Научная статья на тему 'Формирование благоприятного инвестиционного налогового климата с целью пресечения ухода российских компаний в оффшорные зоны'

Формирование благоприятного инвестиционного налогового климата с целью пресечения ухода российских компаний в оффшорные зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОАЗИСЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ / УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ / ОТТОК КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

Данная статья посвящена вопросам использования оффшорных компаний в качестве метода оптимизации налогообложения. Перечислены преимущества и недостатки оффшорных предприятий. Слышны призывы к деоффшоризации российской экономики. Однако уходу предприятий в оффшоры во многом способствует несовершенство российских правопорядка и судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятного инвестиционного налогового климата с целью пресечения ухода российских компаний в оффшорные зоны»

УДК 336.22

Абакарова Рабият Шамсудиновна

преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства abakarovarabiyat@mail .ru Rabiyat Sh. Abakarova teacher of Taxes and Taxation chair Dagestan State Institute of a National Economy abakarovarabiyat@mail. ru

Формирование благоприятного инвестиционного налогового климата с целью пресечения ухода российских компаний в оффшорные зоны

The creation of a favourable investment and tax climate with the purpose of preventive maintenance of Russian companies in offshore zones

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам использования оффшорных компаний в качестве метода оптимизации налогообложения. Перечислены преимущества и недостатки оффшорных предприятий. Слышны призывы к деоффшоризации российской экономики. Однако уходу предприятий в оффшоры во многом способствует несовершенство российских правопорядка и судебной системы.

Ключевые слова: оффшорные зоны, деоффшоризация, налоговые оазисы, налоговая система, судебная система, оптимизация налогов, уклонение от налогов, отток капитала

Annotation. This article is devoted to the use of offshore companies as a method of optimization of the taxation. Lists the advantages and disadvantages of offshore companies. Hear the cry for deffloration the Russian economy. However, care companies in offshore largely due to the imperfection of Russian law enforcement and ^ judicial system.

Key words: offshore zones, deepfreeze, tax havens, the tax system, the judicial system, tax optimization, tax evasion, capital flight

С момента своего появления в 20м веке, оффшорные зоны активно развиваются. В первую очередь, это связано с постоянным ростом налогов в развитых странах. Согласно разным оценкам, на сегодняшний день примерно пятьдесят процентов мировых денег находятся в оффшорных зонах или низконалоговых юрисдикциях.

Оффшорные зоны получают средства в бюджет не от налогов, а от фиксированных ежегодных пошлин за продление компании. Как правило, оффшорные финансовые центры - это небольшие государства с невысокой численностью населения. В связи с этим, поступлений в бюджет от оплаты

ежегодных пошлин достаточно для поддержания высокого уровня жизни в стране.

С оффшорами связан стойкий негатив в виде отмывание денег, ухода от налогов и финансирования террористов. Это проблемы, которые довольно остро стоят сегодня перед международным сообществом.

Привлекательность оффшоров для оффшорных компаний заключается в следующем:

- предприятие можно открыть за пару дней без дорогостоящих капиталовложений.

- маленький процент на налог на прибыль или отсутствие налога вообще.

- нет ограничений на вывоз и ввоз валюты.

- нарушение таможенного или налогового закона не будет считаться уголовным преступлением.

Предприниматели ведут свою деятельность через оффшоры, так как оффшоры имеют свои плюсы, которые, в свою очередь, для государства оборачиваются большим минусом [4].

Стремление снизить налоговую нагрузку, работать в комфортной деловой среде и применять для развития бизнеса гибкие финансовые инструменты, которые работают на развитых рынках, способствует оттоку отечественного капитала в оффшорные юрисдикции.

В настоящее время в России отмечается один из самых высоких уровней оффшоризации экономики. Это связано с рядом обстоятельств, определяющих условия ведения бизнеса, которые в оффшорных юрисдикциях на сегодняшний день более благоприятные, чем на отечественном рынке.

В условиях финансовой глобализации борьба с оффшорами только методами налогового регулирования, безусловно, успеха принести не может. Таким образом, актуализировалась задача формирования системного подхода к реализации программы деоффшоризации экономики, включающей не только контроль над финансовыми потоками операций с интегрированным в российские сделки иностранными элементами, применяемые для вывода прибыли из-под российского налогообложения, но и борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, а также обеспечение защиты государственной собственности и имущества государственных компаний.

В качестве дестабилизирующих факторов, влияющих на развитие экономики, можно выделить частые изменения «правил игры», так как частое изменение правил работы предприятий и фирм на российском рынке негативным образом влияет на динамику оттока капитала в оффшорные зоны. Задачи успешной реализации политики деоффшоризации экономики и создания благоприятной деловой среды тесным образом переплетены между собой, так как представляют единый институциональный механизм, направленный на развитие экономики посредством стимулирующей налоговой политики и эффективного делового климата [2].

Вследствие динамичного развития оффшорных территорий, постоянного роста их экономической привлекательности для зарубежных компаний, отсутствия ограничений для перемещения финансового капитала происходит отток валютных ресурсов и инвестиционного капитала из стран базирования этих компаний, а также снижается уровень налоговых поступлений и сборов.

Уход российских компаний в оффшорные зоны объясняется целым рядом регулирующих факторов, определяющихся более благоприятными институциональными условиями ведения бизнеса с точки зрения финансовых и налоговых условий, связанных с отчислением налоговых платежей от полученных доходов компаний, уплатой социальных взносов и других мер.

В современных условиях следует, наоборот, удерживать российский капитал на своей территории, создавать благоприятные условия для регистрации и ведения крупного бизнеса, привлекательного для финансового капитала именно в России. Вместе с тем, вследствие развития открытой экономики, либерализации экономических условий, усиления роли глобализирующейся экономики в движении финансовых потоков оффшорные юрисдикции стали проводить агрессивную маркетинговую политику, привлекая наиболее успешные компании и банки в качестве новых участников в свои финансовые схемы.

Действующая налоговая система в России отличается устойчивостью, однако в связи с тем, что отток капитала из страны не уменьшается, необходимо формировать более конкурентоспособную налоговую политику, способную привлечь для работы инвестиционно - активные компании эффективной налоговой нагрузкой.

Важно серьезно задуматься об оптимизации налоговой политики и практики налогообложения в целях поощрения инновационного развития российской экономики.

Для этого необходимо устранить перекосы в налоговой системе, задействовать налоговые механизмы, стимулировать модернизацию российской экономики, пресечение возможностей ухода от налогообложения, разработать такой Налоговый кодекс, который оставался бы неизменным в течение длительного периода времени [1].

Ни для кого не секрет, что российское законодательство и судебная система не могут предложить условия, в достаточной степени способные удовлетворить потребности бизнеса.

Подводя итог, стоит отметить, что "Налоговые оазисы", то есть зоны нулевого или льготного налогообложения, продолжают свое существование. В то же время под давлением международных организаций ОЭСР и FATF, а также отдельных государств, прежде всего США, оффшорные зоны производят пересмотр своего законодательства:

- снижается степень банковской тайны;

- повышается уровень открытости и корпоративных структур;

- расширяется международный обмен налоговой информацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что снижается продолжительность периода, в котором были возможны «уклонения от налогов». Однако полное исчезновение данных противоправных составляющих в деятельности компаний произойдет не сразу [5].

На наш взгляд, оффшорные компании сохранят свое значение как инструмент налогового планирования, но они будут использоваться в оптимизации налогообложения, допускаемом законодательствами стран, в которых ведется деятельность данной международной структуры.

Судя по существующим в настоящее время масштабам деятельности по переводу офисов в налоговые гавани, последствия использования оффшорных схем действительно глобальны. Помимо уменьшения налоговой базы и снижения налоговых поступлений, отток капиталов в оффшоры грозит странам потерей налогового суверенитета.

В зарубежных странах выступления против развития оффшорного бизнеса начались в связи с тем, что размещения производственных мощностей в государствах с низкой стоимостью рабочей силы ведет к ликвидации рабочих мест. В России на первом месте среди аргументов борьбы с оффшорами стало требование вернуть налоговые выплаты в страну. Для возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию, прежде всего, необходимо осуществление структурных преобразований (например, решение проблем коррупции и защиты права собственности).

Тема «деоффшоризации» в настоящее время достаточно популярна как предмет экономических дискуссий.

Бороться с оффшорами с помощью «закручивания гаек», по нашему мнению, бесполезно. Более действенные способы - это ослабление налогового и административного давления на бизнес, совершенствование налогового администрирования.

Необходимо понимать, что, уничтожая оффшорные зоны, нужно предложить капиталу удобные условия хранения и обращения с более прозрачными условиями и правилами - пока в мире такого практически не представлено, поэтому на текущий момент борьба с оффшорами выглядит неперспективной [3].

Позиция представителей бизнеса свидетельствует, что курс на деоффшоризацию не пугает бизнесменов. Коммерческая практика вырабатывает все новые схемы ухода от налогов, а консультационные фирмы предлагают им все более сложные схемы владения, чтобы максимально скрыть активы от государства. Обмен налоговыми данными с другими странами малоэффективен без изменения российского законодательства, которое эксперты называют наиболее коррупционным.

Очевидно, что для того, чтобы «победить» стремление предпринимателей к использованию оффшорных центров, необходимо сделать налоговый режим в России более простым и комфортным, то есть приступить к формированию более благоприятного инвестиционного климата.

Использование иностранных юрисдикций позволяет не только устранить недостатки российской юрисдикции, но и получить целый набор преимуществ как правового, так и экономического характера. К таковым относятся, среди прочего, доступ на зарубежные рынки, оптимизация налогообложения, международно-правовая защита капиталовложений, беспристрастное правосудие, качественная правовая система.

Литература:

1.Абакарова Р.Ш. Содержание налоговой политики в среднесрочной перспективе // Теория и практика общественного развития. №11.2013г. -С.501-503

2.Андреева А.В., Раговик Л.В., Шелепов В.Г. Ограничение развития офшорных финансовых сетей и реализация модели справедливого налогообложения // TERRA ECONOMICUS. №4. Том 11. Часть 3. 2013г. - С. 236-240

З.Зеленюк А.Н. Проблемы деоффшоризации предпринимательской деятельности //Российский внешнеэкономический вестник. № 4. 2014г. - С. 3-16

4.Романычева Ю.С., Шалдина Г.Е. Оффшоры, политика государства, направленная на борьбу с отрицательными проявлениями оффшоров // Успехи в химии и химической технологии. №8(137). 2012г. - С. 96-100

5.Шабейкина Я.А. Оффшорные компании как метод оптимизации налогообложения // SCIENCE TIME. №4(4). 2014Г. - С. 290-293

References:

1. Abakarova R.Sh. The Content of tax policy in the medium term // Theory and practice of social development. N11. 2013 g. - Р.501-503

2. Andreeva A.V. Rahovec L.V., Shelepov VG limiting the development of offshore financial networks and the implementation of the model fair taxation // TERRA ECONOMICUS. N 4. Volume 11. Part 3. 2013. - Р. 236-240

3. Thelink A.N. Problems of deafferentation entrepreneurial activity // Russian economic journal. N 4. 2014. - Р. 3-16

4. Romanycheva U.S. Saldana G.Offshore policies aimed at combating negative manifestations of offshore // Advances in chemistry and chemical technology. N 8(137). 2012. - Р. 96-100

5. Sebacina Y.A. Offshore companies as a method of optimization of taxation // SCIENCE TIME. N 4(4). 2014. - Р. 290-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.