Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГНАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГНАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / СТИЛЬ / ЛОГОТИП / ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ / БЕЙДЖИК / РОДИТЕЛИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BRAND / STYLE / LOGO / ECONOMY / COMPETITIVE / BADGE / PARENTS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Аскарова Олеся Олеговна

В статье рассматриваются проблемы создания брэнда образовательных организаций. Создан художественно - творческий проект. Авторы уверены, что он приведет к улучшению организации через фирменный стиль, это улучшит отношение в дальнейшем его клиентов, то есть родителей и детей. Анализируются стиль, имидж, логотип образовательных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BRAND OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the problems of creating a brand of educational organizations. An artistic and creative project has been created. The authors are confident that it will lead to an improvement in the organization through a corporate identity, this will improve the attitude of his clients, that is, parents and children, in the future. The style, image, logo of educational organizations are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГНАНИЗАЦИИ»

Во-первых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой семьи и на основе этого строить взаимодействие с семьей.

Во-вторых, необходимо выдвигать на обсуждение актуальные проблемы и вопросы, учитывая особенности данного возраста.

В-третьих, необходимо использовать все формы работы с родителями. Воспитатели должны творчески подходить к организации взаимодействия с родителями, быть терпеливыми и старательными, и готовыми принять любую ситуацию и исход.

Анализ проблем, с которыми сталкивается педагогический коллектив с семьёй, показал, что все затруднения связаны с отсутствием доверия, взаимопонимания и сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью.

Литература:

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание 2015. №6. - С. 66-70.

2. Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). Москва, 2017. - 325 с.

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва, ТЦ Сфера, 2018. - 96 с.

4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. Москва, Сфера, 2015. - 80 с.

5. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. 2019. №4. -С. 74-83.

6. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Москва, 2012. - С. 98.

Педагогика

УДК 37.015.6

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Аскарова Олеся Олеговна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГНАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы создания брэнда образовательных организаций. Создан художественно - творческий проект. Авторы уверены, что он приведет к улучшению организации через фирменный стиль, это улучшит отношение в дальнейшем его клиентов, то есть родителей и детей. Анализируются стиль, имидж, логотип образовательных организаций.

Ключевые слова: бренд, стиль, логотип, экономика, конкурентоспособный, бейджик, родители, дополнительное образование.

Annotation. The article deals with the problems of creating a brand of educational organizations. An artistic and creative project has been created. The authors are confident that it will lead to an improvement in the organization through a corporate identity, this will improve the attitude of his clients, that is, parents and children, in the future. The style, image, logo of educational organizations are analyzed.

Keywords: brand, style, logo, economy, competitive, badge, parents, additional education.

Введение. В образовательных организациях уже много лет действуют законы рыночной экономики. Для создания положительного имиджа образовательной организации не зависимо от того частная она или государственная, директора вынуждены поддерживать конкурентоспособный бренд организации. И это должно происходить не разово, а регулярно. Так как образовательной организации или дополнительное образование детей нуждаются в положительном отношении родителей, для создания правильных отношений на рынке.

В таких случаях дети и родители отдают приоритет этой организации. В первую очередь имидж начинают создавать с визуальных сообщений, таких как шрифт, логотип, фирменной знак, слоган, ведение страниц в соцсетях, таких как вконтакте (vk.kom), инстаграмм (Instagram) так же приветствуется создание страницы на «YouTube» видеохостинг и в Яндекс карты.

Изложение основного материала статьи. Дошкольное образование и дополнительное образование детей являются государственными, поэтому эту особенность необходимо принять во внимание при создании бренда.

Администрация организации должна ориентироваться на положительное отношение в глазах трех групп это дети и их родители, партнеры и спонсоры а так же органы госрегулирования. Детали стиля должны быть понятны и узнаваемы всей этой аудитории.

Главный элемент фирменного стиля является логотип. Логотип - уникальный рисунок, графически отображающий главное направление деятельности организации.

Актуальность в том, что фирменный стиль поможет образовательному учреждению быть ярким и узнаваемым, и данное образовательное учреждение будет конкурировать на ранке среди других детских организаций.

Работа над художественно - творческим проектом осуществлялась в три этапа:

- этап аналитической работы (анализ аналогов, эскизирование, поиск стилевого и концептуального решения, проведение анкетирования жителей города);

- этап проектирования (разработка знака, логотипа, фирменного стиля);

- этап оформления материалов работы.

Практическая значимость данного проекта это улучшение организации через фирменный стиль, это улучшит отношение в дальнейшем его клиентов, то есть родителей и детей.

Анализируя ситуацию на данный момент, учреждение открытого типа, взаимодействует с множеством социальных институтов, социально-воспитательной системы, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, используя слова "конкурентоспособность", "рынок", "образовательные услуги" и др. Позитивное отношение к образовательной организации в современном мире это очень важный обстоятельство по этому в администрации необходимо обратить на это внимание. Фирменный стиль образовательной организации отвечает за имидж, поэтому разработка стиля требует серьезного подхода и осторожности, так как, создавая дизайн необходимо его сделать запоминающимся, интересным и ярким, для дальнейшей узнаваемости организации. Очень важным для этого проекта стало создание красивого, запоминающего образа, что бы целевая аудитория организации обратила внимание на создавшийся имидж, и администрация могла его использовать с небольшими изменениями в дальнейшем. Чем проще элементы логотипа, тем легче их использовать в оформлении документов, бейджиков, оформлении баннеров, визиток, оформлении сайтов, групп в вконтакте ^к.кот), инстаграмм (Instagram) и так же выше узнаваемость образовательной организации.

Для того чтоб целевая аудитория понимала что именно представляет организация и какие услуги предоставляет, фирменный стиль должен объяснять зрителям своими элементами. Символы для логотипа очень важны, ведь через них они становятся понятными окружающим, яркость привлекает внимание. Комплекс символов направлен на привлечение необходимой аудитории и воздействие наэмоции потребителей.

Как считают общепризнанные теоретики отечественной и зарубежной рекламы Ривс, Д. Огилви, О. Феофанов, имидж является грамотно выдуманным и умело созданным образом услуги, который неотразимо влияет на ожидания и процесс принятия решения о покупке или предпочтении в процессе выбора услуги [1]. Сочетание слов "имидж детского сада" или «Имидж образовательной организации» раньше не имели место в обыденном обиходе. В современном мире руководители образовательных организаций все больше времени уделяют созданию имиджа организации. От созданного имиджа организации зависит многое, ведь чем больше привлеченных обучающихся, тем больше финансирование организации. Также, имидж организации дает преимущество в конкурентоспособности учреждений, если они находятся в одном районе. Также, поставленные задачи муниципалитетом сложно выполнить, если не проработан имидж организации. Позитивный имидж дает преимущества в решении финансирования и дает доступ к другим ресурсам, таким как информационные и человеческие. Воспитатели и преподаватели предпочтут при равных требованиях и условиях ту организацию, в которой имидж организации располагает потребителей, ведь она дает ощущение стабильности, удовлетворённости работой и профессиональный рост. Устойчивый имидж дает преимущество управлению образовательной организации, так как доверие к управлению организации возрастает, и педагогический состав легко принимает новые обстоятельства и изучает и принимает в работу инновационные процессы.

Имидж можно назвать специально сконструированным, манипуляторным психическим образом, имеющим характер стереотипа. Имидж воздействует на сознание людей, но при этом его невозможно оценить, можно только проследить отношение людей к организации через общение с людьми, восприятии деятельности организации, выборе среди конкурентов. Если имидж создать сложным для восприятия людей, он будет неактуальным, и не будет привлекать внимание, а наоборот будет отталкивать людей.

Основными задачами имиджа становятся цели организации или особенности ее развития. Самое лучшее воздействие это эмоциональный отклик целевой аудитории, он целостен и непротиворечив, для окружающих соответствует обобщенным требованиям. Правильно воздействующий имидж должен содержать в себе фактор изменения, для того чтобы быть актуальным в любые времена. Подведем общие итоги, составляющие портрета имиджа организации, в представлении общественности формируется отношение личное или общественное к делам организации, а так же эмоциональное отношение к организации и ее коллективу. Самое главное функция имиджа это положительное отношение к организации из окружающих ее людей. Когда сформировано положительное отношение, доверие родителей обязательно будет к данной организации, поэтому родители, законные представители детей ее обязательно выберут.

Таким образом, воздействует цепочка отношения к образовательной организации. А еще имидж организации способствует престижу организации и уважительному отношению не только к самой организации, но и к администрации образовательной организации. Центр детского технического творчества работает с определёнными группами людей. Внутренняя общественность дети, посещающие дополнительное образование, преподаватели, узкие специалисты, сотрудники, руководитель организации. Внешняя общественность организации представляет собой родители детей, посещающих объединения, учредители, спонсоры.

А также, в этот список входят женщины планирующие стать матерью, родители, имеющие грудных детей которые еще не используют услуги данной организации, органы управления образовательными организациями, конкурирующие образовательные организации, например другие организации предоставляемые подобные услуги, различные школы, культурно массовые организации, здравоохранительные органы или муниципальной власти, различные фонды.

Значит целью организации «Центр детского технического творчества» становится урегулирование взаимопонимания в общественных кругах, налаживание отношений с партнерами, реализация успешной организации для общественности.

В ходе работы над проектом были проанализированы несколько логотипов: ДЮЦ город Аша, МБОУ Шушенская СОШ № 8 - Дополнительное образование, МБОУ "Кривошеевская СОШ", Нацпроект образование «Успех каждого ребенка», ЦДОД МР «Усть - Алданский район».

Для разработки дизайна логотипа организации которая предоставляет услуги детям, необходимо помнить, что основным потребителем этой услуги являются законные представители - родители. Соответственно это молодые или средних лет женщины, среднего финансового класса. Предположительно эти женщины могут посещать фитнес центры, салоны красоты и имеют сформированное представление о хорошем оформлении пространства потребителя.

Энергичный насыщенный вид логотипа на «модном» разноцветном фоне, декорированном мини-эмблемами объединений, подчёркивают семантическую диаметральность стиля - контрастность и изящество, лаконичность и пышность, так характерные для пост-гламура. Фирменные стили различных компаний дополнительного образования детей обращают на себя внимание своей яркостью, при этом символизируют гармонию, мир, любовь, уважение, спокойствие. Самое главное вызывают интерес зрителя к организации, показывают направленность работы организации с детьми.

Для создания логотипа организации использовали яркие, насыщенные цвета и по-детски оригинальную графику. Красный цвет при этом дает очень большое влияние на психику потребителя и привлекает внимание к логотипу. Помогает зрителю быть уверенным в данной организации, и дает ощущение безопасности в дальнейшем сотрудничестве с организацией. Жизненную энергию, радость и здоровье придает логотипу оранжевый цвет. Ассоциации с зеленым цветом у большинства общественности заключается в отношении с природой, сопровождается положительными чувствами, и является спокойным, не раздражающим. Оттенки зеленого цвета дают зрителю жизненную возможность, при этом создает иллюзию отношения человека к самому себе и не создает внутреннее напряжение. Таинственный, дает ощущение постоянства [2].

В процессе создания фирменного стиля очень важно обратить внимание на возрастные психологические особенности потребителя, так как цвет оказывает влияние на эмоции человека. И взрослые, и дети обращают на это внимание. У детей разных возрастов неустойчивая психика, поэтому они еще не могут регулировать свои чувства, и чувствительно реагируют на происходящее вокруг. Волевые усилия тоже плохо развиты, так как плохо развита волевая сфера. Этот объективный факт обязательно необходимо учитывать при влиянии логотипом на потребителя ведь это особенность возраста.

Регулятором эмоционального состояния ребенка является цветовое окружение. Правда эмоционально цветовосприятие ребенка значительно отличается от восприятия цвета взрослым. Ведь для взрослого человека есть определенные критерии воздействия, например оранжевый и красный цвет возбуждает, а синий и фиолетовый воздействуют успокаивающе. Но дети воспринимают немного иначе. Для детей существуют другие критерии цветового воздействия.

В некоторых изданиях и на сайтах встречаются советы, что для гиперактивных детей или чрезмерно возбудимых желательно окружать помещением в сине - голубых цветах. Но, при этом психологи, изучающие вопросы воздействия цветов на детей, утверждают, что большое количество голубого и фиолетового цвета вокруг ребенка могут угнетать и даже приводят к депрессии, так как дают сильное воздействие на нервную систему. Красный и оранжевый цвета, действующие на взрослого человека возбуждающе, на детей действуют успокаивающе и дают ощущение комфорта.

Б.А. Базыма ведущий специалист в области психологии цвета считает, что нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может» [3].

Процесс создания фирменного стиля образовательного учреждения состоит из шести этапов:

1. Позиционирование фирменного стиля - это логистическая работа, которая позволяет узнать, какое место образовательная организация занимает на фоне других похожих на нее фирм, а также выявление потребностей покупателей и особенности восприятия организации, которые в дальнейшем будут использоваться для создания бренда.

2. Определение стратегии фирменного стиля - проработка путей образовательной организации, путем которых необходимо выстроить концепцию, используя ресурсы организации для создания актуального, конкурентоспособного фирменного стиля. Для определения стратегии необходимо ответить на следующие вопросы: Для кого создается фирменный стиль? Какое предложение ожидает аудитория от организации? Что может служить доказательством, того что предложенный стиль актуален? Какое отношение к стилю должно быть конечным?

3. Формирование идеи фирменного стиля, которую необходимо донести до сознания потребителя. Формирование идеи должны использовать уникальные особенности образовательного учреждения, а так же его услуг, и найти ответы на вопросы связанные с потребителями, где, кто, как и зачем их приобретают.

4. Анализ существующих фирменных стилей образовательных учреждений, которые уже присутствуют на рынке. Этот этап позволит избежать ошибок в разработке фирменного стиля, позволит изучить удачные фирменные стили и может навести на оригинальную идею, но при этом поможет избежать дублирования уже существующего.

5. Лингвистический анализ-сравнение названия образовательного учреждения, его аббревиатуры со словарями слов и имеющихся в языке морфем (значимых частей слов), чтобы избежать двусмысленных и неблагозвучных названий.

6. До того как фирменный стиль попадёт на рынок, необходимо провести предварительный маркетинговый тест. Он позволит выбрать наилучший вариант из созданных. Это тестирование дает общее представление, насколько нравиться тот или иной фирменный стиль, насколько он интересен и какие эмоции у зрителя вызывает [4].

Для создания фирменного стиля было проведено исследование учащихся, родителей, педагогов для выявления ожиданий основных клиентов школы-учащихся и их родителей. Анкетирование содержало следующие вопросы:

1. Область деятельности и специфика образовательной организации?

2. Перечислите основных конкурентов:

3. Опишите уникальные свойства товаров или услуг, которые организацию от конкурентов?

4. Желаемый стиль дизайна (например: спокойный, строгий, минималистичный)?

5. Пожелания по общей цветовой палитре?

В анкетировании приняли участие триста семьдесят четыре человека, на вопрос «область деятельности и специфика образовательной организации», сто процентов ответили техническое направление.

На вопрос «Перечислите основных конкурентов» участники анкетирования семьдесят пять процентов ответили «Центр детского творчества» и двадцать пять процентов «Юн армия». На вопрос «Опишите уникальные свойства товаров или услуг, которые организацию от конкурентов» тридцать пять процентов ответили «картинг», пятнадцать процентов ответили «дизайн», сорок процентов - робототехника, десять процентов ответили авиа моделирование.

На вопрос «Желаемый стиль дизайна (например: спокойный, строгий, минималистичный)» шестьдесят процентов ответили спокойный, двадцать процентов - строгий и двадцать процентов минималистичный.

На вопрос «Пожелания по общей цветовой палитре» двадцать процентов ответили красный, двадцать процентов - желтый, двадцать процентов - зеленый, двадцать процентов - синий, десять процентов голубой, десять процентов ответили розовый.

На основе полученных ответов я продолжила работу над созданием фирменного стиля. Следующим этапом является работа над набросками. На этом этапе я разработала символьные атрибуты, которые в дальнейшем собрала в эмблему, при этом использованы элементы ни все, некоторые убрала в процессе создания. После этого эскизы следует объединить между собой по принципу ассоциаций. Получившиеся наборы отличаются друг от друга различными параметрами, такие как яркость или серость.

Таким образом, процесс развития идей увеличивается. Положительные результаты проявляются в появлении новых идей, если процесс остановился, необходимо вернутся к предыдущим стадиям для новых проработок идей. Это необходимо для разработки символа, который и будет являться основой имиджа.

Профессионалы рекламной индустрии легко выберут самые актуальные и интересные, достойные дальнейшей доработки, выявляя причины несоответствия эскиза. Причины несоответствия могут быть разные. Например, если эскиз сильно похож на уже существующий, или использованы не подходящие цвета в оформлении. Эти варианты тоже проходят первичную обработку и прорабатываются. Насколько оригинальный логотип получился необходимо провести исследование среди схожих логотипов других организаций.

Эта разработка проекта не должна быть плагиатом другого проекта. Если берутся, какие-то элементы с другого логотипа необходимо создать логотип, намного превышающий по качеству, чем источник. Фирменный стиль должен воздействовать на зрителя мгновенно, иначе он не будет работать.

Завершение этой стадии проекта наступает только после отрисовки эскизов в графических редакторах, полной отработки их дизайнером в одной из удобных программ дляздания логотипов, таких как фото Шоп.

Создание полной версии графического эскиза должно соответствовать коммерческой деятельности фирменного стиля. Конечный результат этой стадии это законченные электронные эскизы двух, трех набросков которые соответствуют по разным критериям, таким как оригинальность, привлекательность, сложность, но при этом разным по художественной ценности, стилистически отличающимися.

Заключительный этап разработки проекта, это представление проекта администрации организации. Провидение логического анализа и исследования на креативность. Данный этап является заключительным, поэтому проводится заключительная оценка уровня по всем многообразным критериям и функциям.

Выводы. Проведенный анализ изучения теории разработки брэнда организации было выявлено, что брэнд в широком смысле - это товарная марка. Понятие бренд можно разделить на три основные группы: маркетинговые, управленческие и финансовые.

Поэтому были проанализированы все эти группы маркетинга. Был создан брэнд организации, учитывая все особенности создания бренда для организации дополнительного образования детей.

На рынке такой бренд организации повысит экономическую результативность, узнаваемость организации. Социальная составляющая бренда направлена на воспитательную и нравственную функции.

Образовательной организации в лице директора необходимо направить свое внимание на долгосрочную маркетинговую стратегию, которая создаст социально-этическую и инновационную организацию.

Проведенное исследование помогло выявить потенциал образовательной организации и направить организацию на социально-этический маркетинг.

Брент имеет огромное значение и для потребителей, и для владельца организации, при этом ценности будут различными.

Ценность бренда зависит от идентичности, чем больше разработан и донесен бренд, тем больше будет ценность этого бренда.

Этапы разработки бренда помогут создать максимально эффективный имидж организации.

Определение ценности и стоимости бренда необходимо заложить в маркетинговую стратегию организации.

Для успешной работы организации на рынке, необходимо проработать политику брендинга. Основная задача маркетинга - это продвижение и формирование бренда организации.

Литература:

1. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю., Соловейкина М.П., Чебыкина Л.В. Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Пашкус. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - 112 с.

2. Ермолаев В.В., Мхитарян А.О. «Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде». - Вестник Воронежского института МВД России, 2009. - №4, - С. 97-101.

3. Самохина А.К., Самохин М.Ю. Бренд школы: создание, поддержка и развитие. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. - №10. - С. 23.

4. Лобышева. Т.М. Развитие имиджа образовательных услуг средствами брендинга. Экономика образования. 2008. - №3, 58а - 61 с.

5. Нефедова О.В. Марочная стратегия образовательного учреждения: дис. канд. экон. Наук. РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.