Научная статья на тему 'Формирование будущих специалистов гуманитарно-художественного профиля в процессе общепедагогической и методической подготовки'

Формирование будущих специалистов гуманитарно-художественного профиля в процессе общепедагогической и методической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / HUMANITARIAN AND ART EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / CULTURE / PEDAGOGICAL PROJECT-MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Фахрутдинов Рифат Рифович

В статье рассматривается проблема формирования специалиста гуманитарно-художественного профиля на основе компетентностного подхода. В работе представлены современные подходы к формированию человека культуры, а также направление деятельности кафедры по реализации двухуровневой системы образования бакалавр – магистр (в соответствии со стандартами третьего поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Фахрутдинов Рифат Рифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIG FUTURE SPECIALISTS OF THE HUMANITIES AND ART IN THE COURSE OF GENERAL PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING

The article deals with the issue of educating specialists of the Humanities and Art on the basis of the competence-based approach. Current approaches to the development of human culture, as well as the activity of the department in implementation of a two-tier system of education, bachelor and master (in accordance with the third generation curriculum), are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование будущих специалистов гуманитарно-художественного профиля в процессе общепедагогической и методической подготовки»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

© Р.А.Фахрутдинова, Р.Р.Фахрутдинов

В статье рассматривается проблема формирования специалиста гуманитарно-художественного профиля на основе компетентностного подхода. В работе представлены современные подходы к формированию человека культуры, а также направление деятельности кафедры по реализации двухуровневой системы образования бакалавр - магистр (в соответствии со стандартами третьего поколения).

Ключевые слова: компетентностный подход, гуманитарно-художественное образование, педагогическая технология, культура, педагогическое проектирование.

Стремительность изменений, происходящих в обществе, определяет характер организации системы образования в целом и высшего профессионального образования в частности. Формирование специалиста нового типа, работника умственного труда (Ьгат^огкег) в сфере гуманитарно-художественного образования предполагает использование индустрии высоких технологий и включает высокое качество фундаментальной научной подготовки, широту кругозора, высокий профессионализм и знания специфики будущей профессиональной деятельности. В постиндустриальном обществе, как считают современные исследователи, на первый план выдвигается новый социальный тип личности человека, изменяется и сам характер общественных отношений. «Этот тип личности можно определить как «богатую индивидуальность» - «многомерный человек». У него появляется возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Соответственно человек может в большей степени свободно выбирать и строить по своему усмотрению отношения с другими людьми. Человек, поистине, становится хозяином своей судьбы, сознательным субъектом общественного развития» [1: 26].

При этом подготовка специалиста в системе высшего профессионального образования должна осуществляться на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход представляет собой инновационный процесс в образовании и соответствует принятой в европейских странах общей концепции построения образовательного процесса. Он представляет собой попытку привести профессиональное образование в соответствие с социальным заказом, связанным с требованиями работодателя, ориентированным на потребности рынка.

Рассмотрим компетентность в системе высшего профессионального образования на трех уровнях. Основной базовый уровень включает личностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Следующий инструментальный уровень обеспечивает динамичность и адаптивность компетентности и включает ценностномотивационный и рефлексивно-креативный компоненты. И как завершающий можно выделить операционно-технологический уровень, как формирование практических умений и навыков будущего специалиста, готового к их реализации в сфере профессиональной деятельности. Данные компетентности обеспечивают самореализацию личности в комплексной иерархии интересов как самой личности, так и общества в целом.

Компетентностно-ориентированное образование нацелено на комплексное освоение студентами знаний и способов практической деятельности. Компетентностный подход можно рассмотреть на двух основных уровнях: концептуально-теоретический, системообразующими компонентами которого являются социальный заказ, концептуальная идея, принципы компе-тентностно-ориентированного образования, ключевые компетенции, компетентность. Данные составляющие обеспечивают трансформацию теоретических концептов в педагогическую практику. Процессуально-деятельностный уровень, обеспечивает создание оптимальных пси-холого-педагогических условий, а также позволяет выстроить траекторию образовательной деятельности по формированию данных компетенций будущего специалиста в сфере высшего профессионального образования [2: 339].

При этом необходимо отметить, что принципиальное отличие новых стандартов в системе высшего профессионального образования заключается в том, что это не простой набор знаний,

существовавших ранее. Критерием жизнеспособности данных компетенций является связь с работодателем. При этом очень важно, чтобы компетенции были представлены в основе образовательной программы. Преимущество реализации данного подхода заключается еще и в том, что возникает возможность учета региональных потребностей рынка. С учетом потребностей региона необходимо дорабатывать и обозначать собственные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист, чтобы быть востребованным именно на местном рынке труда.

Выделяя специфику подготовки специалиста гуманитарно-художественного профиля, необходимо выделить, что оно включает в качестве приоритетной задачи формирование человека культуры. Субъект культуры не возникает сам по себе, он формируется в рамках образовательновоспитательного пространства вуза. Образовательно-воспитательный процесс обеспечивается в рамках педагогики-культуры как особой отрасли человеческого знания, формирующейся на стыке педагогики и культурологии. При этом педагогическая составляющая выделяет в культуре преобразовательные, созидательные, творческие начала человеческой деятельности. Среди приоритетных направлений педагогики-культуры можно выделить изучение человека как субъекта культуры, выявление его особенностей и построение адекватной современным условиям модели социокультурного развития личности, а также раскрытие закономерностей и принципов определения содержания технологий и методик, обеспечивающих целостность его формирования. Своеобразие субъекта культуры определяется: во-первых, своеобразием культур, к которым он принадлежит, во-вторых, своеобразием индивидуальных и типологических характеристик, которые он выражает на основе единства индивидуального, национального и универсального. Субъект культуры формируется в рамках культурно-образовательного пространства вуза, под которым понимается способ взаимной обусловленности образования и культуры как способ сосуществования образования в мире культуры, а культуры в мире образования на основе специально создаваемых условий, средств, отношений, направленных на личностное и профессиональное саморазвитие студентов.

Положительными факторами формирования специалистов гуманитарно-художественного

профиля являются благоприятный психологический климат, основанный на взаимопонимании и удовлетворенности взаимоотношениями субъектов образовательной деятельности, продуктивное взаимодействие в обучении, удовлетворение и

развитие познавательных потребностей студентов в сфере профессиональных интересов, в преобразовательном, созидательном, инновационном видах деятельности, а также в сфере социальных потребностей (в уважении, признании, общественном одобрении).

Культурно-образовательное пространство вуза обусловлено наличием у студентов ценностных ориентиров, вне ценностей оно утрачивает для личности студента всякий смысл. В культурном творчестве студент обращается к национальным культурным традициям, проявляет расположенность к идентификации. Личность как субъект культуры реализует не только биологическую и социальную, но и культурную сущность на основе освоения содержания гуманитарно-художественного образования. Культурная сущность воплощается в духовности, а духовная культура, проецируя на конкретную личность, дает ей возможность привнести в образовательно-культурное пространство добро и красоту, очеловечивая обстоятельства жизни самого человека. При этом профессиональное образование, которое строится на содержании дисциплин гуманитарно-художественного профиля, позволяет личности студента приобрести опыт культуросообразного поведения, способствует раскрытию и реализации его творческих способностей и возможностей, а также культурной самоидентификации.

Результатом культуросообразного образования является глубокое овладение студентами культуры своего народа; формирование у них представлений о многообразии культур; воспитание толерантного отношения к представителям других культур; формирование культуры межнационального общения и эффективного взаимодействия с представителями других наций и национальностей. В целом гуманитарно-художественное образование, строящееся на данных приоритетах, способствует культурному саморазвитию педагога и обучаемого в культурнообразовательном пространстве вуза.

На кафедре теории и технологий гуманитар -но-художественного образования на высоком уровне представлена профессионально-педагогическая подготовка будущего специалиста гуманитарно-художественного профиля и ее практическая составляющая. Здесь в значительной мере реализуется компетентностный подход, который направлен на комплексное формирование профессиональных компетенций, профессиональносмысловых и личностных качеств будущего специалиста. Это достигается: профессионально направленной теоретической подготовкой студентов; широкой и разносторонней практической

педагогической подготовкой на базе учреждений общего образования; развитой системой воспитательной работы со студентами, ориентированной на воспитание будущего специалиста; эффективным функционированием исследовательской базы в области педагогической и методической подготовки; уникальной системой взаимосвязей кафедры с муниципальными органами управления образованием г. Казани и Республики Татарстан, учреждениями общего и дополнительного образования детей, что обеспечивает постоянную обратную связь в подготовке кадров, учет требований будущих работодателей, широкое приобщение студентов к местам будущей профессиональной деятельности.

На кафедре создана уникальная система организации учебно-воспитательного процесса. В творческой лаборатории преподавателей кафедры собраны авторские разработки содержания, инновационных форм и методов реализации учебных занятий и внеклассной деятельности.

По инициативе кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования в соответствии с этими направлениями деятельности открывается новое направление магистратуры 050100.68 - Педагогическое образование по программе «Преподавание гуманитарных дисциплин в высшей школе» для выпускников гуманитарных факультетов КФУ и других вузов г. Казани, Республики Татарстан, Российской Федерации, гарантирующее получение академической степени магистра и комплекса профессиональных квалификаций, позволяющих осуществлять преподавательскую деятельность по гуманитарным дисциплинам в высшем учебном заведении.

В программу магистерской подготовки включены курсы, содержание которых отражает требования федеральных государственных стандартов нового поколения и ориентировано на формирование компетенций, необходимых современному специалисту. Тематика курсов: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Научные основы педагогического проектирования в деятельности преподавателя гуманитарных дисциплин», «Деловой иностранный язык», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Управление системой высшего профессионального образования в современных условиях» и др. Студентам- магистрантам предоставляются широкие возможности для занятий научной деятельностью в форме научно-исследовательской работы и научноисследовательского семинара по теме «Общие вопросы преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе». Освоение образовательной

программы заканчивается выпускной работой в форме магистерской диссертации, которая является прочной ступенькой для продолжения научной карьеры выпускника и поступления в аспирантуру.

В Институте филологии и искусств организованы методологические семинары по проблемам теории и технологий гуманитарно-художественного образования. В рамках данных семинаров обсуждаются вопросы реализации инновационных подходов, совершенствования технологий обучения предметам филологического цикла. В качестве примера можно выделить проведенные семинары по теме «Актуальные вопросы обучения татарскому языку», а также практикоориентированное занятие по реализации сингапурской методики деятельностного подхода в обучении.

На кафедре теории и технологий гуманитарно-художественного образования в процессе подготовки специалистов важное место занимает проектирование и использование педагогических технологий. Педагогическая технология позволяет осуществлять управление учебным процессом и совершенствовать его эффективность. При реализации педагогической технологии особую значимость приобретают такие составляющие как:

- научный, то есть теоретическое обоснование педагогических технологий (разработка целей, содержания, форм, методов обучения);

- процессуально-описательный, который позволяет оптимально выстроить пошаговую реализацию всех основных составляющих процесса обучения от постановки целей, до получения планируемых результатов;

- процессуально-действенный, как реализация технологического процесса, включающего использование инструментальных и педагогических средств.

Рассматривая проектирование педагогических технологий, как индивидуальную творческую деятельность преподавателя можно выделить следующие этапы: теоретический (теоретическое создание проекта), рефлексивный (само-осмысление, самоанализ), экспериментальный (частичное внедрение, апробирование), корректирующий (уточнение теоретического проекта) и заключительный (внедрение проекта) [3: 32].

Преподаватели кафедры в процессе формирования специалиста гуманитарно-художественного профиля используют диалоговые образовательные технологии, которые отличаются следующими характеристиками:

- контекстуальностью, т.е. личностно-развивающая ситуация возникает, когда изучаемый

текст лежит «в контексте» личностно-смысловой сферы обучаемых;

- предоставлением личности своеобразного игрового поля, в котором она могла бы реализовать свои силы;

- ведущей характеристикой учебного процесса, показателем перехода его на личностносмысловой уровень является его диалогичность.

Творчество, исследовательский поток являются основными способами существования обучаемого в пространстве интерактивного образования.

С позиции В.И.Гинецинского, процесс педагогического проектирования включает семь этапов: констатацию и оценку результатов педагогической деятельности, выдвижение гипотезы о связи результатов с факторами учебного процесса; построение конкретной педагогической системы, соответствующей работе данного учебного заведения; построение педагогической системы специального целевого назначения; выбор методики измерения параметров; сравнение результатов измерения функционирования названных систем; построение оптимального варианта конкретной педагогической системы [4: 25].

В своем развитии педагогическое проектирование в учебном процессе проходит ряд этапов: изобретательство; создание единичного опытного образца; эксперимент; оформление конечного результата [1: 194]. Каждый этап качественно отличается от другого характером решаемых задач и полученным результатом, а также адекватен логике проектировочного процесса.

Итак, все вышеперечисленные составляющие содержания деятельности кафедры соответствуют требованиям подготовки высококвалифици-

рованного специалиста, владеющего профессиональными умениями и навыками, способствующими его вхождению в быстроизменяющийся мир. При этом, признавая значимость качества подготовки специалистов гуманитарно-художественного профиля в перспективе, необходимо определить в качестве приоритетной задачи создание концепции модернизации содержания и технологий формирования и развития необходимых и достаточных компетенций, общей и профессиональной культуры, а также гуманитарной образованности студентов как специалистов нового типа, ориентированных на международные стандарты.

1. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - 228 с.

2. Фахрутдинова Р.А. Содержание деятельности кафедры педагогики ТГГПУ в подготовке учителя нового типа // Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психоло-го-педагогического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году учителя в Российской Федерации (8-10 декабря 2010 г.): в 2 ч. - Казань: Мага-риф - Вакыт, 2011. - Ч. II. - С. 339 - 343.

3. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин): автореф. дис. ...д-ра педагог. наук. - М., 1995. - 47 с.

4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1992. - 154 с.

EDUCATIG FUTURE SPECIALISTS OF THE HUMANITIES AND ART IN THE COURSE OF GENERAL PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING

R.A.Fakhrutdinova, R.R.Fakhrutdinov

The article deals with the issue of educating specialists of the Humanities and Art on the basis of the competence-based approach. Current approaches to the development of human culture, as well as the activity of the department in implementation of a two-tier system of education, bachelor and master (in accordance with the third generation curriculum), are presented.

Key words: competence approach, humanitarian and art education, educational technology, culture, pedagogical project-making.

Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: fahrutdinova@list.ru

Фахрутдинов Рифат Рифович - кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: titgho@mail.ru

Поступила в редакцию 25.02.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.