Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПТОСФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПЕЦИАЛИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / МОРСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / HIGHER EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONALISM / IMPROVEMENT / CONTEXTUAL EDUCATION / THE CONCEPTUAL SPHERE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / SPECIALTY / MASTER'S PROGRAM / MARINE SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моторная Светлана Евгеньевна

На современном этапе развития в связи с демографическим взрывом возрастает роль человеческого фактора для решения глобальных проблем. Поэтому важнейшей задачей является подготовка профессионала-специалиста в процессе получения им образования в высшей школе, формирование личных качеств субъекта труда. Среди них - выявление роли духовно-нравственных основ профессионализма. Опираясь на труды Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, Л.Т. Потаниной, С.Л. Рубинштейна и др. ученых, анализируется роль духовной основы для результата труда профессионала-специалиста. Отмечается, что во время обучения в высшей школе формируется личностное новообразование - готовность к профессиональной деятельности, ведущим и систематизирующим элементом которой является нравственно-ориентационный компонент. Подчёркивается, что нравственно-ориентационный компонент способствует формированию системного и смыслообразующего основания жизнедеятельности субъекта труда - концептосферы профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость осознания, познания и постижения, проявления высокого духовного развития субъекта труда для формирования его как профессионала-специалиста. Приводятся результаты отслеживания уровня духовно-нравственного развития будущего выпускника университета в процессе профессиональной подготовки. Показана разница состояния духовно-нравственных основ профессионализма обучающихся различных специальностей магистерского уровня и специалитета в процессе получения образования в высшей школе, в частности диагностировался более высокий уровень нравственных качеств обучающихся морских специальностей по сравнению с уровнем нравственных качеств обучающихся экономических, управленческих, гуманитарных и технических специальностей. Делается вывод о необходимости при подготовке обучающихся учитывать контекст при осуществлении полученного уровня образования по специальности в реальной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моторная Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN FORMATION AS A LABOR SUBJECT IN THE SPACE OF HIGHER EDUCATION: RESEARCH OF SPIRITUAL AND MORAL BASES OF PROFESSIONALISM

At the present stage of development, in connection with the population explosion, the role of the human factor for solving global problems is growing. Therefore, the most important task is to prepare a professional specialist in the process of obtaining an education in higher school, the formation of personal qualities of the subject of labor. Among them is the identification of the role of the spiritual and moral foundations of professionalism. Based on the works of B.S. Brother, F.E. Vasilyuk, V.P. Zinchenko, D.A. Leontiev, L.T. Potanina, S.L. Rubinstein and other scientists, the role of the spiritual basis for the result of the work of a professional specialist is analyzed. It is noted that during training at a higher school a personal neoplasm is formed - a readiness for professional activity, the leading and systematizing element of which is the moral-orientation component. It is emphasized that the moral and orientational component contributes to the formation of a systemic and semantic basis for the life of the subject of labor, the conceptosphere of professional activity. The necessity of awareness, cognition and comprehension, manifestation of the high spiritual development of the subject of labor in order to form him as a professional specialist is substantiated. The results of tracking the level of spiritual and moral development of a future university graduate in the process of training are presented. The difference in the state of the spiritual and moral foundations of professionalism of students of various specialties of the master level and specialty in the process of obtaining education in higher education is shown. In particular, a higher level of moral qualities of students of marine specialties was diagnosed in comparison with the level of moral qualities of students of economic, managerial, humanitarian and technical specialties. The conclusion is drawn on the need to take into account the context when preparing students for the implementation of the obtained level of education in their specialty in real professional activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

УДК 378.8

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0033

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

© 2020

AuthorlD: 777413 SPIN: 5499-7711 ORCID: 0000-0003-0634-6216 ScopusID: 57202381929

Моторная Светлана Евгеньевна, доцент кафедры «Психология» Гуманитарно-педагогического института Севастопольский государственный университет (299053, Россия, Севастополь, улица Университетская, 33, e-mail: lana.kracota@mail.ru) Аннотация. На современном этапе развития в связи с демографическим взрывом возрастает роль человеческого фактора для решения глобальных проблем. Поэтому важнейшей задачей является подготовка профессионала-специалиста в процессе получения им образования в высшей школе, формирование личных качеств субъекта труда. Среди них - выявление роли духовно-нравственных основ профессионализма. Опираясь на труды Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, Л.Т. Потаниной, С.Л. Рубинштейна и др. ученых, анализируется роль духовной основы для результата труда профессионала-специалиста. Отмечается, что во время обучения в высшей школе формируется личностное новообразование - готовность к профессиональной деятельности, ведущим и систематизирующим элементом которой является нравственно-ориентационный компонент. Подчёркивается, что нравственно-ориентационный компонент способствует формированию системного и смыслообразующего основания жизнедеятельности субъекта труда - концептосферы профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость осознания, познания и постижения, проявления высокого духовного развития субъекта труда для формирования его как профессионала-специалиста. Приводятся результаты отслеживания уровня духовно-нравственного развития будущего выпускника университета в процессе профессиональной подготовки. Показана разница состояния духовно-нравственных основ профессионализма обучающихся различных специальностей магистерского уровня и специалитета в процессе получения образования в высшей школе, в частности диагностировался более высокий уровень нравственных качеств обучающихся морских специальностей по сравнению с уровнем нравственных качеств обучающихся экономических, управленческих, гуманитарных и технических специальностей. Делается вывод о необходимости при подготовке обучающихся учитывать контекст при осуществлении полученного уровня образования по специальности в реальной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, духовно-нравственные основы профессионализма, совершенствование, контекстное образование, концептосфера профессиональной деятельности, специалитет, магистратура, морские специальности.

HUMAN FORMATION AS A LABOR SUBJECT IN THE SPACE OF HIGHER EDUCATION: RESEARCH OF SPIRITUAL AND MORAL BASES OF PROFESSIONALISM

© 2020

Motornaya Svetlana Evgenievna, associate professor of department «Psychology»

Sevastopol State University (299053, Russia, Sevastopol, Universitetskaya St., 33, e-mail: lana.kracota@mail.ru) Abstract. At the present stage of development, in connection with the population explosion, the role of the human factor for solving global problems is growing. Therefore, the most important task is to prepare a professional specialist in the process of obtaining an education in higher school, the formation of personal qualities of the subject of labor. Among them is the identification of the role of the spiritual and moral foundations of professionalism. Based on the works of B.S. Brother, F.E. Vasilyuk, V.P. Zinchenko, D.A. Leontiev, L.T. Potanina, S.L. Rubinstein and other scientists, the role of the spiritual basis for the result of the work of a professional specialist is analyzed. It is noted that during training at a higher school a personal neoplasm is formed - a readiness for professional activity, the leading and systematizing element of which is the moral-orientation component. It is emphasized that the moral and orientational component contributes to the formation of a systemic and semantic basis for the life of the subject of labor, the conceptosphere of professional activity. The necessity of awareness, cognition and comprehension, manifestation of the high spiritual development of the subject of labor in order to form him as a professional specialist is substantiated. The results of tracking the level of spiritual and moral development of a future university graduate in the process of training are presented. The difference in the state of the spiritual and moral foundations of professionalism of students of various specialties of the master level and specialty in the process of obtaining education in higher education is shown. In particular, a higher level of moral qualities of students of marine specialties was diagnosed in comparison with the level of moral qualities of students of economic, managerial, humanitarian and technical specialties. The conclusion is drawn on the need to take into account the context when preparing students for the implementation of the obtained level of education in their specialty in real professional activity.

Keywords: higher education, spiritual and moral foundations of professionalism, improvement, contextual education, the conceptual sphere of professional activity, specialty, master's program, marine specialties.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Начало XXI века ознаменовалось проявлением последствий неразрешённых в XX веке проблем. Одна из них - актуализация человеческого фактора в противовес автоматизации и компьютеризации всех областей жизни общества, в том числе труда его граждан.

Лозунг «Кадры решают всё»! способствовал усилению образованности Советской России. В 1936 г. была преодолена разруха, создано мощное производство в различных областях народного хозяйства, что стало ре-Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)

шающим фактором победы в Великой Отечественной войне. В 1949 г. У. Черчиль призвал мировую общественность сосредоточить своё внимание уже ни на экономике, а на подготовке кадров для всех отраслей мирового хозяйства за счёт усиления вектора высшего образования. Результат образования - человек, способный творить новые технологии - впервые был поставлен во главу угла прогрессивных возможностей развития планеты. При этом был сделан акцент именно на овладении новым поколением высшим образованием всех специальностей. Это привело к усилению роли высшего обра-

Motornaya Svetlana Evgenievna pedagogical

HUMAN FORMATION AS A LABOR ... sciences

зования в подготовке специалистов, овладении ими современными способами и технологиями, компьютерной грамотностью, без которых немыслимо воспроизводство жизни на современном этапе развития. В результате появилась необходимость изменения личностных качеств будущего выпускника, его знаний, умений, навыков, культурных и профессиональных компетенций.

И, так как университет как социальный институт всегда был призван способствовать появлению мировых талантов, способных к созданию новых технологий для решения глобальных проблем общества и эволюционных изменений на планете, именно в нём и должны быть заложены духовные основы профессионализма. Поэтому проблема формирования человека как субъекта труда в процессе получения высшего образования является актуальной.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Определяющими документами российского пространства о развитии и формировании в нём человека как субъекта труда являются Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Гражданский кодекс РФ, «Основы законодательства РФ о культуре», Федеральный Закон «Об образовании РФ», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В перечисленных документах отмечается первостепенная важность формирования мировоззрения личности на основе осмысления ею гуманистических ценностей, а в качестве главной цели образовательного процесса выдвигается подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать во имя и на благо государства, что само по себе уже предполагает развитый уровень духовной сферы специалиста-профессионала.

Многие современные учёные отмечают, что для человека труда сегодня важен уровень его специальных знаний, но не менее важны и его личностные качества. Так, Е.А. Климов отмечает, что «помимо личностных особенностей, которые имелись у человека до обучения, во время получения квалификации он также развивает такие профессионально важные качества как эмпа-тию, эмоциональную устойчивость, коммуникативные способности, наблюдательность, тактичность» [1]. По мнению, К.А. Абульхановой-Славской становление специалиста как профессионала возможно только в одновременном развитии как его профессионализма, так и всестороннего личного совершенствования [2].

Среди зарубежных учёных наиболее фундаментальными в этой области являются исследования Д. Зиглера [3], Л. Колберга [4], Г. Олпорта [5], М. Рокича [6], Л. Хьелла [3], В. Франкла [7], Ш. Шварца [8]. Труды Б.С. Братуся [9], Ф.Е. Василюка [10], В.П. Зинченко [11], Д.А. Леонтьева [12], Л.Т. Потаниной [13], С.Л. Рубинштейна [14] свидетельствуют о важности формирования духовной стороны, являющейся основополагающим элементом становления человека, делают акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности. В своих работах отечественные учёные отмечают роль ценностно-смысловых ориентаций, которые направляют действия человека труда как в его личной, так и в профессиональной жизни. Отсюда следует важность и необходимость анализа и изучения духовных оснований для оптимизации рабочего процесса специалиста-профессионала. Интерес обращения учёных к данной области вызван, прежде всего, высокой значимостью для общества результатов исследования.

Формирование целей статьи. Вместе с тем, несмо-

тря на актуальность данной проблемы и на достаточное количество научных источников, посвящённых теоретическим и прикладным вопросам рассмотрения формирования человека как субъекта труда в целом, а также вопросам рассмотрения становления его духовной основы как основания профессионализма, в частности, не уделяется должного внимания. Причиной такого положения дел является, по-видимому, то, что проведение исследований в означенной области представляет достаточный уровень сложности. В связи с чем нами и была сформулирована цель статьи как выделение и рассмотрение сути духовных основ профессионализма при формировании человека как субъекта труда в пространстве высшего образования.

Постановка задания. Исследовать состояние духовно-нравственных основ профессионализма обучающихся различных специальностей магистерского уровня и специалитета в процессе получения образования в высшей школе.

Методологические основания исследования. В качестве метода исследования нами был выбран системный метод природосообразного мышления, позволивший системно использовать совокупные возможности сознания человека.

Б.С. Братусь рассматривает ценность как «смысловое образование, возникшее благодаря осознанию, переработке и интериоризации каких-либо социальных ценностей, которые впоследствии выполняют функцию регуляции поведения индивида» [9].

Большую часть своей жизни человек занимается тем или иным трудом, поэтому всё чаще понятие «идеальный образ профессии» становится тождественным понятию «идеальный образ жизни». Анализируя научную литературу по теме нашего исследования, следует отметить позицию М.Н. Рыбникова, который называет «образ профессии неким образованием, формирующимся в процессе профессионального становления и развития» [15]. Это связано с тем, что профессия выступает средством для обеспечения человеку труда желаемого образа жизни.

Мотивы профессионального труда зависят от сфор-мированности духовной основы человека, прежде всего, от его мировоззрения, идеалов, ценностно-смысловой сферы, которые определяют вектор направленности жизнедеятельности человека, его совершенствование и самореализацию в профессиональном труде. Характеризуя профессию человека труда в её инженерном аспекте, А.И. Солженицын писал, что «инженер - это открыто светящийся интеллект, свободный и необидный юмор, это легкость и широта мысли, непринуждённость переключения из одной инженерной области в другую, и вообще - от техники к обществу, искусству. Это воспитанность, тонкость вкусов, хорошая речь, плавно согласованная и без сорных словечек; у одного немножко музицирование, у другого - немножко живопись, и всегда у всех - духовная печать на лице». Таким образом, среди отличительных черт субъекта труда (инженера) отмечается духовность как необходимое и всеобщее свойство, основа его профессионализма, которая формируется у него в процессе получения высшего инженерного образования.

Отметим, что профессиональный труд предполагает осознанность и сознательность осуществления деятельности человека. Но для осознания необходима высокая степень сосредоточения и концентрации внимания на предмете труда. С.Л. Рубинштейн [14] отмечал, что глубокое проникновение в суть вещей возможно при высокой концентрации внимания, достигаемого обнаружением многогранных связей предмета труда с окружающим миром. Именно такая концентрация внимания создаёт условия для осознания, понимания проявления в структуре сознания человека вектора направленности результата труда на созидание и прогрессивное развитие, сформированного гуманистическими ценностями и Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

высокими идеалами и обеспечивающего эволюционную изменчивость мира. Осознание же возможно лишь при определённой ступени развития сознания специалиста-профессионала и привнесения в него духовных основ.

Рассматривая понятие духовных основ жизнедеятельности человека, М. Фуко подразумевал под ними «тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины» [16, с.284]. Это практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. «Без неё невозможно ни самостоянье человека, ни величие его» [11, с.37]. Труд, который одухотворяет человека, - это труд творческий. «Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего бережения и уважения, как свободная человеческая личность. ...В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество - духовную энергию»» [17, с.15]. Задача же человека «заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим» [18, с.120]. Действительную же пользу обществу может дать только человек духовно богатый, с чувством ответственности перед обществом [19, 20]. Хорошо же подготовленный профессионально, но с отсутствием духовно-нравственного развития человек способен нанести ему вред.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Возможности развития человека зависят от трёх важнейших факторов: от его генетических задатков, от социальных условий, в которых он осуществляет свою жизнь, наконец, от собственной активности и стремления к познанию, проявлению в социальной и трудовой деятельности. Однако совершенствование предполагает становление человека в процессе, в котором он становится с каждым днём богаче в своих личностных качествах, знаниях, умениях, навыках, творческих способностях. Состояние же его сознания даёт возможность сделать выбор в направлении либо созидающего труда на благо общества, либо в направлении разрушающего, творящего подобные террористическим акциям трагедии в жизни человечества. Первый выбор соответствует эволюционному, прогрессивному развитию общества, второй же - инволюционному пути деградации и вырождения. И этот выбор зависит от уровня духовно-нравственного развития человека, сформированного в пространстве культуры [21], от направленности личности как системы его доминирующих потребностей, желаний, влечений, интересов, мировоззрения и идеалов - его духовных основ. Вокруг этой сферы выстраивается жизнедеятельность субъекта труда, социальные отношения, внутреннее содержание личности. Поэтому особую важность приобретает подготовка специалиста-профессионала в процессе получения им высшего образования. Из стен высшей школы выходят люди, которые в дальнейшем занимают ключевые посты в государстве и должны обеспечивать его прогрессивное поступательное развитие, динамику его эволюционной изменчивости.

Получение высшего образования - завершающий процесс развития ментальной сферы будущего профессионала-специалиста. В этот временной промежуток и формируется «личностное новообразование - готовность к профессиональной деятельности, которая складывается из потребностно-мотивационного, нравствен-но-ориентационного, когнитивного, коммуникативно-организационного компонентов, характеризующих проявление личности в деятельности» [22, с.50], которыми должен обладать современный выпускник университета. Эти компоненты опираются на социальные составляющие культуры, формируя в целом профессиональную культуру человека как субъекта труда. Причём ведущим компонентом в структуре готовности к профессиональной деятельности специалиста-профессионала является нравственно-ориентационный компонент. «Функция

нравственно-ориентационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности проявляется в стремлении человека проявить и раскрыть себя в деятельности, в поиске смыслов личного совершенствования и самоопределения в деятельности» [22, с.50]. Именно он задаёт границы допустимости в действиях, поступках, словах и мыслях субъекта труда. Качество мышления-качество поступка - этот диапазон определяет жизнедеятельность человека, от его направленности зависят благополучие общества и, в целом, эволюционные изменения на планете.

«Духовно-нравственная высота является показателем гармоничности, целостности развития человека. Поэтому образование призвано, в первую очередь, обеспечить сопряжённое развитие всех сторон, возможностей и способностей личности, постоянное качественное обновление на основе непрерывной ориентации образования на изменения в мире, человеке и всех взаимоотношениях его с миром, позволить самораскрыться, самореализоваться в деятельности» [23, с.142].

«Берега реки жизнедеятельности» профессионала-специалиста определяются его нравственными ориентирами. Если это результат его мыслительной деятельности, творческие проект или разработка, то их качество будет определяться их созидающим результатом, обеспечивающим благополучие общественного развития. Если это его взаимодействие с другими людьми, то эффективность коммуникативных навыков, организаторских действий и управленческих решений, будет зависеть от степени владения «золотым правилом» этики, от умения применять конструктивные способы и методы разрешения конфликтов, основанные на сотрудничестве и лежащие в границах действия нравственных критериев. Потребности и мотивы поступков же будут выбираться в соответствии с отражением в его сознании осознанной им способности действовать в рамках, допустимых нравственными векторами, ориентирующими его на сотрудничество, созидание и бескорыстную взаимопомощь.

В результате в сознании профессионала-специалиста на основе сформированной в высшей школе духовности и нравственных ориентиров будет складываться концеп-тосфера профессиональной деятельности, основанная на «сложившихся правилах понимания, оценки и организации хаоса человеческого бытия» [24] и выступающая в качестве системного и смыслообразующего основания жизнедеятельности субъекта труда [25]. Именно она и будет отражать сформированные смыслы труда профессионала-специалиста, степень его духовного развития и представляться в виде мысленных психологических конструктов в его сознании. По мнению Е.Е. Сапоговой, эти «функциональные органы» отвечают за жизнедеятельность личности в пределах «видимости, слышимости, кажимости и т.д. человеческого мира» [26]. На их основе и формируется профессиональная картина мира, элементами которой выступают концепты и форма объективации сознания - дискурс [27].

Однако для того чтобы концептосфера профессиональной деятельности способствовала эффективной жизнедеятельности субъекта труда, кроме наличия в ней свойств системности и смыслообразования, необходимо, существование в ней вектора направленности профессиональной ментальности, обеспечивающего поступательное эволюционное развитие.

Если в процессе высшего образования будет сформирована концептосфера профессиональной деятельности, направляющими системность и смыслообразование которой являются духовно-нравственные ориентиры, то они обеспечат созидающий результат труда профессионала-специалиста, создадут заслон технократической направленности его жизнедеятельности, порождающей падение духовности и нравственности, высоких идеалов и приводящей к узкому, одностороннему профессио-нально-деятельностному развитию. Поэтому образова-

Motornaya Svetlana Evgenievna HUMAN FORMATION AS A LABOR ..

pedagogical sciences

тельный процесс высшей школы должен включать, в первую очередь, подготовку к существованию соответствующей жизнедеятельности в мире природы и человека, освоение духовных потоков жизнедеятельности.

«Духовность человека представляется в бесчисленном многообразии её психических и деятельностных проявлений. Духовно развитый человек переживает свою сопричастность к жизни и состоянию мира, человечества, своего народа и общества, к людям, живущим с ним на Земле» [23]. Отметим в связи с этим, что без высокого духовного развития субъект труда не может быть полноценным работником - профессионалом-специалистом, так как необходимым условием творчества в любой деятельности является целостное, духовное развитие личности.

Однако нравственные ориентиры не формируются рациональным путем: для них важен «пример, разлитый в обществе», который усваивается на уровне подсознания. Они лишь тогда становятся действительностью и составляют основу внутренней сути человека, определяющей все его поступки, когда возникают как осознание, познание и постижение, проявление высокого духовного развития субъекта труда. Поэтому образовательный процесс высшей школы должен быть направлен, прежде всего, на создание педагогического пространства, в котором осуществляется процесс психокомпетизации, позволяющий достичь уровня сознания, проявляющегося в эмпатии, а также сформированности личностных качеств, таких как внимательность, осмысленность действий, когда в арсенале будущего выпускника университета появляются такие качества как добросовестное отношение к труду, профессионализм, склонность к риску, готовность брать ответственность за свою жизнедеятельность, способность эффективно действовать в нестандартных ситуациях на основе развитого творческого мышления.

Таким образом, наличие у профессионала-специалиста концептосферы профессиональной деятельности предполагает, прежде всего, формирование духовных основ профессионализма.

Для отслеживания уровня духовно-нравственного развития будущего выпускника университета в процессе профессиональной подготовки нами были выбраны следующие методики: исследование респондентов по тесту «Совершенствование» [28, с. 11] и тесту на определение нравственного потенциала, который позволил выявить направленность на гуманистические ценности: добро, справедливость, человечность и т.д. [29, с.277].

В эксперименте участвовали обучающиеся университета в количестве 1480 человек: студенты гуманитарных, экономических, технических, управленческих, морских специальностей специалитета и магистерского уровня. Результаты исследования отражены в таблицах 1-3.

Таблица 1 - Результаты исследования по методике определения уровня нравственного потенциала

Специально сти Экономические Гуманитарные Управленческие Технические Морские

Высокий уровень 5,1 % 10,4% 3,7% 10 J % 20,2 %

Средний уровень 57,2% 59,1 % 563% 65,1 % 75,4%

Низкий уровень 37 J% 30,5% 40,0% 24,2 % 4,4%

ленческих специальностей. Наиболее высокий уровень нравственного потенциала 40,0 % также наблюдался у обучающихся управленческих специальностей, а наиболее низкий - у обучающихся морских специальностей. Сравнение результатов с помощью углового преобразования Р.Фишера показало, что результат Ф*эмп = 2.694 лежит в зоне значимости. Н0 отвергается. Различия достоверны.

Остальные специальности занимают промежуточное положение по уровню нравственного потенциала. Угловое преобразование Фишера также показало наличие достоверных различий между уровнями нравственного потенциала обучающихся экономических и морских специальностей: Ф*эмп = 3.366. Между гуманитарными и морскими - ф* = 2.001, межу техническим и

А т эмп " ^

морскими Ф*эмп = 1.775. В обоих случаях Н0 отвергается, что свидетельствует о существовании достоверных различий.

Результаты исследования по методике «Совершенствование» представлены в таблицах 2 и 3. В таблице 2 представлены результаты исследования личных качеств будущих выпускников университета экономических, гуманитарных, управленческих, технических и морских специальностей в процентах к общему числу опрошенных в каждой группе, а в таблице 3 - выбранный испытуемыми тип совершенствования.

Таблица 2 - Результаты исследования по методике «Совершенствование»: личные качества (в процентах)

Специальности Экономические Гуманитар ные Упр авленче ски Технические Морские

Личные качества Себе Другим Себе Другим Себе Другим Себе Другим Себе Другим

Выдержка 25,1 2Д 29,5 5,1 26,0 2,1 24,0 12,0 5,6 3,6

Доброжелательно U 30,7 2,5 28,1 0,9 31,0 7,3 25,0 28,8 33,0

Искренность 1,5 30,6 3,0 29,9 1,1 32,0 53 30,0 21,8 25,4

Силаволн 34,1 3,0 30,0 3,0 35,8 2,5 30,7 2,7 5Д 4,0

Сочувствие 2,0 30,2 3.0 29,0 1,0 30,0 4,3 27,0 34,0 26,8

Уверенность 36,1 3,3 32,0 4,9 35,2 2,4 28,4 33 4,6 7,2

Таблица 3 - Результаты исследования по методике «Совершенствование»: тип совершенствования

Специальности Экономические Гуманитарные Управленческие Технические Морские

совершенствования

Стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее) 1,5% 2,6% 1,6% 5,0 % 7,7 %

Утвердиться самому 96,2 % 94,2 % 98,0 % S5,7 % 75,0%

окружении

Смягчить свой нраБ. помогая утвердиться другим 1,7 % 2,1 % 0,4% 53% 8,2%

Стать мягче вместе со всеми {сделать мир добрее) 1,1 % 4,0% 9,1 %

Уровень нравственного потенциала, который представлен в таблице 1, свидетельствует о способности испытуемого к нравственному совершенствованию обучающихся экономических, управленческих, технических, гуманитарных и морских специальностей. Анализ результатов показал наивысший высокий уровень нравственного потенциала 20,2 % у обучающихся морских специальностей, представленных специальностью «Судовождение», а наиболее низкий высокий уровень нравственного потенциала 3,7 % - у обучающихся управленческих специальностей, которые были представлены специальностью «Менеджмент организации»; соответственно средний уровень: 75,4 % у обучающихся морских специальностей и 56,3 у обучающихся управ-

Анализ результатов, представленных в таблицах 2 и 3, показал, что у всех испытуемых преобладает тип совершенствования «утвердиться самому в более мягком окружении»: «пусть изменятся другие, а я сам (сама) изменяться не хочу и не буду», «пусть мир прогнётся под меня». Для респондентов экономических, гуманитарных, управленческих специальностей этот способ совершенствования являлся наиболее ярко выраженным по сравнению с респондентами технических и морских специальностей. Обучающиеся всех специальностей пожелали добавить себе, прежде всего, уверенности, выдержки, силы воли, а другим - качеств, которые позволяют изменить своё сознание, развить эмпатию: доброжелательности, искренности, сочувствия. Угловое преобразование Фишера также показало наличие достоверных различий между степенью выраженности типа совершенствования обучающихся экономических, гуманитарных, управленческих специальностей по сравнению с морскими специальностями соответственно: Ф*эмп = 4.666; Ф* = 3.994; Ф* = 5.402. Рассчитанное эмпи-

эмп эмп

рическое значение Ф* попадает в интервал значимости. Н0 отвергается.

Наименее выраженным тип совершенствования «утвердиться самому в более мягком окружении» диагностировался у обучающихся морских специальностей. Остальные три типа совершенствования, указанные в

таблице 3, были проявлены более ярко у испытуемых морских специальностей по сравнению с остальными специальностями. У студентов морских специальностей в процессе получения высшего образования стала проявляться тенденция «добавить не только другим, но и себе доброжелательности, искренности, сочувствия». Особые условия повышенной опасности в море во время прохождения практики привели к осознанию необходимости добавления не только другим, но и развития у себя эмпатии, доброжелательности по отношению к окружающим, сопереживания и сочувствия во взаимодействии с людьми. В результате выбор совершенствования путем «смягчения своего нрава, помогая утвердиться другим» в процентном соотношении увеличивает свою долю у обучающихся морских специальностей по отношению к выбору обучающимися экономическим, управленческим, гуманитарным и техническим специальностей.

На наш взгляд, такое распределение результатов явилось следствием того, что особенности подготовки профессионала-специалиста по специальности «Судовождение» включают плавательную практику, которая осуществляется не в промоделированных или приближенных к реальным, а в реальных условиях профессиональной деятельности, в особых условиях моря, представляющих собой условия с повышенной опасностью её протекания. В результате чего у кадета формируются иные личностные качества, чем у обучающихся, чья профессиональная деятельность в дальнейшем будет протекать на суше. Становятся важными способность действовать в экстремальной ситуации или ситуации неопределённости. Так, коллегу по работе морские профессионалы-специалисты, прежде всего, оценивают по его реальным профессиональным и нравственным характеристикам, потому что от этого будет зависеть жизнь каждого члена экипажа.

Из представленных специальностей гуманитарные специальности включали в выборке испытуемых обучающихся специальности «Психология служебной деятельности» со специализацией «Обеспечение служебной деятельности в экстремальных ситуациях». Однако результаты исследования показали, что важен контекст, в котором проходит образовательный процесс и формируется педагогическое пространство. Так, в отличие от специальности «Судовождение» условия прохождения обучающимися учебной и производственной практик не способствовали эффективному формированию нравственных качеств, так как не соответствовали реальным условиям, в которых будет работать профессионал-специалист.

Выводы исследования. Таким образом, духовное становление личности является первостепенным, необходимым, основой для всестороннего развития субъекта труда, её самореализации и самосовершенствования. Нравственные качества не прививаются рациональным путём, они формируются в определённых условиях, когда жизнедеятельность заставляет сама по себе (создаётся специальное пространство) будущего специалиста делать выбор в сторону выбора ценности нравственной ориентации и духовного поиска.

Эмпирические исследования по диагностике духовно-нравственных основ обучающихся разных специальностей показали, что в образовательном пространстве высшей школы необходимо создавать педагогические условия, которые бы учитывали контекст: с одной стороны, чем более приближены условия обучения к реальным условиям, с другой стороны, чем более «экстремальной» является выбранная обучающимися специальность, тем выше уровень нравственного потенциала будущих профессионалов-специалистов. Это положение отразилось в констатации более высокого уровня нравственных качеств обучающихся морских специальностей по сравнению с уровнем нравственных качеств обучающихся экономических, управленческих, гуманитарных и технических специальностей.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Для формирования духовно-нравственных основ профессионализма субъекта труда необходимо осуществлять его образование в условиях контекстного образования. Чтобы изменить сознание обучающихся в образовательную программу должны быть включены тренинговые занятия и специальные дисциплины, которые помогут развитию у них чувства эмпатии, повысят нравственный потенциал, а также приблизят процесс получения образования по выбранной специальности к реальной профессиональной деятельности. В этом направлении мы планируем проведение наших дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий [Текст] /Е.А. Климов. — Обнинск: Принтер, 1993. — 57 с.

2. Абульханова, К.А. О путях построения психологии личности [Текст] / К.А. Абульханова // Психологический журнал. — 1983. — № 1. - С. 14-29.

3. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2019. — 608 с.

4. Kohlberg L.Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development [Text] / L. Kohlberg. — NewYork: Harper & Row. Toronto: Fitzhenry & Whiteside. — 1984.

5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 462 с.

6. Рокич, М. Природа человеческих ценностей [Текст] /М. Рокич // Свободная пресса. — 1973. — No5. — С. 20-28.

7. Франкл, В. Быть человеком означает найти смысл. 100 главных слов [Текст]/В. Франкл. — М.: Никея, 2018. — 176 с.

8. Шварц, Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. — Журнал ВШЭ.

— 2008. — №2. — С. 37-67. — [Электронный ресурс] — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-tsennostnye-orientatsii-priroda-i-sledstviya-natsionalnyh-razlichiy (дата обращения: 09.02.2020).

9. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности [Текст] / Б.С. Братусь. — М.: Знание, 2012. — 64 с.

10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

11. Зинченко, В.П. Философское наследие [Текст] / В.П. Зинченко; науч. ред. Т. Г. Щедрина; сост. Т. Г. Щедрина, В. Н. Порус. — М.; СПб: ЦГИ «Принт », 2016. — 504 с.

12. Леонтьев, ДА. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности [Текст] / ДА. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 486 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Потанина, Л.Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Потанина Лейла Тахировна. — М., 2015. — 485 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2019. —713 с.

15. Рыбникова, М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.03. [Текст] /М.Н. Рыбникова. — М., 2008. — 26 с.

16. Фуко, М. Археология знания: Пер. с фр. / общ. ред. Бр. Левченко [Текст]/М. Фуко. — К.: Ника-Центр, 1996. — 208 с.

17. Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни [Текст] /

B.И. Вернадский, Сост., вступ. ст. коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. — М.: Сов. Россия, 1989. — 704 с.

18. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление [Текст] / Отв. ред. А.Л. Яншин. — М.: Наука, 1993. — 270 с.

19. Моторная, С.Е. Ключевой фактор эволюции человечества и его формирование в высшей школе [Текст] / С.Е. Моторная // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 189-193.

20. Моторная, С.Е. Формирование коллективного сознательного как необходимое условие эволюционного развития общества /

C.Е. Моторная // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2015. — № 3-2 (33-2). — С. 228-234.

21. Моторная, С.Е. Исследование влияния уровня культуры на выбор поведения в конфликте современного выпускника университета [Текст] / С.Е. Моторная // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 3 (16). — С. 286-290.

22. Моторная, С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст]/С.Е. Моторная. Томск, 1997.

23. Маригодов, В.К. Педагогика и психология, аспекты активизации творчества и готовности к проф. деятельности : учеб.-ме-тод. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений [Текст] / В.К. Маригодов, С.Е. Моторная; М-во образования и науки Украины, Севастопол. нац. техн. ун-т. Севастополь, 2004.

24. Лотман, Ю.М. Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики [Текст] / Ю.М. Лотман, В.М. Петров. — М.: URSS, 2015.

— 368 с.

25. Дмитриева, Е.Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: авто-

HUMAN FORMATION AS A LABOR ...

Motornaya Svetlana Evgenievna

pedagogical sciences

реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. [Текст] /Е.Н. Дмитриева. — Н. Новгород, 2004.

26. Сапогова, Е.Е. Дао психолога: феномены психологического бытия [Текст] /Е.Е. Сапогова //Журнал практического психолога. — 1998. — № 7. — С. 75-86.

27. Motornaya, S.E. Managing conflict situations for contemporary youth: discourse and choice of strategy Espacios. 2019. Т. 40. № 17.

28. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников [Текст] / С.А. Ефремцева. — Киев: Ин-т психологии АПН Украины, 1994. — 80 с.

29. Лучшие психологические тесты [Текст] / Под ред. А.Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1989. — 180 с.

Статья поступила в редакцию 17.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.