Научная статья на тему 'Формирование читательской компетентности при повторении теоретико-литературных понятий в старших классах'

Формирование читательской компетентности при повторении теоретико-литературных понятий в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутейникова Н. Е.

Статья Н.Е. Кутейниковой (Natalia Kuteinikova) «Формирование читательской компетентности при повторениИ теоретико-литературных понятий в старших классах» посвящена проблеме подготовки к итоговой аттестации по литературе за курс полной средней школы. Интересен не только методический подход к повторению и изучению теоретико-литературных и историко-литературных понятий в 10-11 классах на основе работы с текстами научно-популярной литературы, представленный в статье Н.Е. Кутейниковой, но и формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности школьников. Кутейникова предлагает свою формулировку понятий «научно-познавательная литература» и «научно-популярная литература», определяет их специфику. Автор статьи доказательно и методически обоснованно предлагает изучать данный вид литературы на уроках в средней школе, занятиях элективных курсов и факультативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской компетентности при повторении теоретико-литературных понятий в старших классах»

5. Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПОВТОРЕНИИ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ

© Кутейникова Н.Е.*

Московский институт открытого образования, г. Москва

Статья Н.Е. Кутейниковой (Natalia Kuteinikova) «Формирование читательской компетентности при повторении теоретико-литературных понятий в старших классах» посвящена проблеме подготовки к итоговой аттестации по литературе за курс полной средней школы.

Интересен не только методический подход к повторению и изучению теоретико-литературных и историко-литературных понятий в 10-11 классах на основе работы с текстами научно-популярной литературы, представленный в статье Н.Е. Кутейниковой, но и формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности школьников.

Кутейникова предлагает свою формулировку понятий «научно-познавательная литература» и «научно-популярная литература», определяет их специфику. Автор статьи доказательно и методически обоснованно предлагает изучать данный вид литературы на уроках в средней школе, занятиях элективных курсов и факультативов.

При организации повторения теоретико-литературных понятий во время подготовки к итоговой аттестации по литературе за курс полной средней школы в форме ЕГЭ необходимо учитывать не только сформиро-ванность читательских умений школьников, но и количество отведенного для этого времени, поэтому каждый учитель должен выстраивать свою систему работы по подготовке к ЕГЭ по литературе, самостоятельно определять содержание и структуру каждого занятия, мы же предлагаем некоторые методические приёмы и формы работы, которые легко вписываются как в уроки в 10-11 классах, так и в занятия любой другой формы - элективные курсы, факультативы, групповые и индивидуальные занятия с учениками по теме «Повторение теоретико-литературных понятий».

На первом занятии по данной теме в ходе беседы с учащимися вспомним понятие «художественная литература», определим ее отличие от научной и научно-познавательной литературы. При этом сделаем акцент на специфике, целях и задачах научно-познавательной литературы, ее ро-

* Профессор кафедры Филологического образования, кандидат педагогических наук; доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

ли в формировании читательских компетенций людей разного возраста (термин предлагается нами. - Н.К.):

Научно-познавательная литература - специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли, расширяющая кругозор читателя как при помощи самих научных данных, так и при помощи средствхудожественной образности [См. подробнее: 3, 4].

Если художественная литература раскрывает духовные и эстетические запросы времени, тем или иным образом пытается разрешить проблемы современной действительности, отображает их в художественной форме, помогает читателю определиться в своих нравственных и эстетических предпочтениях, то познавательная литература должна удовлетворять потребности иного рода: желание совершенно разных и по воспитанию, и по образованию, и по мировосприятию читателей в доступной форме расширить свой кругозор, приобрести научные знания не из специальной литературы, к чтению и изучению которой они, как правило, еще не готовы, а из книг понятных и доступных для восприятия человека с начальными знаниями в той или иной области науки. Ребенок чаще всего ищет в такого рода литературе ответы на свои многочисленные вопросы, читатель-ученик - дополнительный материал к изученному в школе, к докладу или сообщению.

В России вся научно-познавательная литература в середине XX столетия разделилась на два направления - книги научно-популярные и научно-художественные, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. выделилось и третье направление -справочно-энциклопедическая литература. Для повторения теоретико-литературных понятий в 10-11 классах вполне логично использовать литературу научно-популярную - разновидность научно-познавательной литературы для детей и взрослых, доступно и иллюстративно рассказывающую читателям об основах мироздания, фактах истории и науки, достижениях человеческой мысли и дающую первичные сведения из области научного знания [См. подробнее: 3, 4]. Мы все хорошо знаем такие книги, как: объёмный труд Бориса Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди» [7], ставший его научным завещанием, или книгу поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение» [6], доступно и доходчиво объясняющую школьникам основы сложной и порой путаной науки литературоведения. Данные книги обычно используются учителями и учащимися в качестве дополнительной литературы на уроках и при подготовке к ним. В старших классах к этим книгам можно вернуться на ином витке обучения - на этапе обобщения всего изученного и закрепления полученных знаний.

При наличии времени можно составить с учениками таблицу, которая будет дополняться на всех последующих занятиях, при этом можно ограничиться двумя функционально-жанровыми системами - художественной литературой и научно-познавательной литературой:

Таблица 1

ЛИТЕРАТУРА

1. Литература - письменное искусство в отличие от фольклора - искусства устного поэтического слова, она считается одним из основных видов искусства [Подробнее см.: 5]. Каждое произведение литературы - произведение авторское, имеющее конкретного создателя. Каждое произведение фольклора - результат коллективного творчества.

Художественная литература Научно-познавательная литература

2. Художественная литература - это ... 2. Научно-познавательная литература - ...

3. Художественная литература служит для удовлетворения наших нравственных и эстетических потребностей, передает из поколения в поколение нравственно-эстетический опыт народов. 3. Основной целью научно-познавательной книги является формирование и развитие познавательной активности читателя.

4. Роды художественной литературы: - эпос; - лирика; —драма. 4. Виды научно-познавательной литературы: - научно-популярная литература; - научно-художественная литература; —справочно-энциклопедическая литература.

При повторении уже изученного материала хорошо начинать формировать умение новое, например, умение работать с незнакомым текстом - научным, научно-учебным или научно-познавательным. В классах различного уровня подготовки можно раздать учащимся карточки с фрагментами текста и заданиями к нему - предтекстовыми и послетекстовыми. На профильном уровне лучше работать с самим текстом - в полном объёме или адаптированным, выдав учащимся карточки с самими заданиями. Данная работа может вестись и по группам, так как в любом случае по завершении работы должно быть её коллективное обсуждение, после чего можно заполнить таблицу «Роды и жанры художественной литературы».

Все предтекстовые задания чётко разделяются по уровню подготовки учащихся: 1 - низший уровень подготовки - плохо читающие ученики, слабая теоретико-литературная подготовка; 2 - хорошо читающие вслух ученики, удовлетворительный уровень общей школьной подготовки, узкий кругозор, низкая читательская активность; 3 - хорошо читающие вслух и про себя ученики, достаточно хорошо владеющие устной речью, хорошая и/или удовлетворительная общеучебная подготовка, слабая теоретико-литературная подготовка; 4 - хорошее и/или отличное чтение вслух и про себя, хорошее или безупречное владение устной речью, самостоятельное чтение дополнительной и художественной литературы, хорошая и/или удовлетворительная теоретико-литературная подготовка. Работа с любой главой или фрагментом главы научно-популярной книги С.С. Наровчатова «Необычное литературоведение» [6] может начинаться такими предтекстовыми заданиями:

I. Предтекстовые задания:

1.1. Прочитайте фрагмент текста - главы «...» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте его выразительное чтение вслух.

1.2. Прочитайте фрагмент текста - главы «...» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте его подробный пересказ.

1.3. Прочитайте фрагмент текста - главы «...» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте его свободный пересказ.

1.4. Прочитайте фрагмент текста - главы «...» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте выразительное чтение вслух той его части, которую считаете главной - передающей основную мысль фрагмента. Аргументируйте свой ответ.

2. 1-3. Определите, о чём идет речь в данном фрагменте текста. Назовите те понятия и/или фрагменты данного текста, которые вам до конца не ясны. Вспомните, не встречались ли данные понятия вам раньше на уроках литературы.

3. 1-3. Найдите формулировки трудных для вас понятий в предложенных словарях и энциклопедиях. Помогла ли вам такая работа со справочной литературой? Можно ли использовать данное умение при работе в Интернете? Каким образом?

4.3. Определите основную мысль данного фрагмента. Аргументируйте свой ответ.

Послетекстовые задания учитель отбирает для карточек либо персонально для определенных учащихся, либо для работы той или иной группы. Группы могут быть как смешанного состава для «подтягивания» знаний и умений слабых учеников до уровня лидеров группы, так и однородного состава для того, чтобы, во-первых, создать ситуацию успешности для членов «слабой группы», во-вторых, выстроить обсуждение текста от простого к сложному. Так, при работе с главой «Поэзия и проза. Роды и жанры» книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение» [6, с. 216-250] можно использовать следующие вопросы и задания:

II. Послетекстовые задания:

1. Вспомните, что вы узнали о фольклоре и литературе на уроках в 5-9 (5-10) классах. Какие жанры устного народного творчества мы изучали в этих классах?

2. Какие роды и жанры художественной литературы вы знаете?

3. Автор данной книги считает, что «весь строй мышления автора поэтичен, как поэтично его восприятие мира, как мастерством поэта, а не прозаика характерен его литературный почерк» [6, с. 216]. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

4. Можно ли согласиться с Сергеем Наровчатовым в том, что «литературная форма «Слова о полку Игореве» уникальна»? Какова ваша точка зрения?

5. Почему, по вашему мнению, поэт Сергей Сергеевич Наровчатов в книге по литературоведению вспоминает фольклор и произведения зарубежной литературы разных эпох? Обоснуйте свой ответ.

6. Какова основная мысль данного фрагмента текста? Зачитайте предложения, в которых выражена основная мысль фрагмента. Аргументируйте свой ответ. // ИЛИ: Какова основная мысль данного фрагмента текста? В каких предложениях она выражена?

7. Что такое «мышление в образах»? Как об этом говорит поэт Сергей Наровчатов? Какие аргументы в доказательство свой мысли он приводит?

8. Расскажите, какие мысли и воспоминания вызвал у вас данный фрагмент из книги поэта Сергея Сергеевича Наровчатова. Какие жанры эпоса вы знаете? Приведите примеры.

9. Чем определяется содержание литературных жанров? Что об этом говорит С. Наровчатов? Обоснуйте свой ответ.

10. Как вы полагаете, почему у разных народов в разные времена стала формироваться письменная литература? Чем любые письменные источники отличаются от произведений художественной литературы?

11. Можно ли на основании текста С. Наровчатова понять, как сочетались в Древней Руси фольклорные и литературные тексты? Почему? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из текста главы.

12. Как вы считаете, прав ли был поэт Сергей Сергеевич Наровчатов, утверждая, что «поэзия - это мышление в образах, и, строго говоря, все художественные произведения, написаны они прозой или стихами, относятся к поэзии. ...Проза, строго говоря, - это язык науки, где слова выступают в значении терминов, а речь не содержит эмоций и образов» [6, с. 222]? Аргументируйте свой ответ.

13. Как формулирует исследователь понятие «эпос»? Согласны ли вы с таким определением? Какие иные определения эпоса вам известны? Приведите примеры.

14. Вспомните жанры эпоса, или, как их ещё называют, эпические жанры. Что объединяет эти жанры? Приведите свои примеры.

15. Приведите свои примеры эпических произведений.

16. Вспомните, какие произведения мы с вами относили к произведениям эпическим? Назовите их.

17. Как можно просто охарактеризовать эти произведения? (В эпических произведениях повествуется о каких-либо событиях.)

18. Приведите свои примеры произведений художественной литературы, относящихся к эпическому роду. Приведите примеры прочитанных вами произведений, относящихся к другим родам литературы.

19. Кто помнит, на какие роды делится художественная литература?

20. Какие лирические произведения мы с вами читали? Чем они отличаются от произведений эпических? (Лирика - это мысли, чувства, переживания автора, как правило, в лирике нет рассказа о каких-либо событиях, они лишь послужили толчком для переживаний поэта.)

21. Говорится ли в этой главе книги С. С. Наровчатова о драме? Что вы можете рассказать об этом роде литературы?

22. Создайте схему или заполните таблицу «Роды и жанры художественной литературы».

Современная установка на компетентностный подход в образовании опирается на базовое представление: учащийся в качестве субъекта педагогического воздействия с несформировавшейся еще психологической субъективностью рассматривается как «самоценность», которая не может быть для кого-то объектом деятельности. Предмет «Литература», как никакой другой в школьной программе, способствует становлению личности учащегося, его умению взаимодействовать на межкультурном уровне. При этом если отойти от уже хорошо известных форм проведения занятий, например, при подготовке к ЕГЭ по литературе, и ориентироваться на максимальную передачу самому обучаемому инициативы, направленной на творческий процесс развития глубинного познания своего «я», то можно не только помочь выпускнику сдать экзамен, но и постепенно сформировать так необходимую ему в дальнейшей жизни читательскую компетентность. Хуторской A.B. предлагает рассматривать ее как систему, в которой «предполагается, что обучающиеся постоянно поддерживают включенность во все основные измерения культурного пространства письменных текстов: поиск и отбор необходимых источников информации; работа с ними (чтение, интерпретация, трансляция); владение традиционными и новыми средствами работы с письменной информацией; понимание связи между этими компонентами и осознанное их поддержание прирешенииразных информационныхзадач» [8, с. 56].

К сожалению, до сих пор некоторые учителя-словесники психологически не готовы к тому, что современного ученика нужно не натаскивать на «сдачу экзамена в новом формате», а готовить к жизни в социуме -формировать у школьников читательскую компетенцию, основной составляющей которой и является умение работать с различными текстами, добывать информацию из различных источников: художественной литературы, научно-учебной и научно-познавательной литературы, Интернета и, наконец, из научной литературы.

Список литературы:

1. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

2. Краткий терминологический словарь гуманитарных дисциплин: философия, социология, конфликтология, политология, психология, право, информатика, современные технологии обучения. - М.: Современный гуманитарный университет, 2002.

3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.

4. Кутейникова Н.Е., Сосновская И.В. Литература. 5 класс: Русская литература 19-20 веков. Зарубежная литература: Пособие для учителя / Под общей ред. Н.Е. Кутейниковой (Поурочные планы). - М.: Айрис-пресс, 2004.

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001.

6. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. - Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1981.

7. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. - СПб.: Азбука, 1999.

8. Хуторской A.B. Технологии проектирования ключевых и предметных компетенций. - М.: Прогресс, 2008.

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Моисеенко Л.А.*

Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия,

г. Черкесск

В статье рассмотрена роль мотивации в развитии самообразовательной компетентности студентов; выделены факторы, влияющие на внутреннюю предрасположенность к самообразованию.

В условиях информатизации образования наиболее остро стоят проблемы организации индивидуального обучения и воспитания с учетом психологических особенностей обучающихся и формирования мотивационной сферы студентов. Возникает необходимость не только научить - дать учащемуся знания, умения и навыки, но и воспитать у него потребность, мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков.

Мотивы, обеспечивающие учение и необходимый уровень самостоятельной активности, могут быть оценены как показатель готовности, в том числе психологической, к формированию самообразовательной компетентности.

Под самообразовательной компетентностью мы будем понимать лич-ностно-профессиональное качество специалиста, проявляющееся в его способности к осознанию целей образования, постановке задач самообразовательной деятельности, выработке собственной системы познавательной деятельности, к выбору и эффективному применению современных средств информационной поддержки самообразования.

Формирование самообразовательной компетентности как устойчивого качества личности, отражающего психологическую и дидактическую готовность к продуктивному познанию, должно определяться мотивами

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.