Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / физика / методика преподавания физики / методи-ка физики в школе / методы обучения / учебные тексты / приемы обучения / школьники / стимулиро-вание читательского интереса / читательские интересы / читательская деятельность / reading literacy / physics / methods of teaching physics / physics methods at school / teaching methods / educational texts / teaching techniques / pupils / stimulating reader interest / reading interests / reading activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Надежда Анатольевна

В данной статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении физике. Целью исследования является описание методики формирования читатель-ской грамотности школьников при обучении физике в основной школе, включающей в себя: приемы и формы организации учебных занятий; использование текстов физического содержания и заданий к ним; этапы стимулирования читательского интереса обучающихся при обучении физике в основной школе. В статье раскрываются такие понятия, как «формирование читательской грамотности при обучении физике», «стимулирование читательского интереса обучающихся при обучении физике». Отмечается необходимость учитывать следующие факторы при развитии интереса к чтению у обуча-ющихся при изучении физики: клиповое мышление (поверхностное чтение текстов), восприятие научно-популярной литературы через эмоции и возрастные особенности школьников. Автором выде-лены виды деятельности обучающихся, способствующие формированию читательской грамотности при обучении физике в основной школе. Приводится фрагмент урока, иллюстрирующий стимулиро-вание читательского интереса на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах деятельности с текстами физического содержания. Доказана результативность использования предложенной мето-дики. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителя при организации процесса обучения физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING LITERACY WHEN STUDYING PHYSICS IN PRIMARY SCHOOL: THE METHODOLOGICAL ASPECT

This article reveals the features of the formation of reader literacy in teaching physics. The purpose of the study is to describe a methodology for the formation of reading literacy of schoolchildren when teaching physics in primary school, which includes: techniques and forms of organizing training ses-sions; the use of texts of physical content and assignments to them; stages of stimulating the reader’s interest of students when teaching physics in primary school. The article reveals such concepts as “the formation of reader literacy in teaching physics”, “stimulating the reader’s interest of students in teaching physics”. The need to take into account the following factors when developing interest in reading among students when studying physics is noted: clip thinking (superficial reading of texts), perception of popular science litera-ture through emotions and age characteristics of schoolchildren. The author identifies types of student ac-tivities that contribute to the formation of reading literacy when teaching physics in primary school. A fragment of the lesson is provided illustrating the stimulation of reader interest at the pre-text, text and post-text stages of activity with texts of physical content. The effectiveness of using the proposed methodology is proved. The results obtained can be used in the practice of the teacher’s work in organizing the process of teaching physics.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.853

ББК Ч426.223-24 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Антонова Надежда Анатольевна,

SPIN-код: 4259-2894

преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; 454080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 69; e-mail: in-nadya@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: читательская грамотность; физика; методика преподавания физики; методика физики в школе; методы обучения; учебные тексты; приемы обучения; школьники; стимулирование читательского интереса; читательские интересы; читательская деятельность

АННОТАЦИЯ. В данной статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении физике. Целью исследования является описание методики формирования читательской грамотности школьников при обучении физике в основной школе, включающей в себя: приемы и формы организации учебных занятий; использование текстов физического содержания и заданий к ним; этапы стимулирования читательского интереса обучающихся при обучении физике в основной школе. В статье раскрываются такие понятия, как «формирование читательской грамотности при обучении физике», «стимулирование читательского интереса обучающихся при обучении физике». Отмечается необходимость учитывать следующие факторы при развитии интереса к чтению у обучающихся при изучении физики: клиповое мышление (поверхностное чтение текстов), восприятие научно-популярной литературы через эмоции и возрастные особенности школьников. Автором выделены виды деятельности обучающихся, способствующие формированию читательской грамотности при обучении физике в основной школе. Приводится фрагмент урока, иллюстрирующий стимулирование читательского интереса на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах деятельности с текстами физического содержания. Доказана результативность использования предложенной методики. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителя при организации процесса обучения физике.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Антонова, Н. А. Формирование читательской грамотности при обучении физике в основной школе: методический аспект / Н. А. Антонова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 82-90.

Antonova Nadezhda Anatolyevna,

Lecturer of Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

FORMATION OF READING LITERACY WHEN STUDYING PHYSICS IN PRIMARY SCHOOL: THE METHODOLOGICAL ASPECT

KEYWORDS: reading literacy; physics; methods of teaching physics; physics methods at school; teaching methods; educational texts; teaching techniques; pupils; stimulating reader interest; reading interests; reading activity

ABSTRACT. This article reveals the features of the formation of reader literacy in teaching physics. The purpose of the study is to describe a methodology for the formation of reading literacy of schoolchildren when teaching physics in primary school, which includes: techniques and forms of organizing training sessions; the use of texts of physical content and assignments to them; stages of stimulating the reader's interest of students when teaching physics in primary school. The article reveals such concepts as "the formation of reader literacy in teaching physics", "stimulating the reader's interest of students in teaching physics". The need to take into account the following factors when developing interest in reading among students when studying physics is noted: clip thinking (superficial reading of texts), perception of popular science literature through emotions and age characteristics of schoolchildren. The author identifies types of student activities that contribute to the formation of reading literacy when teaching physics in primary school. A fragment of the lesson is provided illustrating the stimulation of reader interest at the pre-text, text and post-text stages of activity with texts of physical content. The effectiveness of using the proposed methodology is proved. The results obtained can be used in the practice of the teacher's work in organizing the process of teaching physics.

FOR CITATION: Antonova, N. A. (2024). Formation of Reading Literacy When Studying Physics in Primary School: The Methodological Aspect. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 82-90.

Введение. Актуальность проблемы ботать с информацией, в основе которого

формирования читательской гра- лежит читательская грамотность, является

мотности обусловлена тем, что умение ра- одной из основных базовых компетенций,

© Антонова Н. А., 2024

необходимых любому выпускнику основной школы независимо от выбранной им дальнейшей образовательной траектории [7; 11; 14]. При обучении физике формирование читательской грамотности связано с организацией работы с понятийным аппаратом, графической информацией, таблицами, схемами, графиками, представленными в текстах физического содержания.

Общие подходы к требованиям по владению школьниками читательской грамотности отражены в трудах Ю. Н. Гостевой, Г. С. Ковалевой, Н. Н. Сметанниковой, Г. А. Цукерман и др. Проблема формирования функциональной грамотности по физике у школьников и пути ее разрешения освещены в трудах А. Н. Величко, М. Ю. Демидовой, С. И. Дес-ненко, М. Ю. Королева, А. Ю. Пентина, Е. Б. Петровой и др. Обобщения подходов к оценке сформированности читательской грамотности по физике у выпускников основной и средней школы были представлены в работах М. Ю. Демидовой, Е. Е. Камзе-евой, О. А. Решетниковой в 2023 году без описания методики формирования умений, лежащих в основе читательской грамотности школьников.

Публикации, представленные в процессе широкомасштабного мониторинга читательской грамотности, организованного Министерством просвещения РФ и проведенного Центром оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» [5-9; 11; 12 и др.], позволяют говорить об актуальности разработки научно-методического сопровождения формирования читательской грамотности в том числе и при обучении физике в основной школе. Данное сопровождение позволяет организовать работу обучающихся с информацией, расположенной в текстах физического содержания, при выполнении заданий и найти механизмы для формирования умений, лежащих в основе читательской грамотности.

Как показывают наши исследования [1; 2] формирование читательской грамотности при обучении физике - это процесс воздействия на личность обучающегося посредством применения методических приемов, форм организации учебных занятий; при организации работы с понятийным аппаратом, графической информацией, таблицами, схемами, графиками, представленными в текстах физического содержания и заданий к ним; для владения умениями:

- читать, воспринимать, находить, анализировать, осмысливать, оценивать и обобщать различные виды физической информации, представленные в учебной, научно-популярной литературе, научно-популярных периодических изданиях, других источниках, в том числе СМИ и сайтах

Интернета;

- извлекать необходимую физическую информацию для ее интегрирования, интерпретирования, преобразования в соответствии с поставленной задачей;

- ориентироваться с помощью полученной физической информации в жизненных и профессиональных ситуациях.

Методология и результаты исследования. Опишем нами разработанную методику формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе, включающую в себя: приемы и формы организации учебных занятий; использование текстов физического содержания и заданий к ним; этапы стимулирования читательского интереса обучающихся при обучении физике в основной школе.

Изучая феномен читательского интереса, разные ученые выделяли следующие его особенности:

- читательский интерес имеет свою структуру, описанную в исследованиях Н. Н. Светловской, представленную такими компонентами, как: заинтересованность текстом (включает оценочное отношение обучающихся к его понятию), ситуативная заинтересованность (определяется ситуацией чтения), личная заинтересованность (характеризуется проявлением устойчивых свойств личности) [13];

- существование в читательском интересе, по мнению А. А. Вербицкого, О. Г. Ларионовой, основных направляющих процессов: сосредоточенность, внимание, низкая степень отвлекаемости, желание и стремление справиться с различными затруднениями, не останавливаться на одном способе достижения цели [4];

- читательский интерес, по мнению Д. Б. Эльконина, неразрывно связан с овладением знаниями и способами познавательной деятельности, проявляется в переработке полученных знаний из различных текстов, связанных с осознанием отношений в различных явлениях и понятиях [18].

В исследовательских трудах Н. Н. Свет-ловской подчеркивается важность понимания учителями читательского интереса обучающихся как изобразительно-положительного отношения социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, являющихся значимыми и эмоционально привлекательными [13]. Перевод этих временных состояний - заинтересованности в интересе к чтению текстов физического содержания, извлечению из них информации - связан со стимулированием. Стимулирование в образовательном процессе рассматривается как воздействие на обучающегося, чтобы добиться от него желаемого результата, т. е. деятельность учителя по до-

стижению учебно-воспитательных целей.

Стимулирование читательского интереса при обучении физике - это деятельность учителя, влияющая на читательский опыт ученика посредством заданий (внешнего стимула), выполнение которых включается в контекст смыслообразующих мотивов деятельности ученика при освоении предмета «Физика», что способствует формированию у него научных знаний о мире и явлениях, происходящих в нем, умений применять полученные знания в повседневной жизни и будущей профессии.

На подготовительном этапе (при изучении раздела «Введение» 7 класс) стимулирования у обучающихся читательского интереса к текстам физического содержания через организацию работы с информацией, содержащейся в них, учитель проводит беседу, которая помогает настроить обучающихся на восприятие текста.

На подготовительном этапе стимулирования читательского интереса у обучающихся используются небольшой текст физического содержания (загадки, короткие рассказы и сказки, стихи физического содержания) и простые (чаще репродуктивные) задания к нему. Например, задание: «Подберите пословицы и поговорки народов мира о физических явлениях, используя сайты Интернета и научно-популярные издания».

Деятельность учителя на данном этапе содержит следующие компоненты:

- отбор учебного материала к уроку и приемов работы с текстами физического содержания;

- подготовка обучающихся к восприятию текста физического содержания;

- обучение обучающихся чтению и восприятию текста физического содержания и ориентации в нем;

- демонстрация деятельности на всех этапах (предтекстовом, текстовом, после-текстовом) работы с информацией текста физического содержания и при выполнении задания по тексту;

- организация коллективной работы по ориентировке в тексте физического содержания, например работы с понятием (понятиями) с использованием планов о физической величине, явлении, законе;

- организация самостоятельной работы с текстом физического содержания по теме урока, размещенным в учебнике в рубрике «Это интересно», или «Для дополнительного чтения», или «Это любопытно...».

Подбор источников информации из научно-популярной литературы и научно-популярных периодических изданий, способов ориентировки в текстах, расположенных в них, на начальном этапе стимулирования читательского интереса у обучаю-

щихся остается заботой учителя физики. Учитель наблюдает, как обучающиеся:

- знакомятся с текстами физического содержания;

- самостоятельно прорабатывают их, опираясь на приемы формирования читательской грамотности при работе с текстами физического содержания;

- представляют отчет о проделанной работе с текстами физического содержания в требуемом виде.

При необходимости учитель оказывает обучающимся индивидуальную помощь в выборе текста физического содержания или приема по работе с ним.

В зависимости от структуры и объема информации в тексте физического содержания, наличия в ней разного вида иллюстраций обучающимся предлагается либо самостоятельно, либо в малых группах или коллективно поработать с ней. На начальном этапе (1-2 четверти 7 класса) стимулирования читательского интереса у обучающихся в качестве учебного материала используются небольшие тексты физического содержания по разным темам, которые можно подобрать из пособий для подготовки к ОГЭ или ВПР по физике.

На основном этапе (3 четверть 7 класса и до окончания 9 класса) стимулирования читательского интереса у обучающихся учителем подбираются задания по работе с текстом физического содержания, выполняемые в индивидуальной учебно-познавательной деятельности. Задания должны показывать обучающимся, что мир литературы по физике - это увлекательный и широкий мир разных собеседников-авторов, в котором каждый из них может найти что-то интересное для себя. На этом этапе у обучающихся закрепляется устойчивый интерес к чтению текста физического содержания, формируется навык самоконтроля и самооценки деятельности по выполнению заданий к тестам, расширяется читательский кругозор обучающихся.

В качестве учебного материала на основном этапе стимулирования читательского интереса у обучающихся учитель вводит справочники для школьного возраста, энциклопедии, а также научно-популярные периодические издания, сайты Интернета. Принципиально меняется содержание деятельности педагога и обучающихся при организации работы с текстами физического содержания и переработке информации, содержащейся в них. Ведущая роль в работе с текстами физического содержания постепенно делегируется обучающимися. Они самостоятельно:

- осуществляют отбор информации из рекомендованных учителем источников по

теме предстоящего учебного занятия;

- составляют список прочитанных научно-популярной литературы и научно-популярных периодических изданий;

- составляют задания к тексту физического содержания;

- принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных статей из энциклопедий, научно-популярных периодических изданий, сайтов Интернета, выслушивая впечатления друг друга о прочитанной научно-популярной литературе, расширяя свой читательский кругозор.

При развитии интереса к чтению у обучающихся при изучении физики необходимо учитывать ряд факторов, включающих клиповое мышление (поверхностное чтение текстов), восприятие научно-популярной литературы через эмоции и возрастные особенности школьников. Если не обращаться к этим особенностям и не учитывать их в процессе построения работы по стимулированию читательского интереса, принятые меры не будут эффективными и не дадут желаемого результата. Стимулирование читательского интереса начинается на начальном этапе обучения физике и продолжается до выпуска из школы. Этот процесс специально организуется, а для этого учитель, продумывая сценарий учебного занятия и подбирая домашнее задание к нему, должен проектировать деятельность (индивидуальную, групповую, фронтальную) обучающихся на всех этапах (предтекстовом, текстовом, послетекстовым) деятельности с текстом физического содержания с учетом возможностей приемов, развивающих читательские умения, составляющие читательскую грамотность, и заданий.

Задания, предлагаемые обучающимся при изучении физики для стимулирования читательского интереса, должны:

- отличаться разнообразием по форме и видам деятельности по их выполнению, определяемым сутью приема и получаемого «продукта»;

- иметь визуальную составляющую;

- выполняться с использованием текстов физического содержания, расположенных как на бумажных, так и электронных носителях;

- выполняться на учебных и внеучеб-ных занятия и в процессе подготовки домашнего задания.

Для воздействия на личность обучающегося с целью формирования у него читательской грамотности учителю необходимо предоставить информацию о приемах, стимулирующих индивидуальную, групповую и фронтальные работы, проектную деятельность с текстом физического содержания в виде:

- структуры приема:

1) цель применения;

2) место применения в образовательном процессе (учебное занятие, внеурочная деятельность);

3) получаемый «продукт»;

4) используемые материалы и оборудование;

5) описание приема;

- рекомендаций по применению приема (элемента метода обучения, выражающего умственные или практические действия учителя и обучающихся в процессе обучения) на основе конкретного примера на этапах деятельности с текстом - до чтения (предтек-стовый), во время чтения (текстовый), после чтения текста (послетекстовый).

Приведем пример приема формирования читательской грамотности при работе с текстами физического содержания.

Методический прием «Поиск информации из научно-популярных изданий».

Цель: сформировать умения находить, извлекать, интегрировать, интерпретировать, осмысливать, оценивать информацию при работе с текстами физического содержания из научно-популярной литературы для подготовки докладов.

Применение приема: обобщение и систематизация знаний, контроль и самоконтроль на учебном занятии при работе с кейсом, при выполнении домашнего задания, в проектной деятельности.

Продукт: мини-проект, доклад, реферат.

Материалы и оборудование: энциклопедии, научно-популярная литература и научно-популярные периодические издания как на бумажных, так и электронных носителях.

Описание приема. Этапы организации работы с энциклопедией:

- представление об энциклопедии (энциклопедия - определение);

- общее знакомство (ее назначение, построение, указатели, оформление);

- отработка умения находить нужную информацию - задания на нахождение требуемых сведений (например, на поиск информации о лазерах);

- задания на подготовку развернутой информации о каком-то одном явлении, предмете, объекте, ученом, осмысленный рассказ своими словами одной какой-либо статьи (например, оптические иллюзии, французский физик Шарль Кулон);

- задание на придумывание серии вопросов (не менее трех) или задач по содержанию статьи [3; 15-17].

Тексты статей энциклопедий и научно-популярных журналов носят научно-просветительский характер, организация

работы обучающихся с ними позволяет:

- сформировать потребность в получении большей научной информации по изучаемой теме, чем представлено в учебнике;

- приучить работать с дополнительной научно-популярной литературой;

- развить исследовательские навыки;

- развить умение находить и обрабатывать нужную информацию для решения практических задач не только на уроках физики, но и в жизни.

План поиска информации из научно-популярных изданий:

1) внимательно прочитайте статью, выделите слова и суждения с непонятным или неясным для вас значением, уточните их значения, используя энциклопедический словарь, учебник;

2) поделите текст статьи на смысловые части, озаглавьте их, на этой основе сконструируйте план прочитанного;

3) осуществите сжатое или подробное изложение основного содержания статьи на основе плана;

4) согласно плану статьи, к смысловым частям из текста составьте при необходимости таблицу или схему материала статьи;

5) перескажите статью (фрагмент) по плану (таблице, схеме);

6) найдите и обоснуйте главную и вто-

4. Возьмите следующие номера журналов и проделайте действия, описанные в пунктах 2 и 3, если там есть подходящая по тематике статья. У вас получится комплект карточек-аннотаций.

5. Руководствуясь этим комплектом, просмотрите еще раз отобранные статьи и на их основе составьте план своего выступления. Не включайте в него повторяющуюся, малозначимую и непонятную Вам информацию.

6. Напишите свой текст сообщения, реализуя составленный план. Вставляйте в него важные цитаты и понравившиеся вам факты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная работа развивает умения вести анализ, кратко формулировать факты и мысли, составлять план работы, опираясь на извлеченную информацию, что способствует формированию читательской грамотности.

Методические рекомендации. Прием «Поиск информации из научно-популярных изданий» может быть использован на послетекстовом этапе учебно-познавательной деятельности обучающихся

ростепенную информацию в тексте статьи;

7) найдите в статье необходимую вам теоретическую и/или иллюстративную информацию;

8) при необходимости подберите свои примеры к теоретической информации, сформулируйте комментарий к ней;

9) сформулируйте вопросы к тексту статьи и выделите в тексте статьи ответы на них (при необходимости по этому материалу к статье разработайте задания);

10) подготовьте сообщение (доклад) по материалу статьи с опорой на план (таблицу, схему), с применением примеров, иллюстративного материала.

Пример. Задания по работе с текстом из научно-популярного журнала.

Подготовьте доклад по теме «Глаз и зрение» на основе публикации в журнале «Квант» (сайт журнала «Квант»: http:// kvant.mccme.ru/rub/8D.htm), используя алгоритм поиска информации.

Алгоритм поиска информации в научно-популярном периодическом издании:

1. Возьмите последний номер журнала за текущий год.

2. Просмотрите его. Предположим, что в нем есть статья, относящаяся к вашей теме.

3. Составьте карточку-аннотацию данной статьи, заполнив таблицу (табл. 1).

с текстом физического содержания.

Возможны модификация и адаптация приемов в условиях конкретного учебного занятия, особенностей внеурочной деятельности, конкретной группы обучающихся, конкретного ученика или достижения конкретной цели.

Проиллюстрируем на примере лабораторной работы формирование читательской грамотности по физике.

Интерпретация текста физического содержания через эксперимент с воспроизведением физических явлений, наблюдений за физическими процессами, описание полученных результатов в выводах по эксперименту (наблюдению) составляют суть лабораторной работы.

В ходе лабораторной работы обучающиеся сначала высказывают предложения, обосновывают умозрительные выводы с использованием текста физического содержания, а потом проверяют их экспериментально.

Пример лабораторной работы «Сборка модели зеркального перископа».

Цель: собрать устройство для наблюде-

Таблица 1

Статьи по теме «Глаз и зрение»

№ Автор Название Номер, год, страницы Ссылка О чем статья Главные факты и важные мысли Цитаты

1

2

ния предмета, скрытого за препятствием.

Оборудование: два зеркала, лампа, соединительные провода, источник постоянного напряжения, ключ.

Ход работы:

Задание 1. Используя прием «Работа с понятием», дайте характеристику техническому устройству перископ.

Задание 2. Используя прием «Поиск информации из научно-популярных изданий», опишите основные детали и принцип работы перископа.

Задание 4. Используя оборудование, соберите перископ.

Задание 5. Проведите эксперименты с перископом:

1) поворачивая верхнее зеркало, добейтесь появления изображения какого-либо предмета в нижнем зеркале;

2) установите, как расстояние между зеркалами влияет на величину части предмета, наблюдаемую в зеркале.

Задание 6. Зарисуйте расположение зеркал, при котором удалось рассмотреть предмет, и постройте ход лучей в зеркалах.

Задание 7. Используя прием «Мобильный поиск», приведите примеры использования перископа, модель которого была собрана в работе.

Задание 8. Сделайте вывод по лабораторной работе.

Выполнение заданий к лабораторной работе тесно связано с освоением обучающимися умения работать с информацией из этого текста физического содержания с применением таких приемов, как «Работа с понятием», «Поиск информации из научно-популярных изданий», «Мобильный поиск», «Скетчноутинг», «Речевые образцы», «Прием да-нет», «Конструктор задания», что способствует формированию у них читательской грамотности в процессе текстовой деятельности.

На основании вышеизложенного нами выделены виды деятельности обучающихся, способствующие формированию читательской грамотности при обучении физике в основной школе:

1) деятельность обучающихся, организованная на основе приемов формирования читательской грамотности при работе с текстами физического содержания;

2) деятельность учителя физики по стимулированию читательского интереса обучающихся при обучении физике в основной школе;

3) деятельность обучающихся, организованная на различных формах обучения физике, при работе с текстом физического содержания, направленная на овладение умениями читательской грамотности.

Проверка результативности примене-

ния разработанной нами методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе осуществлялась с 2020 по 2023 гг. в МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска».

Деление обучающихся (68 человек) 7-х классов на экспериментальные и контрольные группы происходило в начале 2020-2021 уч. г. на основании среднеарифметического балла, полученного ими при завершении изучения математики и русского языка в 6 классе (2019-2020 уч. г.).

До изучения физики в 7 классе обучающиеся, принявшие участие в педагогическом эксперименте, не имели опыта работы с текстами физического содержания. В начале опытно-экспериментального этапа все обучающиеся находились в равных условиях. При этом обучающиеся контрольного класса (25 чел.) имеют среднеарифметический балл по математике (что свидетельствует о сформированности арифметических действий, умении решать задачи, логически мыслить и др.), более высокий (3,6), чем у обучающихся из обоих экспериментальных классов (3,4) (Э1 - 22 чел., Э2 - 21 чел.). Точно такая же картина складывается при сравнении среднеарифметического балла и качественной успеваемости по русскому языку (Э1 - 3,4; Э2 - 3,5; К - 3,7) (что свидетельствует о сформированности умения работать с повествовательными текстами на бытовую тему, составлять сложный план, писать изложения и др.).

Формирование читательских умений у обучающихся экспериментальных классов на протяжении трех лет происходило с применением комплектов учебных заданий для всего курса физики основной школы, разработанных для формирования каждой группы читательских умений на основе организации предтекстовой, текстовой и послетек-стовой деятельности на учебных и внеучеб-ных занятиях с применением приемов формирования читательской грамотности, стимулирующих индивидуальную, групповую и фронтальную работы, проектную деятельность с текстом физического содержания, расположенных на различных носителях. В контрольном классе формирование всех групп читательских умений проходило традиционно только на основе работы с текстом параграфа учебника из УМК А. В. Перышки-на и материалов для дополнительного чтения, размещенных в этом учебнике.

На протяжении педагогического эксперимента проверялись мотивация к осуществлению предтекстовой, текстовой, по-слетекстовой деятельности и потребность в чтении текстов физического содержания и выполнении заданий к ним. Проводились диагностические работы с целью выявления

уровней сформированное™ деятельностно-го компонента читательской грамотности у обучающихся экспериментальных и контрольных классов. Динамика изменения

распределения обучающихся по мотиваци-онному и деятельностному компонентам читательской грамотности представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Анализ динамики мотивационного компонента читательской грамотности у обучающихся экспериментальных и контрольных классов при обучении физике в основной школе

Классы Показатель мотивации 7 класс 8 класс 9 класс

в начале учебного года в конце учебного года в конце учебного года в конце учебного года

% % % %

К низкая 40,0 36,0 32,0 28,0

средняя 52,0 52,0 52,0 48,0

высокая 8,0 12,0 16,0 24,0

Э1 низкая 31,8 18,2 13,6 9,1

средняя 54,5 59,1 54,5 45,5

высокая 13,7 22,7 31,9 45,4

Э2 низкая 28,6 19,1 14,3 9,5

средняя 52,4 61,9 57,1 47,6

высокая 19,0 19,0 28,6 42,9

Таблица 3

Анализ динамики сформированности деятельностного компонента читательской грамотности у обучающихся экспериментальных и контрольных классов при обучении физике в основной школе

7 класс 8 класс 9 класс

Классы Уровень Стартовая диагностика Промежуточная аттестация (на конец учебного года) Промежуточная аттестация (на конец учебного года) Итоговая диагностика (на конец учебного года)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Низкий 7 28,0 6 24,0 5 20,0 5 20,0

К Средний 14 56,0 15 60,0 15 60,0 15 60,0

Высокий 4 16,0 4 16,0 5 20,0 5 20,0

Низкий 8 36,4 7 31,8 6 27,3 2 9,1

Э1 Средний 11 50,0 12 54,5 10 45-5 7 31,8

Высокий 3 13,6 3 13,7 6 27,2 13 59,1

Низкий 7 33,3 6 28,6 4 19,1 2 9,5

Э2 Средний 11 52,4 12 57,1 10 47,6 8 38,1

Высокий 3 14,3 3 14,3 7 33,3 11 52,4

Сформированность мотивационного компонента в конце эксперимента у обучающихся экспериментальных классов составляет 93,0%, наблюдается высокая активность при коллективном обсуждении решаемой проблемы с опорой на методические приемы работы с текстом физического содержания, они аргументированно отстаивают собственную точку зрения, принимают самостоятельные решения, обобщают полученные результаты, при встрече с препятствием ищут способы его преодоления через извлечения, переработку информации из текста, достигается это за счет стимулирования читательского интереса. У обучающихся контрольной группы прослеживается невысокая степень потребности в чтении текстов физического содержания и выполнении заданий к ним в процессе обучения - 62,8%, отмечается невнимательность при чтении текста физического содержания, возникают труд-

ности с алгоритмом работы с текстом физического содержания и выполнением заданий к ним.

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о положительной динамике в повышении уровня сформированности дея-тельностного компонента читательской грамотности в экспериментальных и контрольном классах. При этом прирост перехода количества обучающихся на более высокий уровень сформированности деятельностного компонента читательской грамотности при обучении физике в основной школе у обучающихся контрольного класса идет плавно от стартовой диагностики к итоговой диагностике. У обучающихся экспериментальных классов иная картина: резко увеличивается в 9 классе прирост перехода количества обучающихся на более высокий уровень сфор-мированности деятельностного компонента читательской грамотности, что связано с

усвоением предтекстовой, текстовой, после-текстовой деятельности, направленной на осознанную работу с текстом физического содержания, включающей все умения читательской грамотности (читать, анализировать, оценивать, извлекать, интерпретировать, преобразовывать, обобщать информацию) за счет разработанной нами методики в полном объеме.

По результатам обработки полученных данных можно сделать вывод, что произошло значительное изменение в сформиро-ванности деятельностного и мотивационно-го компонентов читательской грамотности у школьников, что свидетельствует о результативности предлагаемой нами методики и повышении качества формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе.

Заключение. В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Разработана методика формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе, включающая приемы (план работы с понятием; конструктор задания; конструктор текста физического содержания; план поиска информации из научно-популярных изданий;

мобильный поиск; опорный конспект; «текст - таблица»; «да - нет»; готовый план; текст с ошибками и др.), использование которых позволяет организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся с текстами физического содержания в классной и внеклассной работе через стимулирование читательского интереса - воздействие со стороны учителя на обучающегося, чтобы сформировать у него умения осуществлять предтекстовую, текстовую, послетекстовую деятельность.

2. Для реализации методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе был разработан дидактический материал, позволяющий осуществлять предтекстовую, текстовую, по-слетекстовую деятельность при выполнении заданий к текстам физического содержания на основе приемов, стимулирующих читательский интерес у обучающихся.

3. При внедрении разработанной методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе наблюдается положительная динамика формирования деятельностного и мо-тивационного компонентов читательской грамотности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, Н. А. Проблема формирования читательской грамотности при обучении физике / Н. А. Антонова. - Текст : непосредственный / / Инновации в образовании. - 2021. - № 1. - С. 25-38.

2. Антонова, Н. А. Формирование читательской грамотности при обучении физике в рамках подготовки к PISA / Н. А. Антонова. - Текст : непосредственный / / Физика в школе. - 2022. - № 7. - С. 19-27.

3. Браверман, Э. М. Учим работать со справочной литературой / Э. М. Браверман. - Текст : непосредственный / / Физика в школе. - 2000. - № 7. - С. 34-38.

4. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высшая школа, 1991. - 204 с. - Текст : непосредственный.

5. Гостева, Ю. Н. Специфика формирования у учащихся основной школы читательской грамотности в процессе работы с множественным текстом / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Г. А. Сидорова. - Текст : непосредственный / / Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Т. 2, № Si(90). - С. 88-109.

6. Гостева, Ю. Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т. Ю. Чабан. -Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1, № 4. - С. 34-57.

7. Демидова, М. Ю. Использование заданий банка для оценки читательской грамотности на уроках физики / М. Ю. Демидова, Е. Е. Камзеева. - Текст : непосредственный // Педагогические измерения. -2023. - № 1. - С. 34-41.

8. Демидова, М. Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М. Ю. Демидова, Д. Ю. Добротин, В. С. Рохлов. - Текст : непосредственный // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 8-19.

9. Ковалева, Г. С. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» / Г. С. Ковалева, Н. И. Колачев. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Т. 2, № S1(90). - С. 9-32.

10. Перышкин, А. В. Физика. 8 класс : учебник / А. В. Перышкин. - М. : Издательство «Экзамен», 2019. - 271 с. - Текст : непосредственный.

11. Решетникова, О. А. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы / О. А. Решетникова, М. Ю. Демидова. - Текст : непосредственный // Педагогические измерения. - 2023. -№ 1. - С. 4-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Решетникова, О. А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации / О. А. Решетникова. - Текст : непосредственный // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 4-7.

13. Светловская, Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением / Н. Н. Светловская. - М. : Аркти, 2007. - 54 с. - Текст : непосредственный.

14. Усольцев, А. П. Требования к средствам формирования функциональной грамотности школьников при обучении физике / А. П. Усольцев, О. Н. Маева. - Текст : непосредственный // Физика в школе. -2023. - № S2. - С. 52-58.

15. Шефер, О. Р. Использование научно-популярной информации для формирования у учащихся умения конструировать задания к текстам физического содержания / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова, Е. П. Вихарева. - Текст : непосредственный / / Инновации в образовании. - 2014. - № 2. - С. 119-129.

16. Шефер, О. Р. Особенности работы с различными видами текстов физического содержания / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова, Е. П. Вихарева. - Текст : непосредственный // Физика в школе. - 2012. -№ 2. - С. 9-16.

17. Шефер, О. Р. Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно-популярной информацией : монография / О. Р. Шефер, Е. П. Вихарева. - Челябинск : Край Ра, 2015. - 148 с. - Текст : непосредственный.

18. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с. -Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Antonova, N. A. (2021). Problema formirovaniya chitatel'skoi gramotnosti pri obuchenii fizike [The Problem of the Formation of Reader Literacy in Teaching Physics]. In Innovatsii v obrazovanii. No. 1, pp. 25-38.

2. Antonova, N. A. (2022). Formirovanie chitatel'skoi gramotnosti pri obuchenii fizike v ramkakh podgo-tovki k PISA [The Formation of Reading Literacy in Teaching Physics in Preparation for PISA]. In Fizika v shkole. No. 7, pp. 19-27.

3. Braverman, E. M. (2000). Uchim rabotat' so spravochnoi literaturoi [We Teach You How to Work with Reference Literature]. In Fizika v shkole. No. 7, pp. 34-38.

4. Verbitsky, A. A. (1991). Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod [Active Learning in Higher Education: A Contextual Approach]. Moscow, Vysshaya shkola. 204 p.

5. Gosteva, Yu. N., Kuznetsova, M. I., Sidorova, G. A. (2023). Spetsifika formirovaniya u uchashchikhsya osnovnoi shkoly chitatel'skoi gramotnosti v protsesse raboty s mnozhestvennym tekstom [The Specifics of the Formation of Reading Literacy among Primary School Students in the Process of Working with Multiple Texts]. In Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika. Vol. 2. No. S1(90), pp. 88-109.

6. Gosteva, Yu. N., Kuznetsova, M. I., Ryabinina, L. A., Sidorova, G. A., Chaban, T. Yu. (2019). Teoriya i praktika otsenivaniya chitatel'skoi gramotnosti kak komponenta funktsional'noi gramotnosti [Theory and Practice of Evaluating Reader's Literacy as a Component of Functional Literacy]. In Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. Vol. 1. No. 4, pp. 34-57.

7. Demidova, M. Yu., Kamzeeva, E. E. (2023). Ispol'zovanie zadanii banka dlya otsenki chitatel'skoi gramotnosti na urokakh fiziki [Using Bank Assignments to Evaluate Reader Literacy in Physics Lessons]. In Pedagogicheskie izmereniya. No. 1, pp. 34-41.

8. Demidova, M. Yu., Dobrotin, D. Yu., Rokhlov, V. S. Podkhody k razrabotke zadanii po otsenke estestven-nonauchnoi gramotnosti obuchayushchikhsya [Approaches to the Development of Tasks for Assessing Students' Natural Science Literacy]. In Pedagogicheskie izmereniya. No. 2, pp. 8-19.

9. Kovaleva, G. S., Kolachev, N. I. (2023). Funktsional'nost' proekta «Monitoring formirovaniya funktsional'noi gramotnosti obuchayushchikhsya» [Functionality of the Project "Monitoring the Formation of Functional Literacy of Students"]. In Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. Vol. 2. No. S1(90), pp. 9-32.

10. Peryshkin, A. V. (2019). Fizika. 8 klass [Physics. 8th Grade]. Moscow, Izdatel'stvo «Ekzamen». 271 p.

11. Reshetnikova, O. A., Demidova, M. Yu. (2023). Bank zadanii dlya otsenki chitatel'skoi gramotnosti kak instrument formirovaniya bloka metapredmetnykh rezul'tatov, svyazannykh s rabotoi s informatsiei: obshchie podkhody [A Task Bank for Assessing Reader Literacy as a Tool for Forming a Block of Meta-subject Results Related to Working with Information: General Approaches]. In Pedagogicheskie izmereniya. No. 1, pp. 4-12.

12. Reshetnikova, O. A. (2020). Podkhody k otsenke funktsional'noi gramotnosti v kontrol'nykh iz-meritel'nykh materialakh gosudarstvennoi itogovoi attestatsii [Approaches to the Assessment of Functional Literacy in the Control Measuring Materials of the State Final Certification]. In Pedagogicheskie izmereniya. No. 2, pp. 4-7.

13. Svetlovskaya, N. N. (2007). O literaturnomproizvedenii iproblemakh, svyazannykh s ego osmysleniem [About a Literary Work and the Problems Associated with Its Comprehension]. Moscow, Arkti. 54 p.

14. Usoltsev, A. P., Maeva, O. N. (2023). Trebovaniya k sredstvam formirovaniya funktsional'noi gramotnosti shkol'nikov pri obuchenii fizike [Requirements for the Means of Forming Functional Literacy of Schoolchildren in Teaching Physics]. In Fizika v shkole. No. S2, pp. 52-58.

15. Shefer, O. R., Shakhmatova, V. V., Vikhareva, E. P. (2014). Ispol'zovanie nauchno-populyarnoi informatsii dlya formirovaniya u uchashchikhsya umeniya konstruirovat' zadaniya k tekstam fizicheskogo soderzhaniya [The Use of Popular Science Information to Form Students' Ability to Design Assignments for Texts of Physical Content]. In Innovatsii v obrazovanii. No. 2, pp. 119-129.

16. Shefer, O. R., Shakhmatova, V. V., Vikhareva, E. P. (2012). Osobennosti raboty s razlichnymi vidami tekstov fizicheskogo soderzhaniya [Features of Working with Various Types of Texts of Physical Content]. In Fizi-ka v shkole. No. 2, pp. 9-16.

17. Shefer, O. R., Vikhareva, E. P. (2015). Teksty fizicheskogo soderzhaniya kak sredstvo formirovaniya u uchashchikhsya umeniya rabotat's nauchno-populyarnoi informatsiei [Texts of Physical Content as a Means of Forming Students' Ability to Work with Popular Science Information]. Chelyabinsk, Krai Ra. 148 p.

18. Elkonin, D. B. (1995). Psikhologicheskie voprosy formirovaniya uchebnoi deyatel'nosti v mladshem shkol'nom vozraste [Psychological Issues of the Formation of Educational Activities in Primary School Age]. Moscow, Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.