ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОУ
Петрова Оксана Васильевна
студентка II курса магистратуры МАГУ, педагог - психолог, I категории, МАДОУ№ 5 «Теремок»
АННОТАЦИЯ
В статье социально-психологического климата в ДОУ рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития муниципального дошкольного образования. Развитие социально-психологического климата позволяет, В благоприятных морально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Каждой личности должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества и обеспечение социальной стабильности, что является основой благополучного развития муниципального дошкольного образования в целом. Психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.
ABSTRACT
In article socially-psychological climate in PRESCHOOL is seen as one of the priority factors for the development of municipal preschool education. Development of socio-psychological climate allows, In favorable moral-psychological conditions much easier to educate ourselves, to anticipate possible conflicts in the team, prevent them, and in the case of - quenching. To attend to the needs, troubles and joys of their colleagues, to support and promote useful initiatives of each other, creative expression. Each personality should be inherent in the ability to see in people their be& qualities and ensure the social lability that is the basis for a prosperous development of municipal preschool education in General. Psychologies say that in person it is much easier to see the disadvantages than the advantages.
Ключевые слова: социально-психологический климат, морально-психологический климат, «эмоциональный климат», «моральный климат» психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат и дру-
Keywords: socio-psychological climate, psychological climate, logical compatibility, sociological microclimate and others.
В отечественной психологии, как показал анализ научной литературы, существует более десятка определений социально-психологического климата, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями нет полного согласия, начиная с использования самого термина, так и даваемых ему определений. Это является следствием различных исследовательских подходов к изучению социально-психологического климата.
Так, наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, «эмоциональный климат», «моральный климат» психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат и другие. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.
Понятие социально-психологический климат возникло по аналогии с географическим понятием «климат», что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе.
Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения
"emotional climate", "morale" psychological attitude, psycho-
очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [4,c.152].
Впервые термин «психологический климат», в отечественной социальной психологии, использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [6].
В.М. Шепель, на основе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие социально-психологического климата и определил структурные составляющие данного понятия , в виде трех климатических зон:
Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. [8].
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Отношения в коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг к другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
Б. Д. Парыгин считает, что социально-психологический климат не просто сумма психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. В. Д. Парыгин дает следующее определение социально - психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [3, с.132].
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата являются следующие:
- так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности, межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции группы;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка.
Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе;
- поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в ДОУ и сохранению стабильно - положительных отношений между собой;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мей-стером в книге «Делай, что исповедуешь» [5], которые могут быть полезны педагогам:
- Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
- Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
- Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
- Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
- Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
- Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
- Забудьте о покровительственном тоне.
- Создавайте условия, а не диктуйте их.
- Верьте людям, с которыми работаете.
- Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
- Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
- Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Список литературы:
1. Аралова М. А. «Справочник психолога ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» 2007 г.
2. Бережная М. С.журнал « Управление ДОУ» 2006 г.
3. Лебедева В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион., студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т», 2008. - 254 с.
4. П. Маккена, Д. Мейстер, Первые среди равных: Как руководить профессионалами, М., «Издательство АСТ», «Ермак», 2004 г., с. 62-63.
5. Парыгин Б. Д. Социально - психологический климат коллектива. / Под ред. В. А. Ядова. Ленинград: Наука., 1981. - 191 с.
6. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. -СПб.: Речь, 2004 г .- 452с.
7. Романова И. В. журнал «Дошкольное» воспитание»
2007 г.
8. Шепель В. М. Управленческая антропология: Человеке поведенческая компетентность менеджера. - М.: Дом педагогики , 2000 г. - 260 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ИНИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Саакян Оксана Сааковна
к.пс.н., старший преподаватель Академии психологии и педагогики ЮФУ, г. Ростов-на-Дону
АННОТАЦИЯ
В данной статье приведено исследование мощностных особенностей ЭЭГ у юношей и девушек в количестве 250 человек (возраст 21-23 лет) с разным уровнем вербальной креативности, профилем латеральной организации и профессиональных достижений в процессе решения конвергентных и дивергентных задач, модулирующих социальные ситуации, требующих от респондента стереотипного или оригинального ответа. В ходе исследования была выявлена роль фронтальных и париетальных зон мозга в процессе понимания и выбора эффективных стратегий в общении.
ABSTRACT
Research of power features of EEG at young men and girls in number of 250 people (age of 21-23 years) with the different level of verbal creativity, lateral arrangement profile (LAP) and professional achievements in the course of the solution of the convergent and divergent tasks modulating social situations, demanding from the respondent of the Sereotypic or original answer is given in this article. The &udy has revealed the role of the frontal and parietal areas of the brain in the process of undemanding and choice of effective Srategies to communicate.
Ключевые слова: социальна креативность, уровень креативности, мощность ЭЭГ, профиль латеральной организации (ПЛО), пол.
Keywords:social creativity, creativity level, EEG power peculiarities, lateral arrangement profile (LAP), gender.
Изменения в экономической, политической и общественных сферах России отражаются на задачах, которые ставит перед собой современная система высшего образования. Перед будущим молодым специалистом встает проблема умения решать нестандартные, творческие задачи в профессиональной сфере, тем самым показывая свою конкурентоспособность на рынке труда. Большую роль здесь играет социальная креативность [5, с.28; 10, с.200]. В работах отечественных психологов социальная креативность рассматривается как особое свойство мышления, заключающееся в способности порождения новых оригинальных идей в области общения [4, с. 2; 3, с.74; 7, с.2; 1, с.131]. Также не менее спорным вопросом остается проблема взаимосвязи пола и креативности [12, с.93; 8, с.235; 9, с. 47; 11, с.1065]. Многими авторами при исследовании социальной креативности были выделены ее компоненты [6, с.2; 2, с 199]. А.Е. Ильиных была предложена структурная модель социальной креативности. Ее основными компонентами являются: мотивационный; когнитивный; коммуникативный; эмоциональный; экзистенциональный. Таким образом, под социальной креативностью следует понимать комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, принимать эффективные творческие решения [3, с.74].
Исходя из того, что поведение человека есть синтез биологических и социальных факторов, то изучение особенностей коммуникативного взаимодействия между людьми также является одной из актуальных задач в социальной психофизиологии, особенно электрофизиологических паттернов общения, восприятия поведенческих особенностей других индивидуумов в процессе коммуникации и т.д. На
сегодняшний день достаточно мало работ, посвященных изучению психофизиологических механизмов, лежащих в основе успешного понимания контекста социально значимых ситуаций.
Целью нашего исследования является изучение электрофизиологических особенностей когнитивного компонента социальной креативности в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых в процессе решения конвергентных и дивергентных задач, модулирующих ситуации, требующих от респондента стереотипного или оригинального ответа.
Предмет исследования: мощностные особенности ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем вербальной креативности, профилем латеральной организации (ПЛО) и профессиональных достижений в процессе решения тестовых задач. Группу обследуемых составили студенты-гуманитарии старших курсов (4-5 курс) Академии психологии и педагогики ЮФУ в количестве 250 человек в возрасте от 21 до 23 лет. Все респонденты были поделены на группы в зависимости от уровня вербальной креативности, профессиональных достижений, профиля латеральной организации (ПЛО) и пола.
Методы исследования: анализ литературы, психологические тесты, метод беседы, метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), метод экспертной оценки документально подтвержденных достижений респондентов. Также проводилось наблюдение за данной группой респондентов с самого начала их обучения в вузе.
Психодиагностические методики. Тест Медника, методика определения профиля функциональной межполушар-ной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой. Мате-