Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологический климат / младший школьный возраст / подвижные игры / игра / socio-psychological climate / younger school age / movement games / play

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабичук Александра Георгиевна, Золотухина Инна Анатольевна

В данной статье изучен социально-психологический климат у детей младшего школьного возраста по методике А.Н. Лутошкина. Выявлен низкий уровень социально-психологического климата, который в дальнейшем корректировался при помощи подвижных игр на занятиях физической культуры. Далее представлены результаты эффективности применения подвижных игр для создания и поддержания благоприятного климата в учебном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабичук Александра Георгиевна, Золотухина Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A FAVORABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE CHILDREN'S TEAM THROUGH OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

This article examines the socio-psychological climate in children of primary school age according to the method of A.N. Lutoshkin. A low level of socio-psychological climate was revealed, which was further adjusted with the help of outdoor games in physical education classes. The following are the results of the effectiveness of the use of outdoor games to create and maintain a favorable climate in the educational team.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 159.922.7+796

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Бабичук Александра Георгиевна

студентка 5 курса,

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул, Россия E-mail: sasha_babichuk22@mail. ru Научный руководитель: Золотухина Инна Анатольевна

к. п. н., доцент,

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул, Россия E-mail: sasha_babichuk22@mail. ru

FORMATION OF A FAVORABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE CHILDREN'S TEAM THROUGH OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL

EDUCATION CLASSES

Babichuk Alexandra Georgievna

5th year student, Altai State Pedagogical University,

Barnaul, Russia E-mail: sasha_babichuk22@mail. ru Scientific supervisor: Zolotukhina Inna Anatolyevna Ph.D., Associate Professor, Altai State Pedagogical University,

Barnaul, Russia E-mail: sasha_babichuk22@mail. ru

Аннотация. В данной статье изучен социально-психологический климат у детей младшего школьного возраста по методике А.Н. Лутошкина. Выявлен низкий уровень социально-психологического климата, который в дальнейшем корректировался при помощи подвижных игр на занятиях физической культуры. Далее представлены результаты эффективности применения подвижных игр для создания и поддержания благоприятного климата в учебном коллективе.

Abstract. This article examines the socio-psychological climate in children of primary school age according to the method of A.N. Lutoshkin. A low level of socio-psychological climate was revealed, which was further adjusted with the help of outdoor games in physical education classes. The following are the results of the effectiveness of the use of outdoor games to create and maintain a favorable climate in the educational team.

Ключевые слова: социально-психологический климат, младший школьный возраст, подвижные игры, игра.

Keywords: socio-psychological climate, younger school age, movement games,

play.

Актуальность. Социально-психологический климат важный фактор успешной и продуктивной работы на уроке. В настоящее время дети мало общаются между собой, практически не гуляют и не играют не только в подвижные игры, но и в целом после школьных занятий. Большая часть общения приходится на мессенджеры, соцсети и виртуальные игры. Все это негативно влияет на социально-психологический климат внутри класса. Ведь, чем меньше дети взаимодействуют друг с другом, тем чаще возникают конфликты и недопонимания, которые, безусловно, отражаются на общей атмосфере в классе. Подвижные игры - это средство, с помощью которого дети учатся быть командой, быстро решать какие-либо задачи. Игра способствует сплочению учебного коллектива. Актуальность данного исследования

заключается в формировании благоприятного климата в классе с помощью подвижных игр на занятиях по физической культуре.

Социально-психологический климат - это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности учеников различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности учащихся организацией учебного процесса, отношениями с другими учениками и общим уровнем организованности в коллективе [3]. Благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала, гармоничному развитию и формированию личности. Важным фактором социально -психологического климата является групповая сплоченность. Т. Ньюком групповую сплоченность определял как сходство, совпадение взглядов членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с данным подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений, которое происходит во время взаимодействия между индивидами.

Игра для младшего школьного возраста является одним из эффективных способов обучения, как двигательным навыкам, так и теоретическим знаниям, а также одним из важных способов взаимодействия. В игровой деятельности младшие школьники лучше запоминают и усваивают информацию, учатся быть командой, разговаривать и договариваться между собой. От учебной нагрузки дети переутомляются, эмоциональный фон в детском коллективе обостряется, из-за чего могут возникать конфликты, которые, несомненно, негативно сказываются на социально-психологическом климате в классе. Подвижные игры способствуют снятию умственного и эмоционального напряжения, а также сближению членов учебного коллектива.

Проблема исследования: младшие школьники практически не взаимодействуют друг с другом на переменах и вне учебного заведения, а чем меньше дети проводят времени вместе, тем вероятнее появление конфликтов и

ухудшение социально-психологического климата в классе. Все это негативно сказывается на их физическом и психологическом состоянии. Проблема данного исследования заключается в поиске возможности учителю сплотить детский коллектив, научить детей взаимодействовать и общаться друг с другом посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре.

Цель исследования - изучить показатели социально-психологического климата в классе и способствовать формированию благоприятной атмосферы внутри коллектива.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу и провести методику, направленную на изучение социально-психологического климата в классе по А.Н. Лутошкину.

2. Использовать подвижные игры на занятиях по физической культуре и показать их эффективность для формирования благоприятного климата в классе.

3. Доказать эффективность использования подвижных игр на формирование благоприятного социально-психологического климата в классе.

Методы и организация исследования.

В исследовании принимали участие учащиеся 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 93 г. Барнаула (10 мальчиков и 8 девочек).

Для сбора информации применялись такие методы как: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.

Результаты исследования: нами было проведено первичное исследование социально-психологического климата по методике А.Н. Лутошкина и опрос на тему «Социально-психологический климат в твоем классе», с помощью которых был выявлен уровень психологического климата в учебном коллективе на эмоциональном уровне.

Таблица 1

Результаты первичного исследования социально-психологического климата

в 4 классе, школы № 93 г. Барнаула

№ Свойства положительные +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Свойства отрицательные

1 Бодрый жизнерадостный тон настроения. 72 % 27 % Подавленное, унылое настроение.

2 Доброжелательнос ть во взаимоотношениях. 55,5 % 44,5 % Конфликты во взаимоотношениях.

3 Взаимное расположение и понимание между мальчиками и девочками. 38,8 % 61,1 % Мальчики и девочки конфликтуют между собой.

4 Ученикам класса нравится быть вместе, хочется чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах в свободное время. 50 % 50 % Ученики класса выражают безразличие к более тесному общению, отказываются участвовать в совместных делах в свободное время.

5 Успехи и неудачи остальных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие и сочувствие всех членов коллектива. 55,5 % 44,4 % Успехи и неудачи отдельных учеников вызывают зависть или злорадство других членов коллектива.

6 Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. 50 % 50% Каждый считает свое мнение главным, не слушает других.

7 В трудные минуты ученики класса сплачиваются еще больше (один за всех и все за одного). 55,5 % 44,4 % В трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся, обвиняют друг друга.

8 Достижения и неудачи коллектива переживаются 50 % 50% Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у большинства.

№ Свойства положительные +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Свойства отрицательные

всеми как свои собственные.

9 Ученики гордятся тем, что являются учащимися именно этого класса. 83,3 % 16,6 % Ученики недовольны тем, что являются учащимися именно этого класса.

10 Ученики относятся участливо и доброжелательно к новым членам коллектива, стараются помочь им утвердиться, освоиться. 77,7 % 22,2 % Ученики относятся неуважительно, враждебно к новым членам коллектива; новички чувствуют себя чужими, лишними.

11 Класс в целом активен, полон энергии. 66,6 % 33,3 % Класс в целом пассивен.

12 Совместные дела увлекают всех. 61,1 % 38,8 % Коллектив невозможно поднять на совместное дело.

13 В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. 22,2 % 77,7 % В коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обижают, высмеивают их.

По результатам данного исследования видно, 61% учащихся считают, что в данном классе девочки и мальчики между собой конфликтуют довольно часто. На утверждение № 4, 6, 8 половина класса ответили, что отрицательные и положительные свойства проявляются одинаково часто. На утверждение - «в трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся, обвиняют друг друга» 44,4% учащихся ответили, что оно проявляется достаточно часто. А также 77% учащихся считают, что в коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обижают и высмеивают их, из них 61% ответов от девочек. Результаты по данной методике были интерпретированы и показали низкую степень

благоприятности социально-психологического климата.

Следующим было проведено анкетирование на тему «Социально -психологический климат в твоем классе». По результатам данного анкетирования мы выяснили, что у 38,8% учащихся бывает желание перейти в другой класс. Большая часть класса ответила, что мальчики и девочки часто конфликтуют и 55,5% класса не хотели бы проводить больше времени вместе. Все это свидетельствует о низкой сплоченности коллектива и как следствие о низком уровнем социально-психологического климата.

Далее два раза в неделю на уроках физической культуры в течение месяца в классе к основной общеобразовательной программе были добавлены дополнительно подвижные игры на сплочение коллектива и формирование благоприятного социально-психологического климата. Проводились такие подвижные игры как: «спина к спине», «комплименты», «досчитай до конца», «электрическая цепь», «опочки», «построй фигуру», «угадай, чей голосок»; «скажи факт о товарище справа»; «построй цифры»; «встаньте в круг»; «цветная паутинка»; «водяной»; «стульчик»; «пиф-паф»; «посчитай»; «семейная фотография».

Таблица 2

Результаты вторичного исследования социально-психологического климата

в 4 классе, школы № 93 г. Барнаула

№ Свойства положительные +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Свойства отрицательные

1 Бодрый жизнерадостный тон настроения. 72% 27% Подавленное, настроение. унылое

2 Доброжелательность 55,5 44,5 Конфликты во

во взаимоотношениях. % % взаимоотношениях.

3 Взаимное расположение и понимание между мальчиками и девочками. 55,5 % 44,4 % Мальчики и конфликтуют собой. девочки между

4 Ученикам класса 66,6 33,3 Ученики класса

нравится быть % % выражают безразличие

вместе, хочется чаще к более тесному

находиться в общению,

коллективе, отказываются

№ Свойства положительные +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Свойства отрицательные

участвовать в совместных делах в свободное время. участвовать в совместных делах в свободное время.

5 Успехи и неудачи остальных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие и сочувствие всех членов коллектива. 55,5 % 44,4 % Успехи и неудачи отдельных учеников вызывают зависть или злорадство других членов коллектива.

6 Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. 61,1 % 38,8 % Каждый считает свое мнение главным, не слушает других.

7 В трудные минуты ученики класса сплачиваются еще больше (один за всех и все за одного). 61,1 % 38,8 % В трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся, обвиняют друг друга.

8 Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные. 50% 50% Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у большинства.

9 Ученики гордятся тем, что являются учащимися именно этого класса. 83,3 % 16,6 % Ученики недовольны тем, что являются учащимися именно этого класса.

10 Ученики относятся участливо и доброжелательно к новым членам коллектива, стараются помочь им утвердиться, освоиться. 77,7 % 22,2 % Ученики относятся неуважительно, враждебно к новым членам коллектива; новички чувствуют себя чужими, лишними.

11 Класс в целом активен, полон энергии. 66,6 % 33,3 % Класс в целом пассивен.

12 Совместные дела увлекают всех. 61,1 % 38,8 % Коллектив невозможно поднять на совместное дело.

13 В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. 55,5 % 44% В коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обижают, высмеивают их.

По результатам данного исследования видно, что результаты изменились в положительную сторону. Половина класса считает, что между мальчиками и девочками взаимное понимание и расположение. На вопрос 4, 66% класса ответили, что им нравится проводить время вместе. На вопрос 13 - большая часть класса считает, что в коллективе существует справедливое отношение ко всем ученикам. Также на утверждение № 7 больше половины класса выбрали положительное свойство.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует сплочению детского коллектива и формированию благоприятного социально-психологического климата в нем. Во время игры дети знакомятся друг с другом еще ближе, учатся решать игровые задачи, которые в свою очередь развивают навык взаимодействия. В современном мире технологий и гаджетов очень важно научить школьников общаться друг с другом и решать конфликты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тимофейчева В.А. Особенности формирования психологического климата в педагогическом коллективе колледжа [Электронный ресурс] / В.А. Тимофейчева. - 2 изд. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 115 с. -ISBN 978-5-4487-0415-4.

2. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия /

A.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. - 571 с.

3. Водяха Ю.Е. Психология детей младшего школьного возраста / Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-7186-1132-8.

4. Баршай В.М. 500 лучших подвижных игр для детей и взрослых /

B.М. Баршай, В.Н. Курысь, В.Ф Стрельченко. - М.: 1000 бестселлеров, 2019. -352 с. - ISBN 978-5-00144-030-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.