ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
АРСЛАНОВА Х.Д.
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В АСПЕКТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования благоприятной предпринимательской среды региона через призму устранения административных барьеров, т. к. основной проблемой современной России и соответственно ее регионов является отсутствие четко отработанной системы норм, правил и установленных процедур. Рассматривается зарубежный опыт решения рассматриваемых проблем. Ключевые слова: экономика, предпринимательство, административные барьеры, закон, конкуренция, институты.
ARSLANOVA Ш.й.
FORMING FAVORABLE ENTREPRENEURAL ENVIRONMENT IN THE ASPECT OF OVERCOMING ADMINISTRATIVE BARRIERS
Abstract. The article looks at the problem of forming favorable entrepreneural environment of the region through the prism of getting rid of administrative barriers because the main problem of modern Russia, and, correspondingly, its regions is the absence of a clearly set system of standards, rules and set procedures. Foreign experience of resolving the problems under consideration is described.
Keywords: economics, entrepreneurship, administrative barriers, law, competition, institutes.
Рыночная экономика — это экономика свободного выбора и свободного действия, в которой приоритет отдается личным интересам. Импульсом, толкающим рыночную экономику вперед, развивающим ее, выступает активная деятельность ее субъектов, к которым, как правило, относят домашние хозяйства, предпринимателей и государство. В этой тройке особая роль всегда отводилась и отводится предпринимательству и предпринимателям — наиболее активной части населения, которая «... превращает самые обычные условия в необыкновенные возможности», «... является катализатором перемен» [5].
Примером, подтверждающим это, может служить процветание стран, входящих в группу НИС, и многих других, которое принято обозначать как «экономическое чудо». «Чудо», в основе которого лежало не наличие ресурсов и полезных ископаемых (нефти, газа, руд и т. д.), а созданные условия ведения бизнеса. Власти данных стран, определяя формулу успеха, сводят ее к следующему: «.Секрет процветания зиждется на четырех китах: английский язык, низкие налоги, простые до невероятности условия ведения бизнеса и высокооплачиваемые, крайне квалифицированные чиновники» [5].
К сожалению, в России и ее регионах за долгие годы реформирования так и не была выстроена эффективная система взаимодействия власти и бизнеса, хотя понимание ее необходимости было всегда. По сути, и власть и бизнес осознают, что принципиальная разность интересов и направленности их деятельности существенна лишь при ближайшем рассмотрении, а в долгосрочной перспективе интересы и тех и других фактически соприкасаются. Речь идет, прежде всего, о возможности получения мультипликативного положительного эффекта от сотрудничества (как государством, так и предпринимателями).
Сегодня в России попытки сотрудничества и взаимодействия встречаются все чаще и чаще, к ним можно отнести и налоговые послабления, изменения лицензионного законодательства, принятие целого ряда антикоррупционных законов, реализацию поддержки предприятий по
Арсланова ХД.
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ Б АСПЕКТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
федеральным и региональным целевым программам, участие бизнеса в реализации государственных социальных программ и многое другое.
Однако общая негативная направленность тенденций развития все еще сохраняется. Высокий уровень административных барьеров, недостаточная развитость механизмов финансирования бизнес-структур, отсутствие культуры ведения бизнеса, несбалансированная система налогообложения, коррумпированность чиновников — далеко не полный перечень проблем. Проблем, которые сегодня и в будущем предстоит решать властям на разных уровнях управления, а предпринимателям, в свою очередь, изыскивать возможности, отчасти законные и честные, отчасти нет, для их преодоления. В качестве примера мы предлагаем рассмотреть сложившуюся систему административных барьеров, с которыми сталкиваются предприятия на территории России и, в частности, Дагестана.
Чаще всего к группе административных барьеров относят всю совокупность процедур, которые должен пройти предприниматель, чтобы получить законное право осуществлять предпринимательскую деятельность. Это и порядок регистрации предприятия, и процесс получения необходимых лицензий на осуществление выбранного вида деятельности, и вопросы, связанные с землеотводом, и, конечно же, вопросы, возникающие при контроле и надзоре за осуществлением предпринимательской деятельности. В действительности это неполный перечень всех существующих барьеров, но наиболее весомый и значимый с точки зрения самих предпринимателей. Каждый из представленных пунктов требует подробной проработки и анализа, поэтому подробно мы остановимся на вопросах лицензирования отдельных видов деятельности.
Сегодня процедура лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99 от 4 мая 2011г. о лицензировании отдельных видов деятельности. Процедура лицензирования преследует решение таких задач, как предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем или иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, которые установлены в Федеральном законе № 99 от 4 мая 2011г.
Казалось бы, сама процедура лицензирования призвана обеспечить баланс частных и общественных интересов, и с этой точки зрения государственное регулирование вполне понимаемо. С другой стороны, материальные затраты, потеря времени и трудовые усилия, которые несет предприниматель при прохождении процедуры лицензирования, воспринимаются субъектом экономической деятельности в качестве издержек. То есть той суммы затрат, выраженной в денежной форме, которую он должен понести за приобретение возможности получать прибыль.
Соответственно, всегда будет присутствовать сравнительная оценка данных затрат с затратами на приобретение нелегальных лицензий или переходом в теневой сектор экономики. Поэтому чем выше будут легальные издержки, тем больше вероятности неисполнения существующих норм. Процедура лицензирования должна быть выстроена по возможности таким образом, чтобы затраты на ее прохождение были меньше затрат на поиск альтернативных возможностей решения проблемы предпринимателем.
Если сопоставлять количественно виды деятельности, требующие лицензирования, то РФ занимает промежуточное положение. Лидирующие позиции занимают такие страны, как Австрия (28), Япония (39), Великобритания (38). До недавнего времени в соответствии с ФЗ № 128 от 08.08.2001г. о лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации лицензированию подлежало 105 видов деятельности, на сегодня эта цифра на порядок ниже и составляет 49 видов деятельности в соответствии с новым ФЗ № 99 от 4 мая 2011г.
Данный закон был призван во многом облегчить процедуру вхождения предприятий на рынок, и связано это было со следующими положениями. Во-первых, было проведено сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, со 105 в предыдущей редакции закона до 49 в новой редакции. Во-вторых, введение возможности проведения всех процедур лицензирования в электронном формате при наличии просьбы предпринимателя. В-третьих, сокращена частота плановых проверок до одного раза в три года в соответствии с Федеральным законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [4]. В-четвертых, запре-
щено лицензирующим органам взимать за выдачу лицензии какие-либо платежи, кроме предусмотренной государственной пошлины. Размер государственной пошлины для каждого конкретного случая установлен п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ, размер которой может составлять от 200000 руб. до 2600 рублей. К тому же, лицензии в соответствии с новой редакцией закона будут выдаваться бессрочно.
В настоящее время лицензионная деятельность осуществляется более чем 35 государственными структурами, за которыми закреплены те или иные виды деятельности. Несмотря на все изменения, внесенные в новую редакцию закона, значительного изменения ситуации с точки зрения самих предпринимателей и экспертов в сфере лицензирования не отмечается.
Общий срок, затрачиваемый предпринимателем на получение лицензии, может значительно разниться, если в качестве примера рассмотреть лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов, его продолжительность составит до 45 дней, т. е. фактически полтора месяца со дня поступления заявления и пакета документов соискателя. Пакет документов составит до полутора десятка различных справок и свидетельств, к числу которых относятся и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельного участка, зданий и сооружений, оборудования, инвентаря, используемых для реализации деятельности.
Если рассмотреть практику лицензирования в странах, находящихся в первых строках рейтинга условий ведения бизнеса, ежегодно составляемого Всемирным банком, то она кардинально будет отличаться. К одним из таких государств относится Республика Сингапур — небольшое государство, которое причисляется к числу высокоразвитых государств Азиатского континента. В 2011 г. оно занимало первое место в рейтинге Всемирного банка, в противоположность России, которой было отведено 123 место между Угандой и Уругваем.
Лицензию получить в Сингапуре можно в течение двух недель, количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, максимально сокращено. Фактически лицензирование необходимо для осуществления банковской и финансовой деятельности (выдается MAS, Monetary Authority of Sinqapore), а также деятельности, связанной с производством холодильников, кондиционеров, табачных изделий, алкогольной продукции, для образовательных учреждений, ресторанов, туристической деятельности и т. д.
Несмотря на и без того весьма высокий уровень благоприятствования развитию предпринимательства (92% всех предприятий составляют малые и средние предприятия — основа развития экономики Сингапура), в 2012 г. правительство Сингапура планировало проведение ряда мер по оптимизации процесса лицензирования. В частности, сокращение сроков обработки информации и выдачи лицензии, сведение всех процедур к единому органу исполнительной власти, который отвечал бы за лицензирование деятельности, сведение всей процедуры в режим онлайн.
Подобные меры могли бы в значительной степени снизить преграды вхождения на рынок и для отечественных предприятий, а, учитывая, что аналогичные трудности возникают и на последующих этапах развития предприятий, общая система требует упрощения с учетом общих интересов (на 2011 г. количество малых предприятий в % отношении к общему числу предприятий составляет 2,4%).
Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что сложившаяся ситуация является следствием неразвитости рыночной экономики и отсутствия элементарной рыночной инфраструктуры [3, с. 84-91]. Развитие и совершенствование рыночных институтов и построение более совершенной системы институциональных норм позволит не только более эффективно действовать рыночным агентам, но и будет способствовать росту инвестиционной привлекательности региона [1, с 260-264; 2, с. 11-12].
Таким образом, необходимо максимально минимизировать временные денежные затраты предпринимателя на проведение процедуры лицензирования. Обеспечить возможность проведения процедуры посредством удаленного доступа через сеть Интернет. Пересмотреть существующие виды деятельности, подлежащие лицензированию, с целью их дальнейшего сокращения.
Литература
1. Арсланов, Ш. Д. Повышение инвестиционной привлекательности региона /Ш.Д. Арсланов // Регио-
www.rppe.ru 119
Apcjiahoba ХД.
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ Б АСПЕКТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ нальные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 260-264.
2. Арсланов, Ш. Д. Современные проблемы улучшения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан /Ш.Д. Арсланов // Экономика и управление : новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 1112.
3. Гаджиева, А. Г. Совершенствование рыночной инфраструктуры — объективное условие развития экономики региона /Гаджиева А.Г. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. №2. С. 84-91.
4. КонсультантПлюс : справочно-правовая система ; [электронный ресурс]. — URL : http:// www.consultant.ru/.
5. Урок экономики от Гонконга и Сингапура Азарову и его команде ; [электронный ресурс]. — ; http:// korrespondent.net/business/economics/1198831-korrespondent-urok-ekonomiki-ot-gonkonga-i-singapura-azarovu-i-ego-komande.
References
1. Arslanov Sh.D. Increasing the Investment Attractiveness of the Region /Sh.D. Arslanov// Regional Problems of Economic Transformation - 2012. - No.3. - P. 260-264.
2. Arslanov Sh.D. Modern Problems of Improving the Investment Attractiveness of the Republic of Dagestan / Sh.D. Arslanov //Economics and Management: New Challenges and Perspectives. - 2012. - No. 3. - P. 11-12.
3. Gadjieva A. G. Perfecting Market Infrastructure is an Objective Condition of the Development of the Economy of the Region /Gadjieva A.G.// Regional Problems of Economic Transformation. - 2012. - No.2. - P. 84-91.
4. Consultant - plus: reference-legal system [an electronic resource]. -Retrieved from http:// www.consultant.ru/, free access. - Title from screen.
5. Lesson of Economics from Hong Kong to Singapore for Azarov and his Team [an electronic resource]. -Retrieved from http://korrespondent.net/business/economics/1198831-korrespondent-urok-ekonomiki-ot-gonkonga-i-singapura-azarovu-i-ego-komande, free access. - Title from screen.