развивает не только поисковые навыки, но и обработку информации, её анализ, извлечение смысловых сущностей посредством различных мета-когнитивных стратегий работы с цифровыми текстами. Подобные проекты способствуют активизации чтения, формированию читательской и медийно-информационной грамотности, развитию читательской компетентности.
Второй этап работы с цифровыми текстами состоит из выполнения задания, то есть создания творческого продукта. О. Ф. Кривенко и А. Н. Выборнова отмечают, что наиболее эффективными методами работы с цифровыми текстами являются методы коллаборатив-ного обучения, так как они предполагают со-
12 Веб-квест «Вершины Каменного пояса» (https://quick.apkpro.ru/q7dLgNFlmr ) проводился в общеобразовательных организациях Златоустовского городского округа Челябинской области в рамках краеведческого курса «Я — Златоустовец!» в 2015, 2016, 2017, 2018 г.
13 Сетевой проект «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу»: по сказкам В. Г. Сутеева (http://nachalka.com/suteev) проводился в 2014 г. и в 2017 г. на платформе «Nachalka.com».
12
вместную формулировку темы, стимулируют совместный поиск и обработку информации, выбор визуальной наглядности и наиболее подходящего для выполнения задания сервиса [Там же, с. 14].
Рассмотрим на примерах, как происходит работа с цифровыми текстами при выполнении проектного задания.
В сетевом проекте «Сокровища Каменного Великана»14 участники создавали коллективную ментальную карту на основе легенд и сказов Южного Урала. В карту включались только диалектные слова и слова, вышедшие из употребления. Задание включало выбор из текста произведения указанных слов, поиск и подбор во внешних источниках определений со ссылкой на источник, размещение отрывка текста, в котором употребляется искомое понятие, поиск и размещение изображения со ссылкой на источник. Работа была направлена на формирование навыков поиска, отбора, анализа информации, а также навыков коммуникативной и коллективной работы. Школьники в процессе использовали такие стратегии работы с цифровыми тестами, как поиск ключевых слов, распределение внимания между компонентами текста, установление связей между частями текста, работа с гиперссылками. В результате осознанного, планируемого и корректируемого процесса они вышли на смысловую идентификацию выбранных понятий. Кроме того, дети, по сути, стали соавторами-составителями уникального словаря диалектизмов и архаизмов, почувствовав успешность своей деятельности, основой которой было чтение.
Немногим по процессу создания продукта отличается, например, создание ленты времени. В проекте «Недаром помнит вся Рос-сия...»15 участникам необходимо было составить ленту времени по одному из сражений Отечественной войны 1812 г. Сам процесс выполнения задания идентичен созданию мен-
14 Сетевой проект «Сокровища Каменного Великана» (https://quick.apkpro.ru/q/4E4N3KTJ ) проводился в 2012, 2015, 2017 и в 2018 годах на платформе Ви-киСибирада.
15 Сетевой проект «Недаром помнит вся Россия.»: к 200-летию Отечественной войны 1812 г. (http://www.nachalka.com/borodino ) проводился в 2012 г. на платформе «Nachalka.com».
тальной карты, но в этом случае добавляется выбор участниками темы (в данном случае — определенное сражение), формата и глубины представления материала, его интерпретации в другой вид информации. Без выявления смысла сделать это крайне затруднительно. В процессе выполнения задания происходит присвоение читательского опыта участников, и, следовательно, развитие читательской компетентности.
Табл. 2 показывает необходимый для создания проектного продукта уровень образовательных задач и применяемые в процессе стратегии цифрового чтения. Приведенные данные можно использовать при планировании проектных заданий и образовательных результатов обучающихся.
В табл. 2 помимо примеров медиацен-тричных текстов, включены и вербальноцен-тричные тексты. Наиболее распространенными проектными задачами в этой категории являются сказки (для младшего школьного возраста) и эссе (для обучающихся основной и средней школы). Создание сказки-подражания было использовано в проектах «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу» и «Приключения любознательных».
Известно, что читательская компетентность зависит от уровня личного читательского опыта и присвоения полученной в результате чтения информации, т. е. преобразование ее в личный читательской опыт. Сделать это можно только при успешном выделении смысловых сущностей из прочитанных произведений. Создание сказки-подражания как нельзя лучше соответствует этим целям, поскольку участнику необходимо «начитать» авторские произведения (в первом случае сказки В. Сутеева, во втором — Р. Киплинга), понять их смысл, идею автора, стиль. И только потом уже приступить к созданию собственной сказки. Поэтому стратегия «перечитывание текста» здесь имеет особый смысл.
В сетевых образовательных событиях создание вербальноцентричных текстов используется очень часто. Примером могут служить монологи (задание по литературе), лонгриды (задание по истории), спитчи (задание по английскому языку) в рамках
13
Таблица 2
Соответствие примеров заданий проектной деятельности уровням образовательных задач и стратегий цифрового чтения
Информационный продукт; уровни образовательных задач Вид текста Стратегии цифрового чтения Компетенции, навыки
Облако слов: знание, понимание, применение, анализ Медийно-центричный текст (визуальная модальность) Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей с частями текста Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
Интерактивная карта: знание, понимание, применение, анализ, синтез Медийно-центричный текст (визуальная модальность) Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей с частями текста; Работа с гиперссылками Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
Лента времени: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Медийно-центричный текст (визуальная модальность) Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей с частями текста; Работа с гиперссылками Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
Ментальная карта: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Медийно-центричный текст (визуальная модальность) Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей с частями текста; Работа с гиперссылками Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
Видеоролик, буктрейлер: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Медийно-центричный текст (визуальная модальность) Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей с частями текста Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
Сказка, эссе: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Вербально-центричные тексты (вербальная модальность) Перечитывание текста; Разбивка текста на фрагменты Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
Лонгрид: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Вербально-центричные тексты (вербальная модальность) Перечитывание текста; Разбивка текста на фрагменты; Поиск ключевых слов; Распределение внимания между компонентами текста; Установление связей Информационные компетенции, коммуникативные, навыки коллективной работы; креативное и критическое мышление
сетевого образовательного события. Данные виды заданий кроме информационных навыков позволяют участникам научиться владеть речевыми (письменными и устными) навыками, аргументировать на основе созданного текста, умение работать с большим объемом информации, критически ее оценивать, писать аналитические тексты, работать в команде.
Кроме того, участники учатся эффективно преобразовывать один вид информации в другой, что невозможно сделать без вычленения из текста смысловых сущностей, работать в ситуации неопределенности в условиях свободного выбора (темы, формы, сервиса представления), а значит принимать ответственность за сделанный выбор.
14
Приведенные в табл. 2 данные показывают, что разным информационным продуктам соответствует не только разный уровень образовательных задач, но и разные стратегии цифрового чтения. Общими для всех являются распределение внимания между компонентами текста (даже визуального) и установление связей между частями текста. Цифровой текст можно изучать с помощью одной из стратегий, но результативность возможна только при использовании комплекса стратегий, подкрепленного профессиональным сопровождением библиотекаря.
Можно сделать вывод, что современная школьная библиотека формирует читательскую компетентность школьников в условиях цифровизации образования посредством традиционных и сетевых мероприятий, дифференцированно используя весь набор стратегий чтения. Наиболее эффективными формами работы для достижения образовательных результатов и развития читательской компетентности школьников, как показывает практика, являются сетевые образовательные события и сетевые библиотечные проекты, которые позволяют с помощью сформированных у обуча-
ющихся компетенций снизить уровень информационных угроз и манипулятивных приемов, распространенных в цифровой среде, тем самым развивая самостоятельное ответственное поведение.
Заключение
Сегодня происходит модернизация традиционной библиотеки в современный социокультурный институт, насыщенный новыми информационными технологиями.
Формирование у школьников навыков взаимодействия с цифровыми текстами является одной из задач современного библиотекаря. Для достижения цели необходимо использовать весь спектр успешных библиотечных практик, среди которых — сетевые образовательные события, сетевые библиотечные образовательные проекты и веб-квесты, поскольку они комплексно формируют и развивают информационные, коммуникативные, когнитивные компетенции, навыки коллективной работы, творческие способности, креативное и критическое мышление, что является обязательным условием развития читательской компетентности.
Список литературы
1. Аскарова, В. Я. Современная библиотека как организатор чтения в современном мультимедийном пространстве / В. Я. Аскарова // Библиосфера. — 2020. — № 1. — С. 73-82.
2. Аскарова, В. Я. Чтение студентов в век медиакоммуникаций XXI века: Ьоок-почитатели и digital- адепты / В. Я. Аскарова, Л. Б. Зубанова. Н. Л. Зыховская // Научный диалог. — 2023. — Т. 12, № 6. — С. 155-169.
3. Белозерова, Л. А. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения» : опыт анализа / Л. А. Белозерова, С. Д. Полякова // Известия Саратовского университета. Сер. : Акмеология образования. Психология развития. — 2021. — Т. 10, вып. 1 (37). — С. 23-32.
4. Борисенко, Н. А. Психологические особенности цифрового поколения и изменение его читательских характеристик / Н. А. Борисенко // Пятый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24-25 октября 2019 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Челяб. гос. ин-т культуры, Рос. библ. ассоц., Юж.-Урал. отд-ние Рус. ассоц. чтения. — Челябинск : ЧГИК, 2019. — С. 291-296.
5. Бородина, В. А. Читательская компетентность / В. А. Бородина, С. М. Бородин, Е. Л. Гончарова // Чтение : энцикл. слов. / под ред. Ю. П. Мелентьевой. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. — С. 330-332.
6. Галактионова, Т. Г. Учим успешному чтению: рекомендации учителю / Т. Г. Галактио-нова, Е. И. Казакова, М. Т. Гринева. — Москва : Просвещение, 2012. — 88 с.
15
7. Гейхман, Л. К. Читательская компетентность цифрового пользователя как результат образовательного процесса в условиях социальных изменений современности / Л. К. Гейхман, И. В. Ставцева // Вестник ЮУрГУ. - 2021. - № 4. - С. 93.
8. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2007. — № 1. — С. 4-11.
9. Гудова, М. Ю. Концепция постграмотности как теоретико-методологическое основание понимания / М. Ю. Гудова // Пятый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24-25 октября 2019 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Челяб. гос. ин-т культуры, Рос. библ. ассоц., Юж.-Урал. отд-ние Рус. ассоц. чтения. — Челябинск : ЧГИК, 2019. — С. 22-29.
10. Жилина, В. А. Чтение в феноменах культуры / В. А. Жилина, Е. А. Жилина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2021. — № 11 (457). — С. 66-71.
11. Качева, Е. В. Развитие читательской компетентности школьников на основе ресурсов школьных информационно-библиотечных центров : учеб.-метод. пособие / Е. В. Качева. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,36 Мб). — Челябинск : ЧИППКРО, 2022. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 2,8 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdf-файлов. — Загл. с экрана.
12. Качева, Е. В. Сетевые образовательные библиотечные проекты как инструмент активизации педагогической деятельности школьной библиотеки : дис... канд. пед. наук : 05.25.03 / Е. В. Качева. — Москва, 2017. — 195 с.
13. Кривенко, О. Ф. Формирование читательской компетентности школьников на материалах цифровых текстов: практические рекомендации / О. Ф. Кривенко, А. Н. Выборнова// ОСФ : сайт. — URL: https://osf.io/preprints/psyarxiv/j82x4 (дата обращения: 13.05.2024).
14. Кузнецова, Т. Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху / Т. Я. Кузнецова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 6 (86). — С. 164-170.
15. Лебедева, М. Ю. Стратегии работы с цифровыми текстами для решения учебных читательских задач. Исследование методом вербальных протоколов // М. Ю. Лебедева // Вопросы образования. — 2022. — № 1. — С. 244-270.
16. Личкин, Е. Образовательные события про образовательные события. Что такое «событийность»? / Е. Личкин // Новатор : сайт. — URL: https://novator.team/post/839 (дата обращения: 01.06.2024).
17. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э. А. Орлова. — Москва : МЦБС, 2008. — 72 с.
18. Романичева, Е. С. Функциональное чтение: теория и практика / Е. С. Романичева, Г. В. Пранцова. — Москва : Неолит, 2020. — 98 с.
19. Чтение молодежи в век цифровых технологий : отражение универсальных смыслов в контексте регионального исследования : коллективная монография / авт.-сост. В. Я. Аскарова, Н. Л. Зыховская, Д. М. Хафизов. — Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2022. — 219 с.
20. Что читают и о чем хотят читать современные подростки? : всероссийское исследование с международным участием // Чтение детям : сайт. — URL: https://bookconf.ru/ reserch_read#rec702866954 (дата обращения: 13.05.2024).
Получено 10.06.2024
16
Elena V. Kacheva
Candidate of Pedagogical Sciences
Chelyabinsk Institute
of Education Development,
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
Formation of Readers' Competency in the Context of Digitalization: School Libraries Opportunities
The article considers the problem of student's competency formation in multi-media information environment and proves the necessity of changing approaches in school libraries activities to develop strategies of work with digital texts. The author represents the corresponding experience of networking educational projects of school libraries in the Chelyabinsk region.
The purpose of the article is to reveal the opportunities of networking technologies as an effective tool of forming readers' competency of students in the context of digitalization of education.
Keywords: reading, readers' competency, strategies of digital reading, networking library projects, networking educational events, school library
For citing: Kacheva E.V. 2024. Formation of Readers' Competency in the Context of Digitalization: School Libraries Opportunities. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 7-18. (In Russ.).
References
1. Askarova V. Ya. 2020. Modern library as an organizer of reading in a modern multimedia space. Bibliosfera [Bibliosphere]. No 2: 73-82. (In Russ).
2. Askarova V. Ya, Zubanova L. B., Zykhovskaya N. L. 2023. Reading students in the age of media communications of the XXI century: book-admirers and digital adherents. Nauchnyi dialog [Scientific dialogue]. No 6: 165-169. (In Russ.).
3. Belozerova L. A., Polyakova S. D. 2021. Transformation of the cognitive sphere of children of the "digital generation": the experience of analysis. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestia Saratov University. Ser.: Acmeology of education. Developmental psychology]. Vol. 10, No 1 (37): 23-32. (In Russ.).
4. Borisenko N. A. 2019. Psychological features of the digital generation and changes in its reading characteristics. Chtenie na evraziiskom perekrestke [Reading at the Eurasian crossroads]. Chelyabinsk: ChGIK. Pp. 291-296. (In Russ.).
5. Borodina V. A., Borodin S. M., Goncharova E. L. 2021. Reading competence. Chtenie [Reading]. Moscow: FGBUN NITs «Nauka» RAN. Pp. 330-332. (In Russ.).
6. Galaktionova T. G., Kazakova E. I., Grineva M. T. 2012. Uchim uspeshnomu chteniyu: rekomen-datsii uchitelyu [Teaching successful reading: Recommendations to the teacher]. Moscow: Prosve-shchenie. 88 p. (In Russ.).
7. Geykhman L. K. 2021. Reading competence of the digital user as a result of the educational process in the context of social changes of our time. Vestnik YuUrGU [Bulletin of SUSU]. No 4. P. 93. (In Russ.).
8. Goncharova E. L. 2007. Early stages of reader development. To the theory of the question. Defe-ktologiya [Defectology]. No 1: 4-11. (In Russ.).
9. Gudova M. Yu. 2019. The concept of post-literacy as a theoretical and methodological basis for understanding. Chtenie na evraziiskom perekrestke [Reading at the Eurasian crossroads]. Chelyabinsk: ChGIK. Pp. 22-29. (In Russ.).
17
10. ZhiLina V. A., ZhiLina E. A. 2021. Reading in cultural phenomen. Vestnik Chelyabinskogo go-sudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. No 11 (457): 66-71. (In Russ.).
11. Kacheva E. V. 2022. Razvitiye chitateLskoy kompetentnosti Shkolnikov na osnove shkoLnyh infor-matcionno-bibLiotechnyh centrov [Development of reading competence of schoolchildren based on the resources of school information and Library centers]. Chelyabinsk: ChlPPKRO. (In Russ.).
12. Kacheva E. V. 2017. Setevye obrazovateLnye bibLiotechnye proekty kak inctrument aktivizatcii pedagogicheskoi deyateLnosti shkoLnoi bibLioteki [Network educational Library projects as a tool for activating the pedagogical activities of the school Library]. Thesis. Moscow. 195 p. (In Russ.).
13. Krivenko O. F., Vybornova A. N. 2021. Formation of students' reading competence based on the materials of digital texts: practical recommendations. OSF. Available from: https://osf.io/preprints/ psyarxiv/j82x4 (accessed: 13.05.2021). (In Russ.)
14. Kuznetsova T. Ya. 2018. Reading as a tool for socializing a person in the digital age. Vestnik Mosk-ovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. No 6 (68): 164-170. (In Russ.).
15. Lebedeva M. Yu. 2022. Strategies for working with digital texts to solve educational reading problems. Research by the method of verbal protocols. Voprosy obrazovaniya [Education issues]. No 4: 244-277. (In Russ.).
16. Lichkin E. Educational events about educational events. What is an "event"? Novator [Novator]. Available from: https://novator.team/post/839 (accessed: 01.06.2024). (In Russ.).
17. OrLova, E. A. 2008. Rekomendatcii po pobysheniyu urovnya chitateLskoi kompetentcii v ramkah NatcionaLnoi programmy chteniya [Recommendations for increasing the Level of reading competence within the framework of the National Program for the Support and Development]. Moscow: MCBS. 72 p. (In Russ.).
18. Romanicheva E. S., Prantsova G. V. 2020. FunktcionaLnoe chtenie: teoriya I praktika [Functional reading: theory and practice]. Moscow. 98 p. (In Russ.).
19. Chtenie moLodezhi v vek tcifrovyh tehnoLogii: otrazhenie universaLnyh smysLov v kontekste re-gionaLnogo issLedovaniya [Reading young people in the digital age: reflecting universal meanings in the context of regional research: collective mogography]. Chelyabinsk: A. MiLLer Library. 219 p. (In Russ.).
20. What do modern teenagers read and want to read about? 2023. Chtenie detyam [Reading to children]. Available from: https://bookconf.ru/reserch_read#rec702866954 (accessed: 13.05.2024). (In Russ.).
Received 10.06.2024
18