Научная статья на тему 'К вопросу изучения научно-художественной литературы на уроках в средней школе'

К вопросу изучения научно-художественной литературы на уроках в средней школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1000
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ / НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВИДЫ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ И СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ВИДА / ИНТЕГРИ-РОВАННЫЙ УРОК / FUNCTIONAL GENRE SYSTEMS / INFORMATIVE LITERATURE / KINDS OF INFORMATIVE LITERATURE / FORMAL AND STYLISTIC FEATURES / INTEGRATED LESSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кутейникова Наталья Евгеньевна

Данная статья посвящена рассмотрению специфики изучения научно-художественной литературы в средней школе. Автор предлагает свое понимание термина "научно-художественная литература" и определяет его специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STUDYING PUBLICIST WORKS AND FICTION AT THE SECONDARY SCHOOL LESSONS

The given article is devoted to the specificity of studying publicist works and fiction at the lessons in sec-ondary school. The author offers her interpretation to the term "publicist works and fiction" and defines its specificity.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения научно-художественной литературы на уроках в средней школе»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

УДК 882.09

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© Н.Е.Кутейникова

Данная статья посвящена рассмотрению специфики изучения научно-художественной литературы в средней школе. Автор предлагает свое понимание термина "научно-художественная литература" и определяет его специфику.

Ключевые слова: функционально-жанровые системы, научно-познавательная литература, виды научно-познавательной литературы, формообразующие и стилеобразующие черты вида, интегрированный урок.

Значимость проблемы литературного чтения детей и подростков обусловлена в первую очередь тем, что чтение - один из самых рациональных способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности. Развитие культуры как таковой возможно только при условии существования преемственности поколений, поэтому общество заинтересовано в том, чтобы дети и подростки постигали достижения культуры и могли нести эту эстафету дальше.

Отечественная точка зрения на детско-под-ростковое чтение явно расходится с точкой зрения, признанной на Западе: в России всегда отмечалась непреходящая и незаменимая ценность чтения книг в детстве, в Европе и Америке детское чтение рассматривается лишь как основа функциональной грамотности - умения человека на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Так, Т.И.Михалева отмечает, что "...формирование духовного мира начинается с элементарных, но очень простых норм человечности. Однако без выработки “нравственного иммунитета” - вне чувства добра, правды, справедливости - невозможно воспитание человека-гражданина. А гражданская убежденность -это, по словам В.Г.Белинского, венец воспитания, конечный результат его, путь к которому нелегок и непрост" <выделено автором. - Н.К.> [1: 4].

К чтению классической литературы ребенка нужно уметь подвести, и путь к такого рода литературе может быть у него долгим. Следует, однако, отметить, что в дальнейшем, как правило, читает классику человек, с детства зачитывавшийся детской и подростковой литературой, почувствовавший вкус к чтению и затем постоянно испытывавший потребность в нем [2]. Именно такую потребность и должны формиро-

вать уроки литературы и внеклассного чтения по произведениям детской и подростковой литературы, а также уроки чтения и изучения научнопознавательной литературы всех трех типов: научно-популярной, научно-художественной и энциклопедической.

Современные программы по литературе для средней школы предусматривают изучение на уроках и внеклассных занятиях в 5-9 классах не только художественных произведений, но и произведений научно-познавательной и массовой литературы. Во многом это объясняется тем, что подростков необходимо заинтересовать как самим процессом чтения, так и разнообразным содержанием книг различного вида, направленности и тематики. Более того, введение в контекст школьного обучения научно-познавательных книг, по нашему мнению, должно способствовать, с одной стороны, осмысленному и целенаправленному знакомству читателей-школьников с литературой различного вида и разнообразного содержания, той или иной специфики, а с другой стороны, повышению эрудиции учащихся и качества образования по всем предметным областям, совершенствованию процесса формирования творческой, духовно богатой, интеллектуальной личности.

Значительную роль при таком подходе к изучению литературы стали играть произведения научно-художественные, сочетающие в себе признаки художественной и научно-познавательной литературы. С полным правом можно утверждать, что научно-художественная литература - это разновидность научно-познавательной литературы для детей и подростков, вводящая читателей в мир науки при помощи фантастики и средств художественной образности. Ее целью является формирование воссоздающего воображения, фантазии и познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений, что актуаль-

но в процессе воспитания ребенка и формирования его читательской культуры.

Приобретя четкие формальные признаки, детская и подростковая научно-художественная литература рубежа ХХ-ХХ1 веков практически мало отличается от своих аналогов 19601980-х годов, некоторые ее формо- и стилеобразующие черты внешне остаются константными. В начале нового тысячелетия выяснилось, что научно-художественная литература по-прежнему актуальна, а книги середины прошлого века практически не устарели, во-первых, потому, что в большинстве своем представляют собой увлекательные повести для детей от 8 до 15 лет с приключенческим сюжетом. Во-вторых, научные сведения из разных областей знания, представленные в них, претерпели мало изменений, хотя наука ушла далеко вперед. Дело все в том, что научно-художественная литература для детей и подростков демонстрирует уже устоявшиеся точки зрения на тот или иной научный факт, общепризнанную трактовку явлений или событий истории. В-третьих, всех их объединяет гуманистический идейный пафос, та нравственная основа научно-художественных произведений, которая помогла когда-то читателям середины - конца ХХ столетия осознать себя Человеком, весомой и значимой частью мира людей.

Кроме того, во многом жизнестойкости научно-художественной литературы способствует ее устоявшаяся своеобразная поэтика, прежде всего образ главного героя и форма выражения личности автора. Будучи "источником единства эстетической реальности, инстанцией, ответственной за целостный смысл художественного высказывания, автор должен быть отграничен, с одной стороны, от писателя как исторического и частного лица, с другой - от различных "изображающих субъектов" внутри произведения (образ автора, повествователь, рассказчик)" [3: 17]. Такое "отграничение" ярко представлено в произведениях А.Каждана "В поисках минувших столетий", С.Лурье "Путешествие греческого мальчика", Р.Рубинштейна "Глиняный конверт", М.Матье "День египетского мальчика", а также современных авторов - С.Ананич "Необыкновенное путешествие “полководца” Сеньки", Ю.Вронского "Странствие Кукши за тридевять морей" и "Юрьевская прорубь", Р.Неймантаса "По следам солнечного камня", Е.Чудиновой "Гардарика: историческая сказка", "Ларец" и "Лилея".

Главный персонаж научно-художественного произведения - обязательно положительный герой, часто носитель авторской идеи и, соответственно, авторских оценок и точки зрения. Та-

ков, например, Айстис в повести Р.Неймантаса "По следам солнечного камня", очень похож на него герой-рассказчик Димитрий из повести А.Каждана "У стен Царьграда" - в этом произведении "голос" рассказчика, живущего в XI веке, тесно переплетается с интонациями, мыслями и чувствами автора-человека ХХ столетия, поэтому иногда забываешь, кто строит все повествование. Однако чаще бывает наоборот: в данном подвиде познавательной литературы редко встречающиеся внутренние монологи персонажей не отделены от авторских психологических характеристик - они сливаются в несобственнопрямой речи, то есть речи повествователя, пронизанной "вместе с тем лексикой, семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа, его интонациями, чувствами и мыслями." [4: 137]

"Смеющийся философ" Демокрит в произведении С.Я.Лурье и М.Н.Ботвинника "Путешествие Демокрита" - явно герой приключенческий. Он молод и смел, силен и смекалист, внешне привлекателен и мудр не по годам. На протяжении всего повествования Демокрит являет собой яркий образец для подражания, но рассказывает нам о нем повествователь, не являющийся персонажем произведения. Авторская оценка героев, их мыслей и поступков, тех или иных событий здесь представлена в оценках многих персонажей, но в основном в речи повествователя.

Главный персонаж повести С. Лурье "Письмо греческого мальчика" - маленький Феон, лукавый и проказливый греческий мальчишка, - герой также положительный: он смышлен и любознателен, а учеба в греческой школе явно пошла ему на пользу. Феону интересен окружающий мир, этим он отличается от своих сверстников. И он уже знает, как и при помощи чего добиваться своей цели. Такой герой не может не привлечь внимание читателя-школьника, расставляя акценты: "что такое хорошо" и "что такое плохо". В то же время мы постоянно "слышим" голос повествователя, осуждающего и капризность характера Феона-младшего, и его шантаж отца, и то, что Феонат, избалованный ребенок из богатой греческой семьи, уже привык манипулировать Феоном-старшим. Подспудно автор закладывает в сознание читателя определенные нравственные критерии, по которым сам мерит мир и людей, и показывает, что любой живой человек неоднозначен: в нем причудливо сплетаются положительные и отрицательные черты и качества характера, сиюминутные эмоции и серьезные мысли, более того, человек сам способен воспитывать себя и изменяться.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В основном композиция научно-художественных произведений проста и часто совпадает с сюжетной линией. Реже используется композиционный прием "рассказ в рассказе", иногда переплетаются две сюжетные линии - линия "современной жизни", о которой ведет речь рассказчик, и линия "прошлого", описываемая повествователем (например, повесть С. Лурье "Письмо греческого мальчика"), поэтому выявление авторской позиции представляет определенную сложность для учащихся младших (5-6) классов. В силу того что в младшем подростковом возрасте у большинства учеников еще не сформировано абстрактное мышление, школьникам трудно понять различие между носителем речи, "не выявленным, не названным, растворенным в тексте", и "носителем речи, открыто организующим своей личностью весь текст" (Б.О.Корман).

Именно поэтому сначала делаем акцент на том, что "рассказчик легко отличим от автора именно благодаря форме первого лица", а повествователь от рассказчика - формой третьего лица, позицией "всеведующего автора" (Р.Уэллек и

О.Уоррен, В.Е.Хализев) [3: 750]. Иногда в произведении представлены две точки зрения на события - главного героя-рассказчика и повествователя, выразителя авторской идеи, и тогда при анализе научно-художественного произведения необходимо сопоставить эти две позиции.

В вводной и заключительной части многих научно-художественных произведений, как правило, действует рассказчик, высказывающийся от своего собственного имени, иногда подчеркнуто - имени самого автора. Рассказчик, по мнению В.Е.Хализева, - это персонифицированный повествователь, "высказывающийся от собственного, "первого" лица" [5: 302-303]. Рассказчик -наш современник, чаще всего ученый, от чьего имени дается научное, социальное и психологическое объяснение тех фактов, документов или событий, которые послужили толчком к научному исследованию. В самом повествовании рассказчик уже не действует, повествование ведется от третьего лица, то есть лица повествователя, и именно им в основном описываются события и действия персонажей, внешние проявления их чувств и переживаний.

Однако "рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения" [5: 303], поэтому в некоторых научно-художественных повестях действует герой-рассказчик, вспоминающий о каких-то своих приключениях детства или юности, и тогда в процессе повествования постоянно переплетаются мысли, чувства и оценки юного героя-рассказчика и взрослого рассказчика - того же героя по истечении опре-

деленного времени. В таких произведениях чита-телю-подростку необходимо показать, как разницу в оценках юного и взрослого рассказчика, так и разницу позиций рассказчика и самого автора.

На примере урока по повести С.Я.Лурье "Письмо греческого мальчика" посмотрим, как сопоставляются понятия "автор" - "повествователь" - "рассказчик" на уроке литературы в 6 классе. Данный урок можно начать с проблемного вопроса и вынести его в название самого урока: "Что скрывается за текстом письма, написанного более 2000 лет назад?". Вначале повторим и обобщим сведения историко-культурологического характера, полученные учениками в 5 классе, а затем плавно перейдем к анализу произведения, прочитанного шестиклассниками дома.

В слове учителя с элементами беседы акцент должен быть сделан на понимании подростками единства языка и культуры народа, на более глубинном осмыслении научно-художественной книги С. Лурье "Письмо греческого мальчика", нежели только на анализе основной сюжетной линии.

- Расскажите, о чем повествуется в книге С. Лурье? Только ли о маленьком лукавом Феоне, греческом мальчишке, живущем в долине реки Нил? Что в этой книге говорится о древнем египетском языке? Каков он? Сохранился ли до наших дней? Почему?

- Вспомните, что вы еще читали о Древнем Египте? Чем привлекает людей до сих пор эта древняя цивилизация?

- Как вы думаете, почему исчез язык этой цивилизации? Приведите свои версии.

- Какую версию дает "следователь" из ХХ века - ученый и писатель Соломон Яковлевич Лурье?

- Слышали ли вы о других версиях исчезновения древнеегипетской цивилизации и ее языка? Если да, расскажите нам об этом.

- Что вы можете рассказать об авторе этого произведения? Что он сам о себе рассказывает? Каким вы его представляете?

- Что, по-вашему, объединяло отечественного ученого Лурье и американского египтолога Найта?

- Почему профессор Найт подарил автору повести древний папирус? Может быть, стоило подарить за оказанные услуги "более ценную вещь"? Обоснуйте свою точку зрения.

- Можно ли утверждать, что в этом произведении рассказчик и автор - практически одно лицо? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

• Работа с текстом

- Расскажите, что заинтересовало вас в первые минуты чтения повести С.Я. Лурье "Письмо греческого мальчика"?

- Как вы думаете, зачем профессор Лурье так подробно повествует о том, как к нему попал древний папирус? Для чего дана эта предыстория?

- Понравилась ли вам глава "Папирус"? Почему? Зачем она помещена в текст научнохудожественной повести?

- Можно ли назвать письмо профессора Найта, растянувшееся на три главы ("Письмо Найта", "В гробнице", "Что нашли в мусоре?"), введением ко всей повести? Аргументируйте свой ответ.

- Понравился ли вам сам процесс расшифровки древнего папируса? Почему? Попытайтесь это объяснить.

- Что нового и интересного вы узнали во время работы с профессором Лурье над расшифровкой письма греческого мальчика Феона?

- Каким был древнегреческий алфавит? Чем он напоминает русскую азбуку? Кто знает, почему?

- Что такое "иероглифы"? Чем они отличались от древнегреческих букв? Что рассказали буквы папируса?

- Какие города были столицами Древнего Египта до новой эры? Почему в III столетии новой эры появилась еще одна столица? Как ее назвали? В честь кого?

- Кто знает, кем был Александр Македонский? Расскажите об этом.

- Как изменилась жизнь Египта после завоеваний Александра Великого?

• Мини-викторина "Найди Феона"

1. Каким вы представляете себе маленького Феона? Опишите мальчика.

2. Почему греческий мальчик Феон живет в Египте П-го века новой эры? Почему он не живет на своей исторической родине - в Греции?

3. Отличалась ли, по вашему мнению, его жизнь от жизни греческих мальчиков из богатых семейств на Пелопоннесе? Докажите это.

4. Какую одежду он носит: греческую или египетскую? Почему?

5. На кого из мальчиков, чьи портреты здесь приведены, он мог бы быть похож? (Рисунки без подписей к ним могут быть увеличены и вывешены на доске, спроецированы на экран с компьютера через видеопроектор, распечатаны на листах - по одному листу на парту).

6. Как относится повествователь к своему герою? Докажите это цитатами из текста.

7. Похож ли повествователь на ученого-рассказчика? Почему?

8. Попробуйте определить авторское отношение ко всему изображенному. Запишите свои аргументы в тетрадь по литературе, подберите к ним цитаты из повести.

Такая работа по анализу форм выражения личности автора в научно-художественных произведениях помогает ученикам уже в 6 классе глубже понимать как читаемое произведение, так и историческую эпоху, в нем изображенную, что в дальнейшем будет способствовать плавному переходу к школьному анализу художественных текстов.

Сюжет современных научно-художественных повестей также чаще всего приключенческий, что соответствует интересам и предпочтениям как младшего, так и старшего подросткового возраста. Учащиеся 5-9 классов увлекаются книгами с динамичным сюжетом, поэтому научно-художественные произведения с приключенческим сюжетом ненавязчиво, исподволь расширяют умственный горизонт подростков картинами жизни в далеких странах, далекого прошлого, исторических событий, а также картинами природы разных климатических зон и в различные периоды существования Земли. Именно поэтому беседы по содержанию повестей Р.П.Неймантаса "По следам солнечного камня", Ю.П.Вронского "Странствие Кукши за тридевять морей" или С.Я.Лурье и М.Н.Ботвинника "Путешествие Демокрита" легко вписываются и в контекст уроков литературы (по возможности - уроков внеклассного чтения), и в контекст уроков истории и истории религий, географии, МХК. Вокруг их содержания, как вокруг единого стержня, можно выстроить интегрированный урок, например, по истории и культуре Средиземноморья в I в. до н.э.: урок-игра по группам в 5-6 классах "Спасем Левклиппа!" по повести С.Я.Лурье и М.Н.Ботвинника "Путешествие Демокрита", предложенный учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №15 г.Королева Т.А.Енуковой.

Задача такого урока должна состоять не только в том, чтобы подробнее познакомить учащихся с научно-художественным произведением с приключенческим сюжетом, но и в расширении представлений школьников о специфике научно-художественной и приключенческой литературы, в развитии их умения анализировать поступки героев художественного произведения, оценивать их, соотносить с реальной действительностью. Параллельно необходимо формировать эмоционально-образное восприятие героев повести и фактов истории, углублять знакомство с "географией древности", повторять сведения по современной географии мира. При этом школьники должны получить первичное знакомство с

древнегреческой философией, закрепить понятия "жанр", "жанр повести", "тема произведения", "художественный образ".

Возникнув на стыке двух функциональножанровых систем, научно-художественная литература с приключенческим сюжетом, так же как и сама приключенческая литература, является прекрасной иллюстрацией жизни, нравственных норм того или иного общества на определенном этапе его развития. В ней доступным языком, наглядными средствами дают понять ребенку то, что ценится в обществе, что помогает человеку отстаивать свою позицию, быть успешным. Кроме того, в приключенческих произведениях очень просто отыскать мораль: есть добро, но есть и зло. Все персонажи тоже заранее определены и несут на себе соответствующую нагрузку. Таким образом, научно-художественная литература с приключенческим сюжетом обладает не только развлекательной функцией, но и формирует убеждения читателя-школьника, определяет качество личности, направленность его жизненных интересов.

Чаще всего научно-художественные книги повествуют об истории или географии, тем самым расширяя представления читателей-школь-ников о мире, реже - об естественных науках. Эти произведения отличаются друг от друга индивидуальным стилем повествования, но их объединяет общая тема - жизнь народов Европы,

Азии и Африки, далеких предков современных этносов, в различные эпохи, показанная с максимальной научной точностью и объективным беспристрастием, а также современный мир с точки зрения различных наук. Ценность данных произведений заключается в том, что большинство из них представляет детям научный взгляд на описываемое. В то же время книги эти поистине художественны, дают образное представление о мире читателю и одновременно формируют его воссоздающее воображение и творческое мышление.

1. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов. -М.: Рус. шк. библиотеч. ассоциация, 2007. - 224 с.

2. Збарский И. С. Связь классного и внеклассного чтения как средство литературного развития учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972. - 15 с.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. - М.: НПК "Интел-вак", 2001. - 799 с.

4. Введение в литературоведение: учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. Г.Н.Поспелова. - М.: Высш. шк., 1983. - 327 с.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.

TO THE QUESTION OF STUDYING PUBLICIST WORKS AND FICTION AT THE SECONDARY SCHOOL LESSONS

N.E.Kutejnikova

The given article is devoted to the specificity of studying publicist works and fiction at the lessons in secondary school. The author offers her interpretation to the term "publicist works and fiction" and defines its specificity.

Key words: functional genre systems, informative literature, kinds of informative literature, formal and stylistic features, integrated lesson.

Кутейникова Наталья Евгеньевна - член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, кандидат педагогических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

E-mail: natalia07112401@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.10.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.