14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
17. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
19. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
22. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК: 13.00.02
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КУРСА В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье анализируется опыт использования активных методов обучения на занятиях теоретико-литературного курса в педагогическом вузе на филологическом факультете. Рассматриваются игровые методы и примеры их реализации на занятиях по введению в литературоведение при изучении теоретико-литературных понятий и литературного процесса. Активные методы изучения способствуют эффективному усвоению теории, а также формированию коммуникативных компетенций будущего учителя русского языка и литературы.
Ключевые слова: активные методы обучения, литература, теория литературы, делова игра, ридер, коммуникативные компетенции.
Annоtation. The paper analyzes active methods of studying Literary Theory in the Philological Faculty of the Pedagogical Institution of higher education. The paper deals with gaming technologies and examples of their usage while studying theoretical concepts of literature and literary process in the classes of Introduction into Literary Theory. Active techniques of studying help students to acquire theoretical concepts and form communicative competence of future teachers of the Russian Language and Literature.
Keywords: active techniques of studying, literature, Literary Theory, business simulation, reader, communicative competence.
Введение. Особенность современного образовательного процесса обучения студентов-бакалавров заключается в том, что получение обучающимися знаний доминирует над их передачей преподавателем, соответственно, используемые методы и приемы должны быть направлены на создание оптимальных условий для познавательной деятельности обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Литературоведческая подготовка будущих учителей русского языка и литературы подразумевает изучение не только методических, но и историко-литературных и теоретико-литературных курсов. Дисциплины теоретико-литературного цикла («Введение в филологию. Основы науки о литературе»; «Теория литературы», «Литературная критика», «Эстетические основы литературного процесса» и т.д.) являются, в силу своего интегрированного характера (история литературы, эстетика, лингвистика, стилистика, философия), наиболее сложными для восприятия и изучения. Активные методы дают возможность создать преподавателю учебные задания и ситуации, направленные на успешное усвоение теории литературы и методики анализа произведений.
Одной из таких технологий может быть технология управляемого чтения, иначе - ридер. Ридер, как определяет Н.Н. Родигина, «тематическая подборка материалов и система вопросов и заданий к ним» [2].
Работа с ридером включает следующие этапы:
1. Актуализация темы занятия, обозначение проблемных вопросов.
2. Постановка учебных задач, характеристика этапов и ожидаемых результатов.
3. Обсуждение студенческих версий, рефлексия по поводу эффективности предложенных заданий.
4. Объяснение домашнего задания (исследовательских эссе, текстов-имитаций, таблиц с анализом текстов).
5. Обсуждение студенческих работ с целью дальнейшей проблематизации темы ридера [2].
Составление системы заданий способствует формированию теоретического мышления, навыков
систематизации, обобщения, аргументирования, а также развивает регулятивные умения, в том числе, формулирование вопросов, выдвижение гипотез, анализ собственной деятельности. В классическом варианте материалы (фрагменты художественных произведений, литературно-критических статьей, монографий) подбираются преподавателем, преподаватель также разрабатывает и систему заданий и вопросов к ним. Одним из основных критериев отбора текстов является их разноречивость, дискуссионность, содержательный потенциал, дающий возможность для формирования профессиональных навыков студентов-гуманитариев.
Данная технология эффективна, способствует формированию метаумений, развивает теоретическое, критическое, творческое мышление, регулятивные умения, способствует формированию таких качеств мышления, как гибкость, острота, диалектичность и др.
Работа с ридером эффективна при изучении дисциплин теоретико-литературного цикла (теория литературы, введение в литературоведение и др.).
Достаточно часто студенты испытывают затруднения при определении темы художественного произведения. Трудности начинаются при определении самого понятия "тема", так как с темой отождествляют идею произведения. Ридер позволяет увидеть различные трактовки данного понятия.
В.Е. Хализев о значении термина «тема» пишет следующее: «Во-первых, темами именуют наиболее существенные компоненты художественной структуры, аспекты формы, опорные приемы. В литературе это значения ключевых слов, то, что ими фиксируется» [5, с. 55]. Исследователь предлагает и другое значение этого термина: «оно восходит к теоретическим опытам прошлого столетия и характеризует не элементы структуры, а впрямую сущность произведения как целого. Тема как фундамент художественного творения -это все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки» [5, с. 55 - 56]. В.Е. Хализев обнаруживает различные толкования этого термина и отсылает к Б.В. Томашевскому. Студентам предлагаются рассуждения Б.В. Томашевского: «В художественном выражении отдельные предложения, сочетаясь между собой по их значению, дают в результате некоторую конструкцию, объединенную общностью мысли или темы. Тема (о чем говорится) является единством значений отдельных элементов произведений. Для того, чтобы словесная конструкция представляла единое произведение, в нем должна быть объединяющая тема, раскрывающаяся на протяжении произведения» [4, с. 176]. Предлагаем студентам также комментарии С.Н. Бройтмана к книге Б.В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика»: «Об этом месте М. Бахтин пишет: «Определение Томашевского представляется нам в корне неверным. Нельзя строить тематическое единство произведения как сочетание значений его слов и отдельных предложений. Труднейшая проблема отношения слова к теме этим совершенно искажается. <...> Тема вовсе не слагается из этих значений; она слагается лишь с их помощью <...> С помощью языка мы овладеваем темой, но никак не должны включать ее в язык как его элемент. Тема всегда трансцедентна языку. Более того, на тему направлено не слово, взятое в отдельности, а целое высказывание, как речевое выступление... Тема произведения есть тема целого высказывания как определенного социально-исторического акта» [4, с. 22]. Погружаясь в спор ученых, студенты обнаруживают сложность изучаемого явления, вырабатывают собственное отношение к нему.
Конкретные рекомендации по определению темы произведения предложены А.Б. Есиным. Разведя понятия «тема», «проблема» и идея, А.Б. Есин предлагает следующее определение темы: «... под темой мы будем понимать объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания» [1, с. 19]. Для студентов будут полезны следующие рекомендации А.Б. Есина: «Во-первых, в конкретном художественном целом часто нелегко разграничить собственно объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную изображенную ситуацию). <...> Во-вторых, при анализе тематики необходимо различать темы конкретно-исторические и вечные. Конкретно-исторические темы - это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы. <...> Наконец, следует обратить внимание вот на какое обстоятельство: при анализе конкретно-исторической темы надо видеть не только социально-историческую, но и психологическую определенность характера» [1, с. 21-22].
Ридер включает в себя определения значения термина «тема», предложенные А.Б. Есиным, Б.В. Томашевским, В.Е. Хализевым и другими учеными. Сравнивая различные точки зрения по сложнейшей литературоведческой проблеме, студенты овладевают культурой мышления, способностью к обобщению, анализу.
Работа с ридером формирует знания по теории и истории литературы, умения давать обоснованную характеристику художественным особенностям произведений, вести научную полемику, анализировать произведение литературы как художественное целое, владение основными методами литературоведческого анализа художественного текста, навыками работы с академическими изданиями и справочной литературой.
При изучении специфики словесного художественного образа значимы метапредметные связи с такими дисциплинами как «Мировая художественная культура» и «Эстетика». Для формирования представления об особенностях художественного образа можно использовать сопоставительный метод. Студентам предлагается сопоставить живописное и литературное произведения, выявив специфику словесного художественного образа. В своем ответе они должны использовать определения теоретических понятий: предмет искусства, художественный образ, содержание и форма, пафос произведения. Возможный материал для сопоставления: А. Куинджи «Дуная ночь на Днепре» и А. Пушкин «Тиха украинская ночь» или Н. Гоголь «Страшная месть» («Чуден Днепр при тихой погоде»); И. Шишкин «На севере диком. » и М. Лермонтов «На севере диком.»; И. Репин «Под конвоем. По грязной дороге» и Н. Некрасов «Перед дождем»; М. Врубель «Демон поверженный», «Голова Демона» и А. Блок «Демон» (1910), «Незнакомка».
«Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в
котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи [3, с. 32]. Данное условие, то есть включенность в познавательный процесс каждого, можно достигнуть используя игровую технологию, при применении которой преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Поскольку дисциплина «Введение в филологию. Основы науки о литературе» является пропедевтической для историко-литературных курсов, именно на ней формируется представление об особенностях развития литературного процесса: стилях и направлениях. При изучении темы «Литературный процесс» игровая технология позволяет в свободной, творческой обстановке познакомиться с основными чертами литературных направлений. На этапе подготовки к занятию в форме деловой игры важно обратить внимание на конкретные образовательные, развивающие и воспитательные цели, которые должны поставить преподаватель и сами студенты. Поскольку результативность занятия будет определяться сформированными предметными, метапредметными и личностными компетенциями, то важно их сформулировать для четкого определения целей занятия.
Деловая игра проводится в форме литературного кафе, на котором участники, заранее поделенные на группы, представляют в любой форме (презентация, театрализация, видеозапись, творческая работа, декламирование, доклад и так далее) свои литературные направления: философские предпосылки, основные представители, произведения, особенности стиля и поэтики. Студенты могут выбрать и такие роли, как литературоведы, поэты, критики, искусствоведы, культурологи, историки, согласно которым они готовят материал к занятию и принимают участие в обсуждении на самом мероприятии. Так, например, группа, представляющая литературный процесс начала 19 века, а именно, деятельность двух литературных объединений: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» и их полемику, может инсценировать отрывок из пьесы А.А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815 г.), которая являлась сатирой на литераторов-романтиков и поэта В. А Жуковского в частности. К тому же комедия вызвала негативную реакцию будущих арзамасцев, конфликт вокруг пьесы послужил началом полемики архаистов и новаторов. Текст комедии дает представление о литературной пародии того времени, об особенностях литературной борьбы и балладного творчества В.А. Жуковского, а театрализация способствует развитию коммуникативных компетентностей будущих учителей. Помимо инсценировки группа может разыграть одно из предполагаемых заседаний общества «Арзамас», используя опубликованные воспоминания членов общества, а также шутливые протоколы заседаний.
Несомненно, подготовка к такого рода занятиям, несмотря на их, казалось бы развлекательный характер, достаточно серьезна и она способствует формированию многих компетенций: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; создавать тексты разных жанров с учетом требований профессиональной этики и речевой культуры; проектировать и осуществлять учебную и внеучебную деятельность с использованием современных методик воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
На этапе подготовки к занятию обучающиеся могут разработать несложный по структуре информационный ресурс (сайт, страничку в социальной сети), который будет иметь форму Web-квеста, где каждый обучающийся будет работать только с тем материалом, который согласуется с его ролью. Это будет не только эффективно и экономично по времени, но и интересно обучающимся, поскольку будет затрагивать удобные для них Интернет-технологии.
Выводы. Эффективность активных форм обучения зависит от многих факторов. Во-первых, это систематичность их использования. Во-вторых, сочетаемость активных методов с основными целями занятия, то есть игра должна быть только формой по достижению дидактических целей. Эффективность также зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути переноса теоретических знаний в практическую деятельность, что очень важно для студента-бакалавра. Обучающиеся должны понимать взаимосвязь между эффективностью практической деятельности и своих теоретических знаний.
Литература:
1. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б. Есин. - 3-е изд. - Москва: Флинта, Наука, 2000.
2. История отечественной журналистики (вторая половина XIX в.): Рабочая программа дисциплины / Сост. Н.Н. Родигина. - Новосибирск, 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/7421
3. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессио-нальном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176 с.
4. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский / вступ. ст. Н.Д. Тамарченко. -Москва : Аспект-Пресс, 2002. -334 с.
5. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Томашевский. - Москва : Высшая школа, 2002. - 437 с.
Педагогика
УДК: 13.00.02
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
кандидат филологических наук, доцент Бахор Тамара Андреевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме формирования метпредметных результатов у старшеклассников на уроках литературы. В работе акцентируется внимание на метпредметности самой литературы, включающей большой объем культуроведческой информации. Исходя из этого, авторы анализируют эффективность использования метода содружества искусств, позволяющего включать в процесс интерпретационной деятельности читателя-школьника разные виды искусства. В статье рассматривается применение диалога искусств при изучении теоретически и методически сложной темы - литературы постмодернизма.
Ключевые слова: метапредметные результаты, литература, диалог искусств, содружество искусств, постмодернизм, культура, смысловое чтение.
Annоtation. The paper deals with forming of metasubject results in Russian Literature classes of high school students learning postmodernism. The paper actualizes metasubjectivity of literature itself, which includes a large amount of cultural background information. Due to that, the authors analyze the effectiveness of arts synthesis method, which allows to deal with diverse arts in the interpretation activity of a reading school student. The paper examines usage of the dialogue of arts while studying postmodernism, theoretically and methodologically difficult topic for high school students.
Keywords: metasubject results, literature, dialogue of arts, arts synthesis, postmodernism, culture, rational reading.
Введение. Современное образование ставит перед педагогами задачу формировать у обучающихся не только прочные предметные умения, но и метапредметные результаты, то есть «универсальные способы деятельности: познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности» [2, с. 17]. Залогом успешного обучения будет прочная система межпредметных связей, позволяющая сформировать не только единую картину мира, но и «инструментарий» для освоения этой картины обучающимся. Уроки литературы, ввиду метапредметности самой изучаемой сферы, - это важнейший источник культуроведческой информации. «Благодаря безграничным возможностям слова литература вбирает в себя элементы художественного содержания любого искусства,» - справедливо отмечает И.В. Сосновская [И.В. Сосновская, с. 261]. Таким образом, потенциал самого предмета литературы позволяет успешно решать важную в современной методике задачу эффективного формирования универсальных учебных действий и межпредметных понятий.
Изложение основного материала статьи. Требования к изучению литературы, установленные ФГОС, направлены на формирование умения анализировать влияние «исторического, историко-культурного контекста и контекста творчества писателя» для полного анализа художественного произведения» [7]. Понимание художественного текста старшеклассниками в большей степени направлено на рассмотрение исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия обучающихся старших классов становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения, что является ключевым при анализе произведений. Интерпретационная деятельность предполагает применение таких метапредметных умений, как умения обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, смысловое чтение и др.
В старших классах изучается несколько произведений, представляющих современный период литературы, включение которого в учебно-методические комплексы началось относительно недавно, с конца XX века. Как отмечает Е.Р. Ядровская, «проблема изучения современной литературы особенно остро обозначилась в годы перестройки, кардинально изменившей облик страны в целом» [8, с. 3].
В учебно-методических комплексах по литературе 11 класса В.П. Журавлева, В.А.Чалмаева, В.Г. Маранцмана предлагается изучение прозы В.Пелевина, Л. Петрушевской, В. Ерофеева, В.В. Войновича, Т. Толстой и др.
Авторы учебников предлагают изучение современной литературы с раскрытия философско-культурологического понятия «постмодернизм», важной чертой которого является категория игры, проявляющаяся как в особенностях философского видения мира, в культуре, искусстве и, конечно же на разных уровнях художественного произведения (от формального до содержательного).
С целью выявления уровня знаний современной литературы в рамках исследования был проведен опрос в 11-х классах средней общеобразовательной школы г. Лесосибирска. Обучающимся предлагалось ответить на следующие вопросы: 1.Что такое постмодернизм? 2. Какие черты постмодернизма в современной культуре и литературе вы можете назвать? 3. Читаете ли вы современную литературу? Какие авторы вам известны? 4. Применимо ли понятие «игра» к художественному произведению? 6. В каком смысле может быть использовано это понятие («игра») по отношению к художественному произведению? 7. Приведите примеры, к которым можно применить понятие игры.
Данный опрос показал, что 80% обучающихся не знакомы с понятием «постмодернизм», но предполагают, что это связано с искусством. Из современных писателей они читают в основном зарубежных (Рэй Бредбери, Стивен Кинг, Терри Пратчетт, Джоан Роулинг, Александр Фрид, Джон Грин, ДэниелКиз).